СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок по окружающему миру на тему "Кто такие звери? Кто такие птицы?"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Урок по окружающему миру на тему "Кто такие звери? Кто такие птицы?"»

Дата:23.09.2021

Предмет: Окружающий мир

Класс: 1А

Технологическая карта

Тема урока

Кто такие звери? Кто такие птицы?

Тип урока

Открытие новых знаний

Цель урока

Создать условие для формирования понятий звери и птицы

Задачи

Образовательные:

- познакомить детей с общими признаками, разнообразием птиц и зверей ;

- учить детей выделять существенные признаки природных объектов;

- продолжить обучение практическому исследованию предметов природы;

Развивающие:

-развивать речь, мышление, фонематический слух, наблюдательность, зрительную и слуховую память

Воспитательные

-способствовать воспитанию дружеских взаимоотношений, культуре поведения, желанию помочь тем, кто попал в беду, взаимопониманию, умению работать друг с другом, воспитанию интереса к предмету.

Планируемые образовательные результаты (предметные)

-научатся называть основные признаки зверей и птиц;

-научатся приводить примеры зверей и птиц;

-научатся определять принадлежность животного к своей группе

Личностные результаты

-Устанавливать связь между учебной деятельностью и её мотивом.

Универсальные учебные действия (метапредметные)

Познавательные:

- понимать информацию;

- делать обобщения, выводы;

-причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы;

Регулятивные:

-принимать и сохранять учебную задачу;

-планировать свои действия, операции;

-оценивать свои результаты;

Коммуникативные:

-вступать в учебный диалог с учителем, одноклассниками,

-задавать вопросы

-отвечать на вопросы других;

Основные понятия

Птицы, звери

Межпредметные связи

Кубановедение, литература

Ресурсы:

Учебник: Окружающий мир 1 класс, 1 часть. Плешаков А.А,

Организация пространства

Фронтальная, групповая


Сценарий урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1. Мотивация к учебной деятельности

- Здравствуйте, ребята, меня зовут Ксения Борисовна! Сегодня я проведу у вас урок окружающего мира.

Добрый день, добрый час!

Как я рада видеть вас.

Друг на друга посмотрели

И тихонечко все сели.

-Вижу у Вас сегодня хорошее настроение.

-Проверьте свою готовность к уроку

-Приветствуют

-Слушают мотивацию

2.Актуализация в пробное учебное действие

- С какими группами животных мы уже знакомы?

- Кто такие насекомые?

- Как отличить рыб от других животных?

- Давайте проверим, знаете ли вы насекомых и рыб 

-Я хочу сыграть с вами в игру «Кто лишний»

-На доске картинки с изображением:

Паук, бабочка, тигр, муравей

Жираф, окунь, карась, плотва

-Кто лишний в первом ряду??

-Во втором?

- Наш помощник Муравьишка побывал в гостях у своих друзей насекомых и рыб, но у него остались еще и другие друзья – животные. Положите голову на стол, закройте глаза и представьте, что сейчас лето. Светит яркое солнце. И мы с вами оказались в лесу. Именно сюда пригласил нас Муравьишка Вопросик. Здесь живут его друзья.

Насекомые и рыбы

Это животные, у которых 6 ног

Их тело покрыто чешуёй






-тигр

-жираф


3.Выявление места и причины затруднения

-Но кто же они?

-Чтобы легче было догадаться о ком идет речь, отгадайте загадки


В лесу зимой холодной

Ходит злой, голодный.

Он зубами щелк!

Это серый ... 


Бегает быстро

И прыгает ловко,

Скачет то в белом, то в сером

Пальтишке,

Всех приглашает покушать

Морковки

Этот ушастый, пугливый ...


Окраской - сероватая,

Повадкой - вороватая

Крикунья хрипловатая

Известная персона.

Зовут ее ...


Он заметен среди веток

В ярких перьях всех расцветок.

Если в клетке, приручен, -

Говорить умеет он.

С ним нетрудно подружиться -

Привыкает к людям птица.

Эту птицу не пугай.

Эта птица ...

-Как можно назвать друзей Муравьишки?

-Предположите, о чем мы будем говорить на уроке?

-Вспомните, каких птиц вы знаете.

-Как можно отличить птиц от других животных?





-волк










-зайчишка





-ворона









-попугай

-птицы и звери

-о птицах и зверях

-ворона, воробей, сорока и т.д.

-они летают

4.Построение проекта выхода из затруднения

- Сегодня на уроке мы будем выяснять, кто такие птицы и кто такие звери. Мы найдем у них отличительные признаки. В этом нам поможет наш учебник. Откройте страницу 36

-Рассмотрите на рисунке животных

-Что общего у всех этих животных?

-Действительно ли все они — птицы?

-Скажите, знает ли кто-нибудь из вас похожее на белку ?

-Это белка-летяга.

-Птица ли она?

-А летучая мышь — птица?

-Можно ли всех этих животных назвать птицами?

-Значит, наличие крыльев и умение летать- не самый главный признак птиц?

- Вот страус и пингвин – тоже птицы, но они не летают.

-Давайте, разберемся, кто же на самом деле птицы? Птицы – одни из самых распространенных животных на земле. Они и в воздухе, и на суше, и в воде, обитают везде, в горах и даже в ледяных просторах. Одни птицы совсем крошечные, другие – большие, некоторые – быстроногие.

- Посмотрите внимательно на строение птицы стр.36

-Какие части тела вы можете выделить?

- У птиц есть клюв - это и рот, и нос. С помощью клюва они могут добывать пищу, разгрызать орехи и твердые семена, разрывать мясо. Форма клюва у птиц разная, так как зависит от той пищи, которую они едят

У хищных птиц, клювы загнутые. Попугай мощным клювом разгрызает орехи, у уток сплюснутые клювы, чтобы щипать траву у края воды, у колибри – длинный тонкий клюв, чтобы добраться до сладкого нектара.

- В отличие от других животных, у птиц всего две ноги. Ногами птицы хватают, гребут, защищаются, нападают, держатся за ветки, когда сидят. Обычно на птичьей ноге 4 пальца, 3 из которых направлены вперёд, а 4 повёрнут назад. У водоплавающих птиц между пальцами – кожные перепонки, которые помогают им грести лапами, будто вёслами.

- Крылья поднимают птицу в воздух. Форма и длина крыльев тоже разная. Крыло по своему строению напоминает руку. Оно тоже сгибается в двух местах. Когда птице нужно взлететь, она подскакивает повыше и очень быстро машет крыльями.

- Какой признак есть у всех птиц, чего нет у других животных. Чем покрыто тело птиц?

- Все птицы покрыты перьями и являются единственными существами, обладающими ими. Несмотря на различия, все птицы откладывают яйца. В яйце птенца защищает твердая оболочка.

-Родители обычно согревают, или насиживают, яйца в гнезде.

-Кто же такие птицы?

-Этот вывод сверяется со словами Мудрой Черепахи на стр 37

-Птицы- это животные, тело которых покрыто перьями.

- Не случайно птиц часто называют „пернатые“






-они умеют летать

-нет




-нет










-клюв, голова, шея, крылья, хвост, ноги, крылья, туловище




















-перьями





Это животные, тело которых покрыто перьями


5.Реализация построенного проекта

-Переходим к зверям

- Рассмотрите верхний рисунок на с. 38. Кого вы здесь видите?

-К каким известным вам группам принадлежат некоторые из них?

-Почему?

- К какой группе относится мышь?

-Вы согласны с утверждением, что мышь - это зверь?

-Чтобы у нас не было никаких сомнений, мы должны выявить общие признаки животных, которые относятся к зверям.

-Мудрая Черепаха решила познакомить нас с некоторыми из этих животных.

- Если вы отгадаете загадки, вы узнаете, что это за звери.


Он ходит, голову задрав,

Не потому, что важный граф,

Не потому, что гордый нрав,

А потому, что он...

 

Посреди двора стоит копна:

Спереди — вилы, сзади — метла.


Мордочка усатая,

Шубка полосатая,

Часто умывается,

Нос водой не знается.

- Что общего у всех этих животных?


- Орла, щуку, мышь, жука

Жук - насекомое, у него шесть ног, орел - птица, его тело покрыто перьями, щука - рыба, ее тело покрыто чешуей.

-к зверям

-да










- жираф


- корова




-кошка



-Ответы детей

Физминутка

В лесной глуши на елке

Жили-были два бельчонка.

(Потянуться.)

Жили дружно, не тужили

И с зарядкою дружили.

(Прыжки.)

Вставали рано поутру,

Изображали кенгуру.

(Руки поднести кушам.)

За уши лапками хватались

И вправо-влево наклонялись.

(Наклоны в стороны.)

Дружно хлопали в ладошки

(Хлопки в ладоши.)

И тянулись, словно кошки.

(Круговые движения руками, потянуться.)

Ножками топали,

(Ходьба на месте с притопом.)

Глазками хлопали,

(Поморгать глазами.)

Головками крутили,

(Повороты головы вправо и влево.)

Друг за другом вслед ходили.

(Ходьба на месте.)

6.Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи

-Ребята, я предлагаю рассмотреть строение тела жирафа. Что вы видите?

-Какие части тела вы можете выделить? Покажите эти части у мышки. Какой вывод мы сделаем?

Вывод: Тело зверей состоит из головы, шеи, туловища, ног, хвоста.

-А чем же покрыто тело зверей?

- Это тот признак, который является общим для всех зверей.

- Количество шерсти у них может быть различным, например, у слона ее мало, а у белого медведя ее много. Это зависит от того, в каком месте живет зверь.

-Теперь мы знаем отличительный признак зверей.

Вывод: Тело зверей покрыто шерстью.

-А что изображено на фотографиях внизу справа на с. 38?

- Какую новую информацию о зверях вы узнали по фотографии?

- Вот поэтому второе название зверей – млекопитающие. Объясните это название.

- А на какие две группы можно разделить зверей.

-Приведите примеры. Как вы отличаете домашних зверей от диких? Расскажите, чем полезны домашние животные человеку.

- Голова, шея, туловище, ноги, хвост.


-У мышки есть голова, шея, туловище, хвост, ноги.




-Тело покрыто шерстью








-Собака кормит щенят молоком.

-Звери выкармливают детенышей молоком


Ответы детей


-Домашние и дикие

Ответы деттей

7.Самостоятельная работа с самопроверкой по образцу или эталону

Сейчас мы сыграем в игру «Домашние-дикие». Я буду перечислять животных, а вы, когда будете слышать домашних животных, то должны будете хлопнуть в ладоши. (Медведь, собака, тигр, лиса, кошка, слон, волк, кролик, лев, корова, поросенок, лось)

Играют в игру

8. Включение в систему знаний и повторений

- Молодцы, ребята, вы отлично поработали сегодня на уроке. Давайте проверим, как хорошо вы усвоили материал сегодняшнего урока, для этого сыграем в игру «Верно-не верно». Я вам буду задавать вопросы, а вы отвечать «верно» или «не верно».

1. Верно ли что тело птиц покрыто шерстью?

2. Верно ли что белка, медведь и заяц - звери.

3. Верно ли что голубь и воробей птицы?

4. Верно ли что тело слона не покрыто шерстью?

5. Верно ли что шерсть отличительный признак зверя.

6. Верно ли что птицы выкармливают детенышей молоком?






-Не верно

-Верно

-Верно

-Не верно


-верно


-Не верно

9.Рефлексия учебной деятельности

- Ребята, думаю, вы много интересного узнали на уроке, все были внимательны, старательны.

- И подошло время подводить итоги урока

- Что нового вы узнали на уроке?

- Что для вас показалось трудным?

- Что для вас было самым интересным?

- У вас на столах лежат листы, поставьте «галочку» на той ступеньке, на которой вы оцениваете свою работу сегодня на уроке (Лесенка успеха)

– На этом наш с вами урок подошел к концу, спасибо вам большое за внимание! Вы были молодцы!


Ответы детей









-До свидания!