Организационный момент Словесный: слово учителя | 1 мин | Прозвенел и смолк звонок, Начинается урок. Мы за парты тихо сели, И друг друга не задели. Чтобы работа у нас ладилась, у всех было хорошее настроение, давайте улыбнемся друг другу. | Приветствовать учителя. Отвечать на вопросы учителя | Регулятивные - обеспечение учащимся организации их учебной деятельности. |
Постановка учебной задачи и ее решение Словесный: ответы на вопросы. Практ.: уст. и письм. упр. | 7 мин | Удивительную Зеленую страну населяют удивительные жители: в перьях, шерсти и чешуе! Встречи там неожиданные, голоса звучат неслыханные, а уж загадки на каждом шагу. У нас есть все для путешествия в данную страну. Ноги, чтобы идти. Уши, чтобы слышать, Глаза, чтобы видеть. Сердце, чтобы прочувствовать. Как вы думаете, о какой такой Зеленой стране я говорю?(Лес, природа, что нас окружает) Почему вы так думаете? (показаны картинки зверей). Вы готовы отправится в эту страну? В путь! А путешествовать по этой стране мы будем при помощи нашего учебника. У нас в семье большая радость Пусть листья падают, летят, В канавке тёплой, под осинкой Три листопадничка лежат. Кто знает, что означает слово листопадничек? Как вы думаете, о каком произведении сегодня будем говорить? (Листопадничек) Найдите в учебнике фамилию автора, который написал это произведение (Соколов-Микитов). Сформулируйте цель урока (познакомиться с творчеством Соколова-Микитова) Сегодня мы познакомимся с замечательным писателем И. С. Соколовым - Микитовым. | Отвечать на вопросы. Воспринимать новую информацию. Оперировать знаниями. Определять тему и цель урока. | Личностные - ориентация в нравственном содержании и смысле поступков как собственных, так и окружающих людей; Регулятивные - адекватно воспринимать оценку учителя; постановка учебной задачи. Коммуникативные - формулировать собственное мнение и позицию. |
Решение частных задач Словесный: слово учителя, ответы на вопросы, строят речевое высказывание Практ.: уст. и письм. упр. Словесный: чтение и повторение правил | 12 мин | Соколов-Микитов родился в 1892 г. Прожил он 83 г. Родился и рос в простой, трудовой русской семье, среди просторов Смоленщины. Детство он прожил в деревни. В молодые годы служил моряком на пароходах торгового флота, путешествуя по всему свету Но все время он тосковал по родной земле и при каждой возможности возвращался к милым сердцу рощам, дубравам родной Смоленщины. Последние 20 лет жизни писатель жил в доме на берегу Волги. В этих сказочных местах он создал цикл рассказов о родной природе. С трепетной любовью он рассказывает о лесных обитателях: зверях и птицах российских лесов. В последние годы жизни у писателя пропало зрение, но он не сдался - наговаривал свои произведения на диктофон. Основной темой в творчестве писателя была природа. Восход и заход солнца, лес, пороша, ледоход - обо всем этом он писал с такой любовью, что, читая его книги, нельзя не проникнуться его чувством восхищения миром живой природы и благоговения перед ним. Книги И. С. Соколова-Микитова - это богатый источник сведений об окружающем нас мире, от которого мы порой бываем так далеки! Помним, что наша Зеленая страна не за морями, не за горами, а совсем рядом, лишь стоит только протянуть руку и открыть учебник на с. 60. Перед тем, как приступить к чтению, полистайте учебник, посмотрите иллюстрации к произведению и предположите, о чем пойдет речь. Проверим свои предположения. Перед тем, как мы начнем читать, возьмите в руки карандаш и отмечайте по ходу чтения незнакомые слова. Скажите, а где можно узнать о том, что слово обозначает, его лексическое значение? ДОЛГОВЯЗЫЙ -очень высокий, худой и нескладный. (Учитель читает отрывок до слов: « И убежал тихонько..... с. 61, чтение сопровождается видеоклипом «Осенний лес»). | Слушать учителя. Усваивать новую информацию, участвовать в беседе, актуализировать знания. Строить речевое высказывание. Читать произведение. | Коммуникативные – четко, при помощи выразительных средств формулировать свои мысли. Познавательные – высказывать предположения; осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков; Регулятивные - осуществлять самоконтроль и контроль за ходом выполнения работы и полученного результата. |
Решение частных задач Словесный: слово учителя, ответы на вопросы, строят речевое высказывание | 11 мин | Прочитайте про себя текст на с. 60 -Какое событие произошло в жизни старой зайчихи? (рождение зайчат) Ребята, а кто называет зайчат листопадничками? (охотники) Найдите и зачитайте, что видели зайчата каждое утро. Подумайте, почему автор начинает сказку с указания времени рождения Листопадничка?(автор хотел показать, почему у главного героя такое имя и раскрыть некоторые особенности жизни зайцев). Это осенних зайчиков так называют. А как же называют рожденных в другое время? Хотите узнать? Один из вас перед уроком получил карточку с некоторыми интересными сведениями о зайцах. Расскажите о них всему классу, пожалуйста. Работа над текстом произведения. (выборочное чтение). Делимся на 3 группы по рядам. У каждой группы есть карточки. Ответьте по вопросам. (дети подходят к доске и заполняют пропуски). С какими героями вы познакомились еще кроме зайца? Дайте характеристику героям по плану в карточке. А сейчас задание группам (приложение) Автор интересно описывает особенности поведения животных и птиц, способы их зимовки, настроение обитателей леса. Я предлагаю вам, использовав текст учебника, вставить пропущенные слова и выражения. После выполнения работы, мы прочитаем, что у вас получилось. | Отвечать на вопросы. Анализировать текст. Запоминать новую информацию. Актуализировать знания. Искать информацию в учебнике. | Личностные- ориентация в нравственном содержании и смысле поступков как собственных, так и окружающих людей; Регулятивные - удерживать цель учебной деятельности; планировать и осуществлять решение учебной задачи; Коммуникативные - отрабатывать умение анализировать и исправлять деформированное высказывание; Познавательные - учить воспринимать, анализировать, проверять, высказывать предположения. |
Итог урока. Словесный: отвечают на вопросы | 4 мин | Ребята, зачитайте мне, пожалуйста, что сказал Листопадничек своим братьям? Что бы вы посоветовали зайчонку? А то, что случилось с зайчонком по замыслу автора дальше, вы узнаете, прочитав сказку дома до конца. | Подводить итог урока, анализировать собственную деятельность | Регулятивные -выделение и осознание учащимися того, что усвоено на уроке, осознание качества и уровня усвоенного. |