Урок литературы в 11 классе
Тема: Велимир Хлебников – поэт, чудак, пророк.
Цели:
- Познакомить учащихся с личностью и творчеством Хлебникова; показать многогранность его таланта, особенности художественного стиля и значение для литературы ХХ века.
- Совершенствовать навыки конспектирования, развивать словесно – образное мышление.
- Вызвать у учащихся интерес к личности и творчеству поэта, вовлечь их в проектную деятельность.
Методы и приемы:
- работа над теоретико – литературными понятиями: футуризм, литературное течение, словообраз, поэтические средства выразительности;
- выразительное чтение и анализ произведений Хлебникова;
- использование внетекстовых материалов (документальная проза С. Третьякова, стихотворения С. Спасского, воспоминания Н. Асеева).
Ход урока
Оргмомент.
Слово учителя.
Неповторимость и странность судьбы В.Хлебникова сделала его легендой русской литературы ХХ века. Жизненный и творческий путь поэта стремителен и краток – всего 37 лет, 17 из которых он посвятил поэзии. Для него поэзия была прошлым, настоящим и будущим. Современники вспоминают, что Велимир постоянно жил как бы в своем поэтическом мире. Его часто можно было застать пишущим в самых необычных, порой не подходящих для этого занятия условиях. Он мог писать свои стихи прямо в магазине, на оберточной бумаге, в книжной лавке, на обложке любой книги – везде, где под руку попадался клочок бумаги. Вот как выглядят рукописи стихотворений Хлебникова (продемонстрировать образец).
У поэта Сергея Спасского есть строчки, посвящённые Хлебникову:
И как нахохленная птица,
Бывало, углублён и тих,
По – детски Хлебников глядится
В пространство замыслов своих.
(демонстрируется портрет поэта)
Сообщение учащегося: Природа редко создает такие красивые лица. Здесь гармонично все: тонкие линии, образующие овал лица, плавный подбородок, прямой нос, не слишком широкие брови, красивые губы и, конечно же, необычайно выразительные глаза. В них нет злобы, зависти, насмешки, в них – скорее детская непосредственность и наивность, особая легкость, невесомость и чистота. Природа щедро одарила Хлебникова многими талантами. Он был не только писателем и поэтом, но и неплохим художником и даже музыкантом. Поэтому мы имеет уникальную возможность сравнить наши впечатления с тем, как художник сам себя осознал. До наших дней дошел автопортрет Хлебникова (демонстрация автопортрета Хлебникова 1909 г.).
Посмотрите, здесь он как бы парит в бесконечном пространстве, и каждая черта его лица напоминает пейзаж, но не земной, а небесной или даже воздушной. Он словно плывет, меняется и движется, как движутся в небе облачные громады. Это состояние Хлебников передал в стихотворении «На родине красивой смерти Машуке», посвящённая М. Ю. Лермонтову.
Чтец: И в небесах зажглись, как очи,
Большие серые глаза.
И до сих пор живут средь облаков.
И до сих пор им молятся олени.
Писателю России с туманными глазами,
Когда полет орла напишут над утесом
Большие медленные брови.
Учащийся: поэт выразил в этом автопортрете и в стихотворении одну из важных мыслей, которых получит в дальнейшем свое развитие. Это неразрывная связь человека и Вселенной.
Учитель: Хлебников считал, что осуществить поставленную цель можно путем синтеза футуристической живописи, поэзии и музыки, гармонично воздействующих на человека (учащиеся записывают это положение в тетради).
Учитель: откуда у Хлебникова появился интерес к вопросам мироздания?
Учащийся: Основы миропонимания, интерес к вопросам мироустройства у поэта были заложены в семье матерью и отцом – известными учеными-орнитологами (демонстрация портретов родителей). Кроме этого под влиянием сестры-художницы развился художественный талант поэта.
Интерес к вопросам будущего устройства мира укрепился в стенах Казанского и Петербургского университетов. Где он проявил себя как талантливый молодой ученый, издав ряд статей, одна из которых называлась «Опыт построения естественно-научного понятия» и наконец огромное значение в выборе такой грандиозной цели в жизни сыграло время, в которой выпала честь жить и творить Хлебникову.
Учащийся: Вспомним начало XX века: первые аэропланы, автомобили, проекты, связанные с солнечной энергией, грандиозные планы Вернадского, Чижевского, Циолковского, связанные с полетами к звездам. Человечество с надеждой смотрело в будущее, уповая лишь на хорошее. Лучшее было «творимой мечтой» поэта. И осуществиться этой мечте помог футуризм.
Учащийся: возникновение этого литературного течения окончательно определило творческий путь поэта. Хлебников уходит из университета. История его жизни заполнена переездами из города в город. У него нет дома, нет службы, чаще всего нет денег.
В Харькове и Ростове, Баку и Москве Хлебников живет у друзей, знакомых и просто случайных людей. Но везде он одержимо работает, пишет и переписывает, размышляет и исследует. Ученый и фантаст, поэт и публицист, он полностью поглощен творческим трудом.
Учитель: Каким образом Хлебников хотел преобразовать мир?
Учащийся: Свое назначение он видел в том, чтобы нести миру новое, «самовитое слово». Поэтому неслучайно он выбрал себе имя Велимир – повелевающий миром. Хлебников поставил перед собой одну из задач – возрождение словообраза, который бы отражал предмет в живом сочетании форм и красок. Для этого поэт использовал весьма специфические приемы:
Поэт обратил внимание на корень слова и при помощи различных префиксов и суффиксов стал образовывать новые слова, напоминающие древнеславянскую речь. Этим пот пытался «найти, не разрывая круга корней, волшебный камень превращения всех славянских слов из одного в другое – свободно плавить слова». Ярким примером такого словообразования может служить стихотворение «Заклятье смехом» (чтение стихотворения; учащиеся записывают первый прием возрождения словообраза).
Нередко новые слова возникает по типу церковно-славянских «моделей» («плясавица», «летавица», «кравчий», «летава», «летины») (учащиеся записывают второй прием словообраза).
Неологизмы у Хлебникова рождались и путем совмещения значения и суффиксов двух разных слов. Этот принцип был использован поэтом в стихотворении «Кузнечик» (чтение стихотворения). В этом стихотворении слово «крылышкуя» было образовано, видимо, от существительного «крылышко» по образцу «воркуя», а неологизм «лебедиво» образовано сочетанием «лебедь» и «диво».
Учитель: Вы прослушали стихотворение. Вспомните, какие звуки повторяются в нем?
Учащиеся: у, к, л, р – повторяются 5 раз каждый, создавая впечатление легкости и изящности. Стихотворение «Кузнечик» стало своеобразной звуковой миниатюрой, с удивительной чистотой и непосредственностью передающей ощущение природы (учащиеся записывают 3-й прием возрождения словообраза).
Итог урока.
Учитель:
- Какие пути преобразования мира предлагал Хлебников? (возрождение словообраза).
- В чем проявилось новаторство Хлебникова-поэта? (образование новых слов по моделям).
- почему стихотворение «Кузнечик» принято считать звуковой миниатюрой?
Задание на дом:
- проанализировать «звуковые стихи» Хлебникова,
- определить цвет каждого звука («Звездная азбука», «Бобэоби пелись губы», «Зангези»),
- определить новаторство в ритме, рифме и размере стиха.