3 | «Открытие» детьми нового знания. | Проводит фронтальный опрос, используя исследовательские листы. Какие из них являются ломаными, какие – кривые? В замкнутых кривых 3,6,8 расставлены точки, можно ли утверждать, что расстояние от точки О до точек А, В, С, D в каждой фигуре одинаковое? Измерьте расстояние до данных точек с помощью линейки. Запишите ответы. Как вы думаете, почему фигура 8 является окружностью, а фигура 6 не является окружностью? Можно ли назвать окружностями фигуры 5,7,9? Отметьте любую другую точку на окружности 8 и измерьте расстояние от точки О – центра окружности – до этой точки, сделайте вывод! Подготовка обучающихся к следующему этапу урока. Загадка о циркуле в стихах. Техника безопасности работы с циркулем. | Отвечают на вопросы учителя и записывают ответы в исследовательские листы.(Зад.1.) Все №2,4 Замкнутые – 3,6,8 Незамкнутые – 1,5,9 Обучающие измеряют расстояние от т.О до точек А,В,С,D. Записывают результаты в исследовательские листы. Сходство: это замкнутые кривые линии, внутри отмечена точка О, а на линиях отмечены точки А,В,С,D. Отличие: расстояние от точки О до точек А,В,С,D в фигуре 6 – разные, в фигуре 8 – одинаковые. Потому что в фигуре 8 расстояние от точки О до точек А,В,С,D –одинаковые, а в фигуре 6 – разные Это кривая замкнутая линия; расстояние от точки О до всех точек на окружности одинаковые. Нет! Фигуры 9 и 5 не являются замкнутыми кривыми, а фигура 7 не имеет центра, расстояния от которого до всех точек на окружности одинаковые. Расстоянием от точки О до точек на окружности. Расстояние от центра окружности до любой точки на окружности одинаковое. Отгадывают загадку. Находят все элементы на своём циркуле. | Познавательные (умение осмысленно читать, извлекать нужную информацию; умение вести поиск и выделять необходимую информацию) Коммуникативные (умение вступать в диалог) |
4 | Изучение нового материала и его первичное закрепление Физкультминутка | Учитель предлагает обучающимся построить окружность правильного радиуса вместе с ним. Предлагает вспомнить, какие знакомые предметы имеют форму круга, а какие форму окружности? Вводит новые понятия «центр окружности», «радиус окружности» Предлагает обучающимся, не нарушая закономерностей, построить в исследовательском листе радиусы в последних окружностях. Сядьте прямо так, чтобы позвоночник был полностью выпрямлен, смотрите прямо перед собой, руки на коленях. Зажмите левую ноздрю пальцем, вдохните воздух через правую. Затем выдохните через левую, зажав правую и т.д. Предлагает обучающимся сделать самостоятельное исследование: Постройте окружность с радиусом 3 см и отметьте её центр. Соедините две точки окружности, таким образом, чтобы данный отрезок проходил и через центр окружности. Даёт определение «диаметра окружности». Напишите выражение, по которому можно найти длину этого отрезка. Затем просит обучающихся проверить выполненное ими исследование. Вводит понятие «хорда окружности». Даёт задание: перечислить все диаметры, хорды и радиусы окружности. Введение нового понятия «дуга окружности» Даёт задание: назовите все дуги окружности. Предлагает выполнить задание: используя циркуль, постройте в тетради две окружности с одинаковым радиусом, равном 3 см, закрась внутреннюю область одной окружности. Задаёт вопрос: чем можно объяснить, что первая фигура называется кругом, а не окружностью? Задание: назовите точки, лежащие во внутренней (внешней) области. | Выполняют задания учителя Перечисляют предметы Делают соответствующие записи в тетради. Строят радиусы и объясняют какую закономерность они выявили. Проверяют правильность. Выполняют задания в исследовательских листах, делают вывод, затем проверяют и исправляют свои ошибки. Делают соответствующие записи в рабочей тетради на стр.64-65,№295 Делают соответствующие записи в тетради Устно выполняют задание учителя. Делают соответствующие записи в тетради. Устно выполняют задание. Выполняют построение фигур в исследовательском листе и называют получившиеся фигуры (зад.4) Отвечают на поставленный вопрос: первая фигура закрашена, т.е. ей принадлежат все точки, находящиеся внутри её, и она называется кругом. Устно выполняют задания учителя. | Познавательные (умение составлять модель и преобразовывать её в случае необходимости). Коммуникативные (умение слышать и слушать) Регулятивные (умение проанализировать ход и способ действий) |
7 | Итог урока. Рефлексия | Какую задачу ставили на урок? Удалось ли решить поставленную задачу? Каким способом? Где можно применить новые знания? Просит нарисовать улыбку смайлику, в зависимости от настроения. Задание на дом: рабочая тетрадь, стр.66-68 № 297,299,301 Если вы считаете, что вы поняли тему сегодняшнего урока, то изобразите в тетради улыбающийся смайлик. Если вы считаете, что не достаточно усвоили материал, то начертите в тетради равнодушный смайлик. Если вы считаете, что вы не поняли тему сегодняшнего урока, то начертите в тетради грустный смайлик. Спасибо за урок. | Описывают в исследовательских листах о проведённой исследовательской деятельности, о своих впечатлениях и своём эмоциональном состоянии. Записывают домашнее задание в дневник. Показывают учителю тетради. | Коммуникативные Воспитание умения критически себя и других оценивать. |