Кожевникова Л.Б.
-организовать деятельность учащихся по усвоению письменного приёма сложения двузначных чисел без перехода через разряд;
-совершенствовать устные вычислительные навыки и умение решать задачи, умения находить в двузначных числах десятки и единицы.
- выполнять письменный приём сложения двузначных чисел без перехода через разряд согласно алгоритму;
- решать текстовые задачи, оценивая правильность хода решения.
-стремиться совершать добрые поступки.
№ п/п | ЭТАПЫ УРОКА Методы и приёмы | Хро номет раж | СОДЕРЖАНИЕ УРОКА | ФОРМИРУЕМЫЕ УУД |
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧИТЕЛЯ | ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧАЩИХСЯ |
1 | Самоопределение к деятельности. | 1-2 мину ты | Приветствует учащихся, проверяет готовность их к уроку. Эмоционально настраивает на работу. Чтоб врачом, моряком Или лётчиком стать, Надо прежде всего Математику знать. И на свете нет профессий Вы заметьте-ка, Где бы вам не пригодилась Математика! Начинаем наш урок! Оформляем начало работы в тетради. | Приветствуют учителя. Переключают внимание на учителя. Настраиваются на работу. Записывают число и «классная работа». | Р: выработать учебную мотивацию, слушать и понимать речь других людей; |
2 | Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности. | 4-5 минут | Упражнение на определение в числе десятков и единиц. Перед вами числа. Запишите их в тетради в порядке возрастания и расшифруйте слово. 80, 4, 31, 67, 52. 99, 18 (Доброта) ?Какое это качество? ? У кого из вас есть оно? ? Почему Айболит возле слова «доброта»? Найдите лишнее число. Почему лишнее? Назовите число, в котором отсутствуют единицы. Назовите число, в котором количество единиц и десятков обозначено одной цифрой. - Приготовьте доски. Напишите число, в котором 4 дес. и 8 ед.; 8 дес. и 7 ед. (Проверяю записи). -Кто задаст похожее задание своим одноклассникам? Упражнение на представление числа в виде разрядных слагаемых. -Посмотрите, что я написала на доске? (Пишу 39 = 30 + 9) Теперь вы, ребята, представьте число 71 и 54 в виде суммы разрядных слагаемых, запишите на досках. (Проверяю записи) Убираем доски и маркеры. Наводим порядок на парте. | Записывают в тетради числа, под ними буквы. Читают слово, которое получилось. Отвечают: самый добрый сказочный персонаж, профессия милосердная. Число 4, оно однозначное. Находят и называют числа (80.99) Готовят инд. белые доски и маркеры. Записывают числа. 2-3 ученика диктуют похожее задание. Взаимопроверка. Отвечают: число 39 представили в виде суммы разрядных слагаемых 30 и 9. Записывают на досках 71=70+1 54=50+4 Наводят порядок на парте. | Р: осмыслять учебный материал, действовать с учётом выделенных учителем ориентиров П: поиск и выделение информации, анализ объектов, К: умение задавать вопросы, слушать других. |
3 | Постановка учебной задачи. | 3-4 минуты | -На доске записаны числа. Внимательно слушайте инструкцию: Составьте примеры на сложение с помощью данных чисел – слагаемых и знаков. 27, 20, 32, 3, +, = Запишите их в тетрадь в один столбик. Решите. Просигнальте. Проверьте себя по эталону, если слагаемые поменялись местами – это одна и та же сумма. Допишите примеры, которых у вас нет. Посмотрите внимательно на выражения, которые у нас получились. ?Кто заметил новый пример? ?Кто смог его решить? Запишем во второй столбик. ?Кто понял, чему мы сегодня будем учиться? ? Какие задачи можем поставить себе на урок? (записываю задачи на доске) | Составляют примеры, записывают их в тетрадь: 27+20=47 27+32=59 27+3=30 32+3=35 32+20=32 20+3=23 Самопроверка. Внимательно изучают выражения. Находят примеры: 32+27 или 27+32, записывают в тетрадь. Пробуют сформулировать тему, задачи урока (будем учиться решать примеры на сложение двузначных, не круглых чисел). Задачи: работать в паре дружно, учиться решать зада чи ,примеры вида 32+27. | Р: принимать и находить учебную задачу, совместно с учителем формулировать тему и цели урока, действовать согласно устной инструкции; П: извлекать необходимую информацию, отличать новое от уже известного с помощью учителя; К: участвовать в учебном диалоге, формулировать выводы. |
4 | Построение выхода из затруднения. | 3-4 минуты | Проблемный поиск. Как же решается новый пример? !!! Давайте вспомним, как мы рассуждали, когда решали примеры на сложение с двузначными числами. (Показываю опорную схему). 45 + 3= 60 +21= 20 1 ! Вместе решаем, рассуждаем. ?! Как же решить новый пример, ведь кто-то из вас решил его сам! -Посмотрите, как … записал пример! ?Какой способ удобнее? ? Почему? | Рассматривают схемы. Рассуждают, устно решают. Ученики выходят к доске, по одному человеку, пытаются на основе знаний прежних алгоритмических действий решить новый пример. Обязательно кто-то напишет пример в столбик. | Р: принятие и сохранение учебной задачи, планирование своих действий в соответствии с поставленной задачей; П: формулирование проблемы, создание способов решения проблемы, К: учёт разных мнений и стремление к координации различных позиций в сотрудничестве. |
5 | Физминутка. | 1 минута | Закройте глаза. Мысленно загляните в своё сердце, там сад, дерево с зелёной кроной. Это дерево доверия и доброты. Какое оно у вас: большое или маленькое? Это зависит от ваших поступков. Если вы одобряете поступок, то руки поднимаем вверх, шелестим листочками. Если не одобряете, опускаете руки вниз. -Поздоровался при встрече. - Уступил место в автобусе пожилому человеку. -Жаловался на всех подряд. -Смастерил скворечник. -Помог товарищу решить задачу. Вы у меня добрые. | Под звуки пения птиц выполняют инструкции учителя. | |
7 | Первичное закрепление. | 7 -8 минут | Составление алгоритма действий при письменном вычислении. -Помогите объяснить. (Записываю письменное решение примера 45+23, стимулирую учащихся помогать мне в объяснении) Организовываю составление алгоритма. Записываю действия, которые говорят обучающиеся. Алгоритм (памятка) Пишу единицы под единицами, десятки под десятками. Складываю единицы. Пишу под единицами. Складываю десятки, пишу под десятками. Читаю ответ. Вычисление с устным объяснением у доски. - Учебник, стр.4, номер 1 (три примера). Оцените себя на полях тетради. | Записывают пример в тетрадь, повторяют пояснение к решению. Пробуют составить алгоритм действий письменного вычисления двузначных чисел. 3 ученика с объяснением решают у доски, остальные внимательно слушают, проверяют свои вычисления. Те дети, кто умеет письменно вычислять, решают самостоятельно дополнительное задание на доске (на карточке). На полях пишут ! , если работал на отлично и всё понял. + - понял, работал, была ошибка - -не понял, не работал. | Р: принимать и сохранять учебную задачу; оценивать свои действия и действия других; П: планировать решение учебной задачи, выстраивать последовательность необходимых операций. К: участвовать в учебном диалоге, формулировать выводы, обмениваться мнениями. |
8 | Самостоятельная работа с проверкой по эталону. | 6-7 минут | Самостоятельное решение примеров с взаимопроверкой. -Решите самостоятельно примеры на жёлтых листиках. -Поменяйтесь листиками, проверьте работу товарища по эталону. Покажите пальчиком вверх, у кого правильно. Работа в парах «Найди ошибку». -Сейчас поработаем в парах. ? Как надо работать в паре, чтобы получить результат? -Возьмите бежевый лист, найдите неправильно решённый пример, зачеркните его и рядом решите верно. Просигнальте, когда закончите. Прочитайте неправильно решённый пример, скажите верный ответ. Оцените свою работу в паре. | Выполняют вычисления на листиках. Проверяют работу товарища по эталону. Показывают сигналом, у кого правильно. Вспоминают правила работы в парах. В парах прорешивают примеры, находят ошибки, исправляют. Несколько пар отвечают. Оценивают значками на листиках и жестами. | Р: принимать и сохранять учебную задачу, оценивать свою работу и работу других, адекватно принимать оценочные суждения других; П: находить ошибки, исправлять их; К: участвовать в учебном диалоге, обмениваться мнениями, проявлять инициативное сотрудничество в поиске информации. |
9 | Гимнастика для глаз | 1 минута | Руки могут быть добрыми: машем ручками, воздушный поцелуй, пожатие руки. Могут быть строгими: грозим пальчиком. Могут быть волшебными: потёрли ладони, положили их на глазки, тепло идёт из середины ладони в глаза. Под закрытыми веками глаза вверх, вниз, вправо, влево. | Выполняют инструкции учителя. | |
10 | Включение в систему знаний и повторения. | 7-9 минут | Решение задачи. Читаю условие задачи. -Участвуя в акции «Подкорми птиц зимой», ученики 1-а класса сделали и повесили 26 кормушку. Учащиеся 1-б класса на 4 кормушки меньше. Сколько всего кормушек повесили первоклассники? Провожу анализ задачи. Корректирую решение задачи по необходимости. | Слушают условие задачи. У доски 1 ученик на боковой доске сам записывают условие задачи, остальные пишут условие в тетради. Сверяют условие. Решают, выбрав разные пути: лёгкий – 1 и 2 действия; пояснение к первому действию. трудный – 1 и 2 действия, выражение. Пояснение к первому действию. | Р: осмыслять учебный материал, действовать самостоятельно по выбранному пути; П: схематически изображать условие задачи, составлять план решения; К: участвовать в учебном диалоге, обмениваться мнениями. |
11 | Рефлексия учебной деятельности. | 4-5 минуты | ? Мы выполнили поставленные задачи? ?Чему мы учились на уроке? ?Что повторили? ?Чей ответ вам понравился сегодня? Почему? Расскажите друг другу в паре алгоритм действий при письменном сложении. Оцените свою работу на уроке, используя фразеологизмы (записаны на листах, прикреплены к доске). ? Кто работал «засучив рукава»? ? Кто испытал «чувство локтя»? ? Кто-то работал «спустя рукава» ? Домашнее задание: Учебник стр.4 –3 примера под знаком вопроса и задача 2. Кто хочет больше примеров, берет домой белый листик с заданием. Молодцы. Мне нравится с вами делать открытия. Пожмите по доброму друг другу руки. | Отвечают: учились складывать двузначные числа письменно, учились решать задачу, находить ошибки и исправлять их; повторили разряды. Повторяют алгоритм действий в паре. Оценивают свою деятельность на уроке: отвечают, поднимают руки. Выбирают домашнее задание. | Р: принимать и сохранять учебную задачу. Оценивать результаты своей деятельности на уроке. П: пересказывать свою деятельность К: уметь оформлять свои мысли в устной форме и понимать речь других, сотрудничать с ровесником. |