Тема урока: Как меняется жизнь животных весной.
Цель урока: продолжать формировать представление учеников об изменениях, которые происходят в живой природе весной, углубить знания учащихся о приспособлении зверей к условиям жизни, показать, какие изменения происходят в жизни зимой с приходом весны; развивать умение анализировать, сравнивать, наблюдать, работать с учебником, воспитывать бережное отношение к зверям, к окружающей среде.
Ход урока
1.Организация класса.
Эмоциональный настрой.
Учитель: Я хочу подарить вам свою улыбку! Улыбнёмся друг другу. А теперь повернитесь к гостям и поделитесь с ними своей улыбой.
2.Актуализация опорных знаний.
(Звучит музыка).(В течении всего урока учитель за правильный ответ дает медвежонка)
Учитель читает стихотворение:
Растаял снег среди полей,
Сбегает под гору ручей,
И пробивается трава.(слайд весна)
- О каком времени года это стихотворение?
-Без чего не может наступить весна? (без солнышка) (Вывешивается солнце на доске)
-Но ведь зимой тоже светит солнышко.
- Расскажите, какое солнышко вы любите?
Упражнение на релаксацию.
Учитель: А сейчас закройте глазки, поднимите головки к солнышку, подставьте солнышку свои ладошки.
Наше солнышко взошло,
Стало здесь нам всем тепло.
Солнышко греет нам щёчки, носик, подбородок, ладошки. Вы чувствуете?
Выступление синоптиков.
-Сегодня мы с вами будем вести оценивание набором баллов.
А пока мы отдыхали, нам пришло письмо.
3.Изучение нового материала.
а) Введение в тему
- Как вы думаете, от кого?
- А хотите узнать? Помогите открыть конверт.(слайд зверей)
Сегодня нас интересуют животные.
-Ребята , а давайте вспомним кого мы относим к животным?(слайд группы животных)
-Скажите , а кто-то из вас знает что то интересное о животных?
Ответы детей: - Насекомые существовали еще тогда, когда не было ни птиц, ни тем более зверей. Представьте, что древняя стрекоза была длиной 75см.
-Если вы возьмете жабу в руки, рука делается мокрой. Это происходит вследствие того, что из кожи у нее выделяется едкая жидкость.
- У некоторых рыб цвет чешуи выражает настроение.
-Есть птицы, которые летают выше облаков, а есть и такие , которые и вовсе на летают.
- Что еще общего есть у животных?
(Они питаются одинаково)
Учитель: Значит, по способу питания животные делятся на группы, мы вспомним.(Слайд питание)
б) Изучение нового материала
-Что же происходит в неживой природе весной?
Учитель: идет капель, тает снег, бегут ручьи, повышается температура воздуха.
-Что же происходит с живой природой?
Они просыпаются, а некоторые возвращаются. Вода наполняет их жилища.
-Кто же просыпается первым? (слайд медведь).
Сценка
– Как встречает весну медведь? Давайте послушаем.
(разыгрывается детьми сценка)
Девочка: Миша, расскажи, как ты весну чуть не проспал!
Медведь:
Без забот и без тревоги
Спал я в тепленькой берлоге.
Спал всю зиму до весны
И, конечно, видел сны.
Девочка:
Вдруг проснулся косолапый.
Слышит – каплет.
Медведь:
Вот беда!
В темноте пошарил лапой
И вскочил – кругом вода!
Девочка: Заспешил медведь наружу
Медведь: Заливает! Не до сна!
Девочка: вылез он и видит:
Медведь: Лужи! Тает снег! Пришла весна!
- Что изменилось в жизни медведя с приходом весны? (он пробуждается от спячки, выходит из берлоги)
- Какие животные еще пробуждаются от спячки? (еж, барсук, бурундук)(слайд)
-Почему же животные просыпаются в разное время?
Учитель: Оказывается, в организме есть особые часы, которые отчитывают время независимо от внешних условий. Посади такое животное в постоянную темноту, его биологические часы все равно будут показывать, когда день, а когда ночь. Также они показывают и время года, хотя вокруг в норе ничего не изменилось. По этим часам и просыпаются в норах и берлогах зимние « засони». Медведь просыпается в марте и с этого времени не спит, а слегка дремлет, ждет подходящей погоды, чтобы выйти из берлоги. Барсук, проснувшись тоже рано, часто выбегает посмотреть на первую оттепель. Он « легок на подъем», да и запасы на весну у него имеются. А если зима вернется, то барсук еще может поспать.
Учитель: На доске у нас есть свои биологические часы, по которым мы в течении всего урока будем прослеживать за изменениями происходящими в жизни животных.
- Какие изменения в жизни диких животных происходят с наступлением тепла?
(линька)
- Что такое линька? (предположительные ответы детей)
Учитель: Линька - это приспособление к окружающей среде, подготовка к жаркому времени года. Животные меняют теплую шубу на более редкий, короткий и не такой теплый шерстяной покров.
Учитель: Дальше наша стрелка на часах поворачивается.
Некоторые животные в процессе линьки меняют цвет своей шкуры.
- Какие это животные? (слайд заяц, белка, песец)
- Почему изменяется их окраска? (возможность быть незамеченным от врагов, т.е. это приспособление к окружающей среде)
Учитель: Дальше наша стрелка поворачивается на изменение окраски.
-А что же происходит, дальше мы узнаем из учебника.
Физкультминутка
в) Работа с учебником страница 115.
-О чем говорится в учебнике?(слайд детеныши)
- Какое важное событие происходит у животных весной? (рождение детенышей)
Учитель: Значит, дальше наша стрелка поворачивается на потомство.
- Почему именно весной рождаются детеныши? (весной повышается комфортность среды обитания : становится тепло, А главное появляется много корма)
Учитель: Корм у различных животных разный, его обилие наступает в разные сроки, поэтому не все животные начинают размножаться в одно и тоже время.
- У какой группы животных детеныши появляются раньше?
(у растительноядных)
- Почему? (неограниченное количество пищи, пища появляется очень рано)
Учитель: Как заметили ученые, количество рожденных детенышей зависит и от размера тела животного. Чем мельче животное, тем больше детенышей у него рождается, т.к. продолжительность развития детенышей разная.
-Что еще мы знаем о потомстве?
Дети: -Мыши – полевки очень плодовиты. Развитие новорожденных идет быстро: с момента рождения до ухода от родителей проходит 20 дней. За весну- лето одна мышь может дать потомство из около 30 полевок.
-Более крупные животные (бурундуки, белки, зайцы, ежи) воспитывают своих детенышей уже дольше: 1,5 – 2 месяца. За сезон рождается на 10- 15 детенышей меньше, чем у полевок.
-Воспитанием детенышей занимается волк и волчица. Детеныши волков очень долго остаются под опекой родителей в своем логове. В 1,5 – 2 месяца они только перестают сосать материнское молоко, и родители начинают приучать их к обычной пище. Волчат сначала кормят отрыгиваемой пищей.
-Почему же у некоторых животных детеныши дольше остаются под опекой, а у некоторых меньше?
Учитель: Ответ на этот вопрос мы можем найти в учебнике.
Чтение учебника самостоятельно.
Учитель : Теперь мы можем ответить на вопрос.
Таким образом, чем хищники крупнее, тем меньше у них рождается потомства, т.к. время их воспитания целый год.
Учитель: Куда же дальше должна повернуться наша стрелка?
-Какое последнее событие происходит в жизни зверей весной?
(Пора обучения)
-Как мы должны себя вести , если вдруг в лесу встретили новорожденных детенышей?
Учитель: Давайте прочитаем памятку друга природы в учебнике.
Вывод:(чтение учащимся стихотворения)
Чтоб могли леса цвести
И сады, и реки,
Все живое береги
Ты на этом свете.
Ты природу полюби,
Каждую травинку!
С птицами дружи,
Береги былинку.
Не носи домой ежа,
Бабочку не трогай,
Школьник, помни всегда:
Их не так уж много!
Учитель: Всем нам нужно беречь природу.
4.Закрепление и проверка знаний.
Игра «Верное неверное утверждение»
Учитель: У вас на столе лежат полоски и два карандаша, один красный и один зеленый. На экране будут появляться утверждения, если оно верное вы закрашиваете полоску зеленым цветом, а если неверное, то красным цветом)
- Весной животные линяют.
- У белки и зайца весной не меняется окраска шерсти.
- Многие животные весной выводят потомство.
- Ежи весной впадают в спячку.
- Весной после долгого зимнего сна просыпаются медведи, ежи, ящерицы, змеи, лягушки.
Взаимопроверка.(Дети меняются полосками и проверяют утверждения, которые появляются на экране).
-Кто не допустил ни одной ошибки?
-Кто допустил ошибку?
5.Оценивание.
Учитель: Давайте посчитаем, кто набрал больше всего медвежат?
Домашнее задание.
Учебник страница 115(задание для друга природы).
6.Рефлексия.
Учитель: Ребята, а теперь давайте наших медведей поместим на доске, тот кто все понял на уроке и ему было интересно, тот поместит их под солнышко, а кому что то не понятно под тучку.



