Зайкова Н.Б. г.Петропавловск СКО биология класс 10
Дата:_____________ Сабақ/ Урок 8
Тақырып/Тема: Свойства и функции белков
Форма проведения: карта «Устный урок 1» Технология БиС.
Методическое руководство для учителя «Стандарт содержания»
Мақсат/Цель: Познакомить со свойствами белков, с их функциями
Міндеттер/Задача: усвоение учебного материала по требованиям норматива - 63% учащихся на уроке. Развитие скоростного, логического и критического мышления, словарного запаса, информационной компетентности. Выработать интерес и мотивацию к качественному усвоению предмета, выполнение регламента технологической карты.
Сабақты қорытындылау/Планируемый результат:
Учащиеся знают:
-свойства и функции белков
понимают:
-роль ферментов в клетке
применяют:
-имеющиеся знания
Учащийся сможет:
-привести примеры белков
-различить белки по физическим свойствам
-объяснить их роль для клетки
Сабақ барысы/Ход урока
Этапы урока | время | название | деятельность |
1 | 1 мин | Орг. момент. | Мотивация учащихся. |
2 | 7 мин | Актуализация субъектного опыта учащихся | Перекрёстный опрос по теме предыдущего урока. |
3 | 8 мин | Организация восприятия | Учитель объясняет и выносит опорные слова, дается время для запоминания, взаимопроверка и заносит результаты в МПМ. |
4 | 10 мин | Организация осмысления | Учащиеся должны прочитать текст в учебнике по нормативному времени. |
5 | 8 мин | Первичная проверка понимания | Перекрёстный опрос. |
6 | 8 мин | Организация первичного закрепления | Критический опрос. |
7 | 2 мин | Рефлексия | Анализ ошибок, рекомендации и выставление оценок в журнал |
8 | 1 мин | Домашнее задание | Задается всем учащимся |
Приложение
Опрос по теме предыдущего урока.
Вариант 1 Выберите один правильный ответ
1. Немецкий ученый экспериментально доказавший состав и строение белковой молекулы
а) Т. Шванн б) Э.Фишер в) Л.Полинг
2.Что образуется при соединении 2х пептид?
а) трипептид б) дипептид в) полипептид
3.Что было доказано исследованиями Л.Полинга?
а) процесс денатурация б) четырехструктурность белка в ) аминокислоты связаны амидной связью
4.Что называется чередованием остатков аминокислот полипептидной цепи?
а) первичная структура б) третичная структура в) вторичная структура
5.Что создает переплетение связей между группами-NH- и-CO- разных витков спирали?
а) третичную структуру б) первичную структуру
в) вторичную структуру
6. Первичная структура белка удерживается:
а) водородными связями; б) пептидными связями;
в) гидрофобными связями; г) дисульфидными связями.
7. Молекулы белков отличаются друг от друга:
а) последовательностью чередования аминокислот;
б) количеством аминокислот в молекуле;
в) формой третичной структуры;
г) всеми указанными особенностями
8. Какое из соединений не построено из аминокислот?
а) гемоглобин; б) гликоген; в) инсулин; г) альбумин
9. Полипептидная цепь, свернутая в клубок, – это … структура белка.
а) первичная; б) вторичная; в) третичная; г) четвертичная.
Вариант 2 Выберите один правильный ответ
1.Шведский химик, который изобрел центрифугу?
а) Т.Сведберг б) Э.Фишер в) Шванн
2.Как Фишер назвал самую малую часть белка?
а) пептид б) дипептид в) трипептид
3.Какая структура белка определена порядком чередования аминокислот в цепи?
а) первичная б) вторичная в) третичная
4.К чему ведет замена одного аминокислотного звена другим в белковой молекуле?
а) меняются свойства белка б) гибель организма
в) разрушение структуры молекулы
5.Какую структуру имеет гемоглобин?
а) четвертичную б) первичную в) вторичную
6. Изменяемыми частями аминокислоты являются:
а) аминогруппа и карбоксильная группа; б) радикал;
в) карбоксильная группа; г) радикал и карбоксильная группа
7. Вторичную структуру белковой молекулы поддерживают в основном … связи.
а) водородные; б) ионные; в) пептидные; г) гликозидные
8. Как поступают в клетки животных незаменимые аминокислоты?
а) синтезируются в самих клетках; б) поступают вместе с пищей;
в) поступают с витаминами; г) всеми указанными путями.
9. В процессе биохимических реакций ферменты:
а) ускоряют реакции и сами при этом не изменяются;
б) ускоряют реакции и изменяются в результате реакции;
в) замедляют химические реакции, не изменяясь;
г) замедляют химические реакции, изменяясь.
Опорные слова по изучаемой теме
Лиофильность, фибриллы, глобула, денатурация, антитела, катализаторы
Перекрёстный опрос.
Прокомментируйте утверждение: «Все особенности строения макромолекулы белка определяются его первичной структурой».
Почему физические и химические свойства белков различны?
Что такое лиофильность? Какое значение она играет в растворимости белка?
От чего зависят коллоидные свойства белков?
Что такое фибриллы? Какие белки имеют такую форму?
Почему мышцы имеют вытянутую форму?
Что такое глобула? Приведите пример
В чем суть денатурации белка?
При каких условиях происходит денатурация белковой молекулы?
Почему белки являются основой жизнедеятельности организмов?
Приведите пример двигательной функции белка протоплазмы
Что такое антитела? Какую функцию они выполняют?
Что такое иммунитет и кто его открыл?
Почему И.П.Павлов назвал ферменты «двигателями жизни»?
От чего зависит активность фермента?
На что распадаются белки при окислении и полном расщеплении?
Что такое ферменты? Сколько их существует?
Что объединяет белки и углеводы?
Охарактеризуйте строение молекул белков в связи с их функциями в клетке
Объясните, почему реакции, катализируемые ферментами, зависят от рН, от температуры.
Чем биологические катализаторы-ферменты отличаются от химических?
Назовите физические свойства белка?
Какие формы имеет молекула белка?
Какой белок является переносчиком кислорода в организме? (гемоглобин)
Как называется изменение, когда молекула меняет свою форму? (денатурация)
Назовите основные функции белка? (строительная, транспортная, двигательная, защитная)
На сколько % состоит клеточная мембрана и митохондрии из белковой молекулы?(70%)
Критический опрос.
Задание 1
Допишите предложения, вставив пропущенные слова.
Спираль полипептидной цепи, закрученная в клубок, называется ...
В результате гидролиза молекулы белков распадаются на ...
В молекуле белка остатки мономеров соединены связями ...
Нарушение природной структуры белка называется ...
Белок, катализирующий химическую реакцию, называется ...
Белок гемоглобин транспортирует ...
Антитела выполняют функцию ...
Белок актин выполняет … функцию.
Белок – источник …, при распаде 1г его выделяется … энергии.
Фибриллярные белки выполняют … функцию
Ответ: 1 глобула, 2 аминокислоты, 3 пептидными, 4 денатурация, 5 фермент, 6 газы, 7 защитную ,8 двигательную, 9 энергии, 17,6 кДж, 10 строительную
Задание 2
Выберите несколько правильных ответов
А) Простые белки
Протеины
Протеиды
При гидролизе образуются только аминокислоты
Альбумины, глобулины
При гидролизе распадаются до аминокислот и других веществ
Муцин, фибриноген
Б) Инсулин
подавляют жизнедеятельность болезнетворных бактерий
белок костей и сухожилий
гормон поджелудочной железы
регулирует уровень глюкозы в крови
активизирует в клетках печени фермент, синтезирующий гликоген
ускоряет протекание химических реакций
В) Структура белка бывает:
Первичная
Нитевидная
Вторичная
Третичная
Шарообразная
Четвертичная
С) Ферментативная функция
Осуществляют биологические катализаторы
Процесс подавления жизнедеятельности болезнетворных бактерий
Это процесс ускоряющий протекание химических реакций
Изменение природной структуры белка до первичной
Пепсин расщепляет белки
Коллаген входит в состав рогов, крыльев, волос
Ответ: А) 1,3,4; Б) 3,4,5; В) 1,3,4,6; С) 1,3,5
Үйге тапсырма беру/ Задание на дом
Параграфы 6-7, стр. 42
Сабақты қорытындылау/Рефлексия урока
Фактический результат урока в оценках:
Класс | Количество учащихся | оценка | % от общего количества |
5 | 4 | 3 |
А | | | | | |
Б | | | | | |
В | | | | | |