Тема урока | «Подвиг во имя людей» (По рассказу М. Горького «Старуха Изергиль») |
Цели урока | Цели: 1) обучающие: показать особенности романтизма на примере легенды о Данко; проанализировать легенду о Данко с точки зрения её идейного своеобразия учить внимательному, выразительному чтению, элементам филологического анализа; учить понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения, характеризовать его героев. 2) развивающие: 3) воспитывающие: |
Планируемые результаты обучения, в т.ч. формирование УУД | Личностные: совершенствование духовно-нравственных качеств личности; использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации; Метапредметные: умение понимать проблему, выдвигать гипотезу, структурировать материал, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции, выделять причинно-следственные связи в устных и письменных высказываниях, формулировать выводы; умение самостоятельно организовывать собственную деятельность, оценивать ее, определять сферу своих интересов; умение работать с разными источниками информации, находить ее, анализировать, использовать в самостоятельной деятельности. Предметные: понимание связи литературных произведений с эпохой их написания, выявление заложенных в них вневременных, непреходящих нравственных ценностей и их современного звучания; умение анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров; понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения, характеризовать его героев, роль изобразительно-выразительных средств языка, понимание их роли в раскрытии идейно-художественного содержания произведения (элементы филологического анализа); владение элементарной литературоведческой терминологией при анализе литературного произведения. Формирование УУД Познавательные УУД: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения предметной учебной задачи, состоящей из нескольких шагов, выполнять универсальные логические действия; уметь передавать содержание в сжатом, выборочном или развёрнутом виде. Коммуникативные УУД: доносить свою позицию до слушателей, владея приёмами монологической и диалогической речи: оформлять свои мысли в устной и письменной речи; отстаивать свою точку зрения, аргументируя ее; учиться подтверждать аргументы фактами; учиться критично относиться к собственному мнению; понять другие позиции (взгляды, интересы); организовывать учебное взаимодействие в группе (распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.; предвидеть (прогнозировать) последствия коллективных решений. Личностные УУД: оценивать ситуации и поступки (ценностные установки, нравственная ориентация); искать свою позицию в многообразии общественных и мировоззренческих позиций, эстетических и культурных предпочтений. Регулятивные УУД: определять и формулировать цель деятельности, составлять план действий по решению проблемы (задачи); осуществить действия по реализации плана; соотнести результат своей деятельности с целью и оценить его. |
Основные понятия | романтизм, романтический герой, легенда |
Ресурсы | текст произведения, компьютер, проектор, экран |
Этапы урока | Формируемые УУД | Деятельность учителя | Деятельность обучающегося |
Оргмомент | Личностные УУД: ценностные установки Познавательные УУД: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения предметной учебной задачи, состоящей из нескольких шагов, выполнять универсальные логические действия; Регулятивные УУД: определять цель и задачи учебной деятельности с помощью учителя; совместно с учителем определять тему урок; Коммуникативные УУД: оформлять свои мысли в устной речи с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуаций, объяснять свою точку зрения, аргументируя ее; учиться критично относиться к собственному мнению. | Приветствие | Концентрирование внимания, осмысление услышанного |
Целеполагание и мотивация | Представление эпиграфа Жизнь не тающая свеча. Это что-то вроде чудесного факела, который попал человеку в руки на мгновение, и его нужно заставить пылать как можно ярче, прежде чем передать грядущим поколениям. Б.Шоу Слайд 2 -Как вы понимаете слова Бернарда Шоу о жизни? - Сформулируйте цель урока - Сформулируйте задачи, которые мы должны решить на уроке. - Сформулируйте тему урока. «Подвиг во имя людей» Слайд № 1 | Формулирование цели, задач, темы урока |
.Актуализация знаний и фиксация затруднения в деятельности | Познавательные УУД: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения предметной учебной задачи, состоящей из нескольких шагов, выполнять универсальные логические действия; Регулятивные УУД: определять цель и задачи учебной деятельности с помощью учителя; совместно с учителем определять тему урок; Коммуникативные УУД: оформлять свои мысли в устной речи с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуаций, объяснять свою точку зрения, аргументируя ее; учиться критично относиться к собственному мнению. | Работа над литературоведческими понятиями. - Так что такое легенда? - Назовите черты романтизма. - Какие микротемы выделили, как озаглавили? Проблемные вопросы учителя: -Могли люди, на ваш взгляд, сделать что-то, чтобы чужие племена не сумели прогнать их в глубь леса? - Что предприняли «отцы »племени? - Какие две дороги могли выбрать люди? Что помешало людям бороться за свое племя? | Ответы учащихся по домашнему заданию. Чтение , определение главной мысли микротемы, озаглавливание. Ответы учащихся на проблемный вопрос учителя. |
Самостоятельная работа учащихся по тексту с обсуждением в классе | Познавательные УУД: Уметь выразительно читать фрагмент, определять основную мысль, озаглавливать; самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения предметной учебной задачи, состоящей из нескольких шагов; выполнять универсальные логические действия: - выполнять анализ (выделение признаков), - производить синтез (составление целого из частей, в том числе с самостоятельным достраиванием), - устанавливать причинно-следственные связи, - выстраивать логическую цепь рассуждений, - относить объекты к известным понятиям. Коммуникативные УУД: оформлять свои мысли в устной и письменной речи; учиться подтверждать аргументы фактами; слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения. Регулятивные УУД: соотнести результат своей деятельности с целью и оценить его; определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев; учиться давать оценку его результатов; понимать причины своего неуспеха и находить способы выхода из этой ситуации. | Организация самостоятельной работы учащихся. Помощь учащимся в определении цели и задач самостоятельной работы. Задание: - Прочитать 5, 6 микротемы. Определить основную мысль. Озаглавить. Ответы на проблемные вопросы учителя: - Как вы считаете, что может дальше произойти с Данко? Можем ли мы осуждать людей за трусость? -Какой момент следует считать кульминационным? - Какими средствами художественной выразительности изображается сердце героя? | Определение цели и задач самостоятельной работы; Ответы учащихся, выразительное чтение фрагментов, озаглавливание. Оценивание ответов. |
Включение в систему знаний и повторение | Коммуникативные УУД: оформлять свои мысли в устной и письменной речи; учиться подтверждать аргументы фактами; слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения. | - Скажите, поступок Данко – подвиг или глупое поведение? -Почему вы так думаете? - Вспомните, что такое подвиг. - В каких пределах разумен подвиг и когда человеку необходимо его совершать? - В наше время можно совершить подвиг? | Сочинение синквейна «Данко» и самоконтроль с помощью выведенного на экран примера синквейна к образу Данко |
Включение в систему знаний и повторение | Коммуникативные УУД: оформлять свои мысли в устной и письменной речи; учиться подтверждать аргументы фактами; слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения. | Обсуждение предварительного домашнего задания - Почему майор Солнечников так поступили? Была ли необходимость в его героизме? - В чём заключается смысл легенды о Данко: в прославлении героизма или в стремлении научить уважать героизм? - Все ли люди способны уважать героев и их подвиги? В чём, по-вашему, заключается это уважение? | Презентация «Герой сегодняшнего дня» |
Включение в систему знаний и повторение . | Познавательные УУД: уметь передавать содержание в сжатом, выборочном виде; выстраивать логическую цепь рассуждений, относить объекты к известным понятиям; соотносить новые понятия с уже известными. | Подведение итогов. - Какую память оставил о себе Данко? -Какова же тема легенды? -Какова основная мысль легенды? -Какую проблему ставит М.Горький легендой о Данко? - Какова позиция автора? Выполнили ли поставленную цель? Выполнил ли каждый из вас задачи, которые ставил в начале урока? Какая задача не выполнена? (Мы не дали характеристику Данко) | Определение темы,основной мысли «Легенды о Данко». Выявление позиции автора. |
Рефлексия деятельности | Регулятивные УУД: выделять причинно-следственные связи в устных высказываниях, формулировать выводы; умение самостоятельно организовывать собственную деятельность, оценивать ее, определять сферу своих интересов. Коммуникативные УУД: умение строить устное и письменное высказывание с учетом речевой ситуации с соблюдением языковых норм. | Организация рефлексии | Самооценка работы учащимися, обмен мнениями, чем полезен оказался урок. Сочинение синквейна «Данко» и самоконтроль с помощью выведенного на экран примера синквейна к образу Данко |
Домашнее задание | | Объяснение домашнего задания | 1.Устная характеристика Данко. 2.Выписать изобразительно- выразительные средства . Для чего использует их Горький? |