СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок по литературному чтению Ф.Тютчев "Листья"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Урок по литературному чтению Ф.Тютчев "Листья"»

Ф.И. ТЮТЧЕВ «Листья»

Ф.И. ТЮТЧЕВ

«Листья»

Прозвенел и смолк звонок.  Начинается урок.  Тихо девочки за парту сели,  Тихо мальчики за парту сели,  На меня все посмотрели.

Прозвенел и смолк звонок. Начинается урок. Тихо девочки за парту сели, Тихо мальчики за парту сели, На меня все посмотрели.

СТАДИЯ ВЫЗОВА.  Какое время года вам больше нравится? Опишите его. Какие чувства оно у вас вызывает? (3-5 фраз).

СТАДИЯ ВЫЗОВА.

  • Какое время года вам больше нравится?
  • Опишите его.
  • Какие чувства оно у вас вызывает? (3-5 фраз).

На портрет ссылка в Интернет. (1768 - 1846)

На портрет ссылка в Интернет.

(1768 - 1846)

Проверка домашнего задания 1. Стихотворение наизусть. 2. Выразительно читать и нарисовать иллюстрацию. 3. Сочинить своё маленькое стихотворение о весне. 1. Стихотворение наизусть. 2. Выразительно читать и нарисовать иллюстрацию. 3. Сочинить своё маленькое стихотворение о весне.

Проверка домашнего задания

1. Стихотворение наизусть.

2. Выразительно читать и нарисовать иллюстрацию.

3. Сочинить своё маленькое стихотворение о весне.

  • 1. Стихотворение наизусть. 2. Выразительно читать и нарисовать иллюстрацию. 3. Сочинить своё маленькое стихотворение о весне.

Улетают, улетели…. Лист качается узорный В синей луже на воде. Ходит грач с грачихой чёрной В огороде на гряде. Осыпаясь, пожелтели Солнца редкие лучи. Улетают, улетели, Улетели и грачи.  - Найдите красивые слова в стихотворении Какие приметы осени описываются в стихотворном тексте?  с каким чувством улетают птицы?

Улетают, улетели….

Лист качается узорный

В синей луже на воде.

Ходит грач с грачихой чёрной

В огороде на гряде.

Осыпаясь, пожелтели

Солнца редкие лучи.

Улетают, улетели,

Улетели и грачи.

- Найдите красивые слова в стихотворении

  • Какие приметы осени описываются в стихотворном тексте?
  • с каким чувством улетают птицы?

РАБОТА ПО УЧЕБНИКУ.     С. 63

РАБОТА ПО УЧЕБНИКУ. С. 63

СЛОВАРЬ Зефир – имя, данное древними греками ласковому западному ветру. Докучные – означает надоевшие.

СЛОВАРЬ

  • Зефир – имя, данное древними греками ласковому западному ветру.
  • Докучные – означает надоевшие.

Действие 1 Зима. Лес. Сосны и ели под снегом.

Действие 1

Зима. Лес. Сосны и ели под снегом.

ОБРАЗЫ И КАРТИНЫ Вечнозелёные сосны и ели - символ постоянства, безмятежности, покоя  Яркая жизнь листьев.

ОБРАЗЫ И КАРТИНЫ

  • Вечнозелёные сосны и ели - символ постоянства, безмятежности, покоя
  • Яркая жизнь листьев.

Действие 2 Лето. Яркая жизнь листьев.

Действие 2

Лето. Яркая жизнь листьев.

Действие 3 Наступление осени

Действие 3

Наступление осени

Действие 4 Поздняя осень. Просьба листьев .

Действие 4

Поздняя осень. Просьба листьев .

НАСТРОЕНИЕ Радостное, светлое настроение сменяется грустью, связанной с увяданием природы. Чувствуется жалоба листьев, что лето так быстро проходит. Но в конце стихотворения настроение опять меняется. Листья просят ветер взять их с собой, чтобы жить полной радостной жизнью.

НАСТРОЕНИЕ

  • Радостное, светлое настроение сменяется грустью, связанной с увяданием природы.
  • Чувствуется жалоба листьев, что лето так быстро проходит.
  • Но в конце стихотворения настроение опять меняется. Листья просят ветер взять их с собой, чтобы жить полной радостной жизнью.

Действующие лица Листья, сосны и ели, лучи солнца, птички, цветы, зефиры, ветры

Действующие лица

Листья, сосны и ели, лучи солнца, птички, цветы, зефиры, ветры

Олицетворение Сосны и ели спят Листья –играли, купались Лучи побледнели Зефиры ушли Ветры сорвите, умчите

Олицетворение

Сосны и ели спят

Листья –играли, купались

Лучи побледнели

Зефиры ушли

Ветры сорвите, умчите

Эпитеты Тощая зелень, легкое племя, красное лето, буйные ветры, докучные ветви Докучные – надоевшие, наскучившие

Эпитеты

Тощая зелень, легкое племя, красное лето, буйные ветры, докучные ветви

Докучные – надоевшие, наскучившие

ПРИЁМЫ И ВЫРАЗИТЕЛЬНЫЕ СРЕДСТВА ЯЗЫКА.    Основной авторский приём – антитеза.  Вечному однообразию жизни сосен и елей противопоставлена недолговечная, но яркая жизнь листьев.

ПРИЁМЫ И ВЫРАЗИТЕЛЬНЫЕ СРЕДСТВА ЯЗЫКА.

Основной авторский приём – антитеза.

Вечному однообразию жизни сосен и елей противопоставлена недолговечная, но яркая жизнь листьев.

Сравнение            Тощая зелень           Иглы ежа             Листья           Племя              Роса            Жемчужина

Сравнение

 

 

 

 

 

Тощая зелень

 

 

 

 

Иглы ежа

 

 

 

 

 

Листья

 

 

 

 

Племя

 

 

 

 

 

Роса

 

 

 

 

 

Жемчужина

Антитеза Листья – иглы сосен и елей  Ввек – краткое время

Антитеза

Листья – иглы сосен и елей

Ввек – краткое время

В.А.ФЕДУЛОВ.ОСЕННИЕ ЛИСТЬЯ

В.А.ФЕДУЛОВ.ОСЕННИЕ ЛИСТЬЯ

И.И. ЛЕВИТАН . УСАДЬБА

И.И. ЛЕВИТАН . УСАДЬБА

И . И. ЛЕВИТАН. ОСЕНЬ

И . И. ЛЕВИТАН. ОСЕНЬ

А.И.КУИНДЖИ.БЕРЁЗОВАЯ РОЩА

А.И.КУИНДЖИ.БЕРЁЗОВАЯ РОЩА

Ф.И. Тютчев «Листья».
  • Ф.И. Тютчев «Листья».

Самуил Яковлевич Маршак : «Лирическое произведение – это исповедь поэта, его переживанием согрето все, о чем он говорит читателю. Читатель так же, как и поэт, участвует в процессе восприятия лирики, и для полноценного восприятия читатель «тоже должен работать: думать, чувствовать, догадываться, воображать».

Самуил Яковлевич Маршак :

«Лирическое произведение – это исповедь поэта, его переживанием согрето все, о чем он говорит читателю. Читатель так же, как и поэт, участвует в процессе восприятия лирики, и для полноценного восприятия читатель «тоже должен работать: думать, чувствовать, догадываться, воображать».

ИТОГ УРОКА С каким произведением познакомились на уроке? Кто автор этого стихотворения? Захотелось ли вам прочитать другие стихи Ф. Тютчева?

ИТОГ УРОКА

  • С каким произведением познакомились на уроке?
  • Кто автор этого стихотворения?
  • Захотелось ли вам прочитать другие стихи Ф. Тютчева?
 ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ 1. с. 63 - стихотворение наизусть. 2. Т. с. 33 – придумать рассказ 1. с. 63 - стихотворение наизусть. 2. Т. с. 33 – придумать рассказ

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

  • 1. с. 63 - стихотворение наизусть. 2. Т. с. 33 – придумать рассказ
  • 1. с. 63 - стихотворение наизусть.
  • 2. Т. с. 33 – придумать рассказ
Спасибо за внимание!

Спасибо за внимание!