1. Мотивация к учебной деятельности. | Словесный (беседа) | Приветствует учащихся. Настраивает уч-ся на работу на уроке с помощью стихотворения. Демонстрирует пословицу на слайде. - Прочитайте пословицу. Узнать можно лишь тогда, когда учишься. - Как вы её понимаете? - К чему нужно стремиться на уроках литературного чтения? - Мы с вами многому научились на уроке литературного чтения? - Нужно ли повторять то, что мы уже знаем? - Этим мы и займемся! | Приветствуют учителя. Настраиваются на работу. - Читают пословицу. - Когда есть желание, прикладываешь усилия, только тогда чему-нибудь научишься. - Да. - Да. | | К: корректно и аргументированно высказывать своё мнение. | |
2. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии. | Словесный (беседа) Наглядный (демонстрация) | Организует речевую разминку и беседу о биографии автора как подведение к теме. - Ребята, чтобы настроится на хорошую работу, сейчас мы с вами проведем речевую разминку. Дети ягодки искали. Вместе все их собирали. Раз, два, три, четыре, пять Кузовок полный опять! - Читаем хором. - Читаем выразительно. - Читаем медленно. - Читаем с вопросительной интонацией. - А кто хочет самостоятельно? - Мы приступаем к изучению нового раздела, как он будет называться? - К какому литературному жанру относится название этого раздела? - Как вы её понимаете? - Чему мы будем учиться? - Начнем изучение нового раздела. - Посмотрите на слайд, узнали ли вы, кто изображен на портрете? - Знакомы ли вы с творчеством Бориса Викторовича Шергина? -Какие произведения автора вы знаете? Рассказывает о биографии. Борис Викторович Шергин родился 28 июля 1893 года в Архангельске. Отец его был мореходом и корабельным мастером, именно он привил в сыне любовь ко всякому «художеству». А мама будущего писателя знакомила Бориса с народной поэзией Русского Севера. С детства Борис постигал нравственный уклад, быт и культуру Поморья. Он срисовывал орнаменты и заставки старинных книг, писал иконы, расписывал утварь. Ещё в школьные годы стал собирать и записывать северные народные сказки и былины. Учился Шергин в Архангельской мужской губернской гимназии с 1903 года по 1912-й. Работал художником-реставратором, внёс значительный вклад в возрождение северных промыслов, а именно резьбы по кости. Переехав в 1922 году в Москву, он работал в Институте детского чтения, выступал с рассказами о народной культуре Севера, с исполнением сказок и былин перед разной аудиторией, чаще всего детской. В 1934 году Борис Шергин вступил в Союз писателей СССР. При жизни писателя было опубликовано 9 книг (не считая переизданий). Некоторые произведения Бориса Шергина: «У Архангельского города, у корабельного пристанища» (1924); «Шиш московский» (1930); «Архангельские новеллы» (1936); «У песенных рек» (1939); «Поморщина-корабельщина» (1947); «Поморские были и сказания» (1957); «Океан-море русское: Поморские рассказы» (1959); «Запечатленная слава: Поморские были и сказания» (1967); «Гандвик — студеное море» (1971). - Что интересного запомнили из биографии автора? - Читали ли вы его произведения? - Сегодня познакомимся с одним его произведением, название которого отражено в разделе. | Выполняют речевую разминку, опираясь на инструкцию учителя. Читают. Отвечают на вопросы. - Собирай по ягодке – наберешь кузовок. - Пословица. - Понемногу собираешь и что-то и в конце - концов соберешь много. Слушают рассказ о биографии автора. | | Р: выстраивать последовательность выбранных действий. К: соблюдать правила ведения диалога. К: воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и условиями общения. | Познавательный интерес, активность, инициативность, любознательность и самостоятельность в познании произведений литературы. |
4.Построение проекта выхода из затруднения | Словесный (беседа) Наглядный(демонстрация) | Организует деятельность по составлению плана действий. Давайте составим план, для этого посмотрите на слайд, поставьте пункты плана в правильном порядке. -Какой пункт мы с вами уже выполнили? - Что нам нужно еще сделать? | Планируют действия по решению учебной задачи для получения результата. 1. Познакомиться с фактами биографии писателя. 2. Прочитать произведение. 3. Проанализировать произведение. 4. Оформить лэпбук. | | Р: планировать действия по решению учебной задачи для получения результата. | |
5. Реализация построенного проекта. | Словесный (беседа) Наглядный (демонстрация) Практический (лэпбук) | Организует работу с произведением. - Сегодня мы непросто познакомимся с новым произведением, но и начнем создавать свой лэпбук. - Как думаете, что такое лэпбук? - Лэпбук (lapbook , или как его еще называют тематическая папка или книжка-раскладушка), - это самодельная папка с кармашками, окошками, вкладками, в которой помещены материалы по какой-то определенной теме. Посмотрите на слайд, как это выглядит. -Зачем же нужен лэпбук? -Как вы думаете? - Правильно, он помогает нам лучше понять и запомнить материал. - Давайте рассмотрим некоторые виды «Лэпбуков». - Что вам было непонятно в этих примерах? - Какие элементы показались сложными? - Давайте обсудим конкретные моменты, которые вызвали затруднения. - Не стесняйтесь, задавайте вопросы! Сейчас самое время разобраться со всеми сложностями. - Сегодня вы сами сможете создать свой лэпбук по произведению. Пришло время разработать план по созданию лепбука. 1. Выбор темы. 2. Продумать макет. 3. Количество карманов; 4. Расположение их внутри готового лэпбука. 5. Создать лэпбук. Также стоит подумать о необходимых материалах для выполнения работы. Сейчас мы с вами в группах начнем изготавливать основу для нашего лэпбука. 1 группа – изготавливает макет – лэпбук (нужно взять лист картона, согнуть на несколько частей, обклеить бумагой (фон). 2 группа – изготавливают кармашки разной формы и величины. Покажите друг другу, что у вас получилось на данном этапе. - Первое задание, которое вы должны выполнить – записать название произведения и его автора. Проявите творческий подход. - Молодцы ребята, хорошо справились с первым заданием. Организует конкурс «Ягодный куст» - В нашем классе вырос вот такой удивительный ягодный куст. В каждой ягодке спрятано задание. Первое задание, вам необходимо познакомиться со словами: штукатурное, малярное, академия, паркетчик и подобрать к каждому слову значение. | Слушают учителя. Отвечают на вопросы. Выполняют задания, опираясь на инструкцию учителя, оформляют элементы лэпбука. Работают в группах. - Б.В. Щергин. «Собирай по ягодке – наберешь кузовок». Слушают задание. Выполняют задания, опираясь на инструкцию учителя, оформляют части для лэпбука. - Штукатурное – штукатур – мастер, работающий с известковым раствором во время ремонта или строительства. Малярное – маляр – рабочий, занимающийся окраской зданий, помещений. Академия – высшее учебное учреждение. Паркетчик – мастер, который составляет из дощечек узоры. | Объяснять значение незнакомого слова с использованием контекста или словаря. | К: воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и условиями общения. К: соблюдать правила ведения диалога. Р: планировать действия по решению учебной задачи для получения результата. П: анализировать текстовую информацию в соответствии с учебной задачей. К: принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по её достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы; соблюдать правила ведения диалога. П: согласно заданному алгоритму находить в предложенном источнике информацию, представленную в явном виде; делать выводы. | Познавательный интерес, активность, инициативность, любознательность и самостоятельность в познании произведений литературы. Приобретение эстетического опыта слушания, чтения и эмоционально-эстетической оценки произведений художественной литературы. |
6.Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи. | Словесный (беседа) Наглядный (демонстрация) Практический (упражнение) | Организует работу в парах. - Второе задание. Теперь вам нужно поработать в парах. - Я раздам вам листочки, на которых написаны вопросы к тексту: 1.Кто главный герой рассказа? 2.Какую работу предложил отец сыну? 3.Почему герой сначала отказался от работы? 4.Что случилось в лесу? 5.Как герой понял важность совета отца? - Сначала мы читаем произведение все вместе. Потом вы в парах отвечаете на вопросы и оформляете лэпбук. -Начинаем читать по цепочке. - Теперь, возьмите ваши листы и ответьте на вопросы. - Кто закончил? Прочитайте, что у вас получилось. Проверьте по эталону. | Выполняют задания, опираясь на инструкцию учителя, оформляют части для лэпбука. Читают рассказ по цепочке. Анализируют текст в парах. Проверяют работу по эталону на слайде. | Понимать содержание, смысл прослушанного (прочитанного) произведения: отвечать и формулировать вопросы по фактическому содержанию произведения; подтверждать свой ответ примерами из текста. | К: принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по её достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы. П: анализировать и создавать текстовую, графическую информацию в соответствии с учебной задачей. Р: корректировать свои учебные действия для преодоления ошибок. | Познавательный интерес, активность, инициативность, любознательность и самостоятельность в познании произведений литературы. Приобретение эстетического опыта слушания, чтения и эмоционально-эстетической оценки произведений художественной литературы. |
7.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. | Словесный (беседа) Наглядный (демонстрация) Практический (лэпбук) | Проводит инструктаж по выполнению самостоятельной работы. -Я предлагаю вам выполнить последние задания на сегодня. Я раздам вам карточки с началом и концом пословиц, их нужно самостоятельно соединить. - Покажите, что у вас получилось. | Слушают задание. Выполняют задания, опираясь на инструкцию учителя, оформляют части для лэпбука. Собирай по ягодке — наберешь кузовок. Без труда — не вытянешь и рыбку из пруда. Терпенье и труд — все перетрут. | | П: устанавливать причинно-следственные связи в ситуациях, поддающихся непосредственному наблюдению или знакомых по опыту. | |
8. Включение изученного в систему знаний и повторение. | Словесный (беседа) | Организует беседу для повторения изученного и определения внутри- и межпредметных связей. - Чему нас учит это произведение? - Чем вам понравился этот рассказ? - Воспитывать себя всегда очень непросто. Настоящие люди воспитывают себя всю жизнь. И начинают они с детства. - Давайте воспитывать в себе тактичность, вежливость, предупредительность по отношению к другим людям. Давайте учиться доброте, умению различать, что такое хорошо и что такое плохо. - Теперь мы знаем, как обобщать информацию. Как это знание поможет нам в дальнейшем? | Отвечают на вопросы. Предполагают, где могут пригодиться эти знания. | Осознанно применять изученные понятия; ориентироваться в нравственно-этических понятиях в контексте изученных произведений. | К: соблюдать правила ведения диалога. П: делать выводы. | Познавательный интерес, активность, инициативность, любознательность и самостоятельность в познании произведений литературы. |
9. Рефлексия учебной деятельности. | Словесный (беседа) Наглядный (демонстрация) | Организует самооценку деятельности учащихся. - Достигли ли мы поставленной в начале урока цели? - Весь ли план выполнили? Проводит самооценку своей деятельности «Лесенка успеха». Запишем домашнее задание: создать таблицу, в которую записать названия рассказов, авторов и главных героев. | Осуществляют самооценку деятельности на уроке. | | Р: устанавливать причины успеха/неудач в учебной деятельности. | |