СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок обучения грамоте. Мягкий и твёрдый знак. 1 класс.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Мягкий и твёрдый знак 1 класс

Просмотр содержимого документа
«Урок обучения грамоте. Мягкий и твёрдый знак. 1 класс.»

КОНСПЕКТ УРОКА

по литературному чтению


Тема: «Буквы ь и ъ»

Класс: 1 Г

УМК: Школа России

Цель: познакомить с новой буквой, не обозначающей звука, которая служит для разделительного произношения согласного и гласного

звуков, а также для обозначения твердости (мягкости) согласного звука.

Задачи:

Образовательные: формирование навыков письма; умение писать ь и ъ знаки; умение правильно ставить логические ударения.

Воспитательные: воспитывать чувство аккуратности; воспитывать культуру поведения на уроке.

Развивающие: развивать речь; память; мышление; и внимание;

Планируемые результаты:

Предметные:

- Осознавать разделительную функцию Ь и Ъ.

- Иметь навык чтения, понимания прочитанного.

- производить звуковой и звукобуквенный анализ слов с Ь и Ъ.

Метапредметные:

Регулятивные УУД.

– принимать и сохранять учебную задачу, соответствующую этапу обучения;

– понимать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале;

– оценивать совместно с учителем результат своих действий, вносить соответствующие коррективы;

–выполнять учебные действия в устной речи и в уме.

– проговаривать вслух последовательность производимых действий;

– осуществлять действия с учетом выделенных учителем ориентиров действия;

– адекватно воспринимать оценку своей работы учителем и одноклассниками;

– в сотрудничестве с учителем, классом находить несколько вариантов решения учебной задачи;

– осуществлять пошаговый контроль по результату под руководством учителя;

– осуществлять пошаговый контроль по ходу выполнения задания под руководством учителя.

Познавательные УУД.

– понимать знаки, символы, модели, приведенные в Азбуке;

– видеть возможное разнообразие способов решения учебной задачи;

– воспринимать смысл небольшого текста;

– соотносить изучаемый материал с собственным опытом.

Коммуникативные УУД.

– иметь представление о возможности существования различных точек зрения, о возможности договариваться, приходить к общему

решению;

– использовать в общении правила вежливости;

– принимать другое мнение и позицию;

– строить понятные высказывания;

Личностные:

– положительное отношение к школе и учебной деятельности;

– интерес к занятиям по Азбуке (или к отдельным заданиям);

– первичных умений оценки работ, ответов одноклассников на основе заданных критериев успешности учебной деятельности;

– представления о языке как средстве общения, о разнообразии ситуаций общения.

Ход урока:

Этап урока

Время

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Формируемые УУД

Организационный момент

1-2

Здравствуйте ребята, меня зовут Екатерина Олеговна. Сегодня я проведу у вас урок чтения.

Приветствуют учителя


Актуализация знаний

10-15

-Сегодня, ребята, у нас необычный урок. Мы все приглашены во дворец. А кто в нем живет, вы узнаете, отгадав загадку.

Тридцать три родных сестрицы,

На одной живут странице

И повсюду славятся!

- А как же сам называется дворец?

Буквы, значки, как бойцы на парад,

В строгом порядке поставлены в ряд.

Каждый в условленном месте стоит

И называется...

-Каждая буква в алфавите имеет свое место.

-А что обозначает каждая буква?

-Его не видно.

В руки не взять,

Но зато слышно.

-Каждая буква в алфавите обозначает звук.

-Ребята, давайте посмотрим на ленту букв.

-Какие звуки у нас бывают?

-А какими бывают согласные звуки?


-Сейчас, ребята, я буду показывать вам букву, а вы будете произносить звук, который она обозначает.

Показываю буквы на ленте букв.


-А какие звуки обозначают эти буквы (учитель показывает на ь и ъ)



-Обозначают ли Ь и Ъ звук?

- Ребята ь и ъ и правда не имеют звука



- буквы



- алфавит






- звук






- гласные и согласные

- твёрдые и мягкие, звонкие и глухие



- обучающиеся называют звук

- обучающиеся выдвигают свои предложения (ь и ъ не имеют звука)



20

- Как вы думаете, почему я оставила перед вами Ъ и Ь знаки?


Тема нашего урока: буквы ь, ъ

-Давайте сформулируем цель урока.

-Ребята, откройте азбуку на стр. 75 посмотрите на рамочку. Как вы думаете, как можно заполнить схему?

- А это мы узнаем сегодня на уроке. Теперь посмотрите на картинку справа, что на ней изображено?


- Напечатайте, пожалуйста, это слово у себя в тетрадочке. Посмотрите на доске, как это слово пишется.


-Сколько слогов в этом слове? Назовите их

-давайте сделаем звуко-буквенный разбор

- А теперь давайте посчитаем, сколько звуков и сколько букв в слове «листья». Сколько букв в этом слове? Сколько звуков?
Почему букв и звуков равное количество?





-Ребята, почему в последней букве два звука?




-А каким стал звук «т`» ?

-Правильно если перед мягким знаком стоит согласная, то он смягчается.

-Напишите транскрипцию и произнесите слово. Вы его слышите как одно слово или с помощью «Ь» оно разделяется?

-Ребята, если перед «Ь» стоит согласный звук, а после стоит гласный звук, то он разделяет слово.

-Давайте разберем еще одно слово. Кто хочет выйти к доске? А остальные печатают у себя слово «братья».




-Ребята, у мягкого знака есть друг - твердый знак, но они разные. Давайте посмотрим, чем они различаются.

Для этого напечатайте в тетрадочку слово «съел»

-Сколько слогов в этом слове?

-Теперь давайте составим схему к этому слову. Какая тут схема, кто может мне ее проговорить?




- Как вы думаете, чем мягкий знак отличается от твердого знака?




-Давайте разберем еще одно слово. Кто хочет выйти к доске?

Теперь мы разберем слово «въехал». Напечатайте у себя в тетради и сделайте звуко-буквенный разбор.

Напишите транскрипцию.

-Ребята, а как вы думаете «Ъ» может как и «Ь» разделять слова?

Произнесите слово «съел». Какой вывод мы можем сделать?


-А теперь положите перед собой карточки, которые я выдала, и выполните задание.



-теперь давайте проверим, кто как справился с заданием (на слайде показан правильный ответ)

-встаньте те, кто ответил правильно….

-Молодцы, давайте прочитаем стихотворения на странице 75.

-Сколько раз там встречается твердый знак?

-Сколько раз мы встречаем мягкий знак?

-Вот мы и познакомились еще с одним жителем дворца Алфавита.

-А теперь посмотрите на стр.74

Прочитайте заголовок страницы. Что означает это высказывание?




Ребята, как вы думаете данное высказывание относится к иллюстрации на странице?

-Что изображено на картинки?

- Как вы думаете, что произошло с зверятами?

-А они помогли друг другу?





-Давайте прочитаем пословицы под картинкой.

-«Доброе дело – великое счастье» почему так говорят?




-Молодцы, а почему так говорят? «Доброте жить хорошо»






-И последняя пословица «Добро сеять – добро пожинать.»

- сегодня на уроке мы будем говорить о «ь» и «ъ»


-дети выдвигают свои предположения

-листья



- обучающиеся печатают у себя в тетради

- в этом слове 2 слога «лис» и «тья»

- Ь звука не имеет

-6 букв

-6 звуков

- Потому что Ь звука не имеет, а буква Я имеет два звука: Й, А

-Если после Ь стоят гласные «я» «е» «ё» «ю», то они имеют два звука: Я (звуки Й, А) и т.д.

-мягким



- высказывают свой предположения



-Один выходит к доске







-1

-первый звук согласный твердый, второй звук слияния мягкого согласного с гласным, и третий звук согласный твердый

- мягкий знак придает мягкость звуку, а твердый знак делает пиршествующий согласный твердым

-(один ученик выходит к доске и делает разбор)

-«ъ» как и «Ь» разделяет слово


- обучающиеся выполняют самостоятельную работу


-дети проверяют себя


-3

-3


-лягушку, зайчика, бабочку.

-Что лучше пожить в тесноте, чем один с проблемами. О взаимовыручке.

-да

-Как животные переживают дождь под одним грибом

-Да они поделились укрытием друг с другом



- Когда ты делаешь доброе дело, и тебе хорошо, и другим, и ко всем приходит счастье.

- Смысл пословицы "В добре жить хорошо" в том, что делая добрые дела к человеку они возвращаются, так же как и злые.

- Добро сеять - добро и пожинать - значит - если ты делаешь кому-то добро , добро к тебе вернётся .



Рефлексия

5

Наш урок подходит к концу.

Ответьте мне на вопросы:

-Какая тема была на нашем уроке?

-Что нового мы сегодня узнали?

-Какие буквы не имеет звука?

-Что делает «Ь» и «Ъ» если перед ними стоит согласный звук, а после гласный звук?

-В каком случае «Ь» разделяет слово?




-А в каком случае «Ъ» разделяет слово?







-«Ь» и «Ъ»

-мы узнали новые буквы

-Они разделяют слово


-когда перед «Ь» стоит согласный звук, а после него стоит гласный звук

-когда перед «Ъ» стоит согласный звук, а после него стоит гласный звук.