Урок по биологии в 6-м классе "Органы цветкового растения"
Цель: Изучение органов цветкового растения и их функции
Задачи:
Образовательная – Изучить, что такое орган на примере цветкового растения. Показать усложнение органов растений в ходе эволюции.
Дать понятие о цветковом растении как целостном организме..
Развивающая – Развить представления о внешнем строении органов растений и их функциях. продолжить формирование интеллектуальных умений: сравнивать объекты, выявлять взаимосвязь между строением и функциями; применять теоретические знания для решения практических задач; развивать умение логически мыслить, выдвигать гипотезы, доказывать.
Воспитательная – воспитывать познавательный интерес к предмету, бережное отношение к растениям; воспитывать аккуратность, внимательное отношение к ответам товарищей.
Личностные результаты: аккуратность, внимательное и бережное отношение к растениям и природе в целом.
Регулятивные результаты: планирование своей деятельности, самоконтроль, рефлексия.
Познавательные результаты: умение формулировать ответы на вопросы, критическое осмысление полученных знаний, умение применения на практике.
Коммуникативные результаты: действовать по правилам сотрудничества, принимая во внимание позиции партнёров.
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, авторская презентация, карточки, таблица «Органы цветкового растения».
Тип урока: обобщения и систематизации знаний.
Формы работы: фронтальные, групповые, индивидуальные.
Методы обучения: частично-поисковый, наглядный, применение знаний, игровой, рефлексивный.
Ход урока.
Организационный момент. Психологический настрой.
Актуализация знаний. Мотивация.
Отгадайте загадку: Один в земле копается ,
Другой в свету купается,
И хотя они друзья –
Поменяться им нельзя.
О каких друзьях идет речь ?( об органах растений : корне и листе ).
Почему они друзья ? ( потому что они связаны друг с другом).
Какой орган помогает им дружить, поддерживать их взаимосвязь ?( стебель ).
Можно сказать , что эти органы взаимосвязаны друг с другом ? (да ).
Да , корень , стебель , листья , цветки и плоды образуют единый организм. Значит организм растения – единое целое.Слайд.3,4
Стебель (мальчик): Я живу со своим семейством в царстве «Солнца» и очень привязан ко всем членам своей семьи. С большой любовью отношусь к почкам листьев, бутонам цветка, плодам с семенами. Все лето я о них заботился, поил, кормил. Но пришла осень, последний лист упал на землю, а это значит, что я славно потрудился, можно зиму отдохнуть.
Корень (мальчик): Я же корень, живу со своим семейством в царстве «Тьмы». Летом я своими корявыми руками – путами, как насосом вытягиваю из почвы воду и минеральные вещества. Но не для себя, мне много не надо. Я отсылаю этот питательный раствор к стеблю, который сам распределяет между членами своей семьи. Но стебель в свою очередь передает мне органические вещества в землю, которые я откладываю про запас. А еще я своими корявыми руками укрепляю стебель в почве и прямо удерживаю его в течение всей жизни.
Ведущая (девочка): Но корень никогда не отдыхает: ни зимой, ни летом. А его непрерывные работы повлияли на его характер. Поэтому корень всегда угрюм, сер и коряв.
Мы в букет собрали маки жаркие, Много незабудок голубых.
А потом цветов нам стало жалко, Снова в землю посадили их.
Только ничего не получается. От любого ветерка качаются!
Почему осыпались и вянут?.Без корней расти и жить не станут!
Как ни тонок, не приметен.Под землею корешок,
Но не может жить на свете. Без него любой цветок!
Учитель: На основании прослушанной сказки можно определить функции и значение корня для растений. Определите функции и значение корня ,стебля и других органов.
Органы растений подразделяются на генеративные – связанные с половым размножением (цветок и плод с семенами) и вегетативные – составляющие тело (корень, стебель, лист) Слайд 5,6
Надземная часть растения называется ПОБЕГ Подземная – КОРНЕВАЯ СИСТЕМА Слайд 7
Рассматриваем значение органов растений и оформляем результаты в таблице.
Корень. Слайд 10,11,12
Закрепляет растение в почве. Всасывает воду и растворенные в ней минеральные вещества. Здесь могут откладываться и накапливаться запасные вещества.
Стебель. Слайд 13,14
На нем располагаются листья, почки, цветы, плоды Выносит листья к свету. Служит опорой. Связывает части растения между собой. По нему передвигаются вода , минеральные и органические вещества. Здесь накапливаются питательные вещества.
Лист. Функции: Фотосинтез. Газообмен. Испарение воды. Слайд 15
Почка. Зачаточный побег: Зачаточный стебель. Зачаточные листочки. Зачаточные почки
Различают листовые и цветочные почки. Слайд 16
Цветок. Самая яркая и заметная часть растения. Участвует в семенном, половом размножении растений. Слайд 18
Плод. После того как цветок отцвел, образуется плод. Плод состоит из околоплодника и семян. Слайд 19
Важнейшие функции плода – защита и распространение семян.
Семена. Слайд 20.
С семени начинается жизнь любого цветкового растения.
Снаружи семя покрыто толстой семенной кожурой. Под ней находится зародыш – маленькое будущее растение.
Зародыш состоит из зародышевого корешка, стебелька, почечки и семядолей
Органы цветкового растения | Его описание | Работа, которую он выполняет |
Корень | Подземная часть растения; Толстые или тонкие; Глубоко уходят в почву или в верхних слоях. | Укрепляет растение в почве; Прочно удерживает его; Поглощает из почвы воду и минеральные соли. |
Стебель | Деревья – ствол, Травы – тонкий, мягкий, зелёный. | Поднимает над землёй и выносит к свету листья; Движется вода с минеральными солями к листьям, цветкам. |
Лист | Содержит хлорофилл | Образуются органические вещества; Выделяют кислород. |
Цветок | По строению и по форме разнообразны. | Орган семенного Размножения |
Семя | Бывает крупное и мелкое | С запасом питательных веществ |
Выполняем лабораторную работу. Органы цветкового растения.
Определяем органы растения, зарисовываем растение и отмечаем его органы.
Вывод.
Растительный организм функционирует, как единое целое.
Каждый орган различается по размерам, окраске, форме.
Подведение итогов и рефлексия.