СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок музыки "Эти знакомые незнакомцы"

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

План - Конспект открытого урока музыки "Эти знакомые незнакомцы"

Просмотр содержимого документа
«Урок музыки "Эти знакомые незнакомцы"»

5 класс III четверть

Тема урока «Эти знакомые незнакомцы»


« Неразделимы в России музыка, живопись, проза и поэзия»

( А. Блок.)

Цель: «Научиться постигать секреты музыки через содружество с изобразительным искусством и выделять их

художественные связи»



Виды деятельности


Задачи


Методы


Ход урока





Организационный момент урока.

Слушание колокольного звона.




Создать эмоциональный настрой




Беседа.

Индивидуальный опрос

Дети входят в класс.

Здороваюсь, представляюсь.

(из тишины звучит колокольный звон)

- Звучание какого музыкального инструмента вы услышали?

- Колокол.

- Да, колокол – это инструмент христианской церкви, но очень распространенный в православии.

- С чем ассоциируется у вас колокольный звон? Что вы представляете, слушая эту музыку? Какую картину рисуете в своем воображении?

/купола церквей, храмы/

- И тема III четверти «Можем ли мы увидеть музыку» /хором/

Цель нашего урока: научиться постигать секреты музыки через содружество с изобразительным искусством и выделять их художественные связи.

Эпиграфом к уроку я взяла слова Г. Гессе

«Всех звуков и цветов соотношенья

А также способы переложенья

Любых оттенков цвета в ноты, в звуки.

О, как хотелось мне азы науки

Такой постичь!»

Г. Гессе


- Ребята, как звучал колокол?

/радостно, празднично/

- Какие краски в этом звучании? Ярки или мрачные?

- Из всевозможной палитры звучания колокола, мы услышали благовест, т.е. благая весть. Он нам сейчас оповестил о том, что в далеком городе Назарете появилась на свет пресвятая дева, и нарекли ее Марией.

Пение

Отработать чистоту интонирования мелодии.

Передать образ Борогородицы через исполнительский план песни

Практический

Работа над песней.

Исполнение в концертном варианте

Послушайте об этом песню.

/исполнение песни «Богородица» учителем/

Разучивание. Исполнение.

- Можно ли увидеть эту песню?

- Да.

- Поделитесь своими впечатлениями об увиденном. Что вы увидели в этой песне? Какую картину представили?

/женщина, храм/


Эвристический диалог











Рассказ










Слушание музыки






























Работа с таблицей

Развивать у детей способность логически мыслить



















  • Воспитывать культуру слушания музыки

  • Учить детей искусству «слышать музыку»

  • Развивать умение анализировать прослушенное произведение























Развивать умение выделять музыкально – художественные связи искусств

Проблемно – поисковый метод




















Проблемно - поисковый






























Проблемно поисковый




- Помогает ли вам текст нарисовать картину?

/Да/

- Какие краски вы бы использовали в своей картине?

/Голубой, белый, желтый/

- От чего зависит выбор красок в вашей картине?

/От характера музыки/

- «… была чиста, смиренна и добра. Бог тебя, Мария, избрал».

- Архангел Гавриил, посланный Богом, принес Деве Марии известие, что она избрана между женами и от нее воплотиться Сын Божий – Иисус Христос.

Вот уже две тысячи лет воспевается образ Божьей Матери. Богородице посвящают свои творении художники, скульпторы, поэты и композиторы. Недаром среди многих обращений к Богородице говорят: «Дева Мария, Царица Небесная, Мадонна».

/На экране портрет Ф. Шуберта, слушание «Ave Maria»/

Ребята, обратите внимание на средства музыкальной выразительности.



Слушание.

Прозвучало знаменитое произведение немецкого композитора 19 века Франца Шуберта песня «Ave Maria».

- Какая звучала музыка вокальная или инструментальная?

/И вокальная, и инструментальная/

- Верно, мы слышали и голос и звучание музыкального инструмента.

- Какой голос высокий или низкий вел мелодию?

/Высокий/

- Какая была сама музыка?

/Нежная, плавная, спокойная/

- Какой был темп?

/Спокойный, сдержанный, умеренный/

- Динамика?

- Было ли развитие?

/Да/

- Какой состав исполнителей?

/Фортепиано, струнно – смычковые/

- Самым известным исполнителем этой песни был итальянский мальчик Робентино Лорети

/на экране портрет/

Итак, мы видели средства музыкальной выразительности, помогающие нарисовать в нашем воображении картину.

- Будет ли в вашей картине центральный образ и второй план? Чей образ будет основным?

- Если бы вы были художниками и вам бы дали холст и краски, какие бы оттенки, сочетания красок вы бы выбрали для своей картины?

- картины будет выполнена мазками или тонкими линиями? Почему?

Союз музыки и изобразительного искусства вызывает большой интерес. Давайте проследим особенности жизни музыки и изобразительного искусства. Все связи уже вписаны в таблице, их осталось только выделить.

/На экране таблица средств художественной выразительности/


Музыка

Живопись

Мелодия

Художественные образы

картины

Характер музыки

Темп

Динамика

Состав исполнителей


Линия



Название произведения

Текст

Цветовая гамма

Цветовое пятно



Рассматривание







Рассказ учителя на фоне музыки























Вывод урока

Подведение итогов.



Развивать умение выделять музыкально – художественные связи искусств




Усилить эмоциональное восприятие образа, картины






















Закрепить представление детей о возможности не только слышать музыку, но и видеть ее.



Сравнительно - поисковый







Метод эмпатии
























Закрепление пройденного материала

/на экране показ картин «Богатыри» И. Васнецова и «Секстинская Мадонна» Рафаэля/

- Какая из предложенных картин созвучна этой музыке?

- Вы абсолютно правы, картина итальянского художника Рафаэля Санти и музыка Ф. Шуберта созвучны.

/На экране картина Рафаэля и инструментальное исполнение

«Ave Maria»./

На фоне музыки

- Мы видим Марию с младенцем на руках, которая босыми ногами легко ступает по облакам, она идет, и кажется еще мгновение и она ступит на землю. Но это мгновение длится вечно. И странное чувство: чем больше всматриваешься в ее облик, тем ближе она подходит к тебе.

Мария – заступница человеческая. Несет своего сына Иисуса Христа в мир, к людям на муки и смерть ради их спасения.

- Откуда является Дева Мария?

- Куда она направляет свои стопы?

- Куда устремляет свой взгляд?

- Какие краски в картине?

- Какого цвета больше?

/Небесно – голубого/

Это цвет мира, добра, покоя, счастья.

Обратите внимание, как св Сикстинская указывает Мадонне путь на Землю к людям.

- А есть в картине разница между нимбом и землей?


Она идет, хвале внимая,

Благим покрытая смиреньем,

Как бы небесное виденье

Собою на земле являя…

/Данте/

Музыка выключается

- Итак, друзья, урок наш подходит к концу. Можем ли мы, слушая музыку, увидеть ее?

/Да/

- Какое из произведений искусства, отражающих образ Богородицы вам запомнился больше?

- Имена Ф. Шуберта, Рафаэля знакомы людям уже несколько веков, а вот вы узнали о них сегодня, поэтому тема урока «Эти знакомые незнакомцы».

- Найдите слова, которые передают ваши чувства, когда мы слушаем музыку, смотрим на картину, читаем стихи, посвященные богородице?

/Дети выбирают на доске слова из предложенных и показывают из другим детям/ /классу/

Слова: зло, ненависть, зависть учитель убирает с доски.

--- Я желаю вам, чтобы эти слова Благородство, Красота, радость, Мир, Достоинство были главными на вашем пути.

Спасибо вам за урок!

В память о нашей встрече – подарки!

Музыка звучание колоколов




5