СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок по биологии в 6 классе по теме "Семя".

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок по биологии в 6 классе.

Просмотр содержимого документа
«Урок по биологии в 6 классе по теме "Семя".»

Урок биологии в 6 классе по теме: «Строение семян двудольных растений »

Цель: Дать представление об общих и отличительных признаках

в строении семян двудольных растений.

Задачи:

Образовательные:

 Развивающие





Воспитательные:




Сформировать у учащихся знания о внутреннем и внешнем строении семени

Познакомить учащихся с двудольными растениями.

Развивать умения адекватно воспроизводить информацию, логически мыслить, выделять главное, работать с натуральными объектами, описывать и делать выводы, работать в микрогруппе и индивидуально, работать по инструкции.

Воспитывать интерес к природе, эстетическое чувство.

Продолжить формирование убежденности учащихся в познаваемости мира и огромном значении биологических и экологических знаний в жизни человека.

Прививать учащимся культуру здоровьесбережения.


Оборудование:

Компьютер, мультимедийный проектор, коллекции семян, семена фасоли, чашки Петри.

Тип урока и форма проведения:

Урок получения нового знания

Предметные умения: научатся называть строение и значение семян; распознавать и описывать по рисунку строение семян однодольных и двудольных растений, по коллекциям – способы распространения семян, давать определения терминам двудольные и однодольные растения.

Метапредметные УУД: познавательные: общеучебные – осваивать приемы исследовательской деятельности; организовывать свою учебную деятельность; применять знания при решении биологических задач; коммуникативные: планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию; регулятивные: осуществление учебных действий – отвечать на поставленные вопросы, работать с текстом параграфа и его компонентами.

Личностные умения: самоопределение – проявлять любознательность и интерес к изучению природы методами естественных наук, осуществлять нравственно-эстетическую оценку изучаемого материала.

Ход урока:

1. Организационный момент.


Здравствуйте, ребята! Я очень рада приветствовать Вас сегодня на уроке биологии. Сегодня мы продолжим путешествие по удивительному царству растений. Познакомимся с понятиями однодольные и двудольные растения.

Сегодня нас ждет удивительное общение и плодотворная деятельность. Будьте внимательны, активны и вы добьетесь успеха.

2. Целеполагание и мотивация

У меня в руке будущая жизнь

Будущий побег и могучий корень.

Дружно прорастут в глубину и ввысь

Лишь вода дождей землю всю напоит.

А пока гостит на дворе зима.

Спит и дышит жизнь у меня в руке.

Будущий побег и могучий корень.



Что же я держу в руке?

Правильно семя.

Сегодня на уроке мы познакомимся с этим органом растения.

Скажите, какова темя сегодняшнего урока?

Что вы хотите узнать о семени?

Тема урока: Строение семян и их функции. Запишите тему себе в тетрадь, но прежде чем начнете писать подготовим для работы пальчики.

Наши руки сжались тесно,

что такое – интересно!

В руки мы бинокль возьмем,

а потом их развернем.

Раз, два, три, четыре, пять

Будем с легкостью писать.



3. Изучение нового материала.

Учитель: Почему про семя говорят, что это будущая жизнь?

Ученик: Будущая жизнь, потому что из семян появляется новое растение.

Учитель: А какое значение имеет семя в жизни человека?

Ученик: Люди их употребляют в пищу, корм для скота, из них изготавливают лекарства

3. 1. Способы распространения семян.

В далеком, далеком туманном просторе

Средь волн океанских стоял островок.

На север, на запад, на юг, на восток.

А остров был голый и очень печальный,

На нем никогда ничего не росло.

Но раз из страны экзотической, дальней

Десяток семян на него занесло.

Как же попали семена на этот остров на этот вопрос вам помогут ответить коллекции и тексты, которые лежат на ваших столах.

Учитель: Н нашей планете растения распространены повсеместно, и все это благодаря семенам. Как же семена распространяются? Ответить на этот вопрос вам помогут коллекции и тексты. Сейчас вы изучите коллекцию и текст, который содержит информацию о распространении семян, после этого изобразите схематично, как семена распространяются. Схему изобразите в своей тетради.

Ученики самостоятельно работают с текстом (одна группа учащихся) и коллекциями (вторая группа учащихся), схематично записывают в тетрадь способы распространения семян.

3. 2. Строение семян двудольных растений.

Строение семени двудольного растения.



Выполнение работы.

1) Рассмотрите сухие и набухшие семена фасоли. Сравните их размеры и форму. Чем вы можете объяснить разницу в размерах.

2) На вогнутой стороне найдите рубчик – небольшое овальное пятнышко, место прикрепления растения к семяножке, которая соединяла незрелое семя со стенкой плода.

3) Рядом с рубчиком в семенной кожуре находится крохотное отверстие – семявход. Оно хорошо заметно у набухшего семени. При намачивании через него внутрь семени легко проникает вода и воздух.

4) Снимите с семени блестящую плотную кожуру. Убедитесь что она плотная. После удаления кожуры в руках остается зародыш. Изучите его. Зародыш – маленькое растеньице. Найдите семядоли – две крупные, толстые. Зародышевый корешок, стебелек – он у фасоли изогнутый. Почечка на верхушке стебелька.

5) Зарисовать семя и подписать его части.

6. Пользуясь учебником выяснить, в каких частях семени запасают питательные вещества другие двудольные растения.


7) Вывод: Семя – это зачаток нового растения, которое состоит из зародыша, покрытого плотной семенной кожурой.

4. Физкультминутка.

Все встаньте возле своих мест, присядьте и закройте глаза. Представьте, что вы – семена, вы сидите глубоко в земле. Вдруг почувствовали, что стало теплее. Вы потянулись вверх, земля расступилась, росток оказался на воле. Солнышко нежно потянуло вас вверх. (Медленно встают и вытягивают руки кверху)

Теплые лучи коснулись стебелька, ветерок качнул вас в одну и в другую стороны.

Вот захотелось расправить свои молодые зеленые листочки.

Солнышко нежно подхватило за верхушки и потянуло вверх.

Вы стали расти все выше и выше.

И вы счастливы, что живете на этой земле, вдыхаете свежий воздух, пьете дождевую воду и греетесь в лучах золотого солнца…


5. Видео: прорастание семени.

Учитель: Что первым появляется при прорастании семени?

Ученик: Корень

Учитель: А почему именно корень?

Ученик: Корень - это орган, который закрепляет растение в почве и всасывает воду с растворенными минеральными веществами.

Учитель: А почему первым не появляется стебель с листьями? Ведь для растения нужны питательные вещества?

Ученик: У молодого растения имеется запас питательных веществ в семядолях, и этого запаса достаточно для прорастания растения.

6. Закрепление учебного материала


1 Письменно на заготовках.

ВЕРЮ – НЕ ВЕРЮ

  1. У семени фасоли наибольшую массу имеют семядоли.

  2. Все семена имеют по две семядоли.

  3. Первым у проростка появляется корешок.

  4. Снаружи семена покрыты корой.

  5. Вода в семя проникает через корешок.

2. Работа с интерактивным заданием строение семени фасоли 2 ученика.

7. Подведение итогов, выставление оценок.

Сегодня активно работали на уроке…, они давали полные, правильные ответы на мои вопросы, за работу по карточкам я выставлю оценки в журнал, за работу с интерактивными заданиями получают оценки …


В завершении сегодняшнего урока я хочу подарить вашему классу символический подарок. Это семена цветковых растений. Мы сегодня начали изучать новую тему, т. е. заложили семена новых знаний, и я желаю вам, чтобы они принесли обильные и полезные плоды. А посеяв весной эти семена, вы будете способствовать украшению нашей школы, нашей страны, нашей планеты. И тогда все окружающие вас люди будут любоваться красотой, которую создали вы в содружестве с природой.

8. Домашнее задание

1. записи в тетради

2. Найти стихотворения, загадки, сказки, пословицы, поговорки о семенах.


9. Рефлексия.

  • Что нового вы для себя открыли?

  • Что больше всего вам понравилось на уроке?

  • Вы удовлетворены полученными знаниями?


Спасибо за внимание!



































ВЕРЮ - НЕ ВЕРЮ.

Фамилия, имя

+/-

1. У семени фасоли наибольшую массу имеют семядоли.


2.Первым у проростка появляется корешок.


3. Снаружи семена покрыты корой.


4. Вода в семя проникает через семявход.


5. Семена растений, имеющие одну семядолю, называют двудольными.




Задание проверил(а):

Оценка:




Фамилия: _____________________.

ВЕРЮ - НЕ ВЕРЮ.

Фамилия, имя

+/-

1. У семени фасоли наибольшую массу имеют семядоли.


2.Первым у проростка появляется корешок.


3. Снаружи семена покрыты корой.


4. Вода в семя проникает через семявход.


5. Семена растений, имеющие одну семядолю, называют двудольными.




Задание проверил(а):

Оценка:




Фамилия: _____________________.

ВЕРЮ - НЕ ВЕРЮ.

Фамилия, имя

+/-

1. У семени фасоли наибольшую массу имеют семядоли.


2.Первым у проростка появляется корешок.


3. Снаружи семена покрыты корой.


4. Вода в семя проникает через семявход.


5. Семена растений, имеющие одну семядолю, называют двудольными.




Задание проверил(а):

Оценка:




Фамилия: _____________________.















Лабораторная работа “Изучение строения семени фасоли»

Выполнение работы.

1) Рассмотрим сухие и набухшие семена фасоли. Сравним их размеры и форму. Чем вы можете объяснить разницу в размерах?



2) На вогнутой стороне семени найдите рубчик – небольшое овальное пятнышко, место прикрепления семени к семяножке, которая соединяла незрелое семя со стенкой плода.

3) Рядом с рубчиком в семенной кожуре находится крохотное отверстие – микропиле (семявход). Оно хорошо заметно у набухшего семени. При намачивании через него внутрь семени легко проникает вода и воздух. Если слегка сжать намоченное семя, то из семявхода выступает капелька воды.



4) Сделаем небольшой надрез на выпуклой стороне набухшего семени фасоли и снимем блестящую плотную кожуру. Убедитесь, что она плотная.
После удаления кожуры в руках остается зародыш.
Изучите его. Зародыш – маленькое растеньице.
Найдите семядоли – две, крупные, толстые. Зародышевый корешок, стебелек – он у фасоли изогнутый. Почечка на верхушке стебелька.

5) Подпишите части семени.

6) Пользуясь учебником выяснить, в каких частях семени запасают питательные вещества другие двудольные растения (миндаль, ясень).

7) Записать определение понятию Семя. Семя – это








Задание: Внимательно прочтите текст, рассмотрите коллекции. На листе изобразите схему «Способы распространения семян»


Большинство растений имеют приспособления для распространения семян. Одним помогает ветер. Их семена покрыты волосками или пушком. Все лето на полях и лугах, вдоль дорог и заборов, в скверах и садах желтеют солнечные одуванчики. Кто не знает как распространяются их плоды семянки. При малейшем дуновении взмывают они в воздух и уносятся ветром.

Осенью в кроне кудрявой рябины хозяйничают дрозды и свиристели, склевывая сочные плоды – яблочки.

Животные расселяют не только те растения, чьи плоды привлекают их своими гастрономическими качествами. Маленькие орешки всем известной липучки покрыты расположенными в 2 – 3 ряда шипиками. Они накрепко прикрепляются к шерсти зверей, перьям птиц, нашей одежде.

В Крыму и на Кавказе встречается крупная опушенная трава с большими сердцевидными листьями – бешеный огурец обыкновенный. Не зря она носит такое звучное имя. Тем, у кого слабые нервы, лучше не подходить к этому растению тогда, когда на нем созревают плоды, похожие на небольшие огурчики. Даже легкое прикосновение к созревшему плоду вызывает потрясающий эффект! В одно мгновение «огурец» отрывается от плодоножки, а из образовавшегося отверстия выбрасываются семена.



Задание: Внимательно прочтите текст, рассмотрите коллекции. На листе изобразите схему «Способы распространения семян»


Большинство растений имеют приспособления для распространения семян. Одним помогает ветер. Их семена покрыты волосками или пушком. Все лето на полях и лугах, вдоль дорог и заборов, в скверах и садах желтеют солнечные одуванчики. Кто не знает как распространяются их плоды семянки. При малейшем дуновении взмывают они в воздух и уносятся ветром.

Осенью в кроне кудрявой рябины хозяйничают дрозды и свиристели, склевывая сочные плоды – яблочки.

Животные расселяют не только те растения, чьи плоды привлекают их своими гастрономическими качествами. Маленькие орешки всем известной липучки покрыты расположенными в 2 – 3 ряда шипиками. Они накрепко прикрепляются к шерсти зверей, перьям птиц, нашей одежде.

В Крыму и на Кавказе встречается крупная опушенная трава с большими сердцевидными листьями – бешеный огурец обыкновенный. Не зря она носит такое звучное имя. Тем, у кого слабые нервы, лучше не подходить к этому растению тогда, когда на нем созревают плоды, похожие на небольшие огурчики. Даже легкое прикосновение к созревшему плоду вызывает потрясающий эффект! В одно мгновение «огурец» отрывается от плодоножки, а из образовавшегося отверстия выбрасываются семена.