Этапы урока Ход урока I. Повторение пройденного. Кто здоровье бережёт, Тот мало болеет, Не лежит он весь в компрессах, Сам себя жалея. Будет точно тот здоров, Кто за мной сейчас пойдёт И друзей всех за собою В Страну здоровья поведёт. – Что такое здоровье? (Ответы детей.) – Как хорошо быть здоровым! Можно поиграть с друзьями, помочь родным и увидеть благодарную улыбку родителей, бабушки или дедушки, заняться любимым делом… Да мало ли чего интересного и полезного можно сделать, когда ты здоров! Здоровому всё здорово! Рассмотрите внимательно и сравните рисунки в учебнике на с. 56. Как вы думаете, кто из ребят реже болеет? Почему? Докажите. II. Актуализация опорных знаний. Введение в тему. – Как мы познаём окружающий мир? Что помогает нам в этом? Люди, к сожалению, загрязняют окружающую среду: воздух, воду, почву. Загрязняющие вещества движутся по цепочке. Ее обычно называют цепью загрязнения. Человек вынужден дышать загрязненным воздухом, пить загрязненную воду, использовать продукты питания, в которых содержатся загрязняющие вещества. Может ли он при этом остаться здоровым? Нет, конечно. Поэтому каждому человеку необходимо соблюдать правила личной экологической безопасности. Главное для общества – не допускать загрязнения среды, охранять воздух, воду, почву. – По каким признакам мы различаем объекты между собой? (По цвету, форме, размеру, вкусу, звуку, который они издают, материалу, из которого сделаны…) – Для общения с окружающим миром, для его познания у нас с вами есть пять замечательных помощников – пять органов чувств. Кто может их назвать? (Глаза, уши, нос, язык, кожа.) – Давайте все вместе попробуем придумать обозначение каждого органа. Совместная творческая работа. Есть у меня работники – Во всём помочь охотники. Живут не за горой – Они всегда со мной. III. Изучение нового материала. Беседа об органах чувств. Орган слуха. – Прослушайте два музыкальных фрагмента. Учащиеся прослушивают фрагменты. Первый – любая музыкальная пьеса, второй – пение птиц. – Что вы можете сказать об этих музыкальных отрывках? Как вы догадались? Какой орган чувств помог вам безошибочно определить, где какой фрагмент? (Ответы детей.) – Ухо – орган слуха. У каждого человека своя форма ушей. Снаружи ухо напоминает раковину, она так и называется – ушная раковина. С помощью ушей мы слышим звуки, различаем их между собой, можем определить, откуда идёт звук. – Откройте рабочую тетрадь на странице 25 и скажите, какие звуки издают эти животные? – Как вы думаете, а нужно ли беречь орган слуха? Как? (Необходимо следить за чистотой ушей, каждый день мыть их тёплой водой с мылом, опасаться попадания в ухо предметов, которые могут его травмировать.) – Что ещё важно? Рассмотрите рисунки в учебнике на с. 57. О чём они? (О влиянии излишнего шума на органы слуха.) Орган зрения. – Отгадайте загадку: Два братца через дорогу живут, Друг друга не видят. – О чем идёт речь? (Это глаза.) – Глаза – это орган зрения, главные помощники, которые помогают нам видеть окружающий мир, узнавать объекты по внешним признакам. Проведём речевую разминку «Кто больше» (рабочая тетрадь, с. 25). Как вы думаете, есть что-либо важное, что необходимо помнить, говоря об органах зрения? (Глаза необходимо беречь.) – Рассмотрите внимательно рисунки (учебник, с. 58). Сформулируйте правила, которые позволят сохранить зрение. Не читать лёжа. Не смотреть телевизор близко от экрана. Читать и писать при хорошем (достаточном) освещении. Оберегать глаза от повреждений. – Проведём небольшую гимнастику для глаз. «Бабочка»: сильно зажмурить глаза, потом открыть и быстро-быстро поморгать. «Сова»: сильно зажмурить глаза, потом широко распахнуть их. «Муха»: представьте себе, что на доске муха. Я буду вам называть направление, а вы будете глазами показывать, где должна находиться муха. Орган вкуса. (Рабочая тетрадь, с. 25.) – Как вы различаете сладкое, солёное, горькое? Какой орган вам помогает в этом? – Язык – орган вкуса, который помогает нам узнавать вкусовые признаки предметов. Но только ли в этом заключается важное назначение языка? (Это ещё и главный орган речевого общения людей.) Орган обоняния. – Давайте представим, что мы с вами в саду. Вокруг прекрасные цветы. Аромат витает в воздухе… Аромат каких цветов вы хорошо знаете и можете отличить от других? – Какой орган вам в этом помогает? – Нос – орган обоняния. Он помогает нам чувствовать и различать запахи. Он бывает самым разным: Добрым, вредным, гордым, важным, Длинным, маленьким, горбатым, Толстым, тонким, конопатым. – О чём идет речь в данном четверостишии? Что хотел сказать автор? А вы можете охарактеризовать свой нос? Физкультминутка ЧТО МЫ МОЖЕМ Мы можем весело шагать По тропе волшебной. На двух ногах скакать И на одной, наверное. Руками весело махать, Смотреть по сторонам, С друзьями пробежать бегом И отдохнуть потом. Ходьба на месте, затем лёгкие прыжки на одной и на двух ногах. Взмахи руками. Повороты головы направо и налево. Бег на месте. Подъём на носочки – руки вперёд – вверх – в стороны – вниз, глубокий вдох и выдох. Орган осязания. – Возьмите друг друга за руки. Что вы чувствуете? Что помогло вам почувствовать тепло рук одноклассника? – Ещё один орган чувств – кожа, орган осязания. Какую ещё помощь оказывает нам кожа? (Различаем тепло, холод, острые предметы.) – Кожа – верный защитник. Её нужно беречь, содержать в чистоте. Давайте поиграем: нужно на ощупь определить предмет и, не называя его, описать одноклассникам, которые должны определить по описанию, о чём идёт речь. IV. Закрепление изученного материала. – Что можно сказать о состоянии воздуха и воды в твоем городе? -Как можно защитить себя от загрязненного воздуха? -Сколько органов чувств у человека? Перечислите их. – Отгадайте загадки. О каких органах чувств идёт речь? Поднимите соответствующее изображение. Между двух светил В середине я один. (Нос.) Один говорит, Двое глядят, Двое слушают. (Язык, глаза, уши.) У зверушки – на макушке, А у нас – ниже глаз. (Уши.) Всегда во рту, А не проглотишь. (Язык.) – Поработайте в паре: соедините между собой понятия: глаза орган осязания уши орган вкуса нос орган зрения кожа орган обоняния язык орган слуха Проверка по образцу на доске. – Какой вывод вы можете сделать? Сравните свой вывод с тем, который сделали авторы учебника. V. Итог урока. – О чём сегодня говорили на уроке? Что помогает нам узнавать мир? Подумайте, для чего нужны знания, полученные на уроке? (Органы чувств помогают нам лучше узнать тот мир, который нас окружает, правильно вести себя. Каждому из нас нужно соблюдать правила личной экологической безопасности. ) Что вы узнали для себя нового? Какими знаниями хотелось бы поделиться?(Экологическая безопасность-это защита от вредного воздействия загрязненной окружающей среды. Каждому из нас нужно соблюдать правила личной экологической безопасности. ) Самоанализ на уроке окружающего мира: Выводы: Созданы условия для формирования представления об экологическом воспитании, об органах чувств, их роли в жизни человека. Детям предоставлена возможность реализовать свой интеллектуальный потенциал. Рекомендовано: Использовать в работе новые технологии, применять методы, мотивирующие процесс познания нового материала учащимися. |