СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка урока по математике по теме «Величины. Единица длины – километр» 4 класс УМК «Школа России».

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель урока: Познакомить с названием новой величиной измерения длины – километр. Дать представление об использовании данной величины на практике, о соотношении с другими известными мерами длины.

Задачи:

Предметные:

-исследование ситуации, требующей введения новой единицы измерения длины;

-познакомить с новой единицей измерения длины — километром;

-постановка проблемы;

-выдвижение гипотезы и доказательство;

-совершенствовать вычислительные навыки и навыки решения задач.

Формировать УУД:

-личностные УУД: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

Регулятивные УУД:

-умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя;

-планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей;

-высказывать свое предположение.

Коммуникативные УУД:

-умение оформлять свои мысли в устной форме;

- слушать и понимать речь других;

-договариваться о правилах поведения и общения и следовать им.

Познавательные УУД:

-отличать новое от уже известного с помощью учителя;

-добывать новые знания;

-находить ответы в учебнике, использовать жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

Просмотр содержимого документа
«Шалуднева А. Е. урок математики 4 класс»

Бюджетное образовательное учреждение

г. Омска «СОШ № 116»













Методическая разработка урока

по математике по теме

«Величины. Единица длины – километр»

4 класс

УМК «Школа России»













Составила: Шалуднева Александра Ефимовна

учитель начальных классов



Цель урока: Познакомить с названием новой величиной измерения длины – километр. Дать представление об использовании данной величины на практике, о соотношении с другими известными мерами длины.

Задачи:

Предметные:

-исследование ситуации, требующей введения новой единицы измерения длины;

-познакомить с новой единицей измерения длины — километром;

-постановка проблемы;

-выдвижение гипотезы и доказательство;

-совершенствовать вычислительные навыки и навыки решения задач.

Формировать УУД:

-личностные УУД: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

Регулятивные УУД:

-умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя;

-планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей;

-высказывать свое предположение.

Коммуникативные УУД:

-умение оформлять свои мысли в устной форме;

- слушать и понимать речь других;

-договариваться о правилах поведения и общения и следовать им.

Познавательные УУД:

-отличать новое от уже известного с помощью учителя;

-добывать новые знания;

-находить ответы в учебнике, использовать жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

Оборудование:

 учебник математики 4 класс М.И. Моро, 1ч.; компьютер; мультимедийный проектор; презентация; художественное слово; карточки с готовой печатной основой для индивидуальной работы; карточки для работы в парах; карточки с заданиями разного уровня сложности для закрепления нового материала (на каждого ученика); звёзды голубого, жёлтого, красного, белого цветов.

Тип урока: 

изучение нового материала; урок -путешествие.

Структура урока.

I. Организационный момент – (1 мин)

II. Сообщение темы урока – (3мин)

1) вступительная беседа;

2) вычислительная разминка.

III. Подготовка к изучению новой темы – начало путешествия.

(3 мин+5мин+6мин)

1) актуализация имеющихся знаний;

2) задания на логическое мышление - станция «Смекалкино»;

3) практическая работа - Станция «Измеряйкино» (определение длины отрезков на глаз, проверка предположений с помощью линейки; выполнение № 170 – перевод единиц.).

IV. Знакомство с новым материалом. 2 мин

V. Физкультминутка.2 мин

VI. Первичное закрепление – станция «Задачкино».2 мин + 10 мин

1) Решение задачи с использованием измерительной единицы – шага. 2 мин

2) Решение задач на движение (ввод понятий : встречное движение; движение в противоположные стороны; движение в одном направлении).

VII. Закрепление изученного – станция «Вычисляйкино». 8 мин

1) составление сводной таблицы единиц длины;

2) решение примеров (самостоятельная работа).


VIII. Итог урока. 1мин.

IX. Рефлексия.1 мин.

IX. Домашнее задание. 1 мин.



Ход урока.

I.Орг. момент.

- Встаньте ровно, глазами проверьте, всё ли готово к уроку. Садитесь.

II. Сообщение темы урока.

  1. Вступительная беседа.

- Предлагаю вам сегодня отправиться в путешествие на этом замеча­тельном поезде. Он скоростной, потому что за 45 минут мы должны узнать многое, тема нашего путешествия — «Единицы длины». Наш маршрут проложен на карте.



(Отдельно приготовлены карточки названий станций и отметок пройденного расстояния; карточки с км и числовыми данными перевёрнуты), модель поезда.



Ст. Смекалкино

200

км

450

км

350

км

1000

км


Ст. Измеряйкино

Ст. Задачкино

Ст. Вычисляйкино



2. Вычислительная разминка. (Фронтальная работа – дети вычисляют, поднимают руку; сравниваются ответы и называется правильный)

- Чтобы узнать, какие числовые данные скрыты на табличках, нужно выполнить некоторые вычисления.

- Первое число: сумму чисел 500 и 300 уменьшить в 4 раза. (200 – открывается табличка с числом).

*Дополнительный вопрос: что значит уменьшить в 4 раза?

- Второе число: произведение чисел 5 и 100 уменьшить на 50. (450).

*Д. в.: что значит найти произведение чисел?

- Третье число: число 7 увеличить в 50 раз. (350)

- Четвёртое число: найдите сумму трёх предыдущих чисел (1000)

Вывод: всё к путешествию готово!

(На данном этапе активно работал весь класс. Допустили ошибки 5 человек: 3 ученика – перепутали понятия «уменьшить на…» и «уменьшить в… раз»; 2 ученика- при нахождении суммы трёх слагаемых.

III. Подготовка к изучению новой темы.

1.Актуализация опорных знаний

-Итак, наш поезд отправляется. Пока он едет до первой станции, посмотрите на нашу карту, картографы хорошо потрудились.

-Как вы думаете, какие единицы длины они использовали? (дм, см, мм)

(На уроке некоторые дети назвали метр. Была показана метровая линейка и дети убедились, что эта единица измерения длины использована не была).

-Какая из названных единиц самая большая? (дм)

-Давайте вспомним соотношения между единицами. А Юля и Рома выполнят задание у доски. (Дети в тетрадях делают самостоятельно запись, а один ученик у доски за створкой. В это же время двое учеников работают по индивидуальным карточкам у доски).


1 дм = 10см =100мм

1см =10мм

Проверка:

(4 ученика допустили одну ошибку)

-Начертите в тетради отрезки длиной 1дм, 1см.

- А как быть с отрезком 1мм? (Отрезок длиной 1мм очень маленький, но можно начертить очень острым карандашом или изобразить в виде точки)

-А если я вам предложу начертить отрезок длиной 1 метр. Как это сделать? (Часть детей сказали, что это невозможно, а часть предложили начертить ломаную, состоящую из 10 звеньев, по 1дм каждое звено).

-Что значит 1метр в дециметрах и в сантиметрах? Выразите. (Дети записывают на доске и в тетради)

1м = …дм =…см

Молодцы!

- А теперь проверим ребят, которые работали у доски. Сравните их задания.

2дм 4см = …см

30см = …мм

27дм 6см = …см

5дм 7см 2мм = …мм

Рома

46мм = …см…мм

50см = …дм

78см = …дм…см

358мм =…дм…см…мм

Юля

- Чем похожи задания? ( Задания связаны с единицами длины).

- Чем отличались? (Юля переводила маленькие единицы в большие, а Сергей большие единицы в маленькие).

- Ребята справились без ошибок. Молодцы!


Внимание! Поезд прибыл на станцию «Смекалкино».

2. Задания на логическое мышление.

На этой станции мы выполним разминку для ума и подготовим свой мозг для дальнейшей работы.


1)-Вставьте пропущенные цифры (ведётся фронтальная работа, ребята предлагают, рассуждают и доказывают)

1 * * 3 * 8 * * * 9

9 + * 5 3 3 6 * *

* 5 4 4 7 * 6 *

9 9 7 * *

0

Образец рассуждения: чтобы в единицах получилось 4, нужно 9 умножить на 6;в 1 множителе в единицах будет 6. 4 пишем ,5 запоминаем. В десятках стоит цифра 5, и мы запомнили 5, значит, в первом множителе в десятках будет 0. Чтобы узнать цифру, обозначающую сотни в произведении, нужно 9 умножить на 1

Молодцы! Ваши знания и ваши умения рассуждать помогли вам справиться с этим заданием.

2) Во время ремонта дороги рабочие так прикрепили таблички, указывающие расстояния:

1533 1433 1333 1633 1733 1233

- В чем их ошибка? (Расстояние должно увеличиваться или уменьшаться, поэтому числа должны возрастать или убывать).

- Чем похожи числа? (Эти числа принадлежат к классу тысяч; в каждом числе 1 тысяча; каждое число в 1 классе содержит 3 десятка, 3 единицы).

- Что изменяется в числах? (Количество сотен в 1 классе)

1 вариант – располагает числа в порядке возрастания

2 вариант – в порядке убывания

(Один ученик у доски располагает карточки в порядке возрастания).

Проверка: Даниил читает числа в получившемся ряду. (Все ребята выполнили без ошибок) Молодцы! Наш поезд продолжает свой путь дальше.

-Послушайте стишок:

Нам весело живётся – понятно всем без слов.

На глаз определить длину отрезков

Кто уже готов?

- Кто знает, как называется способность определять расстояние на глаз? (Глазомер). Мы испытаем свой глазомер.

- Но сначала выполним разминку для глаз. (Дети по команде учителя выполняют упражнения для глаз).

Наш поезд прибыл на станцию «Измеряйкино».

3. Станция «Измеряйкино». Практическая работа.

-Прочитайте задание про себя.

- Что значит определить длину на глаз? (Не пользоваться линейкой).

  1. № 168 (стр. 38 уч.) Определить длину отрезков на глаз, затем проверить свои предположения с помощью линейки и записать значения в тетради, перевести мм в см.

(Даны отрезки длиной 3см, 8см, 5см. Дети на глаз определяют длину отрезков. Большая часть детей точно называют длину).

- Проверьте свои предположения, воспользовавшись линейкой, и запишите значения.

АВ = 3см =30мм

CD =8см = 80мм

КМ = 5см = 50мм

-Составьте неравенства: сначала, используя буквенные обозначения отрезков, а затем – числовые.

(На доске написаны заготовки: АВ * СД * КМ; АВ * КМ *СД; КМ *АВ * СД; вызываются 3 ученика, которые составляют неравенства)

АВKM ABAB

30мммм50мм 30мммммм 50мм30мммм

(Во время составления учитель подходит к детям, нуждающимся в помощи).

(Фронтальная проверка: ученики сверяют свои неравенства и неравенства детей, работавших у доски, всё обсуждается: у доски ребята выполнили без ошибок; в классе 8 учеников допустили ошибки).

2) - Пока наш поезд едет к следующей станции, мы выполним с вами №170 с.39 (1,2 столбик выполняется самостоятельно, взаимопроверка тетрадей). На доске написано дополнительное подобное, чуть усложнённое задание для тех, кто быстро справится с основным заданием.

* 184 дм = м см

1190 см = м дм

230 мм = дм см

Взаимопроверка. (Дети работают в парах. Если возникают разногласия, дети поднимают руку и идёт обсуждение в классе). 7 учеников допустили ошибки.

*-Как связана первая строчка каждого столбика со второй и третьей?

(В первой строчке нужно определить общее количество десятков в числе. Так как в1см - 10мм, а в 1м – 10 дм - тоже нужно определить количество десятков).

  1. Знакомство с новым материалом.

- Мы приближаемся к станции «Задачкино».

- Как вы думаете, какое расстояние мы с вами проехали?

- Вспомните из жизни в каких единицах измеряется расстояние от одного населенного пункта до другого? (В километрах, в старину – в вёрстах)

Чтение параграфа на с.38 (Читает один ученик вслух)

- Как называется новая единица измерения длины? (Километр)

- Как она обозначается кратко? (км)

- Слово километр состоит из двух частей: кило – значит 1000 и метр – 1000 метров.

- Сколько в1км метров? (В одном километре 1000 метров). Запомните!

-Давайте вернёмся к табличкам-указателям.

-Что необходимо дополнить в записи на табличках-указателях? (Единицы измерения расстояния).

- Какую единицу длины чаще всего используют для измерения расстояния?

(Чаще всего используют единицу длины – километр).

- Что будет на табличках? (км)


V.Физминутка.

Пока наш поезд подъезжает к станции «Задачкино», мы немного отдохнём.

Чтобы сильным стать и ловким,

Приступаем к тренировке.

Носом вдох, а выдох – ртом.

Дышим глубже, а потом

Шаг на месте не спеша,

Как погода хороша!

Мы проверили осанку

И свели лопатки.

Мы походим на носках,

Мы идём на пятках.

-Поезд прибыл на станцию «Задачкино».



VI. Первичное закрепление.

-Станция «Задачкино». Мы с вами будем учиться применять полученные знания к решению задач.

1) №167-устно. (Нужно сделать 1000 шагов, т.к. в 1км 1000метров). *Дополнительный вопрос: если длина шага равна 50см, то сколько нужно сделать шагов, чтобы пройти 1км? (2000 шагов, т.к. 2 шага – это 1метр, а нужно пройти 1000м, 2 умножаем на 1000).

- Где и когда можно применять эти знания? ( Если нет линейки, рулетки, то можно измерить небольшие расстояния шагами).

- Теперь вы можете измерить с помощью шагов расстояние от школы до вашего дома и понаблюдать, оно меньше или больше километра.

2) №171. Работа над задачей.

- Прочитайте задачу про себя. (Дети читают задачу про себя)

-Определите вид задачи. (Задача на движение)

а) Работа над содержанием.

- О чём говорится в задаче? (В задаче говорится о том, что от двух остановок, расстояние между которыми 1км, отошли два автобуса).

- Что сказано о первом автобусе? (Он прошёл 140 метров).

- Что известно о втором автобусе? (Он прошёл 160 метров).

- Что нужно узнать в задаче? (Каким стало расстояние между автобусами).

-Вам все понятно в условии задачи? ( Нет. Не понятно, как двигались автобусы).

-Как может двигаться транспорт? (Навстречу друг другу; в противоположные стороны; в одну сторону)








Дополните условие, чтобы чертёж к задаче был таким: (…отошли два автобуса навстречу друг другу)

160м 140 м



- Покажите на чертеже, что нужно найти.

-Чему равно расстояние между остановками? (1км)

- В каких единицах измеряется расстояние, пройденное автобусами? (В метрах)

- Что нужно сделать? (Перевести 1км в метры).

(Дети записывают в тетради: 1км = 1000м)

- Из чего состоит весь путь? (Весь путь состоит из расстояния, пройденного первым автобусом, вторым автобусом и расстояния, которое нужно найти).

- Весь путь – это… (целое), оставшееся расстояние – это … (часть).

- Будем находить часть или целое? (Часть)

- Запишите решение задачи и ответ.

(Дети записывают решение задачи в тетрадь. Способ решения ученики выбирают сами. Два ученика решают задачу у доски. Группа учащихся (5 человек), которые затрудняются работают под руководством учителя. Ученики, которые быстро решат задачу, выбирают для решения этой задачи другой способ).


1 способ решения.


1)140 + 160 = 300(м) расстояние, пройденное автобусами.

2)1000 – 300 = 700(м)

Ответ: 700м расстояние между автобусами.

1000 – (140 + 160) =700(м)

2 способ решения:

1)1000 – 140 = 860(м) путь без расстояния, пройденного первым автобусом.

2)860 – 160 = 700(м)

Ответ: 700м

1000 – 140 - 160 =700(м)

Проверка: ученики объясняют свой выбор решения.

- Кто решил задачу 1 способом? Кто решил задачу 2 способом? А кто успел записать оба способа решения? (6 учеников: записали оба способа выражением).


Работа со вторым чертежом. Дополните условие, чтобы оно соответствовало второму чертежу. (… отошли два автобуса в противоположные стороны)



- Из чего состоит расстояние между автобусами? (Из расстояния, пройденного первым автобусом, вторым автобусом и расстояния между остановками)

160м 140м



Самостоятельно запишите решение задачи выражением. (Два ученика у доски).


1 способ:

140 + 1000 +160 =1300(м)

2 способ:

(140 + 160) + 1000 =1300(м)

Ответ:1300м расстояние между автобусами.

(Кто не согласен с решением ребят? У доски ребята выполнили верно задачу. На местах 4 ученика нуждались в помощи учителя).

Сравнение задач:

- От чего зависит выбор действий? (Выбор действий зависит от направления движения).

- Что происходит с расстоянием, когда транспорт движется навстречу? (Расстояние уменьшается).

- Что происходит с расстоянием, когда транспорт движется в противоположные стороны? (Расстояние увеличивается).

VII. Последняя остановка – станция «Вычисляйкино».

Наш поезд прибыл на последнюю станцию.

Какой указатель стоит на ст. Вычисляйкино? (1000км) Сколько км нужно проехать, чтобы вернуться обратно? (1000км).

-Что вы можете сказать о 1000 как о единице длины? (1000м – это 1км)

-Сегодня перед нами стоит задача объединить в таблицу известные единицы длины.

На доске записаны равенства.

- Заполните самостоятельно пропуски, чтобы равенства были верными:

1км = …м

1м = …дм = …см

1дм = …см = …мм

- Проверьте себя по учебнику. Кто допустил ошибки? (4 человека)

Какая из единиц самая большая? (Километр).

- Самая маленькая? (Миллиметр).

- А сейчас, чтобы удачно завершить наше путешествие, вам нужно решить примеры из № 172 по вариантам; два ученика решают у доски самостоятельно.

1 строчка – 1 вариант;

2 строчка - 2 вариант.

Проверка. 1 вариант сверяет свои ответы с ответами Саши К., а 2 вариант с ответамиАлисы Е.

VIII. Итог урока.

-Наше путешествие подошло к концу. Ребята, вы все молодцы, очень хорошо потрудились. Что нового узнали на уроке? ( В 1км – 1000м; расстояние чаще всего измеряется в километрах; длину можно определять на глаз, т.е. пользоваться глазомером, расстояние можно измерять шагами.)

- Какие знания и умения, ранее полученные, пригодились сегодня на уроке? (Знание таблицы умножения, знания единиц длины, умение переводить единицы длины, умение чертить отрезки, решать примеры и т.д.).

-Как вы думаете, почему тема сегодняшнего урока «Километр» включена в эту тему?

IX. Рефлексия .

Учитель: Давайте оценим свою работу во время путешествия. Поднимите:

- голубую звезду, если вы довольны своей работой во время путешествия, потому что почти не ошибались;

- жёлтую звезду – если вам иногда было трудно и вы ошибались;

- красную звезду – кто считает, что надо ещё немного постараться и тогда будет успех !

IX. Домашнее задание: №170 (3 столбик), № 172 (3 строчка), выучить таблицу соотношения единиц длины.

№ 170 (3ст.) относится к новому материалу. Прежде, чем к нему приступать, повторите таблицу соотношения единиц длины. № 172 – есть письменные приёмы вычислений – запишите столбиком.