Подготовил учитель Амирбеков А.А.
Тип урока. Урок - лекция с элементами игры "Лото".
Учебно-наглядный комплекс:
Учебник, плакаты, тесты, карточки задания.
Мультимедийная информация.
Этапы урока
Мотивация и объявление новой темы.
Изучение нового материала.
Игра "ЛОТО", тест по теме урока. Оценивание.
Подведение итогов (рефлексия).
Домашнее задание.
ХОД УРОКА
I.Слово учителя: Тема нашего урока посвящена оружию массового поражения (ОМП).
Вопросы к учащимся:
как вы думаете, что относится к ОМП?
в основе какого взрыва происходит использование внутренней энергии, выделяющейся при цепных реакциях? (межпредметная связь с физикой)
Теперь давайте сформулируем тему урока.
Тема урока: Ядерное оружие и его боевые свойства.
Цели:
углубить и расширить знания по теме урока;
формировать умения действовать при угрозе радиоактивного заражения;
развить навыки совместной деятельности в группах.
ВОПРОСЫ УРОКА
1. Исторический экскурс.
2. Определение и характеристика ядерного оружия.
3. Виды ядерных взрывов.
4. Поражающие факторы ядерного взрыва.
5. Защита от поражающих факторов ядерного взрыва.
II. 1. Исторический экскурс.
В 1896 году французским физиком А.Беккерелем было открыто явление радиоактивного излучения. Оно положило начало эре изучения и пользования ядерной энергии.
Первый атомный взрыв был произведен в США 16 июля 1945 года. В результате взрыва образовалось гигантское облако сферической формы. Облако состояло из нескольких тонн пыли, паров железа и большого количества радиоактивных веществ. А 6 августа взрыв был произведен в городе Хиросима и 9 августа в Нагасаки американскими бомбардировщиками. Дома со страшным грохотом рушились. Люди вблизи эпицентра, в буквальном смысле, испарялись. А люди, прибывшие на помощь, еще не знали, что вступая в зону радиоактивного заражения будут иметь раковые последствия. Радиация грозила им не только снаружи, но и изнутри. Согласно данным ООН в Хиросиме в момент взрыва было убито 160 тыс. человек, Нагасаки - 80 тыс. человек.
В СССР, начиная с первого взрыва 29.08.1949 произведено около 500 ядерных испытаний: 30 наземных, 90 в воздухе, 6 высотных и в космосе и более чем 350 – подземных.
Вывод: Испытание бомб показало, что новое оружие готово к боевому применению. Создание этого оружия обозначило начало нового этапа в использовании войн и военного искусства.
2. ЯДЕРНОЕ ОРУЖИЕ - это оружие массового поражения взрывного действия, основанное на использова-нии внутриядерной энергии и при цепной реакциях деления тяжелых ядер изотопов урана и плутония и синтеза ядер легких изотопов водорода.
Ядерное оружие - одно из самых разрушительных средств ведения войны;
ядерные боеприпасы:
боевые части ракет и торпед;
авиационные и глубинные бомбы;
артиллерийские снаряды и мины, снабженные ядерными зарядными устройствами
носители ядерного оружия: самолеты, надводные корабли и подводные лодки, ракеты, торпеды, поезд.
3. ВИДЫ ЯДЕРНЫХ ВЗРЫВОВ
п/п
Виды взрыва
Применение
1.
Космический
Применяется на высоте более 65 км для поражения космических целей.
2.
Высотный
Применяется на высоте от 10 до 65 км для поражения воздушных целей.
Радиоактивное заражение местности практически отсутствует.
3.
Воздушный
Производится на высотах от нескольких сотен метров до нескольких километров.
4.
Наземный
Производится на поверхности земли или такой высоте, когда светящаяся область касается грунта. Применяется для разрушения наземных целей и сильным заражением местности.
5.
Подземный
Производится ниже уровня земли. Характерен ослаблением действия проникающей радиации.
6.
Надводный
Производится на поверхности воды или на такой высоте, когда световая область касается воды. Характерен ослаблением действия светового излучения и проникаю-щей радиации.
7.
Подводный
Производится под водой. Световое излучение практически отсутствует. Вызывает сильное радиоактивное заражение воды.
4. КЛАССИФИКАЦИЯ ПОРАЖАЮЩИХ ФАКТОРЫ ЯДЕРНОГО ВЗРЫВА ( просмотр учебного фильма).
Ударная волна - область резкого сжатия воздуха, распространяющаяся во все стороны от центра взрыва со сверхзвуковой скоростью и характеризуется величиной избыточного давления. Действия на человека и объекты: различные травмы и разрушения зданий.
Световое излучение - поток лучистой энергии, включающий ультрафиолетовые, видимые и инфракрасные лучи. Источник поражения - светящаяся область, образуемая раскаленными продуктами взрыва. Действия на человека и объекты: вызывает ожоги кожи, поражения органов зрения и пожары.
Проникающая радиация (ионизирующее излучение) - совместное излучение гамма-лучей и нейтронов. Действия на человека и объекты: ионизируют молекулы, входящие в состав клеток, изменяются биологи-ческие процессы, что приводит к нарушению жизненных функций организма; объекты поглощают и затем ионизируют излучение.
Радиоактивное заражение - заражение местности, атмосферы, воды и других объектов радиоактивными веществами из облака ядерного взрыва. Действия на человека и объекты: потребление продуктов питания, кормов и воды, загрязненных радиоак-тивными веществами и эта опасность действует годами и десятилетиями; объекты ионизируют излучение.
Электромагнитный импульс - кратковременное (менее секунды) электромагнитное поле. Действия на человека и объекты: поражение людей возможно в момент взрыва при соприкосновении с проводными линиями; перегорание и выход из строя элементов радиоэлектронной и электротехнической аппаратуры.
5.ЗАЩИТА ОТ ПОРАЖАЮЩИХ ФАКТОРОВ ЯДЕРНОГО ВЗРЫВА
Помните:
основной способ защиты людей и техники от ударной волны - укрытие в канавах, оврагах, лощинах, погребах, защитных сооружениях;
от прямого действия светового излучения может защитить любая преграда, способная создать тень; ослабляет его и запыленный (задымленный) воздух, туман, дождь, снегопад.
от воздействия проникающей радиации практически полностью защищают человека убежища и противорадиационные укрытия (ПРУ). Открытые и особенно перекрытые щели уменьшают это воздействие.
СЛОИ ПОЛОВИННОГО ОСЛАБЛЕНИЯ ПРОНИКАЮЩЕЙ РАДИАЦИИ РАЗЛИЧНЫМИ МАТЕРИАЛАМИ М (таблица №1)
В зоне радиоактивного заражения местности категорически запрещается: принимать пищу, употреблять овощи, фрукты, пить воду из открытых водоемов, купаться в них, лежать или сидеть на земле.
III. Закрепление нового материала
- Правила игры - "Лото"
Каждая команда получает предварительно перемешанные карточки. Игру начинает та команда, у которой карточка отмечена тремя крестиками.
Любой представитель этой команды читает вслух вопрос, который находится внизу карточки.
Остальные участники смотрят на верхнюю часть карточки, имеющихся у них, и нашедший ответ озвучивает его для всех участников и игра продолжается до тех пор, пока не будет задан вопрос первому участнику.
ИГРА "ЛОТО" по теме урока: ЯДЕРНОЕ ОРУЖИЕ ЕГО БОЕВЫЕ СВОЙСТВА.
Вопрос: Что категорически запрещается делать в очаге радиоактивного заражения местности?
*** 1.Запрещается принимать пищу, употреблять овощи, фрукты, пить воду из открытых водоемов, купаться в них, лежать или сидеть на земле.
Вопрос: Какие поражающие факторы ядерного оружия вы знаете?
2. Ударная волна, световое излучение, проникающая радиация, радиоактивное заражение, электромагнитный импульс.
Вопрос: Дать характеристику надводного ядерного взрыва.
3. Этот взрыв производится на поверхности воды или на такой высоте, когда светящаяся область касается воды. Характерен ослаблением действия светового излучения и проникающей радиации.
Вопрос: Дайте характеристику поражающего фактора-световое излучение.
4. Поток лучистой энергии, включающий ультрафиолетовые, видимые и инфракрасные лучи.
Вопрос: Дайте определение и характеристику ядерного взрыва.
5. Это оружие массового поражения взрывного действия, основанного на использовании внутриядерной энергии. Оно одно из самых разрушительных средств ведения войны, включает в себя различные ядерные боеприпасы.
Вопрос: В каком году было открыто явление радиоактивного излучения?
6. В 1896 году французским физиком А.Беккерелем было открыто явление радиоактивного излучения.
Вопрос: Дать характеристику поражающего фактора - ударная волна.
7.Область резкого сжатия воздуха, с избыточным давлением во фронте, распространяющаяся во все стороны от центра взрыва со сверхзвуковой скоростью.
Вопрос: Дать характеристику подземного ядерного взрыва.
8.Этот взрыв производится ниже поверхности земли. Характерен ослаблением действия проникающей радиацией.
Вопрос: Дать характеристику поражающего фактора - радиоактивное заражение.
9.Это заражение местности, атмосферы, воды и других объектов радиоактивными веществами из облака ядерного взрыва.
Вопрос: Что может служить защитой от светового излучения?
10.От светового излучения может защитить любая преграда, способная создать тень. Ослабляет его и запыленный (задымленный) воздух, туман, дождь, снегопад.
Вопрос: В основе какого взрыва происходит использование внутренней энергии, выделяющихся при цепных реакциях?
11. В основе ядерного взрыва.
Вопрос: Назовите основной способ защиты людей и техники от ударной волны.
12. Это укрытие в канавах, оврагах, лощинах, кюветах, щелях, траншеях, погребах, защитных сооружениях.
Вопрос: Дайте характеристику поражающего фактора - проникающая радиация.
13. Совместное излучение гамма-лучей и нейтронов.
Вопрос: Дать характеристику воздушного ядерного взрыва.
14. Производится на высотах от нескольких сотен метров до нескольких километров. Радиоактивность заражения местности практически отсутствует.
Вопрос: Что может служить защитой от воздействия проникающей радиации?
15. От воздействия проникающей радиации практически полностью защищают человека убежища и противорадиационные укрытия (ПРУ), а также открытые и перекрытые щели уменьшают это воздействие.
IV. ТЕСТЫ
1.Ядерное оружие-это:
а) вид высокоточного наступательного оружия, основанного на использовании ионизирующего излучения при взрыве ядерного заряда в воздухе, на земле или под землей;
б) вид оружия массового поражения взрывного действия, основанного на использовании светового излучения за счет возникающего при взрыве большого потока лучистой энергии, состоящего из ультрафиолетовых, видимых и инфракрасных лучей;
в) вид оружия массового поражения взрывного действия, основанного на использовании внутриядерной энергии.
2.Поражающими факторами ядерного взрыва являются:
а) избыточное давление в эпицентре ядерного взрыва; облако, зараженное отравляющими веществами и движущееся по направлению ветра; изменение состава атмосферного воздуха.
б) ударная волна, световое излучение, проникающая радиация, радиоактивное загрязнение и электромагнитный импульс.
в) резкое понижение температуры окружающей среды, понижение содержания кислорода в воздухе.
3.Световое излучение - это:
а) поток невидимых нейтронов;
б) поток лучистой энергии, включающий ультрафиолетовые, видимые и инфракрасные лучи;
в) скоростной поток продуктов горения, изменяющий состав атмосферного воздуха.
4.Воздействие, какого поражающего фактора ядерного взрыва может вызвать ожоги кожи, поражения глаз человека и пожары:
а) световое излучение;
б) проникающая радиация;
в) электромагнитный импульс.
5.Наибольшую опасность радиоактивные вещества представляют:
а) в первые часы после выпадения;
б) в первые сутки после выпадения;
в) в течение трех суток после выпадения.
6.Проникающая радиация - это
а) поток радиоактивных протонов;
б) поток невидимых протонов;
в) поток гамма-лучей и нейтронов.
Номер теста
О Т В Е Т Ы
Оценка за тест
Итог:
Подведение итоговВ завершение урока с учащимися организуется рефлексивная деятельность, в ходе которой школьникам предлагается провести самоанализ выполненной деятельности. Даются рекомендации по дополнительному изучению темы.
Домашнее задание: посмотреть документальный фильм «Хиросима» и художественный фильм «Красная стрела».
Интернет ресурсы: Facebook, Twitter, VKontakte, Goole+.
Вопрос: Что категорически запрещается делать в очаге радиоактивного заражения местности?
*** 1.Запрещается принимать пищу, употреблять овощи, фрукты, пить воду из открытых водоемов, купаться в них, лежать или сидеть на земле.
Вопрос: Какие поражающие факторы ядерного оружия вы знаете?
2. Ударная волна, световое излучение, проникающая радиация, радиоактивное заражение, электромагнитный импульс.
Вопрос: Дать характеристику надводного ядерного взрыва.
3. Этот взрыв производится на поверхности воды или на такой высоте, когда светящаяся область касается воды.
Вопрос: Дайте характеристику поражающего фактора-световое излучение.
4. Поток лучистой энергии, включающий ультрафиолетовые, видимые и инфракрасные лучи.
Вопрос: Дайте определение и характеристику ядерного взрыва.
5. Это оружие массового поражения взрывного действия, основанного на использовании внутриядерной энергии. Оно одно из самых разрушительных средств ведения войны, включает в себя различные ядерные боеприпасы.
Вопрос: В каком году было открыто явление радиоактивного излучения?
6. В 1896 году французским физиком А.Беккерелем было открыто явление радиоактивного излучения.
Вопрос: Дать характеристику поражающего фактора - ударная волна.
7.Область резкого сжатия воздуха, с избыточным давлением во фронте, распространяющаяся во все стороны от центра взрыва со сверхзвуковой скоростью.
Вопрос: Дать характеристику подземного ядерного взрыва.
8.Этот взрыв производится ниже поверхности земли. Характерен ослаблением действия проникающей радиацией.
Вопрос: Дать характеристику поражающего фактора - радиоактивное заражение.
9.Это заражение местности, атмосферы, воды и других объектов радиоактивными веществами из облака ядерного взрыва.
Вопрос: Что может служить защитой от светового излучения
10.От светового излучения может защитить любая преграда, способная создать тень. Ослабляет его и запыленный (задымленный) воздух, туман, дождь, снегопад.
Вопрос: В основе какого взрыва происходит использование внутренней энергии, выделяющихся при цепных реакциях?
11. В основе ядерного взрыва.
Вопрос: Назовите основной способ защиты людей и техники от ударной волны.
12. Это укрытие в канавах, оврагах, лощинах, кюветах, щелях, траншеях, погребах, защитных сооружениях.
Вопрос: Дайте характеристику поражающего фактора - проникающая радиация.
13. Совместное излучение гамма-лучей и нейтронов.
Вопрос: Дать характеристику воздушного ядерного взрыва.
14. Производится на высотах от нескольких сотен метров до нескольких километров. Радиоактивность заражения местности практически отсутствует.
Вопрос: Что может служить защитой от воздействия проникающей радиации?
15. От воздействия проникающей радиации практически полностью защищают человека убежища и противорадиационные укрытия (ПРУ), а также открытые и перекрытые щели уменьшают это воздействие.
Вопрос: Что категорически запрещается делать в очаге радиоактивного заражения местности?