Просмотр содержимого документа
«Урок по литературному чтению Ф.Тютчев "Листья"»
Ф.И. ТЮТЧЕВ
«Листья»
Прозвенел и смолк звонок. Начинается урок. Тихо девочки за парту сели, Тихо мальчики за парту сели, На меня все посмотрели.
СТАДИЯ ВЫЗОВА.
- Какое время года вам больше нравится?
- Опишите его.
- Какие чувства оно у вас вызывает? (3-5 фраз).
На портрет ссылка в Интернет.
(1768 - 1846)
Проверка домашнего задания
1. Стихотворение наизусть.
2. Выразительно читать и нарисовать иллюстрацию.
3. Сочинить своё маленькое стихотворение о весне.
- 1. Стихотворение наизусть. 2. Выразительно читать и нарисовать иллюстрацию. 3. Сочинить своё маленькое стихотворение о весне.
Улетают, улетели….
Лист качается узорный
В синей луже на воде.
Ходит грач с грачихой чёрной
В огороде на гряде.
Осыпаясь, пожелтели
Солнца редкие лучи.
Улетают, улетели,
Улетели и грачи.
- Найдите красивые слова в стихотворении
- Какие приметы осени описываются в стихотворном тексте?
- с каким чувством улетают птицы?
РАБОТА ПО УЧЕБНИКУ. С. 63
СЛОВАРЬ
- Зефир – имя, данное древними греками ласковому западному ветру.
- Докучные – означает надоевшие.
Действие 1
Зима. Лес. Сосны и ели под снегом.
ОБРАЗЫ И КАРТИНЫ
- Вечнозелёные сосны и ели - символ постоянства, безмятежности, покоя
Действие 2
Лето. Яркая жизнь листьев.
Действие 3
Наступление осени
Действие 4
Поздняя осень. Просьба листьев .
НАСТРОЕНИЕ
- Радостное, светлое настроение сменяется грустью, связанной с увяданием природы.
- Чувствуется жалоба листьев, что лето так быстро проходит.
- Но в конце стихотворения настроение опять меняется. Листья просят ветер взять их с собой, чтобы жить полной радостной жизнью.
Действующие лица
Листья, сосны и ели, лучи солнца, птички, цветы, зефиры, ветры
Олицетворение
Сосны и ели спят
Листья –играли, купались
Лучи побледнели
Зефиры ушли
Ветры сорвите, умчите
Эпитеты
Тощая зелень, легкое племя, красное лето, буйные ветры, докучные ветви
Докучные – надоевшие, наскучившие
ПРИЁМЫ И ВЫРАЗИТЕЛЬНЫЕ СРЕДСТВА ЯЗЫКА.
Основной авторский приём – антитеза.
Вечному однообразию жизни сосен и елей противопоставлена недолговечная, но яркая жизнь листьев.
Сравнение
Тощая зелень
Иглы ежа
Листья
Племя
Роса
Жемчужина
Антитеза
Листья – иглы сосен и елей
Ввек – краткое время
В.А.ФЕДУЛОВ.ОСЕННИЕ ЛИСТЬЯ
И.И. ЛЕВИТАН . УСАДЬБА
И . И. ЛЕВИТАН. ОСЕНЬ
А.И.КУИНДЖИ.БЕРЁЗОВАЯ РОЩА
Самуил Яковлевич Маршак :
«Лирическое произведение – это исповедь поэта, его переживанием согрето все, о чем он говорит читателю. Читатель так же, как и поэт, участвует в процессе восприятия лирики, и для полноценного восприятия читатель «тоже должен работать: думать, чувствовать, догадываться, воображать».
ИТОГ УРОКА
- С каким произведением познакомились на уроке?
- Кто автор этого стихотворения?
- Захотелось ли вам прочитать другие стихи Ф. Тютчева?
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ
- 1. с. 63 - стихотворение наизусть. 2. Т. с. 33 – придумать рассказ
- 1. с. 63 - стихотворение наизусть.
- 2. Т. с. 33 – придумать рассказ
Спасибо за внимание!