СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок окружающего мира "Виды транспорта"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока окружающего мира для 2 класса

Просмотр содержимого документа
«Урок окружающего мира "Виды транспорта"»

ФИО учителя: Тверякова Юлия Евгеньевна

ОО: МБОО ПГО «Тимохинская начальная общеобразовательная школа»

Предмет: Окружающий мир

Класс: 2

Тема урока: «Какой бывает транспорт?»

Место урока в теме: изучение нового материала

Цели урока:

  • Систематизировать и расширить знания учащихся о разнообразии и видах транспорта;

  • Дать понятие и важности и значимости транспорта;

  • научить классифицировать транспорт по виду собственности, по назначению и месту передвижения;

  • воспитывать доброжелательное отношение друг к другу, особенно при работе в паре.

Оборудование:

  • Мир вокруг нас. Учебник для 2 кл. нач. шк. В 2 ч. Ч. 1 /А. А. Плешаков.- М. Просвещение.

  • Рабочая тетрадь 1 к учебнику для 2 класса «Мир вокруг нас» /А. А. Плешаков.-М. Просвещени.

  • фотографии, рисунки различных видов транспорта

  • дидактические карточки для работы в паре

  • таблицы-схемы видов транспорта

  • индивидуальные оценочные карты.


Ход урока


1. Организационный момент.

Учитель: Долгожданный дан звонок – начинается урок.

Давайте, ребята, проверим, все ли у нас с вами есть для нашего урока – окружающий мир. А теперь, давайте, выполним зарядку для ума.


2. Постановка темы урока.

Учитель читает отрывок из сказки К. Чуковского «Тараканище»

Ехали медведи

На велосипеде,

А за ними кот

Задом на перед.

А за ним комарики

На воздушном шарике.

А за ними раки

На хромой собаке,

Волки на кобыле,

Львы в автомобиле.

Зайчики в трамвайчике

Жаба на метле.

Учитель: На чем ехали звери?

Ученики: На велосипеде, шарике, собаке, кобыле, автомобиле, трамвайчике, метле.

Учитель: На ком ехать было жалко?

Ученики: На собаке.

Учитель: Почему?

Ученики: Потому что она хромая.

Учитель: Звери путешествовали. А скажите мне ребята, пожалуйста, где вы бывали, куда путешествовали?

Ученики: С родителями ездили на море, в город Екатеринбург, Тюмень.

Учитель: Скажите, а как вы добирались до места, ведь это так далеко?

Ученики: На поезде, самолетом, на машине, автобусе …

(С ответами детей на доске выставляются рисунки с изображение видов транспорта)

Учитель: Как, одним словом назвать эти средства передвижения?

Ученики: Эти средства передвижения – транспорт.

Учитель: Как вы думаете, как звучит тема нашего урока?

Ученики: Транспорт. Какой бывает транспорт?

Учитель: А какова цель нашего урока?

Ученики: Расширим знания о разнообразии и видах транспорта, значении транспорта, словарный запас, развивать умения анализировать и делать выводы.

Учитель: Вы совершенно правы. Чтобы у нас все получилось надо развивать у себя умение разбивать предметы на группы по заданному признаку, на уроке мы также будем работать в парах, не забудьте, что в этой работе очень важно ваше доброжелательное отношение друг к другу.


3. Знакомство с новой темой.

Учитель: Что это за слово - транспорт? Откуда оно произошло? Может быть, кто-нибудь из вас знает?

Ученики: высказывают версии.

Учитель: Ребята, слово «транспорт» пришло в русский язык из Греции. В переводе с греческого языка оно обозначает «перемещать». А знаете вы, что весь транспорт можно разбить на группы? Давайте попробуем это сделать.

На доске появляется графическое изображение «Денотатный граф» (приложение 1).

Учитель: Вначале транспортом называли грузовые морские суда. В 19 веке слово «транспорт» стало означать «доставка чего-либо». Зачем нам нужен транспорт? Ведь обходились без него люди в далеком прошлом?

Ученики: Транспорт необходим для облегчения перемещения и перевозок грузов.

Учитель: Как вы думаете, какие транспортные средства человек изобрел первыми и почему?

Ученики: Первыми появились телега, которой пользовались в летний период и сани, на которых ездили зимой.

Учитель: А чем отличаются друг от друга и похожи между собой сани и телега?

Ученики: Сходство в том, что они деревянные, а различие в том, что у телеги колеса, а у саней - полозья.

4. Физминутка.

 Чух-чух, чух-чух,
Мчится поезд
Во весь дух.
Паровоз пыхтит,
– Тороплюсь! – гудит. –
Тороплюсь, тороплюсь,
Тороплю-у-усь!


5.Знакомство с новой темой (продолжение)

Учитель:  Давайте откроем учебник "Мир вокруг нас" на с. 112 и 117 и рассмотрим рисунки старинных видов транспорта. Кто попробует его назвать?

Ученики: Карета, старинные автомобили, аэростат, аэроплан...

Учитель: Я вам буду называть транспортные средства, а вы будете говорить, где они передвигаются: по воде, по земле, по воздуху и т.д.

Трамвай, троллейбус, автобус, автомобиль.

Ученики: Этот транспорт передвигается по земле.

Учитель: Кто из вас знает, как можно назвать такой транспорт?

Ученики: Все это наземные виды транспорта.

Учитель: Аэробус, вертолет, аэроплан, воздушный шар, самолет.

Ученики: Все это воздушные виды транспорта.

Учитель: Какой вы знаете водный транспорт?

Ученики: Пароходы, теплоходы, морские ракеты, баржи...

Учитель: Почему мы называем транспорт водным?

Ученики: Потому что он передвигается по воде.

Учитель: Как вы думаете, что мы отнесем к подземным средствам передвижения?

Ученики: Подземным средством передвижения является метро.

На доске:



Учитель: Все эти средства передвижения служат одной цели – перевозке. Что же они перевозят?

Ученики: Людей, грузы.

Учитель: Таким образом, в зависимости от того, что транспорт перевозит, он делится на пассажирский, грузовой и специальный.

На доске:

Транспорт

1. Пассажирский
2. Грузовой
3. Специальный


Учитель:  Как вы думаете, что мы отнесем к специальным видам транспорта?

Ученики:  Специальные средства передвижения – машины скорой помощи, пожарные, милицейские.


6. Повторение изложенного материала

Учитель: Любой машине, которую мы видим на улице, можно дать характеристику из трех пунктов, пользуясь той классификацией, которую вы видите на доске в виде схем, например:

АВТОБУС (общественный, наземный, пассажирский транспорт).


7. Самостоятельная работа в парах по усвоению нового материала

Каждому ребенку раздается дидактическая карточка с изображением какого-нибудь транспорта на одной стороне и с точной характеристикой этого транспорта с другой.

Алгоритм работы в паре:

- покажи своему соседу по парте карточку с изображением транспорта

- выслушай название транспортного средства и его точную характеристику

- сравни ответ соседа с правильным ответом на обратной стороне карточки

- оцени работу соседа (поставь в табло три плюса за каждый правильный пункт характеристики, если он ошибся, поставь минус, при этом объясни правильный ответ)

- поменяйся с соседом ролями, теперь он оценивает твой ответ по своей карточке

- вы закончили работу в паре, встаньте, найдите себе новую пару для работы

повторите алгоритм работы в паре с новым соседом.

Работа заканчивается по ранее обговоренному сигналу.

Индивидуальная таблица

ФИ ученика

1 признак

2 признак

3 признак

Обоскалова Е.

+

+

+

-

+

+

+

+

-


Учитель: Посмотрите в свое индивидуальное табло, посчитайте количество плюсов и минусов, встаньте те ребята, у кого правильных ответов больше, чем неправильных.


8. Закрепление пройденного материала.

Учитель: Мы с вами отправляемся в путешествие. Все готовы. В добрый путь. Путь наш не близок и вдруг перед нами возник дремучий темный лес, куда ни глянешь – кругом стена деревьев. Как же быть? Какой транспорт нам поможет?

Ученики: Нам поможет самолет.

Учитель прикрепляет на доску рисунок самолета.

Учитель:  Преодолев дремучий лес, мы отправились дальше по дороге. Но вот перед нами раскинулось широкое, глубокое озеро. Что делать дальше?

Ученики: Нам нужна лодка, чтобы переплыть озеро.

Учитель прикрепляет на доску рисунок лодки.

Учитель: Переплыв озеро, отправились дальше в путь, и прямо перед нами возникла пещера. Что нам поможет?

Ученики: Метро.

Учитель прикрепляет на доску рисунок поезда метрополитена.

Учитель: Вот мы выехали из пещеры. На пути раскинулось широкое поле. Мы очень устали. Как же нам быть?

Ученики:  Нам поможет машина.

Учитель прикрепляет на доску рисунок машины.

Учитель: Уставшие, но счастливые, мы сели в машину и доехали до конечного пункта.

9. Рефлексия.

- Вспомните, какие цели мы ставили в начале урока.

- Встаньте те ребята, кто сегодня научился разбивать транспорт на группы по назначению, по виду собственности и по месту передвижения.

- Встаньте те, кому сегодня было интересно работать со всеми партнерами в паре, потому что они действительно относились к вам доброжелательно.

- У кого на уроке не все получилось, почему? Что помешало?

- Давайте составим «Синквейн» на тему «Транспорт»

Например:

Автобус

Школьный, солнечный

Везет, безопасный, удобный

Желтый домик на колесах

Дети.


10. Домашнее задание.

Учитель: Я предлагаю вам дома написать «Эссе» на тему «Как человек изобрел колесо?»

Приложение 1

Виды

транспорта




сухопутный









воздушный



водный





трубопроводный



железно-дорожный




автомобильный

связь

космический

авиационный

речной

морской

почтовая

электрическая