ФИО учителя: Тверякова Юлия Евгеньевна
ОО: МБОО ПГО «Тимохинская начальная общеобразовательная школа»
Предмет: Окружающий мир
Класс: 2
Тема урока: «Какой бывает транспорт?»
Место урока в теме: изучение нового материала
Цели урока:
Систематизировать и расширить знания учащихся о разнообразии и видах транспорта;
Дать понятие и важности и значимости транспорта;
научить классифицировать транспорт по виду собственности, по назначению и месту передвижения;
воспитывать доброжелательное отношение друг к другу, особенно при работе в паре.
Оборудование:
Мир вокруг нас. Учебник для 2 кл. нач. шк. В 2 ч. Ч. 1 /А. А. Плешаков.- М. Просвещение.
Рабочая тетрадь 1 к учебнику для 2 класса «Мир вокруг нас» /А. А. Плешаков.-М. Просвещени.
фотографии, рисунки различных видов транспорта
дидактические карточки для работы в паре
таблицы-схемы видов транспорта
индивидуальные оценочные карты.
Ход урока
1. Организационный момент.
Учитель: Долгожданный дан звонок – начинается урок.
Давайте, ребята, проверим, все ли у нас с вами есть для нашего урока – окружающий мир. А теперь, давайте, выполним зарядку для ума.
2. Постановка темы урока.
Учитель читает отрывок из сказки К. Чуковского «Тараканище»
Ехали медведи
На велосипеде,
А за ними кот
Задом на перед.
А за ним комарики
На воздушном шарике.
А за ними раки
На хромой собаке,
Волки на кобыле,
Львы в автомобиле.
Зайчики в трамвайчике
Жаба на метле.
Учитель: На чем ехали звери?
Ученики: На велосипеде, шарике, собаке, кобыле, автомобиле, трамвайчике, метле.
Учитель: На ком ехать было жалко?
Ученики: На собаке.
Учитель: Почему?
Ученики: Потому что она хромая.
Учитель: Звери путешествовали. А скажите мне ребята, пожалуйста, где вы бывали, куда путешествовали?
Ученики: С родителями ездили на море, в город Екатеринбург, Тюмень.
Учитель: Скажите, а как вы добирались до места, ведь это так далеко?
Ученики: На поезде, самолетом, на машине, автобусе …
(С ответами детей на доске выставляются рисунки с изображение видов транспорта)
Учитель: Как, одним словом назвать эти средства передвижения?
Ученики: Эти средства передвижения – транспорт.
Учитель: Как вы думаете, как звучит тема нашего урока?
Ученики: Транспорт. Какой бывает транспорт?
Учитель: А какова цель нашего урока?
Ученики: Расширим знания о разнообразии и видах транспорта, значении транспорта, словарный запас, развивать умения анализировать и делать выводы.
Учитель: Вы совершенно правы. Чтобы у нас все получилось надо развивать у себя умение разбивать предметы на группы по заданному признаку, на уроке мы также будем работать в парах, не забудьте, что в этой работе очень важно ваше доброжелательное отношение друг к другу.
3. Знакомство с новой темой.
Учитель: Что это за слово - транспорт? Откуда оно произошло? Может быть, кто-нибудь из вас знает?
Ученики: высказывают версии.
Учитель: Ребята, слово «транспорт» пришло в русский язык из Греции. В переводе с греческого языка оно обозначает «перемещать». А знаете вы, что весь транспорт можно разбить на группы? Давайте попробуем это сделать.
На доске появляется графическое изображение «Денотатный граф» (приложение 1).
Учитель: Вначале транспортом называли грузовые морские суда. В 19 веке слово «транспорт» стало означать «доставка чего-либо». Зачем нам нужен транспорт? Ведь обходились без него люди в далеком прошлом?
Ученики: Транспорт необходим для облегчения перемещения и перевозок грузов.
Учитель: Как вы думаете, какие транспортные средства человек изобрел первыми и почему?
Ученики: Первыми появились телега, которой пользовались в летний период и сани, на которых ездили зимой.
Учитель: А чем отличаются друг от друга и похожи между собой сани и телега?
Ученики: Сходство в том, что они деревянные, а различие в том, что у телеги колеса, а у саней - полозья.
4. Физминутка.
Чух-чух, чух-чух,
Мчится поезд
Во весь дух.
Паровоз пыхтит,
– Тороплюсь! – гудит. –
Тороплюсь, тороплюсь,
Тороплю-у-усь!
5.Знакомство с новой темой (продолжение)
Учитель: Давайте откроем учебник "Мир вокруг нас" на с. 112 и 117 и рассмотрим рисунки старинных видов транспорта. Кто попробует его назвать?
Ученики: Карета, старинные автомобили, аэростат, аэроплан...
Учитель: Я вам буду называть транспортные средства, а вы будете говорить, где они передвигаются: по воде, по земле, по воздуху и т.д.
Трамвай, троллейбус, автобус, автомобиль.
Ученики: Этот транспорт передвигается по земле.
Учитель: Кто из вас знает, как можно назвать такой транспорт?
Ученики: Все это наземные виды транспорта.
Учитель: Аэробус, вертолет, аэроплан, воздушный шар, самолет.
Ученики: Все это воздушные виды транспорта.
Учитель: Какой вы знаете водный транспорт?
Ученики: Пароходы, теплоходы, морские ракеты, баржи...
Учитель: Почему мы называем транспорт водным?
Ученики: Потому что он передвигается по воде.
Учитель: Как вы думаете, что мы отнесем к подземным средствам передвижения?
Ученики: Подземным средством передвижения является метро.
На доске:
Учитель: Все эти средства передвижения служат одной цели – перевозке. Что же они перевозят?
Ученики: Людей, грузы.
Учитель: Таким образом, в зависимости от того, что транспорт перевозит, он делится на пассажирский, грузовой и специальный.
На доске:
Транспорт 1. Пассажирский 2. Грузовой 3. Специальный |
Учитель: Как вы думаете, что мы отнесем к специальным видам транспорта?
Ученики: Специальные средства передвижения – машины скорой помощи, пожарные, милицейские.
6. Повторение изложенного материала
Учитель: Любой машине, которую мы видим на улице, можно дать характеристику из трех пунктов, пользуясь той классификацией, которую вы видите на доске в виде схем, например:
АВТОБУС (общественный, наземный, пассажирский транспорт).
7. Самостоятельная работа в парах по усвоению нового материала
Каждому ребенку раздается дидактическая карточка с изображением какого-нибудь транспорта на одной стороне и с точной характеристикой этого транспорта с другой.
Алгоритм работы в паре:
- покажи своему соседу по парте карточку с изображением транспорта
- выслушай название транспортного средства и его точную характеристику
- сравни ответ соседа с правильным ответом на обратной стороне карточки
- оцени работу соседа (поставь в табло три плюса за каждый правильный пункт характеристики, если он ошибся, поставь минус, при этом объясни правильный ответ)
- поменяйся с соседом ролями, теперь он оценивает твой ответ по своей карточке
- вы закончили работу в паре, встаньте, найдите себе новую пару для работы
повторите алгоритм работы в паре с новым соседом.
Работа заканчивается по ранее обговоренному сигналу.
Индивидуальная таблица
ФИ ученика | 1 признак | 2 признак | 3 признак |
Обоскалова Е. | + | + | + |
- | + | + |
+ | + | - |
Учитель: Посмотрите в свое индивидуальное табло, посчитайте количество плюсов и минусов, встаньте те ребята, у кого правильных ответов больше, чем неправильных.
8. Закрепление пройденного материала.
Учитель: Мы с вами отправляемся в путешествие. Все готовы. В добрый путь. Путь наш не близок и вдруг перед нами возник дремучий темный лес, куда ни глянешь – кругом стена деревьев. Как же быть? Какой транспорт нам поможет?
Ученики: Нам поможет самолет.
Учитель прикрепляет на доску рисунок самолета.
Учитель: Преодолев дремучий лес, мы отправились дальше по дороге. Но вот перед нами раскинулось широкое, глубокое озеро. Что делать дальше?
Ученики: Нам нужна лодка, чтобы переплыть озеро.
Учитель прикрепляет на доску рисунок лодки.
Учитель: Переплыв озеро, отправились дальше в путь, и прямо перед нами возникла пещера. Что нам поможет?
Ученики: Метро.
Учитель прикрепляет на доску рисунок поезда метрополитена.
Учитель: Вот мы выехали из пещеры. На пути раскинулось широкое поле. Мы очень устали. Как же нам быть?
Ученики: Нам поможет машина.
Учитель прикрепляет на доску рисунок машины.
Учитель: Уставшие, но счастливые, мы сели в машину и доехали до конечного пункта.
9. Рефлексия.
- Вспомните, какие цели мы ставили в начале урока.
- Встаньте те ребята, кто сегодня научился разбивать транспорт на группы по назначению, по виду собственности и по месту передвижения.
- Встаньте те, кому сегодня было интересно работать со всеми партнерами в паре, потому что они действительно относились к вам доброжелательно.
- У кого на уроке не все получилось, почему? Что помешало?
- Давайте составим «Синквейн» на тему «Транспорт»
Например:
Автобус
Школьный, солнечный
Везет, безопасный, удобный
Желтый домик на колесах
Дети.
10. Домашнее задание.
Учитель: Я предлагаю вам дома написать «Эссе» на тему «Как человек изобрел колесо?»
Приложение 1
Виды
транспорта


сухопутный

воздушный
водный



трубопроводный
железно-дорожный
автомобильный
связь
космический
авиационный
речной
морской
почтовая
электрическая