СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок "Первая помощь при повреждениях скелета"

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Комбинированный урок с практической направленностью.

Просмотр содержимого документа
«Урок "Первая помощь при повреждениях скелета"»

Тема урока «Первая помощь при повреждениях скелета»


Цель: обучение первой доврачебной помощи при различных видах повреждений опорно-двигательного аппарата


Задачи:

  • дать характеристику различных видов травм опорно-двигательной системы;

  • научить различать повреждения суставов, костей и растяжение связок;

  • научить оказывать доврачебную помощь и понимать её основы;

  • сформировать умение логически мыслить.


Методы: словесно-наглядный, практический.


Оборудование:

  • модель скелета человека,

  • таблицы «Строение костей», «Типы соединения костей», «Вывихи и переломы костей»,

  • простейшие шины,

  • перевязочный материал,

  • косынка.


Ход урока.

І. Повторение пройденного материала.

Класс делится на три группы.


Задание №1

1 группа. Какое значение имеет опорно-двигательная система в жизни человека?

2 группа. Какие вещества входят в состав костей?

3 группа. Решение кроссворда на тему: «Кости».


Задание№2

Задание 1 группе. Продолжите логическую цепочку и ответьте на вопрос: О чём идёт речь?

Обмен веществ, питание, дыхание, выделение, размножение…(Цепочка завершается терминами: раздражимость, рост и развитие, подвижность). Речь идёт о свойствах живых систем.

Задание 2 группе. Из перечисленных систем органов выберите те, которые обеспечивают подвижность нашего организма. Обоснуйте свой выбор.

Покровная, дыхательная, кровеносная, пищеварительная, скелетная, мышечная, нервная, эндокринная, система органов размножения. (Скелетная, мышечная, нервная.)

Задание 3 группе. Определите, каким отделам скелета соответствуют кости. (Задания раздаются в конвертах для каждой группы.

1) Грудина. (Грудная клетка)

2) Теменная кость. (Мозговой отдел черепа)

3) Лобная кость. Мозговой отдел черепа)

4) Малая берцовая кость. (Скелет нижних конечностей)

5) Ребро. (Грудная клетка)

6) Лопатка. (Скелет плечевого пояса)

Задание№3

От каждой группы выходят по одному человеку. Надо показывать кости человека, которые называет учитель и назвать каким отделам скелета соответствуют эти кости.

1 группа.

Шейный позвонок. (Шейный отдел позвоночника.)

Скуловая кость. (Лицевой отдел черепа.)

Затылочная кость. (Мозговой отдел черепа.)

2 группа.

Бедренная кость. (Скелет нижних конечностей.)

Ключица. (Плечевой пояс.)

Носовая кость. (Лицевой отдел черепа.)

3 группа.

Лучевая кость. (Скелет верхних конечностей.)

Поясничный позвонок. ( Позвоночник.)

Фаланги пальцев кисти. (Скелет верхних конечностей.

Задание№4

От каждой группы к доске выходят по одному человеку и по жребию для себя выбирают задание – показать отдел скелета человека и составляющие его кости.

1 группа. Череп.

Лицевой отдел: парные – верхнечелюстная, скуловая, носовая, нёбная; непарные – нижнечелюстная, предъязычная.

Мозговой отдел: парные – теменная, височная; непарные – лобная, затылочная, клиновидная.

2 группа. Позвоночник и грудная клетка.

Позвоночник: 7 шейных позвонков, 12 грудных, 5 поясничных, 5 крестцовых, 4-5 копчиковых; грудная клетка: 12 грудных позвонков, 12 пар рёбер, грудина.

3 группа. Плечевой пояс и скелет верхних конечностей.

Плечевой пояс: 2 лопатки, 2 ключицы; скелет верхних конечностей: плечо, предплечье, кисть.

ІІ. Изучение нового материала.


  • Как объяснить, что, несмотря на высокую прочность, кости всё-таки могут быть сломаны?

  • Как же быть, если произошла травма опорно-двигательной системы?

  • Нужно ли уметь оказывать первую медицинскую помощь пострадавшему, как вы считаете?


Прочность кости велика в её естественном положении в организме. При сильном ударе же в другом направлении, например при падении могут быть разные повреждения опорно-двигательного аппарата. Повреждения костей и суставов является распространённым видом травм. Своевременная и правильно оказанная помощь способна задержать развитие тяжёлых последствий травм и облегчить последующее лечение. Поэтому каждый человек обязан уметь оказать пострадавшему доврачебную помощь. Есть ли в классе учащиеся, у которых была травма опорной системы?


Растяжение связок. При травмах, насильственных неловких движениях, когда смещение костей в суставе больше допустимой величины или не соответствует обычному направлению, происходит повреждение и растяжение связок. Признаки: вокруг повреждённого сустава вскоре развивается припухлость и возникает боль. Нередко растяжение связок сопровождается повреждением кровеносных сосудов и кровоизлияниями.

Меры помощи: необходимо охладить повреждённый сустав. Мокрая ткань, смоченная холодной водой. Через 15-20 минут сустав должен быть туго забинтован, а пострадавший доставлен в медицинское учреждение. По внешним признакам растяжение связок трудно отличить от более тяжёлых повреждений – вывихах и переломах костей. Поэтому к любому человеку, получившему лёгкую травму, нужно относиться с большой осторожностью.

Вывихи суставов. Причины: резкие движения в суставах. В этом случае возможно смещение концов костей, образующих сустав, - вывих: головка одной кости может частично или полностью выйти из суставного углубления другой. В результате нарушается соприкосновение суставных поверхностей. Малейшее движение вызывает в повреждённом сосуде острую боль. Доврачебная помощь должна заключаться в применении холода, обеспечении полного покоя повреждённой конечности и немедленной доставке в медицинское учреждение.

Демонстрация по таблице.

Переломы костей. Несмотря на высокую механическую прочность и некоторую упругость, кости при сильных ударах ломаются. Нарушение целостности кости называют переломом. Различают открытые и закрытые переломы. Открытыми называются такие переломы, при которых кость повреждается вместе с мышцами и кожей. В этих случаях прежде всего необходимо принять меры для прекращения кровотечения и защитить рану от загрязнения. Для этого её закрывают стерильной повязкой. Давящая ватно-марлевая повязка, как правило, способна остановить кровотечение.

Меры помощи. Надёжное обездвиживание конечностей – наложение шины. Продемонстрировать шину и обратить внимание на её устройство. Можно использовать подручные материалы – кусок доски, толстый плотный картон, фанеры или пластика, связки прутьев и другие твёрдые материалы. Чтобы шина не давила на повреждённый участок тела, между ней и телом должна быть положена мягкая прокладка. Охватить 2 соседних отдела.

Перелом руки – сломанную руку прибинтовать к туловищу, а если повреждена нога – к здоровой. Доставить в медицинское учреждение.

Перелом грудной клетки – шину не накладывают.

Повреждена ключица или лопатка. При этом руку с повреждённой стороны подвешивают на косынку, а в подмышечную впадину вкладывают небольшой валик из ваты или любой ткани.

При подозрении на перелом ребра пострадавшего просят сделать глубокий выдох, а затем дышать неглубоко и туго перебинтовывают грудную клетку.

Особо опасны переломы костей черепа и позвоночника. В таких случаях пострадавшего лучше всего совсем не трогать, а медицинскую помощь вызвать на место происшествия. При подозрениях на перелом позвоночника больного осторожно укладывают вниз лицом на твёрдую поверхность – широкую доску, лист фанеры или толстого картона, способные выдержать тяжесть человека. Под голову и плечи пострадавшего укладывают матерчатые валики и в таком положении его транспортируют в медицинское учреждение. При подозрении на перелом костей черепа пострадавшего можно переносить на простых носилках, но с опущенным подголовником и без подушки. Голову фиксируют валиком из одеяла или одежды, уложенным вокруг головы в виде подковы.

При объяснениях использовать таблицы и рисунки из учебника.

ІІІ. Закрепление.


1.Работа с таблицей (таблицы раздаются на карточках).


Виды травм

Растяжение связок

Вывих суставов

Перелом

Повреждения

Повреждение связок, соединяющих кости в суставе. Возникают при неловких движениях, ушибах

Сильное смещение костей, при этом суставная головка выходит из суставной впадины

Нарушение целостности кости. Переломы бывают открытые и закрытые, со смещением или без смещения кости, единичные и множественные


Симптомы

Боль. Отёк вокруг синюшного цвета из-за разрыва кровеносных сосудов и кровоизлияний

Боль. Изменение формы сустава. Может быть разрыв связок. Нарушение движений в суставе

Резкая боль. Сильная припухлость. Невозможность движений.

Нарушение формы, длины, искривление повреждённой части тела





Первая помощь

1. Приложить к повреждённому месту пузырь со льдом или холодное, смоченное водой полотенце для уменьшения отёчности.

2. Наложить тугую фиксирующую повязку. Нельзя греть, дёргать, вытягивать повреждённое место. Для обезболивания подойдёт простой или комбинированный анальгетик (анальгин, пенталгин, солпадеин).

3. Обратиться в травмпункт

1. Полный покой сустава. Приложить холод.

2. Зафиксировать таким образом, чтобы были охвачены неподвижно 2 соседних сустава, для иммобилизации используют шины, дощечки, косынки.

3. Вправлять сустав может только врач

Полная неподвижность повреждённой части путём фиксирования. Шина должна заходить выше и ниже повреждённого участка, если это конечности. При переломе рёбер пострадавший должен выдохнуть из лёгких и дышать неглубоко. Грудную клетку туго забинтовать.

При переломе позвоночника пострадавшего кладут на твёрдую поверхность и так транспортируют в больницу. Тело нельзя сгибать и наклонять.

При переломах костей черепа больного укладывают на носилки животом вниз, под голову (лицо) подкладывают мягкую пдстилку с углублением или ватно-марлевый круг.




2.Практическая работа – показать наложение шины при костных переломах.


Задание 1 группе

Окажите первую помощь, если при падении сломана лучевая кость. Ответ обоснуйте.

Задание 2 группе

Окажите первую помощь, если сломано бедро. Свои действия обоснуйте.

Задание 3 группе

Окажите первую помощь, если сломано ребро.


3. Выберите верные суждения.

(Индивидуальная работа в тетрадях)


  1. Перелом – это выход суставной головки из суставной впадины.

  2. Вывихи вправляют при оказании первой медицинской помощи.

  3. Резкая боль, припухлость, невозможность движений – признаки перелома.

  4. Наложение холода и тугой повязки – это первая помощь при растяжении связок.

  5. При повреждении позвоночника человека нужно уложить на спину, под голову положить валик и отправить его в больницу.


4. Разрешить сложившуюся ситуацию.


1. На уроке физкультуры мальчики сдавали зачёт по бегу на 60 м. Саша, пробежав несколько метров, сошёл с дистанции. Сильно болела нога, но всё-таки её можно было согнуть и разогнуть, пошевелить пальцами, постепенно начал развиваться отёк. Как помочь Саше? Определите по симптомам вид травмы.

2. Ира и Таня пришли на каток. Когда Ира каталась, её случайно толкнул при падении старшеклассник. Удержаться на ногах не удалось, и девочка упала. От боли Ира громко заплакала. У неё болело плечо. При осмотре оказалось, что девочка не может пошевелить пальцами, возник сильный кровоподтёк и есть искривление кости. Девочки не знали, что делать. Как помочь Ире? Определите вид травмы.

3.Прозвенел звонок с урока и на большой перемене все побежали на школьный двор. Здесь каждый занимался своим делом. Мальчики разошлись в разные стороны, а девочки стали соревноваться, кто лучше и больше всех прыгнет через скакалку. Оля развеселилась и захотела непременно победить. Когда она прыгнула, ее нога зацепилась за что – то и она упала. Ей было стыдно и очень больно. Болело колено, прихрамывая девочка, отошла в сторону. Ее подруга могла только утешить Олю. Она не знала, что делать.
- Как вы думаете, ребята, какую травму получила Оля?
- Что необходимо сделать в этом случае, ваши действия?


IV. Итоги урока.


Провести самооценку и взаимооценку в группе. Оценки комментируются и выставляются в журнал.


V. Задание на дом:

  • §9 ;

  • В домашних условиях потренироваться проводить подручными средствами иммобилизацию плеча, бедра, голени при переломах.