СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок литературы в 7 классе по легенде о Данко М.Горького

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

 Технологическая карта урока литературы в 7 классе в соответствии с требованиями ФГОС при переходе на ООП ООО.

Просмотр содержимого документа
«Урок литературы в 7 классе по легенде о Данко М.Горького»

Урок литературы в 7А классе

Программа Т.Я. Коровина

Учитель Юрченко А.П. МКОУ «СОШ № 15»г.Шадринск


Тема урока

«Подвиг во имя людей» (По рассказу М. Горького «Старуха Изергиль»)

Цели урока

Цели:

1) обучающие:

  • показать особенности романтизма на примере легенды о Данко;

  • проанализировать легенду о Данко с точки зрения её идейного своеобразия

  • учить внимательному, выразительному чтению, элементам филологического анализа;

  • учить понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения, характеризовать его героев.

2) развивающие:

  • развивать логическое мышление и связную речь учащихся;

  • совершенствовать навыки работы учащихся с художественным текстом;

3) воспитывающие:

  • способствовать воспитанию духовно-нравственной личности, формированию гражданского сознания.

Планируемые результаты обучения, в т.ч. формирование УУД

Личностные: совершенствование духовно-нравственных качеств личности; использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации;

Метапредметные: умение понимать проблему, выдвигать гипотезу, структурировать материал, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции, выделять причинно-следственные связи в устных и письменных высказываниях, формулировать выводы; умение самостоятельно организовывать собственную деятельность, оценивать ее, определять сферу своих интересов; умение работать с разными источниками информации, находить ее, анализировать, использовать в самостоятельной деятельности.

Предметные: понимание связи литературных произведений с эпохой их написания, выявление заложенных в них вневременных, непреходящих нравственных ценностей и их современного звучания; умение анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров; понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения, характеризовать его героев, роль изобразительно-выразительных средств языка, понимание их роли в раскрытии идейно-художественного содержания произведения (элементы филологического анализа); владение элементарной литературоведческой терминологией при анализе литературного произведения.

Формирование УУД

Познавательные УУД: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения предметной учебной задачи, состоящей из нескольких шагов, выполнять универсальные логические действия; уметь передавать содержание в сжатом, выборочном или развёрнутом виде.


Коммуникативные УУД: доносить свою позицию до слушателей, владея приёмами монологической и диалогической речи:

оформлять свои мысли в устной и письменной речи; отстаивать свою точку зрения, аргументируя ее; учиться подтверждать аргументы фактами; учиться критично относиться к собственному мнению; понять другие позиции (взгляды, интересы); организовывать учебное взаимодействие в группе (распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.; предвидеть (прогнозировать) последствия коллективных решений.


Личностные УУД: оценивать ситуации и поступки (ценностные установки, нравственная ориентация); искать свою позицию в многообразии общественных и мировоззренческих позиций, эстетических и культурных предпочтений.


Регулятивные УУД: определять и формулировать цель деятельности, составлять план действий по решению проблемы (задачи); осуществить действия по реализации плана; соотнести результат своей деятельности с целью и оценить его.



Основные понятия

романтизм, романтический герой, легенда


Ресурсы

текст произведения, компьютер, проектор, экран


Этапы урока

Формируемые УУД

Деятельность учителя

Деятельность обучающегося

Оргмомент


Личностные УУД: ценностные установки





Познавательные УУД:

самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения предметной учебной задачи, состоящей из нескольких шагов, выполнять универсальные логические действия;

Регулятивные УУД:

определять цель и задачи учебной деятельности с помощью учителя; совместно с учителем определять тему урок;

Коммуникативные УУД:

оформлять свои мысли в устной речи с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуаций,

объяснять свою точку зрения, аргументируя ее;

учиться критично относиться к собственному мнению.

Приветствие

Концентрирование внимания, осмысление услышанного

Целеполагание

и мотивация


Представление эпиграфа

Жизнь не тающая свеча. Это что-то вроде чудесного факела, который попал человеку в руки на мгновение, и его нужно заставить пылать как можно ярче, прежде чем передать грядущим поколениям. Б.Шоу Слайд 2

-Как вы понимаете слова Бернарда Шоу о жизни?

- Сформулируйте цель урока

- Сформулируйте задачи, которые мы должны решить на уроке.

- Сформулируйте тему урока. «Подвиг во имя людей»

Слайд № 1


Формулирование цели, задач, темы урока


.Актуализация

знаний и фиксация

затруднения в деятельности


Познавательные УУД:

самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения предметной учебной задачи, состоящей из нескольких шагов, выполнять универсальные логические действия;

Регулятивные УУД:

определять цель и задачи учебной деятельности с помощью учителя; совместно с учителем определять тему урок;

Коммуникативные УУД:

оформлять свои мысли в устной речи с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуаций,

объяснять свою точку зрения, аргументируя ее;

учиться критично относиться к собственному мнению.




Работа над литературоведческими понятиями.

- Так что такое легенда?

- Назовите черты романтизма.

- Какие микротемы выделили, как озаглавили?

Проблемные вопросы учителя:


-Могли люди, на ваш взгляд, сделать что-то, чтобы чужие племена не сумели прогнать их в глубь леса?

- Что предприняли «отцы »племени?

- Какие две дороги могли выбрать люди?

Что помешало людям бороться за свое племя?



Ответы учащихся по домашнему заданию.



Чтение , определение главной мысли микротемы, озаглавливание.



Ответы учащихся на проблемный вопрос учителя.


Самостоятельная работа учащихся по тексту с обсуждением в классе

Познавательные УУД:

Уметь выразительно читать фрагмент, определять основную мысль, озаглавливать; самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения предметной учебной задачи, состоящей из нескольких шагов;

выполнять универсальные логические действия:

- выполнять анализ (выделение признаков),

- производить синтез (составление целого из частей, в том числе с самостоятельным достраиванием),

- устанавливать причинно-следственные связи,

- выстраивать логическую цепь рассуждений,

- относить объекты к известным понятиям.


Коммуникативные УУД:

оформлять свои мысли в устной и письменной речи; учиться подтверждать аргументы фактами; слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения.

Регулятивные УУД:

соотнести результат своей деятельности с целью и оценить его;

определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев;

учиться давать оценку его результатов;

понимать причины своего неуспеха и находить способы выхода из этой ситуации.




Организация самостоятельной работы учащихся.

Помощь учащимся в определении цели и задач самостоятельной работы.

Задание:

- Прочитать 5, 6 микротемы.

Определить основную мысль. Озаглавить.

Ответы на проблемные вопросы учителя:

- Как вы считаете, что может дальше произойти с Данко? Можем ли мы осуждать людей за трусость?

-Какой момент следует считать кульминационным?

- Какими средствами художественной выразительности изображается сердце героя?



Определение цели и задач самостоятельной работы;

Ответы учащихся, выразительное чтение фрагментов, озаглавливание.

Оценивание ответов.



Включение в систему знаний и повторение


Коммуникативные УУД:

оформлять свои мысли в устной и письменной речи; учиться подтверждать аргументы фактами; слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения.



- Скажите, поступок Данко – подвиг или глупое поведение?

-Почему вы так думаете?

- Вспомните, что такое подвиг.

- В каких пределах разумен подвиг и когда человеку необходимо его совершать?

- В наше время можно совершить подвиг?


Сочинение синквейна «Данко»

и самоконтроль с помощью выведенного на экран примера синквейна к образу Данко


Включение в систему знаний и повторение


Коммуникативные УУД:

оформлять свои мысли в устной и письменной речи; учиться подтверждать аргументы фактами; слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения.


Обсуждение предварительного домашнего задания

- Почему майор Солнечников так поступили? Была ли необходимость в его героизме?

- В чём заключается смысл легенды о Данко: в прославлении героизма или в стремлении научить уважать героизм?

- Все ли люди способны уважать героев и их подвиги? В чём, по-вашему, заключается это уважение?


Презентация «Герой сегодняшнего дня»

Включение в систему знаний и повторение

.

Познавательные УУД:

уметь передавать содержание в сжатом, выборочном виде;

выстраивать логическую цепь рассуждений,

относить объекты к известным понятиям; соотносить новые понятия с уже известными.



Подведение итогов.

- Какую память оставил о себе Данко?

-Какова же тема легенды?

-Какова основная мысль легенды?

-Какую проблему ставит М.Горький легендой о Данко?

- Какова позиция автора?

Выполнили ли поставленную цель?

Выполнил ли каждый из вас задачи, которые ставил в начале урока?

Какая задача не выполнена?

(Мы не дали характеристику Данко)

Определение темы,основной мысли «Легенды о Данко».

Выявление позиции автора.

Рефлексия деятельности


Регулятивные УУД:

выделять причинно-следственные связи в устных высказываниях, формулировать выводы;
умение самостоятельно организовывать собственную деятельность, оценивать ее, определять сферу своих интересов.

Коммуникативные УУД:

умение строить устное и письменное высказывание с учетом речевой ситуации с соблюдением языковых норм.

Организация рефлексии

Самооценка работы учащимися,

обмен мнениями, чем полезен оказался урок.


Сочинение синквейна «Данко»

и самоконтроль с помощью выведенного на экран примера синквейна к образу Данко


Домашнее задание


Объяснение домашнего задания

1.Устная характеристика Данко.

2.Выписать изобразительно- выразительные средства . Для чего использует их Горький?