СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок математики по теме "Римские цифры. Летопись родного края"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока математики 3 класс по теме "Римские цифры. Летопись родного края"

Просмотр содержимого документа
«Урок математики по теме "Римские цифры. Летопись родного края"»

МОУ «Краснозаводская средняя общеобразовательная школа №1»





Выступление на открытом районном заседании творческой группы учителей начальных классов по теме : « Формирование нравственных ценностей у младших школьников средствами регионализации математического образования»



Урок по математике с использованием краеведческого материала в 3 — а классе по теме:

«Римские цифры. Летопись родного края»
















Учитель I квалификационной категории Цыганова Н.В.

Февраль 2011г


Цели и задачи урока:


  • Познакомить учащихся с письмом римских цифр, образованием;


  • Развивать познавательный интерес, мышление, память;

  • Развивать устную и письменную речь;

  • Познакомить детей с краткой летописью родного края, прививать любовь к родному краю;

  • Воспитывать чувство патриотизма, любознательность.

Тип урока: изучение нового материала



Оборудование:

Мультимедийная техника, экран, презентация «Римские цифры», доска, таблички с заданиями.

Учебник математики 3 класс, авт. Моро М.И.

































Ход урока

  1. Организационный момент:


Как важно уметь без ошибок считать

И цифры правильно писать.

Потому что без точного счета

Не сдвинется с места любая работа.

Так все устроено в мире

На великой чисел силе.


2. Устный счет:


На доске прикреплены таблички с математическими выражениями:

100+ 500 615 — 600 814 * 841 527 * 572 1001. 1000, …

X – II C * L C + D CD * DC

- Пожалуйста, выберите любую и вычислите значение выражения.

- Я вижу, что не все задания вы смогли выполнить. В чем проблема?

- Это тоже числа, но записаны они особыми цифрами, незнакомыми нам.

- Вы знаете, как они называются?

- Для того, чтобы разобраться, что это за цифры, как с ними работать, предлагаю совершить небольшую экскурсию в прошлое.

- Готовы? Тогда в путь!


  1. Изучение нового материала:


Слайд 3

- Первобытным людям не у кого было учиться. Их учителями была сама жизнь. Обучение шло медленно. Наблюдая окружающую природу, от которой зависела жизнь, наш далекий предок научился из множества предметов выделять отдельные предметы. Из стада мамонтов -вожака, из колоса — зерно. Это соотношение определяли как «один» и «много».


Слайд 4

- Учиться считать требовала жизнь, т.к. названий чисел тогда еще не было, древний человек показывал число на пальцах. Одна пятерня — 5, две пятерни — 10. Так пальцы сыгралинемалую роль в истории счета.

- А как люди научились записывать цифры? В разных странах и в разные времена это делалось по-разному.


Слайд 5

- Записи делались в виде зарубок на палках или костях животных; в виде узелков, в виде отложенных камешков.

- Сейчас мы с вами привыкли к начертанию цифр и даже не верится, что была какая-то другая система записи чисел.

- Очень разные и порой забавные были эти «цифры» у разных народов.


Слайд 6

-В Древнем Египте числа 1-ого десятка записывались соответствующим количеством палочек. А «десять» обозначалось скобочкой в виде подковы.

-Чтобы записать число 15, ставили 5 палочек и подкову.

  • Сотню записывали крючком, 1000 — значком вроде цветка.

  • Как вы думаете, удобно такие числа складывать, вычитать, умножать и делить?


Слайд 7

  • Сегодня мы подробно поговорим о римских цифрах по двум причинам:

  • Во-первых, римские цифры похожи на ручной палочный счет, а во- вторых, римские цифры довольно часто употребляютсяв наше время, хотя в своей истории насчитывают более 500 лет


Слайд 8

  • Мы уже умеем записывать римские цифры I, II, III - запишите их в тетрадь.

  • А как записать число 5?

  • Внимательно посмотрите на свою руку и найдите, где прячется число 5. Запишите цифру V

  • А как записать число 4? оказывается запись этого числа основана на математическом действии. От 5 отнимали 1 и ставили перед цифрой 5. Кто сможет записать цифру 4?

  • А запись цифр 6, 7,8 тоже основана на арифметическом действии, но на сложении, приписывании палочек справа.

  • Давайте запишем эти цифры.

  • Как записать цифру10? Из чего оно состоит?

  • Нам на помощь опять придут наши руки. На что похожа цифра10?

  • Цифра 10 состоит их двух 5-ок, но записывается так: первая, как обычно, а вторая — перевернутая вниз. Итак, мы выяснили, что в основу написания цифр легла рука.

  • А как поступить с записью цифры 9? Кто догадался? Запишите цифры 9 и 10.

  • Посмотрите на ряд чисел, который у нас получился.

  • Откройте учебник на стр.46 и выполните задание №5


  1. Физпауза. Слайд 9

  1. Закрепление изученного


- Мы научились записывать римскими цифрами числа первого десятка. А как записать, например, число 11?

- Обратите внимание, что цифра единиц будет записываться за цифрой десятка. А теперь я предлагаю вам выполнить №6 на стр. 47 коллективно


Слайд 10

  • Скажите, а гда мы можем встретить римские цифры в наше время? Где они используются?

  • Как вы думаете, а в какой науке чаще всего встречаются римские цифры?

  • Сегодня мы с вами прикоснемся к истории нашего края и составим краткую летопись.

  • А что такое летопись? Для чего она создавалась?

  • Кто такие летописцы? Чем они занимались?

  • Давайте и мы с вами совершим путешествие в прошлое и узнаем историю родного края.


Слайды 11 — 21

XI век - на территории нашего края появились первые славянские поселения (Радонеж и Хотьково)


XIV в. - начало Сергиева Посада относится ко 2-ой половине XIV века, когда ещё при жизни преподобного Сергия (1314 — 1392), вокруг его уединенной обители на холме Маковец, омываемом небольшой речкой Кончурой, появились первые деревни и сёла. В настоящее время архитектурный ансамбль «Троице — Сергиева лавра» включен в список всемирного наследия ЮНЕСКО.


XV в. - строится первый каменный собор — Троицкий собор (1422 — 1425) древнейший и главный храм Троице — Сергиевой лавры, построенный на месте первой деревянной церквицы «в честь и похвалу» преподобному Сергию.

В этом же веке для Троицкого собора написана икона «Троица» Андреем Рублевым(находится в московском храме Святителя Николая в Толмачах)


XVI в. - в царствование Ивана IV начато строительство каменных крепостных стен монастыря, а внутри обители — пятиглавого Успенского собора.


XVII в. - нападение поляков. Осада Троице — Сергиева монастыря. 16 месяцев обороняли Троице — Сергиев монастырь ратные люди, монахи, жители окресных сел. В январе 1610г., узнав о появлении русского войска под Александровской слободой, враги отступили от неприступной для них троицкой обители.


XVIII в. - строительство колокольни (1741 — 1768 гг. архитектор Д.В.Ухтомский), самого высокого здания на территории ТСМ (её высота 88 метров, на 6 м выше колокольни Ивана Великого в Московском Кремле)


XVIII в. - Указ Екатерины II от 22 марта 1782 г. когда села Клементьево и Кокуево, а также соседние с ними слободы вокруг лавры были объявлены единым посадом под именем Сергиевский.


XIX в. - строительство железной дороги, открытие станции 2-го класса «Сергиево», установление железнодорожного сообщения с Москвой и Ярославлем.


XX в. - город рос, строились заводы, открывались школы. В 1941 г. 25 ноября на территории нашего района была сформирована 1-ая Ударная Армия под командованием генерал — лейтенанта В.И.Кузнецова. В неё входили 7 отдельных стрелковых бригад, 11 отдельных лыжных батальонов, артиллерийский и 2 легкобомбардировочных полка. 1-ая Ударная Армия участвовала в битве под Москвой, в Берлинской операции.


XXI в. - в 2014 г отмечается 700-летие преподобного Сергия Радонежского.


  • Понравилось путешествие?

  • Кроме тех цифр, которые мы уже знаем, существуют и другие римские цифры.

  • Давайте с ними познакомимся


Слайд 22

  • Как при помощи этих цифр записать многозначные числа прочитайте на стр. 47

  • А теперь давайте вернемся к тем выражениям, с которыми нам не удалось справиться в начале урока и решим их.


  • Молодцы! А чтобы было легче запомнить эти цифры, существует такая поговорка:

Слайд 23

  • Кто из вас был внимателен: в каком порядке цифры записаны в поговорке?

  • Разберем устно №7 и №8 на стр. 47


  1. Самостоятельная работа с последующей взаимопроверкой


- А сейчас вы поработаете самостоятельно: выполните №3. обменяйтесь тетрадями и поставьте оценку своему соседу за работу.

- Молодцы!


7. Подведение итога урока

Слайд 24

- Подведем итог урока. Продолжите фразы:

    • Сегодня на уроке …

    • Я узнал ......

    • Я запомнил...

    • Мне понравилось ...

Слайд 25