СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок обучения грамоте « Обозначение звука [й* ] с помощью разделительного ь знака»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Система РО Эльконина-Давыдова.

(урок постановки и решения учебной задачи)

Цель: продолжить изучение способа обозначения звука [й*] в позиции – после согласного перед гласным.

Просмотр содержимого документа
«Урок обучения грамоте « Обозначение звука [й* ] с помощью разделительного ь знака»»

Открытый урок в 1 классе.

Обучение грамоте. Система РО Эльконина-Давыдова.

(урок постановки и решения учебной задачи)



Тема: « Обозначение звука [й* ] с помощью разделительного ь знака»

Цель: продолжить изучение способа обозначения звука [й*] в позиции – после согласного перед гласным.

Задачи: формирование УУД. Познавательные: умение находить информацию, сравнивать, анализировать. Регулятивные: обнаруживать и формулировать проблему, оценивать степень успешности достижения цели. Коммуникативные: участвовать в диалоге, работать в паре, в группе, излагать свое мнение. Личностные: пользоваться правилами поведения.

Оборудование: звуковые модели слов, схемы «Способы обозначения звука [ й*]», проектор, экран, компьютер.

Ход урока:

1.Организационный момент.

(в паре) Я желаю тебе сегодня добра,

………..

(гостям) Мы рады вас видеть.

2.Создание ситуации успеха.

-У нас в гостях сегодня звук [й*] (на доске). Вы знакомы с ним? Хорошо знакомы? Тогда расскажите про него. (Рассказывают)

-Звук [й*] хитрый, поэтому решил вас сегодня проверить, все ли вы про него знаете, и приготовил несколько заданий. Надеется, что кто-то попадется в его ловушки. Но мы-то уже люди грамотные, не попадемся?

(слайд 1) –Прочитайте скороговорку. Рыбак Евсей наловил шесть карасей.

-Почему именно эту скороговорку приготовил [й*]? (есть звук й)

-Сколько раз встречается звук й? (3) В каких словах?

-Потренируемся произносить правильно. (Тихо, громко, медленно, быстро)

-Покажите модель – позицию [й*] в слове карасей, Евсей. (Показывают)

-Продолжим эту работу, но с другими словами. Игра «Доскажи словечко» (слово+модель):

1) На одной ноге кружится,

Беззаботна, весела.

В пестрой юбке танцовщица,

Музыкальная …. (юла) слайд 2

2) За окном шумит буран,

За стеной поет … (баян) слайд 3

3) Круглый, красивый, красный и синий.

Хорошо скачет, а называется … (мячик) – ловушка

-Оцените себя. (Дети показывают +,-)

(слайд 4) –Найдите еще слова, в которых нет звука [й*] (ель, уехал, юбка, перо, водоем, ёжик, Зоя).

- Перо. А как можно изменить это слово, чтобы в нем появился звук [й*]? (перья)

-Какие молодцы! Все знаете.

3.Ситуация разрыва.

-А давайте для звука [й* ]составим звуко-буквенную модель слова перья.

-(1 ученик на доске) Оценить звуковую схему (+ -)

-Запишите теперь буквами. (В классе просмотреть, найти разные записи, вызвать к доске и записать. )

(слайд 5) –Авосик и Небойсик записали так: перйа, перйя.

-Кто же прав? Почему получились разные записи? Может, звук [й*] нас запутал?

4.Фиксация места разрыва в знаково-символической форме.

-Проверим позицию звука [й*] и выберем нужную схему. В какой позиции находится звук [й*]? ( после согласного перед гласным) (Нет такой схемы.)

-Умеем обозначать звук в этой позиции? (нет)

-Наверное звук [й*] хочет устроить нам ловушку. Попадемся или выясним, как правильно писать это слово? (Физминутка)

5.Формулировка учебной задачи.

-Итак, напомните, что нам нужно выяснить? ( как правильно обозначить звук [й*] в позиции –после согласного перед гласным)



6.Поиск решения учебной задачи.

-Где можно узнать правильное написание слова? (у взрослого, в книгах, в Интернете)

-Какое слово мы должны проверить? (перья)

Работа в группах:

1)Найти слово в старом букваре с.216

2)Спросить у взрослых.

3)В нашем букваре стр. 72

-Выбрать того, кто запишет слово на доске, выйти и записать.

-Одинаково получилось? (да) слайд 6

-Исправьте свою запись. Какая буква появилась кроме гласной я? (ь)

-Оказывается, люди придумали интересный способ сохранения звука [й*] в слове: ставить после согласной буквы специальный значок, который предупреждает, что буква после него обозначает два звука – [й*] и гласный.

(схема)

-Какую работу выполняет ь в этом случае, он смягчает или предупреждает? (предупреждает)

-Как думаете, бывает ли звук [й*]в новой позиции- после согласного перед гласным- в других словах? Проверим.

-Откройте букварь на стр.61: найти слова, где есть звук [й*] и он обозначен ь и гласной буквой.

7.Моделирование.

Дети находят слова, называют буквы, дополняем модель.



-Давайте по модели сформулируем, что мы сегодня выяснили, чтобы звук [й*] убедился в наших знаниях (формулируют)

8.Первичное закрепление.

-Но этот звук очень коварный, не хочет верить словам. Хотите доказать ему, что вы все поняли? Тогда поработаем в паре.

-Звуковую запись заменить буквенной: (слайд 7, у детей листочки)

[й*ула]

[шй*от]

[бор*а]

[в*й*уга]

-Взаимопроверка пар, на слайде правильная запись.

9.Рефлексия.

-С какой новой позицией звука [й*] сегодня встретились? Кто знает, как показать его в такой позиции?

-Какую работу выполняет ь в таких словах? (предупреждает) слайд 8

-Попрощайтесь со звуком [й*].

-Оцените себя. По листочку: …

















4