Ленинский район
МБОУ средняя школа №67
Урок литературы.
5 класс
Народная мудрость в сказке К.Г. Паустовского «Тёплый хлеб».
Подготовила Смирнова Т.С.
1.Дата. 5 класс.
2.Тема урока: Народная мудрость в сказке К.Г. Паустовского «Тёплый хлеб».
3. Цель: постичь глубину содержания, народную мудрость сказки К.Г. Паустовского «Теплый хлеб» , выйти на понимание смысла названия.
-учащиеся будут работать над анализом художественного текста;
- учащиеся продолжат работу над развитием речевых навыков: чтения-понимания, говорения, выразительного чтения, пересказа;
- воспитание доброты, милосердия, чувства коллективизма и взаимовыручки, любви к труду.
4. Тип урока: урок изучения нового материала.
5. Методические приемы: составление ассоциативной карты, «толстые» и «тонкие» вопросы, выборочное чтение, речь от лица героя, подробный пересказ
6. Оборудование : презентация, иллюстрации учащихся к сказке.
Ход урока.
1.Организационный момент. (слайд 1)
Здравствуйте, ребята. Тема нашего урока сегодня - Народная мудрость в сказке К.Г. Паустовского «Тёплый хлеб». Мы продолжаем работу над этим произведением. И эпиграфом к нашему уроку мне бы хотелось привести слова самого автора.
(слайд 2)
Нету хуже, когда у человека душа сухая.
Вянет от таких жизнь, как трава от осенней росы.
К. Г. Паустовский
(учитель зачитывает эпиграф)
3. Вступительное слово учителя.
В каждом настоящем писателе живет учитель. К.Г.Паустовский, написавший за всю свою жизнь немало произведений, считал, что смысл литературы заключается в том, чтобы звать людей к прекрасному. Он не приемлет равнодушных к окружающему, душевно черствых. Поэтому эпиграфом к уроку я взяла именно его слова.
Ребята, наша цель сегодня - попытаться понять , о какой великой мудрости говорит автор в своей сказке "Теплый хлеб", почему он так называет свое произведение.
4. "Тёплый хлеб". А что еще может быть теплым? Составление ассоциативной карты к слову «тёплый» (учащиеся прописывают по 3 ассоциации в тетради, затем каждый называет по одной, которая выносится учителем на доску)

5. Ребята, глядя на нашу карту, вы, возможно обратили внимание, что «тёплый» имеет несколько значений. А вот какое значение скрыто в названии сказки Паустовского, мы сможем понять, поработав с текстом произведения. Вашему вниманию я предлагаю вопросы, которые нам необходимо обсудить.
( Слайд 3) Работа над вопросами в парах, обсуждение в классе. Ребята , я думаю, вам не трудно будет ответить на вопросы, которые вам предлагаются.(Каждой паре учащихся предлагается 1 вопрос, в обсуждении участвует весь класс)
Что мы узнаем о Фильке? А почему он такой неласковый ? Почему его зовут не Филей или Филиппком, а Филькой? И почему он живёт не с бабушкой или бабулечкой, а с бабкой?
Расскажите о коне, который жил в Бережках. Как он появился в деревне.
Какое прозвище было у Фильки и за что он его получил?
Расскажите, как Филька обидел коня.
Как вы думаете, в чем особая жестокость поступка мальчика?
Что случилось в природе после поступка Фильки? Найдите и зачитайте описание метели.
Чем деревне грозит «колючий мороз»? (зачитайте по тексту)
Какую историю столетней давности рассказывает внуку бабушка?
Когда Филька понимает , что поступил плохо? К кому он отправляется за советом?
Что решил Филька и что посоветовал Панкрат?
Обсуждение ответов учащихся.
Ребята, мы видим, что Филька совершил плохой поступок. Но одному ему его не исправить. Нужно просить о помощи ребят, которых он- то всегда обижал. Давайте попробуем это сделать от лица Фильки.
6. Реализация домашнего задания. «Авторский стул». (учащиеся зачитывают или произносят речь Фильки к ребятам с просьбой о помощи).
Вопрос к детям: На чье обращение ты бы отозвался и почему?
Физминутка
7. Продолжение работы по тексту произведения.
- Как изменился мир, когда люди взялись за общее дело? ( зачитать по тексту) (В нем нет пустоты: зазвенела капель, слышен шум листвы, звонких березовых дров)
И если хорошенько прислушаться, то уже слышно, как по оврагам под снегом бурлит-журчит тёплая вода, моет корни брусники, ломает лёд на реке.
- Итак, мельница, а значит и люди были спасены. Можно ли поставить точку, закончить сказку?
- Изменился ли Филька? Как ?
- По каким словам мы можем судить, что конь простил Фильку? ("Конь положил голову на плечо, вздохнул и закрыл глаза от сытости и удовольствия." И, наверное, от тепла, которое исходило уже не от человека с холодным сердцем, а от человека с добрым сердцем).
- Ребята, а о какой народной мудрости говорит нам К. Паустовский в своем произведении?
(Ребята говорят о том, что нужно быть добрым, отзывчивым ко всему живому. И что если ты и совершил плохой поступок, нужно обязательно поправить его добрым делом и словом)
8. Смысл названия.(возвращение к ассоциативной карте)
- Почему же сказка о Фильке и коне называется "Теплый хлеб"?
(Теплый хлеб помог помириться Фильке с конем. Хлеб был теплым не только потому, что его недавно испекли, но потому, что был согрет теплом души, общей радостью.)
Хлеб примирил Фильку и коня.
Народная мудрость хранит много пословиц о хлебе. А какие знаем мы с вами?
(Слайд 4)
Хлеб - всему голова.
Хлеб да вода - крестьянская еда.
Хлеб сердце человеку укрепит.
Хлеба к завтрему оставляй, а не дела.
Хлеба нет - и друзей не бывало.
Хлеба нет - и корочки в честь.
Хлеб хлебу брат.
9. Возвращение к ассоциативной карте.
10. Заключительное слово учителя.
К.Г.Паустовский хотел, чтобы читатели его произведений были добрыми, любили окружающий мир, чувствовали родство с ним и готовность в любой момент прийти на помощь. Поэтому любимый герой его сказок - человек отзывчивый, чуткий, с добрым и милым сердцем. Мы живём в мире, где много жестокости, зла, равнодушия, но христианские заповеди учат нас любить и прощать. Старые мудрые люди говорят: "Лучше подавать, чем просить". Помоги человеку добрым словом, добрым делом, и настанет время, когда и тебе помогут, как помогли Фильке ребята.
Слайд 5. Оценки Домашнее задание.
Сочинение. Над чем мне помогла задуматься сказка Паустовского?