МБОУ «Тургеневская средняя общеобразовательная школа»
Открытый урок
по окружающему миру
Тема:
«Мой край – Мордовия»
Провела: учитель начальных классов
Ерина Н. И.
2019 год
Урок окружающего мира в 4 классе на тему: « Мой край - Мордовия»
Тип урока: изучение нового материала
Цель: познакомить детей с географическим положением Мордовии на карте России;
систематизировать знания о природе Мордовии; формировать умение работать в группах; воспитывать бережное отношение к природе родного края; развивать интерес к предмету «Окружающий мир»
Планируемые результаты
Предметные: получат возможность научиться работать с учебником; систематизировать знания о природе Мордовии
Личностные: имеют ответственное отношение к учению; проявляют готовность и способность к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению
Метапредметные результаты
Познавательные УУД: осуществлять поиск необходимой информации в учебнике; находить закономерности; наблюдать и делать самостоятельные выводы
Регулятивные УУД: осознавать задачу, принимать ее, стремиться к успешному ее решению; планировать свои действия; контролировать и оценивать свою работу
Коммуникативные УУД: готовность слушать собеседника и вести диалог, излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, карточки с индивидуальными заданиями, презентация к уроку, физическая карта России, физическая карта Мордовии, контурная карта Мордовии (у каждого ученика), коллекция полезных ископаемых.
ХОД УРОКА
Организационный момент.
Начинаем урок окружающего мира. Я желаю вам, дети, чтобы доброе и солнечное настроение сопровождало вас в течение всего урока СЛАЙД 1
Звучит аудиозапись песни «Наш край» («То березка, то рябина...»).) СЛАЙД 2
2. Дети читают стихотворения
1.В России, средь берёзовых просторов,
Полянка есть – Мордовия моя,
Она, как песня матери, с которой
За горы уходила и моря.
Милый край! Мордовия родная!
Здесь раздолье рек, лесов, полей.
Для меня нет лучше в мире края
Он мне всех дороже и милей.
II. Постановка проблемы. Сообщение темы урока.
— Как вы думаете, почему сегодня наш урок начался так необычно, почему прозвучала эта песня? (Потому что говорить сегодня мы будем о Мордовии)
О чудесном нашем крае
Будет разговор,
О прекрасном милом крае,
Где мы все живем!
(На доске учитель записывает тему урока: «Наш край - Мордовия».) СЛАЙД 3
— Какая цель урока может быть поставлена в связи с темой?
— Что вы хотели бы узнать о родном крае?
Я поняла, что вам интересно многое узнать о Мордовии. Мы с вами будем изучать, исследовать родной край на протяжении нескольких уроков, поэтому необходимы ваши знания, умения и желание.
- Как вы думаете, какие знания и умения нам понадобиться для изучения этой темы?
«Открытие» новых знаний.
1. Работа с политико-административной картой России
- Откройте учебники на стр 136
- Рассмотрите карту России, покажите, где расположена Мордовия?
(Ученик с помощью учителя показывает на стенной карте, остальные находят у себя в учебнике)
Что можно сказать о нашей территории, глядя на эту карту? СЛАЙД 4
На карте нашей Родины Республика Мордовия выглядит небольшим островком.
Работа с физической картой России СЛАЙД 5
Мордовия расположена в Центральной части Восточно-Европейской равнины, в междуречье Оки и Суры. Рельеф Мордовии разнообразен. Он состоит из возвышенных территорий и понижений. Широко распространены холмы.
Она занимает площадь чуть больше 26 тысяч квадратных километров.
2. Работа с картой своего края
- А сейчас познакомимся подробнее с картой нашего края.
Узнайте с помощью карты, с какими областями граничит Мордовия?
Начнем с севера. Какая область? (Нижегородская)(Подпишем на контурной карте). Движемся на восток. (Чувашия и Ульяновская область). На юге наша республика граничит с какой областью? (Пензенской) (Подпишем на нашей карте). На западе с …(Рязанской) (Подпишем на нашей карте).
Назовите города Мордовии (книга «Путешествие по Мордовии», с 36)
Покажите на карте города республики.
Семь городов: Саранск, Рузаевка, Инсар, Ковылкино, Краснослободск, Темников, Ардатов.
- Какой город является главным на нашей территории? (Называют и находят на карте.)
-У каждого субъекта есть своя символика (герб, флаг, гимн). СЛАЙД 7-9
Автор слов гимна — Заслуженный поэт Мордовии, кавалер ордена Почёта Сергей Васильевич Кинякин, Музыку написала Народная артистка Республики Мордовия Нина Васильевна Кошелева.
Сообщение о гербе, флаге Мордовии.
3. Работа в группах
На столах у вас лежат несколько источников информации. Изучив источники (на изучение дается 15 минут), вы должны будете ответить на вопросы, которые даны вашей группе. Затем, озвучить выступление классу на свою тему. Выступающего вы выбираете в группе сами, его можно дополнять, но не перебивать.
- А сейчас наши группы получат вопросы с материалами и приступят к изучению Мордовии.
1 группа – познакомить нас с реками, озёрами и с обитателями водоёмов Мордовии.
Вопросы:
1. Какие реки протекают по территории Мордовии?
2. Рассказать о реке Алатырь.
3. Назвать озёра Мордовии.
4. Рассказать об озере Инерка.
Реки
1) Используя карту, книгу «Путешествие по Мордовии» (стр 48) выпишите названия рек нашего края.
2) Из книги «Родники» (стр 6) выписать реки Ардатовского района.
4) Рассказать о реке Алатырь.
Источник
Алатырь левый приток реки Сура. Длина реки 296 км. Река берёт начало в Нижегородской области, протекает по Мордовии и Чувашии. (показ на физической карте России). Основные притоки в Мордовии: Кемлятка, Инсар, Нуя и другие. Питание в основном снеговое, отчасти грунтовое и дождевое. Ширина русла 20—50 м, средняя глубина на плёсах 2—3 м, на перекатах 0,2—0,4 м. В реке обитает рыба: плотва, щука, окунь, уклейка, налим.
Озёра
1) Используя книгу «Природа Мордовии» (с. 12 ), выпишите названия озёр нашего края.
2) Рассказать об озере Инерка.
Источник
Озер в республике около 500, как правило, располагаются они в поймах рек. Многие из них являются старицами. Старица — это бывшее русло реки.
Самое знаменитое озеро, жемчужина Мордовии — Инерка. В переводе с мордовского — «Великое озеро». Его ширина достигает 200 метров, наибольшая глубина составляет 11 метров. В большинстве озер Мордовии вода чистая, прозрачная, голубовато-зеленого цвета.
По берегам озер произрастает много растений — кубышек, кувшинок, рдестов, осок, калужниц. Озера Мордовии богаты рыбой.
Растения и животные водоёмов.
Используя краеведческую литературу (стр ), выпишите растения и животных водоёмов.
Источник
Растения водоёмов
Водоем – это место, где живут самые разнообразные живые существа. Вот растения. Некоторые из них (рогоз, камыш, тростник, стрелолист) своими корнями прикрепляются ко дну, а стебли и листья этих растений поднимаются над водой. Очень красивы кубышка желтая и кувшинка белая. Но есть растения, которые ко дну совсем не прикрепляются. Это, например, ряска, которая плавает на поверхности воды. Велика роль растений в водоеме. Они служат пищей животным, выделяют кислород.
Животные водоёмов
Животные есть в водоеме везде: на поверхности и в толще воды, у дна и на водных растениях. Это жуки-плавунцы, беззубка, раки. Конечно же, река – это дом для рыб. Карась, лещ, судак, окунь, щука, стерлядь, сом, налим и др. Живут в водоеме и млекопитающие - ондатра, бобр, выдра. Жизнь многих птиц – уток, цапель, чаек, крачек – тоже связана с водоемами.
III. Физкультминутка СЛАЙД 24
-Давайте послушаем с вами звуки, которые можно услышать на берегу реки Алатырь.
(прослушивание записи)
2 – я группа:
Вопросы:
1) В какой природной зоне расположена Мордовия?
2) Какие деревья можно встретить в Мордовии?
3)Какие ещё растения есть в Мордовии?
4) Растения, занесённые в Красную книгу Мордовии
Источник 1.
- книга «Путешествие по Мордовии» (стр 40) выпишите названия деревьев нашего края.
- используя гербарий, назовите растения луга;
- книга "От земли до неба" (82-86);
Источник 2.
Растительный мир Мордовии
Преобладают травянистые растения, число видов деревьев и кустарников невелико. Основные лесообразующие породы: сосна, ель, лиственница, дуб, клён, берёза, ольха, липа, тополь.
3 – я группа:
Вопросы:
1) Какие животные обитают?
2) Какие птицы обитают?
3) Животные, занесённые в Красную книгу Мордовии
Источник
- Карточки с изображением зверей и птиц;
- книга «Путешествие по Мордовии» (стр 44-47) выпишите названия животных и птиц нашего края.
- учебник «Окружающий мир» (стр.98-99);
-книга "От земли до неба" ( стр 176, 180)
4– я группа:
- Ребята, посмотрите внимательно на карту Мордовии, есть ли на ней топографические знаки, которые указывают на наличие нефти, каменного угля, железной руды?
Но чем же богата Мордовия?
Вопросы:
Назовите, ориентируясь по знакам на карте, что используют в строительстве, какие полезные ископаемые?
Карта Мордовии
книга «Путешествие по Мордовии» (стр 38-39)
3) Учебник «Окружающий мир», ч 1, стр. 156-157
4. Анализ работы в группах.
Заслушиваются выступления представителей от каждой группы.
Закрепление материала. (После каждого выступления просмотр презентации)
Водоёмы СЛАЙД 10-23
Растительный мир СЛАЙД 25-30
Животный мир СЛАЙД 31-33
- И сейчас мы узнаем, как вы знаете представителей животного мира. Для этого нужно отгадать загадки.
1)У неё глаза большие,
Хищный клюв — всегда крючком.
По ночам она летает,
Спит на дереве лишь днём.(сова)
2)За деревьями, кустами
Промелькнуло будто пламя.
Промелькнуло, пробежало...
Нет ни дыма, ни пожара.(Лиса)
3)Веток хруст в лесу
То тут, то там.
Ищет жёлуди... (Кабан)
4)Трав копытами касаясь,
Ходит по лесу красавиц,
Ходит смело и легко,
Рога, раскинув широко…(Лось.)
5)Птицы все птенцов растят
И от недругов хранят.
Лишь своё яйцо подружкам
Подложить спешит… (кукушка)
6)Хищный маленький зверёк,
Но не норка, не хорёк.
Белочка в дупле боится,
7)Шустрый белый комок
По снегу скок-скок.
Трусишкой в сказках слывет,
Кору и ветки грызет.(Заяц)
8)Вкруг ствола большой сосны
Шишки по снегу видны.
Здесь на кузнице затратил
Много сил проворный ...(Дятел)
9)Лесом катится клубок,
У него колючий бок,
Он охотится ночами
За жуками и мышами.(Еж)
10)Он по лесу шатается,
Рыбой из речки питается.
Осенью в спячку впадает,
Спит и весну поджидает.(Медведь)
11)И по соснам, и по елям
Быстро бегает она,
Видит, шишки где поспели,
Где грибная целина. (Белка)
Что ее найдет…(куница)
5. Экологические проблемы. Охрана окружающей среды. СЛАЙД 35-37
Заказники и заповедники.
Учитель: Что вы знаете о заказниках и заповедниках?
Дети: Это охраняемая территория лесного массива, на которой запрещена охота, отлов животных, оберегаются и восстанавливаются виды растений и животных, занесенных в Красную книгу Мордовии и России.
На территории республики располагаются Мордовский государственный природный заповедник им. П.Г. Смидовича и национальный парк "Смольный".
Сообщения учащихся о малой родине.
На территории Мордовии 22 района. Каждый из них интересен, многое может поведать о своих тайнах.
На этой планете есть место, где мы с вами родились, живём, работаем, учимся, здесь живут наши близкие и друзья. Как называется это место?
(Дети зачитывают цитаты из своих сочинений на тему: «Моя малая родина»)
Закрепление. Тест.
Итог урока
- Какие «открытия» вы сделали, изучая карту Мордовии?
- Где вам могут пригодиться полученные знания?
- На какие вопросы вы не получили ответа?
На следующих уроках мы продолжим изучение родного края.
Рефлексия. СЛАЙД 38
Оцените свою работу на уроке по десятибалльной шкале.
Домашнее задание
Рассказать о своём крае по плану (задание 3 на стр. 138 учебника)