СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок на тему "Квиллинг как вид декоративно – прикладного искусства"

Категория: Технология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок на тему 

"Квиллинг как вид декоративно – прикладного искусства. Исторические сведения.  Материалы, инструменты и приспособления.

Ознакомление  с изделиями, выполненными в технике «квиллинг».

Основные элементы квиллинга: свободная спираль,  плотная спираль, капля, глазик, листик, треугольник, стрела, лапка, завиток, пушистый цветок, розочка."

Просмотр содержимого документа
«Урок на тему "Квиллинг как вид декоративно – прикладного искусства"»


Урок № 1

Тема. Квиллинг как вид декоративно – прикладного искусства. Исторические сведения. Материалы, инструменты и приспособления.

Ознакомление с изделиями, выполненными в технике «квиллинг».

Основные элементы квиллинга: свободная спираль, плотная спираль, капля, глазик, листик, треугольник, стрела, лапка, завиток, пушистый цветок, розочка.

Цель:

  • Обучающая: способствовать формированию представления о новом виде декоративно-прикладного искусства – квиллинге. Ознакомить учащихся с техникой выполнения квиллинга.

  • Развивающая: развивать воображение, мышление, творческие возможности, навыки и умения работы с бумагой, глазомер, мелкую моторику рук.

  • Воспитывающая: воспитывать у учащихся качества аккуратности и собранности при выполнении приёмов труда, трудолюбие, умение слушать; коммуникабельность, активность, культуру труда, умение работать в паре.

Оборудование: мультимедийный проектор.

Инструменты и материалы:

презентация, образцы изделий, двусторонняя цветная бумага, канцелярский нож, линейка с шаблонами окружностей разного диаметра, зубочистки с расщеплённым концом, клей ПВА, дощечки, на которых можно резать, карточки, инструкционные карты (распечатать из Информационного сборника), полезные советы.

Методы обучения:

рассказ, показ, беседа, практическое выполнение.





План урока.


  1. Организационный момент. (2мин).

  2. Актуализация опорных знаний. (3мин).

  3. Мотивация. (1мин).

  4. Сообщение темы, задач урока. (2мин).

  5. Изучение нового материала.

  6. Практическая работа. (30мин)

  7. Оценивание (3мин)

  1. Наличие спецодежды

  2. Готовность к уроку

  3. Правильность составления технологической схемы

  4. Уборка рабочего места

  5. Соблюдение правил безопасной работы.

  1. Рефлексия. (2мин).

  2. Уборка рабочего места. (1мин).

  3. Домашнее задание. (1мин).


Ход урока.

  1. Организационный момент.

  1. Приветствие.

  2. Выявление дежурных.

  3. Отметка отсутствующих.

  4. Проверка готовности к уроку.

  1. Актуализация опорных знаний.

  1. Какие виды рукоделия вам известны, в которых используется бумага?

  2. Посмотрите на нашу выставку. Знаете ли вы, в какой технике выполнены данные изделия?

  3. Кто из вас владеет этой техникой?

  1. Мотивация.

Бумага — необычайно выразительный и податливый материал. Из нее можно создать целый мир. Существует множество видов бумажной пластики. Наиболее известно в нашей стране японское искусство складывания фигурок из бумажного листа — оригами. Сегодня я познакомлю вас еще с одной, пока малоизвестной у нас техникой — искусством бумагокручения или, как ее называют на Западе квиллинг.

  1. Сообщение темы, задач урока. (Слайд № 1)

  2. Изучение нового материала.

  1. История возникновения искусства “квиллинг”. (Слайд № 2-4)

На английском языке это рукоделие называется «quilling» — от слова «quill» или «птичье перо». В отличие от оригами, родиной которого является Япония, искусство бумагокручения возникло в Европе в конце 14 — начале 15 века. В средневековой Европе монахини создавали изящные медальоны, закручивая на кончике птичьего пера бумагу с позолоченными краями. При близком рассмотрении эти миниатюрные бумажные шедевры создавали полную иллюзию того, что они изготовлены из тонких золотых полосок. К сожалению, бумага — недолговечный материал и мало что сохранилось от средневековых шедевров. Однако эта древняя техника сохранилась и до наших дней и очень популярна во многих странах мира. Бумагокручение быстро распространилось в Европе, но, потому, что бумага, особенно цветная и высококачественная, была очень дорогим материалом, бумажная пластика стала искусством для дам из богатых слоев общества.

В наши дни бумагокручение широко известно и популярно как хобби в странах Западной Европы, особенно в Англии и Германии. Но самое широкое распространение это искусство получило, когда оно «переехало» на Восток. Богатейшие традиции тончайшей графики и пластики, изготовления бумаги и работы с ней дали искусству бумажной пластики новую жизнь.

В Южной Корее существует целая Ассоциация любителей бумажной пластики, объединяющая последователей самых разных направлений бумажного творчества. В 15 веке это считалось искусством. В 19 — дамским развлечением. Большую часть 20 века оно было забыто. И только в конце прошлого столетия квиллинг снова стал превращаться в искусство.

В Англии принцесса Елизавета всерьёз увлекалась искусством квиллинга, и многие её творения хранятся в музее Виктории и Альберта в Лондоне. С бумагой у нас связано представление о непрочности и недолговечности. Но квиллинг опровергает это утверждение – на филигранную объёмную подставку можно поставить, к примеру, чашку или положить тяжелую книгу, и ни один завиток бумажного кружева при этом не пострадает. Можно собрать из бумажных элементов вазу для конфет и спокойно использовать её по назначению — не развалится и не сломается. В общем, квиллинг — это возможность увидеть необычные возможности обычной бумаги.

Надо заметить, что корейская школа квиллинга (они называют его бумагокручение) несколько отличается от европейской. Европейские работы, как правило, состоят из небольшого числа деталей, они лаконичны, напоминают мозаики, украшают открытки и рамочки. Европа всегда спешит, поэтому любит быстрые техники. Восточные же мастера создают произведения, напоминающие шедевры ювелирного искусства. Тончайшее объёмное кружево сплетается из сотен мелких деталей. Мастера восточной школы предпочитают выполнять закручивание при помощи тонкого шила. Замену ему можно смастерить из толстой иглы и пробки. Также, у детей хорошо получается накручивание на зубочистку.

  1. Материалы, инструменты и приспособления для изготовления квиллинга. (Слайд № 5)

Бумага. Бумага должна быть цветной с двух сторон. Готовые нарезанные полоски бумаги можно купить в специальных магазинах. Если же такой возможности нет, то пропустите листы цветной бумаги через уничтожитель документов (paper shredder) или нарежьте. Стандартная ширина полосок для квиллинга 3 мм, но это необязательное условие. Еще очень важный момент. Если вы сами делаете полоски, то важен вес бумаги - самое меньшее 60 грамм на квадратный метр (обычно на упаковках бумаги указан вес), иначе она не будет аккуратно скручиваться и держать форму.

Инструменты для квиллинга.

Для освоения техники бумагокручения не требуется, какого - либо специального инструмента. На начальном этапе вполне достаточно посещения обычного магазина. Вот краткий список самого необходимого для начала обучения:

Шило. Желательно приобрести шило диаметром около одного миллиметра. Обычно шило имеет конусообразную форму, что может быть неудобно. В этом случае можно воспользоваться любым калёным стерженьком подходящего диаметра. Шило (стержень) используется для намотки спирали из бумажной полосы. При этом необходимо контролировать усилие натяжения бумаги, ручка инструмента должна быть удобной для этой цели. Можно использовать самодельное приспособление из иглы с большим ушком. Ушко распилить вверху, а кончик иглы плотно вставить в деревянную ручку.

Пинцет. Кончики должны быть острыми, точно совмещёнными. Для выполнения работ высокой точности. Зазубрин на конце не должно быть, т.к. они могут оставлять следы на бумаге. Усилие при сжатии должно быть удобным для Ваших рук, обеспечивая надёжный захват с наименьшим давлением.

Ножницы. Как и пинцет, должны иметь заострённые концы. Для максимально точной нарезки бахромы. Для нарезки полос из бумаги применяют канцелярский нож. Нарезать следует на доске, чтобы не повредить поверхность стола.

Клей. Особых рекомендаций нет. Однако он должен достаточно быстро высыхать и не оставлять следов. Попробуйте начать с ПВА.

При разметке будущей композиции понадобятся простейшие чертёжные инструменты: циркуль, линейка, карандаш.

  1. Техника «квиллинга». (Слайд № 6).

На первый взгляд техника бумагокручения несложна. Полоска бумаги для квиллинга свивается в плотную спираль. Начать навивку будет удобно, накрутив край бумажной ленты для квилинга на кончик острого шила. Сформировав сердцевину спирали, продолжать работу целесообразно без использования инструмента для квиллинга. Так Вы сможете подушечками пальцев почувствовать, однородно ли формируется рулон, и во время скорректировать усилия. В результате должна образоваться плотная спираль меньше сантиметра в диаметре. Она будет основой дальнейшего многообразия всех форм. После чего бумажная спираль распускается до нужного размера, и затем из неё формируется необходимая квилинговая фигура.

Кончик бумаги прихватывается капелькой клея. Роллам можно придавать самые различные формы, выполняя сжатия и вмятины.

Всего существует 20 базовых элементов для квилинга, но принцип остаётся тем же: сворачиваем, прищипываем - используя свою фантазию, Вы всегда сами можете придумать новые элементы квилинга.

  1. Инструктаж по безопасности работы с ножницами.

  1. Практическая работа (обучающиеся работают в парах). Для практической работы можно использовать инструкционные карты из информационного сборника.

  1. Изготовление основных элементов квиллинга: (Слайды № 7- 11)

свободная спираль, плотная спираль, капля, глазик, листик, треугольник, стрела, лапка, завиток, пушистый цветок, розочка.

  1. Текущий инструктаж.

  2. Физкультминутка.

Глазки видят всё вокруг,

Обведу я ими круг.

Глазкам видеть всё дано -

Где окно, а где кино.

Обведу я ими круг,

Погляжу на мир вокруг.

Этот пальчик маленький - мизинчик удаленький.

Безымянный кольцо носит, никогда его не бросит.

Этот пальчик самый длинный, он стоит посередине.

Этот – указательный, пальчик замечательный.

Этот пальчик, вот какой, называется большой.

  1. Консультативная и коррекционная деятельность учителя.

  1. Оценивание.

Критерии оценивания:

  1. Активность на уроке.

  2. Правильность формы элементов.

  3. Аккуратность работы.

  4. Умение работать в паре.

  5. Соблюдение правил безопасной работы.

  1. Рефлексия.

  1. Что нового вы узнали сегодня на уроке?

  2. Что вам понравилось и не понравилось на уроке?

  3. Пригодятся ли полученные знания и умения вам в дальнейшем?

  1. Уборка рабочего места.

  2. Домашнее задание.