СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок на тему :" Как изменилась жизнь животных весной"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок по окружающему миру на тему: " Как изменилась жизнь животных весной".

Урок проводился в первом классе.

 

Просмотр содержимого документа
«Урок на тему :" Как изменилась жизнь животных весной"»

Тема урока: Как меняется жизнь животных весной.

Цель урока: продолжать формировать представление учеников об изменениях, которые происходят в живой природе весной, углубить знания учащихся о приспособлении зверей к условиям жизни, показать, какие изменения происходят в жизни зимой с приходом весны; развивать умение анализировать, сравнивать, наблюдать, работать с учебником, воспитывать бережное отношение к зверям, к окружающей среде.

Ход урока

1.Организация класса.

Эмоциональный настрой.

Учитель: Я хочу подарить вам свою улыбку! Улыбнёмся друг другу. А теперь повернитесь к гостям и поделитесь с ними своей улыбой.

2.Актуализация опорных знаний.

(Звучит музыка).(В течении всего урока учитель за правильный ответ дает медвежонка)

Учитель читает стихотворение:

Растаял снег среди полей,
Сбегает под гору ручей, 
И пробивается трава.(слайд весна)


- О каком времени года это стихотворение?

-Без чего не может наступить весна? (без солнышка) (Вывешивается солнце на доске)

-Но ведь зимой тоже светит солнышко.

- Расскажите, какое солнышко вы любите?

Упражнение на релаксацию.

Учитель: А сейчас закройте глазки, поднимите головки к солнышку, подставьте солнышку свои ладошки.


Наше солнышко взошло,

Стало здесь нам всем тепло.

Солнышко греет нам щёчки, носик, подбородок, ладошки. Вы чувствуете?


Выступление синоптиков.

-Сегодня мы с вами будем вести оценивание набором баллов.

А пока мы отдыхали, нам пришло письмо.


3.Изучение нового материала.

а) Введение в тему

- Как вы думаете, от кого?

- А хотите узнать? Помогите открыть конверт.(слайд зверей)

Сегодня нас интересуют животные.

-Ребята , а давайте вспомним кого мы относим к животным?(слайд группы животных)

-Скажите , а кто-то из вас знает что то интересное о животных?

Ответы детей: - Насекомые существовали еще тогда, когда не было ни птиц, ни тем более зверей. Представьте, что древняя стрекоза была длиной 75см.

-Если вы возьмете жабу в руки, рука делается мокрой. Это происходит вследствие того, что из кожи у нее выделяется едкая жидкость.

- У некоторых рыб цвет чешуи выражает настроение.

-Есть птицы, которые летают выше облаков, а есть и такие , которые и вовсе на летают.

- Что еще общего есть у животных?

(Они питаются одинаково)

Учитель: Значит, по способу питания животные делятся на группы, мы вспомним.(Слайд питание)

б) Изучение нового материала

-Что же происходит в неживой природе весной?

Учитель: идет капель, тает снег, бегут ручьи, повышается температура воздуха.

-Что же происходит с живой природой?

Они просыпаются, а некоторые возвращаются. Вода наполняет их жилища.

-Кто же просыпается первым? (слайд медведь).

Сценка

– Как встречает весну медведь? Давайте послушаем.

(разыгрывается детьми сценка)

Девочка: Миша, расскажи, как ты весну чуть не проспал!

Медведь:

Без забот и без тревоги
Спал я в тепленькой берлоге.
Спал всю зиму до весны
И, конечно, видел сны.

Девочка:

Вдруг проснулся косолапый.
Слышит – каплет.

Медведь:

Вот беда!
В темноте пошарил лапой
И вскочил – кругом вода!

Девочка: Заспешил медведь наружу

Медведь: Заливает! Не до сна!

Девочка: вылез он и видит:

Медведь: Лужи! Тает снег! Пришла весна!

- Что изменилось в жизни медведя с приходом весны? (он пробуждается от спячки, выходит из берлоги)

- Какие животные еще пробуждаются от спячки? (еж, барсук, бурундук)(слайд)

-Почему же животные просыпаются в разное время?

Учитель: Оказывается, в организме есть особые часы, которые отчитывают время независимо от внешних условий. Посади такое животное в постоянную темноту, его биологические часы все равно будут показывать, когда день, а когда ночь. Также они показывают и время года, хотя вокруг в норе ничего не изменилось. По этим часам и просыпаются в норах и берлогах зимние « засони». Медведь просыпается в марте и с этого времени не спит, а слегка дремлет, ждет подходящей погоды, чтобы выйти из берлоги. Барсук, проснувшись тоже рано, часто выбегает посмотреть на первую оттепель. Он « легок на подъем», да и запасы на весну у него имеются. А если зима вернется, то барсук еще может поспать.

Учитель: На доске у нас есть свои биологические часы, по которым мы в течении всего урока будем прослеживать за изменениями происходящими в жизни животных.

- Какие изменения в жизни диких животных происходят с наступлением тепла?

(линька)

- Что такое линька? (предположительные ответы детей)

Учитель: Линька - это приспособление к окружающей среде, подготовка к жаркому времени года. Животные меняют теплую шубу на более редкий, короткий и не такой теплый шерстяной покров.

Учитель: Дальше наша стрелка на часах поворачивается.

Некоторые животные в процессе линьки меняют цвет своей шкуры.

- Какие это животные? (слайд заяц, белка, песец)

- Почему изменяется их окраска? (возможность быть незамеченным от врагов, т.е. это приспособление к окружающей среде)

Учитель: Дальше наша стрелка поворачивается на изменение окраски.

-А что же происходит, дальше мы узнаем из учебника.

Физкультминутка

в) Работа с учебником страница 115.

-О чем говорится в учебнике?(слайд детеныши)

- Какое важное событие происходит у животных весной? (рождение детенышей)

Учитель: Значит, дальше наша стрелка поворачивается на потомство.

- Почему именно весной рождаются детеныши? (весной повышается комфортность среды обитания : становится тепло, А главное появляется много корма)

Учитель: Корм у различных животных разный, его обилие наступает в разные сроки, поэтому не все животные начинают размножаться в одно и тоже время.

- У какой группы животных детеныши появляются раньше?

(у растительноядных)

- Почему? (неограниченное количество пищи, пища появляется очень рано)

Учитель: Как заметили ученые, количество рожденных детенышей зависит и от размера тела животного. Чем мельче животное, тем больше детенышей у него рождается, т.к. продолжительность развития детенышей разная.

-Что еще мы знаем о потомстве?

Дети: -Мыши – полевки очень плодовиты. Развитие новорожденных идет быстро: с момента рождения до ухода от родителей проходит 20 дней. За весну- лето одна мышь может дать потомство из около 30 полевок.

-Более крупные животные (бурундуки, белки, зайцы, ежи) воспитывают своих детенышей уже дольше: 1,5 – 2 месяца. За сезон рождается на 10- 15 детенышей меньше, чем у полевок.

-Воспитанием детенышей занимается волк и волчица. Детеныши волков очень долго остаются под опекой родителей в своем логове. В 1,5 – 2 месяца они только перестают сосать материнское молоко, и родители начинают приучать их к обычной пище. Волчат сначала кормят отрыгиваемой пищей.

-Почему же у некоторых животных детеныши дольше остаются под опекой, а у некоторых меньше?

Учитель: Ответ на этот вопрос мы можем найти в учебнике.

Чтение учебника самостоятельно.

Учитель : Теперь мы можем ответить на вопрос.

Таким образом, чем хищники крупнее, тем меньше у них рождается потомства, т.к. время их воспитания целый год.

Учитель: Куда же дальше должна повернуться наша стрелка?

-Какое последнее событие происходит в жизни зверей весной?

(Пора обучения)

-Как мы должны себя вести , если вдруг в лесу встретили новорожденных детенышей?

Учитель: Давайте прочитаем памятку друга природы в учебнике.

Вывод:(чтение учащимся стихотворения)

Чтоб могли леса цвести
И сады, и реки,
Все живое береги
Ты на этом свете.
Ты природу полюби,
Каждую травинку!
С птицами дружи,
Береги былинку.
Не носи домой ежа,
Бабочку не трогай,
Школьник, помни всегда:
Их не так уж много!

Учитель: Всем нам нужно беречь природу.

4.Закрепление и проверка знаний.

Игра «Верное неверное утверждение»

Учитель: У вас на столе лежат полоски и два карандаша, один красный и один зеленый. На экране будут появляться утверждения, если оно верное вы закрашиваете полоску зеленым цветом, а если неверное, то красным цветом)

- Весной животные линяют.

- У белки и зайца весной не меняется окраска шерсти.

- Многие животные весной выводят потомство.

- Ежи весной впадают в спячку.

- Весной после долгого зимнего сна просыпаются медведи, ежи, ящерицы, змеи, лягушки.

Взаимопроверка.(Дети меняются полосками и проверяют утверждения, которые появляются на экране).

-Кто не допустил ни одной ошибки?

-Кто допустил ошибку?

5.Оценивание.

Учитель: Давайте посчитаем, кто набрал больше всего медвежат?

Домашнее задание.

Учебник страница 115(задание для друга природы).

6.Рефлексия.

Учитель: Ребята, а теперь давайте наших медведей поместим на доске, тот кто все понял на уроке и ему было интересно, тот поместит их под солнышко, а кому что то не понятно под тучку.