2.Мотивационно- целевой этап. | 1.звучит музыка М.Минкова Вьюга и вальс снежинок. (слайд1) -Что вы услышали? О чем продолжим разговор на этом уроке? В гости к нам Зима пришла И заданья принесла. -Вы многое уже знаете о зиме. Расскажите по плану. | Свободные высказывания детей. Будем говорить о зиме, о зимних явлениях. Карточка-опора на доске: 1.Облачность (небо) 2.Температура воздуха 3.Осадки 4.Ветер 5.Водоемы(реки, озера) 3-4 уч-ся рассказывают, другие оценивают их ответ, объясняя свой выбор | ПУУД: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; ПУУД: осознанное и произвольное построение высказывания |
3.Работа в парах | -- Возьмите карточку со схемой «Солнышко» и, работая в паре, попробуйте соединить понятия и их значения. - Отложите схемы. Сегодня мы еще не раз вернемся к ним и узнаем, чья пара выполнила работу точнее всех. | Дети читают, обсуждают и соединяют понятия со значениями. | ПУУД-ЛУУД: анализ с целью выделения признаков (существенных), синтез как составление целого из частей |
4.Восприятие, осмысление нового материала. | 1. Понятие «солнцестояние, солнцеворот» (слайд 3) -Почему зимой температура воздуха ниже ,чем осенью? Рассказ учителя: Из- за наклона земной оси наша планета, двигаясь по своей орбите вокруг Солнца, как бы подставляет Солнцу то северную часть, то южную. В старину, когда наши предки ничего этого не знали, они заметили, что Солнце летом поднимается высоко над линией горизонта, осенью — ниже, а зимой — совсем низко. И еще наши предки заметили, что дни становятся зимой все короче и короче, а ночи все длиннее и длиннее, пока, наконец, не наступает 22 декабря, когда день самый короткий в году. Этот день был назван днем зимнего солнцестояния) - Давайте посмотрим на схему «Солнышко» и найдем определение – что же такое день зимнего солнцестояния. – У какой пары было выбрано правильное значение? - Потом день начинает понемногу прибавляться, а ночь — убывать. 25 декабря в народе отмечали день зимнего солнцеворота. Что же это за день такой – прочитайте на странице 14 «Странички народного календаря». -Давайте посмотрим на схему «Солнышко» и найдем определение – что же такое зимний солнцеворот. – У какой пары было выбрано правильное значение? 2.Физминутка под музыку М.Минкова «Песня Снеговика» 3. Понятие « Оттепель» (Сдайд4) -В какую погоду хорошо лепить снеговика, строить снежные крепости? В последние годы зимы были теплыми, часто температура воздуха бывала выше 0°, что связано с возросшей активностью Солнца и загрязнением атмосферы и называется глобальным (всемирным) потеплением климата. 4. Понятие «Гололедица»(гололед) -Когда после оттепели снова ударит мороз, что мы наблюдаем в природе? -Чем опасен гололед? | Дети зачитывают свои предположения. Дети высказывают мнение о высоте солнца над линией горизонта (летом-высоко, зимой-низко, лучи скользят и земля получает меньше тепла); рассматривают слайд 2; смотрят демонстрацию движения Земли вокруг Солнца в зимние месяцы на приборе теллурий. Дети читают вслух тест стр.14 4уч-ся –игра «Гонка за лидером»(дети повторяют движения за ведущими) Дети зачитывают из схемы определение оттепели. (гололед, гололедица)- слайд 5 Гололед опасен травмами, а на дорогах у машин увеличивается тормозной путь, поэтому пешеходы должны быть еще внимательнее. | ПУУД: осознанное и произвольное построение высказывания РУУД: понимать и принимать учебную задачу, поставленную учителем РУУД: Оценка (выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено, осознание качества и уровня усвоения), Коррекция (в случае расхождения реального действия и его результата). КУУД: сотрудничать со взрослыми и сверстниками |
| 4. Понятие «Снегопад» (слайд6) -Самым характерным явлением в России зимой является выпадение снега. Как оно называется? -Что такое снег? - Проверим, правильно ли мы определили, что такое снегопад. 5.Осознанное чтение рассказа Н.Надеждиной «Снежные слова» -Какие «снежные» слова вы нашли в тексте? Что они означают? 6.Выразительное чтение стихотворений о зиме - Какие сравнения и эпитеты используют поэты для образного изображения зимних явлений природы? ( серебристая фата, точно серебром, снежною каймой, белой бахромой) 7. Понятие «Изморозь», «Иней». Но бывает так, что после оттепели вода на проводах и ветвях деревьев застывает в виде бахромы, сверкающей на солнце. Это потрясающе красивое явление называется изморозью. Иней- тонкий слой ледяных кристаллов в следствии охлаждения почвы, растений. - В последний раз обратимся к нашей схеме и проверим, правильно ли мы определили понятие «Изморозь». | Снегопад. Это замерший водяной пар (водяные капли) Дети читают про себя. Дети выборочно зачитывают определение зимних явлений из текста. 2 учащихся читают стихи о зиме: С.Есенин «Белая береза», Г.А. Галина «По деревьям серебристая перекинулась фата…» Дети рассматривают слайд 7,проверяют правильность определения понятия изморозь. | РУУД: понимать и принимать учебную задачу, поставленную учителем |
| 8.Работа над скороговоркой: Иней лег на ветки ели, Иглы за ночь побелели Учитель вызывает в конце 6 детей и раздает куклы- перчатки( дети не знают какая кукла им достанется) | Хоровое чтение 1.читают про себя 2.читают шепотом медленно 3.читают в голос 4.читают громко 5.читают тихо 6.читают 3раза с увеличением скорости чтения и артикуляцией Индивидуальное чтение с интонацией: радостно, грустно, со слезами, с удивлением, с огорчением, зло; Театрализованное чтение с куклами-перчатками: как заяц трусливый, хитрая лиса, большой медведь, злой волк, маленькая мышка, верный пес. | РУУД: понимать и принимать учебную задачу, поставленную учителем |
5.Рефлексия. Итог урока. Дом. задание | -Что нового вы узнали о зиме? -А из чего же состоит снег? (из снежинок –слайд 8) Д/З: чит.с.14, составить синквейн о снежинках -Оцените свою работу на уроке, раскрасив у своего снеговичка ведерко: зеленый-все получилось, все понял синий- были небольшие ошибки, я их исправил красный – мне нужна помощь. | -солнцестояние 22декабря, солнцеворот 25 декабря, узнали новые «снежные слова» Дети показывают своих снеговичков. | ПУУД: рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности |