Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Школа № 10 г. Тореза»

Урок окружающего мира
2 класс
«Викторина.Осенняя пора…»
Подготовила:
учитель начальных классов
Чепурная Татьтяна Сергеевна
2018 год
Урок окружающего мира 2 класс
«Осенняя пора…»
Цель:
Образовательные:
Познакомить учащихся с характерными признаками осени в неживой природе.
Показать связь между живой и неживой природой.
Развивающие:
Развивать устную речь, память, мышление, воображение.
Развивать умение наблюдать и рассказывать об осенних изменениях в живой и неживой природе
Воспитательные:
Воспитывать осознание ценности природы для жизни человека и для себя лично.
УУД, формируемые на уроке.
(универсальные учебные действия)
1. Личностные УУД
1.1. Адекватная мотивация к учебной деятельности.
1.2. Интерес к чтению, потребность в чтении.
2. Регулятивные УУД
2.1. Способность принимать и сохранять учебную задачу.
3. Познавательные УУД
Общеучебные:
3.1. Умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме.
3.2. Поиск и выделение необходимой информации.
Логические:
3.3. Развивать умение давать нравственную оценку ситуации, поведению и поступкам окружающих.
3.4. Сопоставлять факты, анализировать, отстаивать свою точку зрения.
4. Коммуникативные УУД
4.1. Умение с достаточной полнотой выразить свои мысли, умение слушать, вступать в диалог.
4.2. Высказывание и обоснование своей точки зрения.
4.3. Развивать коммуникативные умения учащихся: монологическую и диалогическую речь, умение работать с информацией.
Оборудование:
Презентация «Осень-славная пора»
Музыкальный ряд (видео, песни)
Творческий ряд (рисунки детей)
Иллюстрации овощей и фруктов
Ход урока
1. Организационный момент.
- Здравствуйте, ребята!
- Рада видеть вас!
- На лице у вас улыбки – это просто класс!
Слайд 2.
2. Постановка целей и задач урока
- Сегодня мы с вами отправимся в гости. А к кому… вы узнаете, если отгадаете загадку.
Прошла по лугам,
По лесам, по полям.
Припасы она заготовила нам,
Упрятала их в погреба, в закрома,
Сказала: За мною нагрянет зима.
Актуализация знаний учащихся
3.1 Беседа об признаках осени
- Какие звуки мы можем услышать осенью?
- Давайте с вами сейчас послушаем, как звучит осень.
(«Звуки осени»)
- Ребята, так что вы можете ответить на этот вопрос?
- Самый главный звук – шуршание листьев. Слышны прощальные крики птиц.
- Почему крики птиц прощальные?
- Как называются птицы, которые осенью улетают? Почему они улетают?
3.2 Отгадайте загадки.
1. Угадайте, что за птичка
Тёмненькая, невеличка.
Беленькая с живота
Хвост раздвинут в два хвоста…
2. Между веток новый дом
Невелик, дверей нет в нём
Кто в том домике живёт?
Кто весною там поёт?
3. Кто без нот и без свирели
Лучше всех выводит трели?
Голосистее, нежней.
Кто же это?
4. Листья медленно с крон облетают
И мороз приударил в ночи.
Собираются в шумные стаи
Перед дальней дорогой…
- Кроме этих птиц улетают в тёплые страны журавли, гуси, утки, кукушки.
- С наступлением осени много изменений происходит и в жизни диких животных.
- Почему их называют дикими?
- Какие изменения происходят в жизни диких животных?
- Осенью у всех зверей отрастает новая шерсть - густая и пушистая. А у зайца, белки, песца изменяется и окраска шерсти. Это линька. Животные готовятся к зиме. Строят и утепляют свои жилища. Запасают корм.
4. Изучение нового материала
4.1 Видеофрагмент №1 «Осень золотая» с музыкальным сопровождением Слайд 3.
- Сегодня у нас праздник. Мы отправляемся в гости к королеве Осени. Это время года волновало, завораживало многих поэтов в различные годы. Оно не оставляет равнодушными и нас.
- Как прекрасен мир поэзии!
- Сейчас послушаем подготовленные стихотворения об осени.
4.2 Декламирование стихотворений об осени учащимися.
Унылая пора! Очей очарованье! Приятна мне твоя прощальная краса — Люблю я пышное природы увяданье, В багрец и в золото одетые леса, В их сенях ветра шум и свежее дыханье, И мглой волнистою покрыты небеса, И редкий солнца луч, и первые морозы, И отдаленные седой зимы угрозы. | Слайд 4 | А.С.Пушкин |
Осень! Осыпается весь наш бедный сад. Листья пожелтевшие по ветру летят. Лишь вдали красуются – там на дне долин Кисти ярко-красные вянущих рябин… | Слайд 5 | А.К. Толстой |
Закружилась листва золотая В розоватой воде на пруду, Словно бабочек легкая стая С замираньем летит на звезду. | Слайд 6 | С.Есенин |
Есть в осени первоначальной Короткая, но дивная пора — Весь день стоит как бы хрустальный, И лучезарны вечера... Пустеет воздух, птиц не слышно боле, Но далеко еще до первых зимних бурь И льется чистая и теплая лазурь На отдыхающее поле... | Слайд 7 | Ф.Тютчев |
Уж небо осенью дышало, Уж реже солнышко блистало, Короче становился день, Лесов таинственная сень С печальным шумом обнажалась. Ложился на поля туман, Гусей крикливых караван Тянулся к югу: приближалась Довольно скучная пора; Стоял ноябрь уж у двора. | Слайд 8 | А. Пушкин |
Лес, точно терем расписной, Лиловый, золотой, багряный, Веселой, пестрою стеной Стоит над светлою поляной. | Слайд 9 | И.Бунин |
Мини – итог.
- Укрыла осень ковром землю, нашу кормилицу. Дохнул ветер, зашелестели на осени парчовые наряды. Не до нарядов ей. С полей не весь урожай еще убран, еще не все птицы улетели в теплые края, не все лесные жители подготовились к долгой зиме. Много у осени забот и хлопот. А сколько прекрасных даров приготовила Осень для нас.
4.3 Видеофрагмент «В гости к Осени» №2.
4.3 Физминутка
Мы дорожки подметаем (имитация движений)
Листья в кучи собираем (наклониться, имитировать движение)
Чтоб гуляя, малыши
Веселились от души! (подскоки на месте)
Ох, устали («обтереть пот со лба»)
Отдохнем (присесть)
И домой скорей пойдем (шаги на месте)
4.4 Загадки «Парад овощей, фруктов, ягод»
- Сейчас немного поиграем, и отгадаем осенние загадки.
Листья в воздухе кружатся,
Тихо на траву ложатся.
Сбрасывает листья сад
— Это просто… (листопад)
Слезки капают из тучи –
Плачет мастер невезучий.
Хмурой осени художник —
Хлюпает по лужам…
(дождик)
Ранним утром во дворе
Лед улегся на траве.
И весь луг стал светло-синий.
Серебром сверкает…
(иней)
Вот старушка из сторожки
Грязь разводит на дорожке.
Вязнет в топи мокрый лапоть –
Все зовут старушку …
(слякоть)
Это что за невидимка
Хлопает в саду калиткой,
На столе листает книжку,
Шорохом пугает мышку,
Сорвал с бабушки косынку,
Покачал в коляске Димку,
Поиграл листвой, поверьте!
Ну, конечно, это…
(ветер)
По городу дождик осенний гулял,
Зеркальце дождик своё потерял.
Зеркальце то на асфальте лежит,
Ветер подует — оно задрожит.
(лужа)
Кто всю ночь по крыше бьёт
Да постукивает,
И бормочет, и поёт, убаюкивает?
(дождь)
Пока дети — каждый в берете.
Повзрослели — шляпы надели.
(Грибы)
Рыжий Егорка
Упал на озерко,
Сам не утонул
И воды не всколыхнул.
(Осенний лист)
Шоколадно-бурый гриб,
К скользкой шляпке лист прилип.
Воротник ажурный тонок —
Гриб такой зовут ...
(масленок)
Все детки на ветках
С рожденья в беретках.
С деревьев упадут –
Береток не найдут.
(Желудь)
Сама в земле — коса на улице.
(Морковь.)
Кругла, а не луна,
С хвостом, а не мышь.
(Репа.)
Росло-повыросло, из куста повылезло,
По рукам покатилось, на зубах ощутилось.
(Орех)
Золотая голова
Велика, тяжела.
Золотая голова
Отдохнуть прилегла.
Голова велика,
Только шея тонка.
(тыква)
Вырос в поле дом —
Полон дом зерном.
Стены позолочены,
Ставни заколочены.
И стоит новый дом
На столбе золотом
(колосок)
Семьдесят одежек
и все без застежек.
(капуста)
Хоть прячется Алёна
За веточкой зеленой,
Но красная щека
Видна издалека
(яблоко)
Две сестры летом зелены,
К осени одна краснеет, другая чернеет.
(Красная и черная смородины)
Синий мундир, белая подкладка,
В середине — сладко.
(Слива)
За кудрявый хохолок
Лису из норки поволок.
На ощупь — очень гладкая,
На вкус — как сахар сладкая.
(Морковь)
Что за скрип? Что за хруст?
Это что еще за куст?
Как же быть без хруста,
Если я ...
(Капуста)
Расселась барыня на грядке,
Одета в шумные шелка.
Мы для нее готовим кадки
И крупной соли полмешка.
(Капуста)
Неказиста, шишковатая,
А придет на стол она,
Скажут весело ребята:
«Ну, рассыпчатая, вкусна!»
(Картошка)
Сидит дед, в шубу одет,
Кто его раздевает, тот слезы проливает.
(Лук)
Заставит плакать всех вокруг,
Хоть он и не драчун, а ...
(Лук)
Хотя я сахарной зовусь,
Но от дождя я не размокла,
Крупна, кругла, сладка на вкус,
Узнали вы, кто я? ...
(Свекла)
Как на нашей грядке
Выросли загадки
Сочные да крупные,
Вот такие круглые.
Летом зеленеют,
К осени краснеют.
(Помидоры)
Раскололся тесный домик
На две половинки.
И посыпались оттуда
Бусинки-дробинки.
(Горох)
Само с кулачок, красный бочок,
Потрогаешь — гладко, откусишь — сладко.
(Яблоко)
Закопали в землю в мае
И сто дней не вынимали,
А копать под осень стали
Не одну нашли, а десять.
(Картошка)
Я румяную Матрешку
От подруг не оторву,
Подожду, когда Матрешка
Упадет сама в траву.
(Яблоко)
- Осень! Славная пора!
Вот какие вкусные и полезные дары приготовила нам осень.
5. Закрипление изученного материала
5.1 Инсценизация сказки «Репка»
- Представляем Вашему вниманию сценку «Репка».
Ведущий:
Дедка репку посадил...
Дедка репке говорил:
Дед:
Ты расти, расти большая.
Стань богатым урожаем,
Чтоб тобой я мог гордиться.
Принесу тебе водицы,
Удобрений ведер пять…
Ох, устал, пора поспать.
(Ложится недалеко от репки и засыпает.)
Ведущий:
Спит дедулька без забот.
Репка между тем растет,
Да воюет с сорняками:
Их ногами, и руками…
Вот уж осень на дворе.
Зябким утром в сентябре
Дед проснулся, испугался.
(Дед просыпается и прыгает от холода, стуча зубами.)
Дед:
Ах, я старый разоспался.
Репку уж пора тянуть.
Подросла, гляжу чуть-чуть.
Ай, да репка уродилась!
Мне такая и не снилась.
(Хватает репку и тянет.)
Ведущий:
Хвать, но репка возмутилась.
Морковка:
Экий дедка ты неловкий!
Я - не репка, я - морковка.
Не умыл ты видно глаз.
Репки я стройней в сто раз.
Дед:
Что ж, в корзинку полезай.
Что такое, что за чудо,
Может, выспался я худо?
Картошка:
Ой, ой, ой,
Я протестую!
Я - не репка. Я - Картошка!
Это знает даже кошка.
Я - твой главный урожай!
Дед:
Что ж, в корзинку полезай.
Я ж опять пойду по репку.
Как сидит в землице крепко!
Ай да репка, вот те на!
Капуста:
Право, я возмущена!
Дед, ты сникерсов объелся,
Сериалов насмотрелся,
Может с печки ты упал?
Раз капусту не узнал.
Дед:
Милости прошу… в корзину.
Это что за чудеса?
Вот уж битых два часа
Я провел на огороде.
Где же репка! Эта вроде…
Свекла:
Снова дед не угадал.
Знать очки ты потерял,
Или бес тебя попутал?
Свеклу с репой перепутал.
Я - отличный урожай!
Дед:
Что ж, в корзинку полезай.
И тебе найдется место.
Только все же интересно
Где же репка? Может эта?
Лук:
Я почти того же цвета,
Но не репка, старичок,
Я - твой репчатый лучок!
Пусть немного и коварен,
Но в народе популярен.
Я - отличный урожай!
Дед:
Что ж, в корзинку полезай.
Вечер уж к концу подходит.
Месяц на небо выходит.
Да и мне домой пора.
Завтра с самого утра
Стану репку вновь искать,
А теперь охота спать.
Ух, тяжелая корзина,
Пригодилась бы машина…
Знатный вырос урожай!
Ведущий.
Сказочке пришел конец.
Тот, кто слушал, молодец.
-Запомните, ребята, что в овощах много витаминов и они очень полезны.
Мини- итог
Молодцы, ребята! Хорошо, подготовились!
6. Итог урока
- О каком времени года мы сегодня говорили?
- Что вы нового узнали?
- Что понравилось?
- Дополните моё предложение:
Для меня урок был………(красочный, познавательный, увлекательный, занимательный, интересный)