СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок Окружающего мира 2 класс "Осенняя пора. Викторина"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок окружающего мира для учащихся 2 класса направлен на закрепление темы "Времена года. Осень"

Просмотр содержимого документа
«Урок Окружающего мира 2 класс "Осенняя пора. Викторина"»

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Школа № 10 г. Тореза»









Урок окружающего мира

2 класс

«Викторина.Осенняя пора…»













Подготовила:

учитель начальных классов

Чепурная Татьтяна Сергеевна



2018 год

Урок окружающего мира 2 класс

«Осенняя пора…»


Цель:

Образовательные:

  1. Познакомить учащихся с характерными признаками осени в неживой природе.

  2. Показать связь между живой и неживой природой.

Развивающие:

  1. Развивать устную речь, память, мышление, воображение.

  2. Развивать умение наблюдать и рассказывать об осенних изменениях в живой и неживой природе

Воспитательные:

  1. Воспитывать осознание ценности природы для жизни человека и для себя лично.

УУД, формируемые на уроке.

(универсальные учебные действия)

1. Личностные УУД

1.1. Адекватная мотивация к учебной деятельности.

1.2. Интерес к чтению, потребность в чтении.

2. Регулятивные УУД

2.1. Способность принимать и сохранять учебную задачу.

3. Познавательные УУД

Общеучебные:

3.1. Умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме.

3.2. Поиск и выделение необходимой информации.

Логические:

3.3. Развивать умение давать нравственную оценку ситуации, поведению и поступкам окружающих.

3.4. Сопоставлять факты, анализировать, отстаивать свою точку зрения.

4. Коммуникативные УУД

4.1. Умение с достаточной полнотой выразить свои мысли, умение слушать, вступать в диалог.

4.2. Высказывание и обоснование своей точки зрения.

4.3. Развивать коммуникативные умения учащихся: монологическую и диалогическую речь, умение работать с информацией.

Оборудование:

  • Презентация «Осень-славная пора»

  • Музыкальный ряд (видео, песни)

  • Творческий ряд (рисунки детей)

  • Иллюстрации овощей и фруктов



Ход урока

1. Организационный момент.

- Здравствуйте, ребята!

- Рада видеть вас!

- На лице у вас улыбки – это просто класс!

Слайд 2.

2. Постановка целей и задач урока

- Сегодня мы с вами отправимся в гости. А к кому… вы узнаете, если отгадаете загадку.

Прошла по лугам,
По лесам, по полям.
Припасы она заготовила нам,
Упрятала их в погреба, в закрома,
Сказала: За мною нагрянет зима.

    • Дети: Осень.

  1. Актуализация знаний учащихся

3.1 Беседа об признаках осени

- Какие звуки мы можем услышать осенью?

- Давайте с вами сейчас послушаем, как звучит осень.

(«Звуки осени»)

- Ребята, так что вы можете ответить на этот вопрос?

- Самый главный звук – шуршание листьев. Слышны прощальные крики птиц.

- Почему крики птиц прощальные?

- Как называются птицы, которые осенью улетают? Почему они улетают?

3.2 Отгадайте загадки.

1. Угадайте, что за птичка

Тёмненькая, невеличка.

Беленькая с живота

Хвост раздвинут в два хвоста…


2. Между веток новый дом

Невелик, дверей нет в нём

Кто в том домике живёт?

Кто весною там поёт?


3. Кто без нот и без свирели

Лучше всех выводит трели?

Голосистее, нежней.

Кто же это?


4. Листья медленно с крон облетают

И мороз приударил в ночи.

Собираются в шумные стаи

Перед дальней дорогой…


- Кроме этих птиц улетают в тёплые страны журавли, гуси, утки, кукушки.

- С наступлением осени много изменений происходит и в жизни диких животных.

- Почему их называют дикими?

- Какие изменения происходят в жизни диких животных?

- Осенью у всех зверей отрастает новая шерсть - густая и пушистая. А у зайца, белки, песца изменяется и окраска шерсти. Это линька. Животные готовятся к зиме. Строят и утепляют свои жилища. Запасают корм.

4. Изучение нового материала

4.1 Видеофрагмент №1 «Осень золотая» с музыкальным сопровождением Слайд 3.

- Сегодня у нас праздник. Мы отправляемся в гости к королеве Осени. Это время года волновало, завораживало многих поэтов в различные годы. Оно не оставляет равнодушными и нас.

- Как прекрасен мир поэзии!

- Сейчас послушаем подготовленные стихотворения об осени.

4.2 Декламирование стихотворений об осени учащимися.

Унылая пора! Очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса —
Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и в золото одетые леса,
В их сенях ветра шум и свежее дыханье,
И мглой волнистою покрыты небеса,
И редкий солнца луч, и первые морозы,
И отдаленные седой зимы угрозы.

Слайд 4

А.С.Пушкин


Осень! Осыпается весь наш бедный сад.

Листья пожелтевшие по ветру летят.

Лишь вдали красуются – там на дне долин

Кисти ярко-красные вянущих рябин…

Слайд 5

А.К. Толстой


Закружилась листва золотая
В розоватой воде на пруду,
Словно бабочек легкая стая
С замираньем летит на звезду.

Слайд 6

С.Есенин


Есть в осени первоначальной
Короткая, но дивная пора —
Весь день стоит как бы хрустальный,
И лучезарны вечера...
Пустеет воздух, птиц не слышно боле,
Но далеко еще до первых зимних бурь
И льется чистая и теплая лазурь
На отдыхающее поле...

Слайд 7

Ф.Тютчев

Уж небо осенью дышало,
Уж реже солнышко блистало,
Короче становился день,
Лесов таинственная сень
С печальным шумом обнажалась.
Ложился на поля туман,
Гусей крикливых караван
Тянулся к югу: приближалась
Довольно скучная пора;
Стоял ноябрь уж у двора.

Слайд 8

А.  Пушкин


Лес, точно терем расписной,
Лиловый, золотой, багряный,
Веселой, пестрою стеной
Стоит над светлою поляной.

Слайд 9

И.Бунин


Мини – итог.

- Укрыла осень ковром землю, нашу кормилицу. Дохнул ветер, зашелестели на осени парчовые наряды. Не до нарядов ей. С полей не весь урожай еще убран, еще не все птицы улетели в теплые края, не все лесные жители подготовились к долгой зиме. Много у осени забот и хлопот. А сколько прекрасных даров приготовила Осень для нас.

4.3 Видеофрагмент «В гости к Осени» №2.


4.3 Физминутка

Мы дорожки подметаем (имитация движений)
Листья в кучи собираем (наклониться, имитировать движение)
Чтоб гуляя, малыши
Веселились от души! (подскоки на месте)
Ох, устали («обтереть пот со лба»)
Отдохнем (присесть)
И домой скорей пойдем (шаги на месте)

4.4 Загадки «Парад овощей, фруктов, ягод»

- Сейчас немного поиграем, и отгадаем осенние загадки.

Листья в воздухе кружатся,

Тихо на траву ложатся.

Сбрасывает листья сад

— Это просто… (листопад)


Слезки капают из тучи – 
Плачет мастер невезучий. 
Хмурой осени художник — 
Хлюпает по лужам… 
 (дождик) 
Ранним утром во дворе 
Лед улегся на траве. 
И весь луг стал светло-синий. 
Серебром сверкает… 
 (иней) 

Вот старушка из сторожки 
Грязь разводит на дорожке. 
Вязнет в топи мокрый лапоть – 
Все зовут старушку … 
 (слякоть) 

 Это что за невидимка 
Хлопает в саду калиткой, 
На столе листает книжку, 
Шорохом пугает мышку, 
Сорвал с бабушки косынку, 
Покачал в коляске Димку, 
Поиграл листвой, поверьте! 
Ну, конечно, это… 
 (ветер) 

По городу дождик осенний гулял, 
Зеркальце дождик своё потерял. 
Зеркальце то на асфальте лежит, 
Ветер подует — оно задрожит. 
 (лужа) 

Кто всю ночь по крыше бьёт 
Да постукивает, 
И бормочет, и поёт, убаюкивает? 
 (дождь) 


Пока дети — каждый в берете. 
Повзрослели — шляпы надели.  
  (Грибы) 

Рыжий Егорка 
Упал на озерко, 
Сам не утонул 
И воды не всколыхнул. 
  (Осенний лист) 


Шоколадно-бурый гриб, 
К скользкой шляпке лист прилип. 
Воротник ажурный тонок — 
Гриб такой зовут ... 
  (масленок) 

Все детки на ветках 
С рожденья в беретках. 
С деревьев упадут – 
Береток не найдут. 
  (Желудь) 

Сама в земле — коса на улице. 
 (Морковь.) 

Кругла, а не луна, 
С хвостом, а не мышь. 
 (Репа.) 

Росло-повыросло, из куста повылезло, 
По рукам покатилось, на зубах ощутилось. 
  (Орех) 

Золотая голова 
Велика, тяжела. 
Золотая голова 
Отдохнуть прилегла. 
Голова велика, 
Только шея тонка. 
  (тыква) 

Вырос в поле дом — 
Полон дом зерном. 
Стены позолочены, 
Ставни заколочены. 
И стоит новый дом 
На столбе золотом 
  (колосок) 

Семьдесят одежек 
и все без застежек. 
  (капуста) 

Хоть прячется Алёна 
За веточкой зеленой, 
Но красная щека 
Видна издалека 
  (яблоко) 

Две сестры летом зелены, 
К осени одна краснеет, другая чернеет. 
  (Красная и черная смородины) 

Синий мундир, белая подкладка, 
В середине — сладко. 
  (Слива) 

За кудрявый хохолок 
Лису из норки поволок. 
На ощупь — очень гладкая, 
На вкус — как сахар сладкая. 
  (Морковь) 

Что за скрип? Что за хруст? 
Это что еще за куст? 
Как же быть без хруста, 
Если я ... 
  (Капуста) 

Расселась барыня на грядке, 
Одета в шумные шелка. 
Мы для нее готовим кадки 
И крупной соли полмешка. 
  (Капуста) 

Неказиста, шишковатая, 
А придет на стол она, 
Скажут весело ребята: 
«Ну, рассыпчатая, вкусна!» 
  (Картошка) 

Сидит дед, в шубу одет, 
Кто его раздевает, тот слезы проливает. 
  (Лук) 

Заставит плакать всех вокруг, 
Хоть он и не драчун, а ... 
  (Лук) 

Хотя я сахарной зовусь, 
Но от дождя я не размокла, 
Крупна, кругла, сладка на вкус, 
Узнали вы, кто я? ... 
  (Свекла) 

Как на нашей грядке 
Выросли загадки 
Сочные да крупные, 
Вот такие круглые. 
Летом зеленеют, 
К осени краснеют. 
  (Помидоры) 

Раскололся тесный домик 
На две половинки. 
И посыпались оттуда 
Бусинки-дробинки. 
  (Горох) 

Само с кулачок, красный бочок, 
Потрогаешь — гладко, откусишь — сладко. 
  (Яблоко) 

Закопали в землю в мае 
И сто дней не вынимали, 
А копать под осень стали 
Не одну нашли, а десять. 
  (Картошка) 

Я румяную Матрешку 
От подруг не оторву, 
Подожду, когда Матрешка 
Упадет сама в траву. 
  (Яблоко) 


- Осень! Славная пора!

Вот какие вкусные и полезные дары приготовила нам осень.

5. Закрипление изученного материала


5.1 Инсценизация сказки «Репка»

- Представляем Вашему вниманию сценку «Репка».


Ведущий:

 Дедка репку посадил...

 Дедка репке говорил: 

Дед:

 Ты расти, расти большая.

 Стань богатым урожаем,

 Чтоб тобой я мог гордиться.

 Принесу тебе водицы,

 Удобрений ведер пять…

 Ох, устал, пора поспать.

 (Ложится недалеко от репки и засыпает.) 

Ведущий:

 Спит дедулька без забот.

 Репка между тем растет,

 Да воюет с сорняками:

 Их ногами, и руками…

 Вот уж осень на дворе.

 Зябким утром в сентябре

 Дед проснулся, испугался. 

 (Дед просыпается и прыгает от холода, стуча зубами.)

Дед:

 Ах, я старый разоспался.

 Репку уж пора тянуть.

 Подросла, гляжу чуть-чуть.

 Ай, да репка уродилась!

 Мне такая и не снилась.

(Хватает репку и тянет.) 

Ведущий:

 Хвать, но репка возмутилась. 

Морковка:

 Экий дедка ты неловкий!

 Я - не репка, я - морковка.

 Не умыл ты видно глаз.

 Репки я стройней в сто раз.

Дед:

 Что ж, в корзинку полезай.

 Что такое, что за чудо,

 Может, выспался я худо?

Картошка:

 Ой, ой, ой,

 Я протестую!

 Я - не репка. Я - Картошка!

 Это знает даже кошка.

 Я - твой главный урожай!

Дед:

 Что ж, в корзинку полезай.

 Я ж опять пойду по репку.

 Как сидит в землице крепко!

 Ай да репка, вот те на! 

Капуста:

 Право, я возмущена!

 Дед, ты сникерсов объелся,

 Сериалов насмотрелся,

 Может с печки ты упал?

 Раз капусту не узнал. 

Дед:

 Милости прошу… в корзину.

 Это что за чудеса?

 Вот уж битых два часа

 Я провел на огороде.

 Где же репка! Эта вроде…

Свекла:

 Снова дед не угадал.

 Знать очки ты потерял,

 Или бес тебя попутал?

 Свеклу с репой перепутал.

 Я - отличный урожай! 

Дед:

 Что ж, в корзинку полезай.

 И тебе найдется место.

 Только все же интересно

 Где же репка? Может эта? 

Лук:

 Я почти того же цвета,

 Но не репка, старичок,

 Я - твой репчатый лучок!

 Пусть немного и коварен,

 Но в народе популярен.

 Я - отличный урожай!

Дед:

 Что ж, в корзинку полезай.

 Вечер уж к концу подходит.

 Месяц на небо выходит.

 Да и мне домой пора.

 Завтра с самого утра

 Стану репку вновь искать,

 А теперь охота спать.

 Ух, тяжелая корзина,

 Пригодилась бы машина…

 Знатный вырос урожай! 

  Ведущий.

Сказочке пришел конец.

 Тот, кто слушал, молодец.

-Запомните, ребята, что в овощах много витаминов и они очень полезны.

 Мини- итог

Молодцы, ребята! Хорошо, подготовились!


6. Итог урока

- О каком времени года мы сегодня говорили?

- Что вы нового узнали?

- Что понравилось?

- Дополните моё предложение:

Для меня урок был………(красочный, познавательный, увлекательный, занимательный, интересный)