Урок мира в 1 классе.
Тема: День Знаний, начало учебного года.
Цели: раскрыть смысл всенародного праздника – Дня Знаний; значение этого дня в собственной жизни детей; формировать системные представления о государственных символах России и РТ (флаг), познакомить со значением слов МИР, СИМВОЛ, со значением цветов в государственной символике (Флаге), познакомить с символом мира; воспитать положительное отношение к занятиям в школе, как к большому и радостному событию в жизни ребёнка; воспитывать интерес к учению, дружелюбие.
Оборудование: рисунки, песни о школе, шаблоны голубей.
Встреча детей. Построение. Участие в торжественной линейке.
Организационный момент.
Вводно-мотивационный этап
Вступительное чтение стихотворения
В детском садике со всеми
Я дружил немало дней,
А теперь настало время,
Есть заботы поважней.
У меня в портфеле книжки.
У меня в руке букет.
Все знакомые мальчишки
Удивлённо смотрят вслед.
Отчего же я весёлый
И одет, как на парад?
Я иду сегодня в школу,
Это вам не детский сад!
Загадки:
1.Первокласснику семь лет.
За плечами ранец,
А в руках большой букет,
На щеках румянец.
Что за праздничная дата?
Отвечайте-ка, ребята! (1 сентября, День Знаний.)
2. Стоит весёлый, светлый дом.
Ребят проворных много в нём.
Там пишут и считают,
Рисуют и читают. (Школа.)
3. Как ты учишься, расскажет,
Все оценки вмиг покажет. (Дневник)
Основной этап
1. Беседа с учащимися
Для вас сегодня первая встреча со школой. Сегодня в нашей стране отмечается праздник – День Знаний. Светлый, радостный,
У всех праздников есть свои приметы: на Новый год ставим и наряжаем ёлку, на день рождения дарят подарки.
- А по какой примете можно сказать что сегодня праздник.
- Кого вы видели по дороге в школу?
По одной простой примете,
Узнаём мы этот день –
По идущим в школу детям
Городов и деревень.
- Школьный звонок позвал за парты миллионы ребят. И вы сегодня тоже шагнули в школу первый раз в первый класс.
Учитель: (физкультминутка)
Какие же вещи можно приносить в школу? Я прочитаю стихотворение. А вы хлопнете в ладоши, если такие вещи в школе нужны, если же какие – то вещи в школе не нужны, не хлопаем. Посмотрим, кто самый внимательный из вас…
Если в школу ты идёшь,
То в портфель с собой берёшь:
- В клеточку тетрадку?
- Новую рогатку?
- Веник для уборки?
- Дневник для пятёрки?
- Альбом и краски?
- Карнавальные маски?
- Азбуку в картинках?
- Рваные ботинки?
- Фломастеры и ручку?
- Гвоздиков кучку?
- Карандаши цветные?
- Матрасы надувные?
- Ластик и линейку?
- В клетке канарейку?
- Альбом, чтоб рисовать?
- Жвачек, чтоб жевать?
- Учебники в обложке?
- Тарелки, вилки, ложки?
- Диванчик, чтоб лежать?
- Картон, чтоб вырезать?
Учитель:
Как учиться будем, узнали, что можно в ранце носить вспомнили, а как себя вести в школе будем?
Если вы согласны с утверждением, то громко говорите «Да», а если в предложении говорится что-то не так, то говорите «Нет»
Все домашние заданья
Буду четко выполнять. Да
На уроки с опозданьем
Буду утром прибегать. нет
Дома ручку не забуду
И тетрадь, и карандаш. да
А забыл — реветь я буду
На весь класс, на весь этаж. . нет
На уроках обещаю
Не шуметь и не болтать. да
Если и ответ не знаю,
Буду руку поднимать. . нет
А во время перемены
Обещаю не шуметь, да
Не сбивать людей и стены,
Не толкаться, как медведь. да
Буду ловким, буду смелым,
Буду я в футбол играть. да
Значит, буду то и дело
Мячик в окна забивать. . нет
Буду умным и веселым,
Делать добрые дела, да
Чтоб меня родная школа
Как родного, приняла. Да.
2.А сейчас я предлагаю вам совершить увлекательное путешествие в мир Знаний. Вы научитесь читать, писать, считать, дружить, уважать старших, любить труд и многому другому, узнаете много нового интересного и полезного.
Вчера лишь тебе говорили малыш
Порой называли проказник.
Сегодня уже ты за партой сидишь,
Зовут тебя все ПЕРВОКЛАССНИК.
-По дорогам города вы видели ребят, которые спешили в школу
- А как называется наш город?
- Казань – наша маленькая родина, где ,в основном своём, вы родились и живёте. Это столица РТ.
- Страна наша большая. Как называется наша страна?
- Россия – наша большая Родина. У каждой страны есть свои символы. Это . . . - - Кто поможет мне их назвать? (флаг, герб, гимн)
- Как называется главная торжественная песня государства?
Её слушают стоя. Мы её слушали сегодня на линейке.
- Зная символы своего государства, человек может смело путешествовать, и мы начинаем наше увлекательное путешествие по океану Знаний.
Практическая работа в парах. Собрать из пазлов - полос флаги России и РТ.
(затем ребята сверяют свои рисунки с картинами на доске)
- Как выглядит наш Флаг?
- Эти цвета появились не случайно.
БЕЛЫЙ цвет означает мир, чистоту совести,
СИНИЙ цвет – небо, верность и правду,
КРАСНЫЙ цвет – храбрость, символ жизни.
3. Практическая работа
- Мы сейчас выполним следующее первое задание. Я предлагаю прочесть вам важные слова для каждого человека.
МИР ТИШИНА СЕМЬЯ ДРУЖБА ШКОЛА ДОМ ДОБРО
ЖИЗНЬ ТРУД РОДИНА
- Что такое мир?
- Вот какое объяснение значения этому слову даёт толковый словарь:
1. МИР – Вселенная, планета, земной шар,
а также население, люди земного шара.
2. МИР – дружеские связи, согласие между кем-либо, отсутствие войны;
тишина, покой;
соглашение о прекращении войны.
- Назовите противоположное по значению слово к слову МИР. /Война/.
- Не всегда наше сердце спокойно. Радио, телевидение, газеты приносят тревожные новости. То в одном, то в другом конце земного шара падают на землю бомбы, горят школы и больницы, гибнут сотни людей. Почему так происходит? Что мешает людям мирно жить? (ответы детей)
Мы не имеем право забывать нашу историю, погибших солдат.
- Какие же люди начинают эти войны? (Жестокие, безжалостные, безответственные).
- А можно ли избежать войну? Как? (Надо уметь договариваться мирно.)
-А что является символом мира, как вы думаете?
Загадка:
Это птичка-невеличка,
В городах живет.
Крошек ей насыплешь -
Воркует и клюет. (Голубь)
Учитель дарит таких голубей ученикам.
- Мир трудно построить, но еще труднее его сберечь. Мир очень хрупкий.
Писатель Николай Тихонов сказал: «У каждого, кем бы он ни был, чем бы он ни занимался, есть еще один долг, который требует самоотверженного и верного служения: защищать мир»
Девиз: Мир детям мира.
- Как вы понимаете эти слова? - Вы молодые жители нашей планеты. Что вы можете сделать для нашей страны, чтобы не было войны. (Ответы детей)
И от вас в будущем многое на земном шаре будет зависеть.
Нам нужен мир на голубой планете,
Его хотят и взрослые, и дети.
Им хочется, проснувшись на рассвете,
Не вспоминать, не думать о войне.
И помня подвиги солдат будем беречь мир, хорошо учиться и крепко дружить.
4.Слово учителя. Правила настоящих учеников
Как проснулся – так вставай –
Волю лени не давай.
Лепесток роса умыла,
А тебя умоет мыло.
Понукания не жди -
В школу вовремя иди.
Прежде чем захлопнуть дверь –
Всё ли взял с собой, проверь!
Содержи всегда в порядке
Свои книжки и тетрадки.
В школе, в классе не сори,
Сор увидел – подбери.
Будь в одежде аккуратен,
Избегай и дыр, и пятен.
Дома ближним не груби
Малышей жалей, люби.
Чтоб тобой могли гордиться,
Должен ты всегда трудиться.
- А главный ваш труд – учёба. Теперь, познакомившись с правилами, вы стали настоящими учениками, школьниками.
5. Создание модели «Мир во всём мире»
- А чтобы вы могли учиться, ваши родители работать спокойно на нашей планете должен быть мир. Это очень важное слово мы читали с вами первым. Чтобы был мир на земле, защитники нашей страны более 75 лет назад защищали нашу землю от злого врага фашистской Германии. И мы благодарны тем людям, которые погибали в боях, чтобы мы жили мирно. Сейчас люди стараются сохранить мир на земле, и мы с вами тоже можем выразить свою позицию «Мы за мир» - послать птицу - символ мира. И пусть мир будет и в вашем доме. Прикрепите этих голубков дома и живите дружно. И пусть на наших рисунках будут только яркие краски!
Список использованной литературы
1. Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка.– Москва: Оникс, 2008.
Использованные материалы и Интернет-ресурсы
2. http://zanimatika.narod.ru/Narabotki5_3_1.htm - загадки про школу
3.https://yandex.ru/collections/user/ripessa/risunok-golub-mira/-рисунки о мире