Урок географии в 6 классе
«Питание и режим рек.
Влияние поверхностных и подземных вод на рельеф»
Цель урока:
сформировать представление о питании и режиме рек; о влиянии поверхностных и подземных вод на рельеф.
Задачи урока
Обучающие:
раскрытие сущности определений «водный режим рек», «питание реки», «карст»;
формирование умения объяснять фазы водного режима, отличия типов питания рек,
формирование представления о влиянии поверхностных и подземных вод суши на рельеф, об оползнях,
формирование способности работать с текстом учебника, опознавать, анализировать, сопоставлять явления и факты, с ЛЭПБУКом.
Личностного развития:
- формированию интереса к изучению закономерностей у водных природных объектов, особенностей природы своей страны,
- воспитанию у детей бережного отношения к природе как части их общей духовной культуры;
- развития активной, творческой стороны личности, связанной с освоением различных видов работы с книгой, с ЛЭПБУКом,
- развития коммуникативной компетенции (умения участвовать в речевом общении, способности взаимодействия с окружающими, навыка работать в паре, коллективе),
- развития социальной компетенции посредством формирования положительной мотивации учения, участия во взаимооценивании, осуществления рефлексии собственной и коллективной деятельности.
Тип урока: комбинированный
Характер учебных заданий: творческий, активный, проблемный.
Формы организации деятельности: индивидуальная, в парах, фронтальная.
Оборудование: учебник, интерактивный комплекс (презентация по теме, кинофрагмент), раздаточный материал, листы для самооценивания, ЛЭПБУК.
Ход урока
Организационно-психологический момент.
Вводная беседа. Актуализация опорных знаний по теме.
постановка проблемного вопроса: «Для какого объекта верно утверждение: течёт –течёт – не вытечет, бежит, бежит – не выбежит. И почему?»
диагностика успешности изученного материала (слайд 2):
- взаимоопрос (в парах) по терминам и взаимооценка (листы самооценивания): река, речная долина, русло, пойма, речной бассейн, водопад,
- расшифровка схемы «речная долина», «речная система» (индивидуальные карточки) и взаимопроверка по учебнику (рис.92,93),
- проверка знаний номенклатуры: р.Амазонка, р.Миссисипи, р. Нил, р.Янцзы, водопады Анхель, Виктория (показ на карте учителем, с записью ответов в листах самопроверки)
- итоги самооценки, похвала и ориентация на решение проблемного вопроса.
Изучение нового материала.
- Почему наша река течёт – течёт – не вытечет, бежит, бежит – не выбежит?
- Как вы считаете, что такое «питание реки». Подтвердите свой ответ текстом учебника.
- Найдите в учебнике: какие бывают источники питания реки? (слайд 3)
- Используя текст учебника приведите пример рек с дождевым, снеговым, подземным, ледниковым, смешанным питанием питание (учебник стр. 150-151)
- Часто ли в чистом виде встречаются источники питания рек? Назовите преобладающий тип питания рек. Запишите основные источники питания рек в свои ЛЭПБУКи.
- Как вы считаете, какой имеет источник питания имеет наша река Западная Двина? Почему?
- Как вы понимаете определение «водный режим реки»? Найдите подтверждение в учебнике. Зачитайте. (стр. 151)
- Используя свои знания, попробуйте сопоставить картинки на слайде (слайд 4) и определить, где изображено половодье, межень и паводок. Ответ обоснуйте. Определите причины возникновения разных фаз водного режима, используя текст учебника (стр. 151-152, слайд 5). Зафиксируйте основные фазы водного режима в ЛЭПБУКи.
- Знакома ли вам картина, представленная на слайде (Дед Мазай и зайцы). Необходимо ли в настоящее время оказывать помощь животным? Как сейчас человек сохраняет природу после катастроф?
- Как вы считаете, на данном слайде какие природные явления и процессы представлены (слайд 6): ледостав, ледоход. По каким признакам вы это определили? Найдите определения в учебнике (стр. 152)
- Приведите пример рек, которые полноводны круглый год, у которых межень два раза в год, у которых половодье в конце лета (стр. 151-152).
‑ На рис. 102 - наша река Западная Двина. Кто знает, какой город показан на рисунке. Почему вы так решили?
- Вода находится в постоянном движении, в том числе, воздействует на рельеф нашей планеты. Как вы считаете, какие виды работы воды мы можем выделить? (слайд 7).
Физкультминутка:
Вспоминаем стороны горизонта: называются стороны горизонта, а учащиеся поднимают голову вверх (назван север), опускают вниз (юг), поворот влево (запад), вправо (восток).
Вспоминаем водные объекты: учащиеся следят глазами за указкой учителя и сами обводят взглядом границы объекта, или линию реки от истока до устья.
Соотносим название процессов, явлений к видам работы водных потоков: работа временных водотоков (учащиеся поднимают руки вверх), работа рек (руки в стороны), работа подземных вод (руки вниз).
Называются: углубляет русло, создает рытвины, создаёт пещеры, образует воронки, формирует террас, образует пойму, создаёт овраги, образует балки, формирует карстовый рельеф.
- А кто знает, что такое карстовый рельеф и к какому виду работ воды мы его будем относить? Знакомы ли вам понятия сталактиты, сталагмиты, сталагнаты. (слайд 8, 9, 10)
- Опишите, что показано на рис. 105? Найдите в учебнике и зачитайте, какие формы рельефа здесь представлены? (стр.154)
- Как вы считаете в нашей стране есть карстовые формы рельефа? Рассказ о карстовой пещере у озера Гинькова. (слайд 11)
- Просмотр фрагмента фильма «Оползень в Италии»: Какое природное явление показано в фильме? Назовите причины, вызывающие оползень и последствия оползней (слайд 12). Подтвердите свой ответ фразами из учебника (стр.155)
Закрепление изученного материала.
- Оцените полученные знания: ответьте на вопросы после параграфа на стр. 155: 1 балл - сомневаюсь в ответе 2- хорошо владею информацией. 3б– знаю ответ на 10 (индивидуальная работа: учащиеся оценивают свои знания
- На какой вопрос вы не получили ответ в ходе урока. Это вопрос 4. Кто был внимателен при чтении учебника и готов дать ответ?
Подведение итогов. Рефлексия (слайд 13)
- Подсчитайте сколько вы баллов заработали за урок. Сдайте лист учебных достижений.
- Почему же река: течёт –течёт – не вытечет, бежит, бежит – не выбежит?
Домашнее задание (слайд 13)
Параграф 25, определения, уметь отвечать на вопросы стр. 155, ЛЭПБУК: работа воды (записать и положить в кармашки лэпбука)