Тема урока | Кто такие звери? Кто такие птицы? |
Тип урока | Открытие новых знаний |
Цель урока | Создать условие для формирования понятий звери и птицы |
Задачи | Образовательные: - познакомить детей с общими признаками, разнообразием птиц и зверей ; - учить детей выделять существенные признаки природных объектов; - продолжить обучение практическому исследованию предметов природы; Развивающие: -развивать речь, мышление, фонематический слух, наблюдательность, зрительную и слуховую память Воспитательные -способствовать воспитанию дружеских взаимоотношений, культуре поведения, желанию помочь тем, кто попал в беду, взаимопониманию, умению работать друг с другом, воспитанию интереса к предмету. |
Планируемые образовательные результаты (предметные) | -научатся называть основные признаки зверей и птиц; -научатся приводить примеры зверей и птиц; -научатся определять принадлежность животного к своей группе |
Личностные результаты | -Устанавливать связь между учебной деятельностью и её мотивом. |
Универсальные учебные действия (метапредметные) | Познавательные: - понимать информацию; - делать обобщения, выводы; -причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы; Регулятивные: -принимать и сохранять учебную задачу; -планировать свои действия, операции; -оценивать свои результаты; Коммуникативные: -вступать в учебный диалог с учителем, одноклассниками, -задавать вопросы -отвечать на вопросы других; |
Основные понятия | Птицы, звери |
Межпредметные связи | Кубановедение, литература |
Ресурсы: | Учебник: Окружающий мир 1 класс, 1 часть. Плешаков А.А, |
Организация пространства | Фронтальная, групповая |
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
1. Мотивация к учебной деятельности | - Здравствуйте, ребята, меня зовут Ксения Борисовна! Сегодня я проведу у вас урок окружающего мира. Добрый день, добрый час! Как я рада видеть вас. Друг на друга посмотрели И тихонечко все сели. -Вижу у Вас сегодня хорошее настроение. -Проверьте свою готовность к уроку | -Приветствуют -Слушают мотивацию |
2.Актуализация в пробное учебное действие | - С какими группами животных мы уже знакомы? - Кто такие насекомые? - Как отличить рыб от других животных? - Давайте проверим, знаете ли вы насекомых и рыб -Я хочу сыграть с вами в игру «Кто лишний» -На доске картинки с изображением: Паук, бабочка, тигр, муравей Жираф, окунь, карась, плотва -Кто лишний в первом ряду?? -Во втором? - Наш помощник Муравьишка побывал в гостях у своих друзей насекомых и рыб, но у него остались еще и другие друзья – животные. Положите голову на стол, закройте глаза и представьте, что сейчас лето. Светит яркое солнце. И мы с вами оказались в лесу. Именно сюда пригласил нас Муравьишка Вопросик. Здесь живут его друзья. | Насекомые и рыбы Это животные, у которых 6 ног Их тело покрыто чешуёй -тигр -жираф |
3.Выявление места и причины затруднения | -Но кто же они? -Чтобы легче было догадаться о ком идет речь, отгадайте загадки В лесу зимой холодной Ходит злой, голодный. Он зубами щелк! Это серый ... Бегает быстро И прыгает ловко, Скачет то в белом, то в сером Пальтишке, Всех приглашает покушать Морковки Этот ушастый, пугливый ... Окраской - сероватая, Повадкой - вороватая Крикунья хрипловатая Известная персона. Зовут ее ... Он заметен среди веток В ярких перьях всех расцветок. Если в клетке, приручен, - Говорить умеет он. С ним нетрудно подружиться - Привыкает к людям птица. Эту птицу не пугай. Эта птица ... -Как можно назвать друзей Муравьишки? -Предположите, о чем мы будем говорить на уроке? -Вспомните, каких птиц вы знаете. -Как можно отличить птиц от других животных? | -волк -зайчишка -ворона -попугай -птицы и звери -о птицах и зверях -ворона, воробей, сорока и т.д. -они летают |
4.Построение проекта выхода из затруднения | - Сегодня на уроке мы будем выяснять, кто такие птицы и кто такие звери. Мы найдем у них отличительные признаки. В этом нам поможет наш учебник. Откройте страницу 36 -Рассмотрите на рисунке животных -Что общего у всех этих животных? -Действительно ли все они — птицы? -Скажите, знает ли кто-нибудь из вас похожее на белку ? -Это белка-летяга. -Птица ли она? -А летучая мышь — птица? -Можно ли всех этих животных назвать птицами? -Значит, наличие крыльев и умение летать- не самый главный признак птиц? - Вот страус и пингвин – тоже птицы, но они не летают. -Давайте, разберемся, кто же на самом деле птицы? Птицы – одни из самых распространенных животных на земле. Они и в воздухе, и на суше, и в воде, обитают везде, в горах и даже в ледяных просторах. Одни птицы совсем крошечные, другие – большие, некоторые – быстроногие. - Посмотрите внимательно на строение птицы стр.36 -Какие части тела вы можете выделить? - У птиц есть клюв - это и рот, и нос. С помощью клюва они могут добывать пищу, разгрызать орехи и твердые семена, разрывать мясо. Форма клюва у птиц разная, так как зависит от той пищи, которую они едят У хищных птиц, клювы загнутые. Попугай мощным клювом разгрызает орехи, у уток сплюснутые клювы, чтобы щипать траву у края воды, у колибри – длинный тонкий клюв, чтобы добраться до сладкого нектара. - В отличие от других животных, у птиц всего две ноги. Ногами птицы хватают, гребут, защищаются, нападают, держатся за ветки, когда сидят. Обычно на птичьей ноге 4 пальца, 3 из которых направлены вперёд, а 4 повёрнут назад. У водоплавающих птиц между пальцами – кожные перепонки, которые помогают им грести лапами, будто вёслами. - Крылья поднимают птицу в воздух. Форма и длина крыльев тоже разная. Крыло по своему строению напоминает руку. Оно тоже сгибается в двух местах. Когда птице нужно взлететь, она подскакивает повыше и очень быстро машет крыльями. - Какой признак есть у всех птиц, чего нет у других животных. Чем покрыто тело птиц? - Все птицы покрыты перьями и являются единственными существами, обладающими ими. Несмотря на различия, все птицы откладывают яйца. В яйце птенца защищает твердая оболочка. -Родители обычно согревают, или насиживают, яйца в гнезде. -Кто же такие птицы? -Этот вывод сверяется со словами Мудрой Черепахи на стр 37 -Птицы- это животные, тело которых покрыто перьями. - Не случайно птиц часто называют „пернатые“ | -они умеют летать -нет -нет -клюв, голова, шея, крылья, хвост, ноги, крылья, туловище -перьями Это животные, тело которых покрыто перьями |
5.Реализация построенного проекта | -Переходим к зверям - Рассмотрите верхний рисунок на с. 38. Кого вы здесь видите? -К каким известным вам группам принадлежат некоторые из них? -Почему? - К какой группе относится мышь? -Вы согласны с утверждением, что мышь - это зверь? -Чтобы у нас не было никаких сомнений, мы должны выявить общие признаки животных, которые относятся к зверям. -Мудрая Черепаха решила познакомить нас с некоторыми из этих животных. - Если вы отгадаете загадки, вы узнаете, что это за звери. Он ходит, голову задрав, Не потому, что важный граф, Не потому, что гордый нрав, А потому, что он... Посреди двора стоит копна: Спереди — вилы, сзади — метла. Мордочка усатая, Шубка полосатая, Часто умывается, Нос водой не знается. - Что общего у всех этих животных? | - Орла, щуку, мышь, жука Жук - насекомое, у него шесть ног, орел - птица, его тело покрыто перьями, щука - рыба, ее тело покрыто чешуей. -к зверям -да - жираф - корова -кошка -Ответы детей |
Физминутка В лесной глуши на елке Жили-были два бельчонка. (Потянуться.) Жили дружно, не тужили И с зарядкою дружили. (Прыжки.) Вставали рано поутру, Изображали кенгуру. (Руки поднести кушам.) За уши лапками хватались И вправо-влево наклонялись. (Наклоны в стороны.) Дружно хлопали в ладошки (Хлопки в ладоши.) И тянулись, словно кошки. (Круговые движения руками, потянуться.) Ножками топали, (Ходьба на месте с притопом.) Глазками хлопали, (Поморгать глазами.) Головками крутили, (Повороты головы вправо и влево.) Друг за другом вслед ходили. (Ходьба на месте.) |
6.Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи | -Ребята, я предлагаю рассмотреть строение тела жирафа. Что вы видите? -Какие части тела вы можете выделить? Покажите эти части у мышки. Какой вывод мы сделаем? Вывод: Тело зверей состоит из головы, шеи, туловища, ног, хвоста. -А чем же покрыто тело зверей? - Это тот признак, который является общим для всех зверей. - Количество шерсти у них может быть различным, например, у слона ее мало, а у белого медведя ее много. Это зависит от того, в каком месте живет зверь. -Теперь мы знаем отличительный признак зверей. Вывод: Тело зверей покрыто шерстью. -А что изображено на фотографиях внизу справа на с. 38? - Какую новую информацию о зверях вы узнали по фотографии? - Вот поэтому второе название зверей – млекопитающие. Объясните это название. - А на какие две группы можно разделить зверей. -Приведите примеры. Как вы отличаете домашних зверей от диких? Расскажите, чем полезны домашние животные человеку. | - Голова, шея, туловище, ноги, хвост. -У мышки есть голова, шея, туловище, хвост, ноги. -Тело покрыто шерстью -Собака кормит щенят молоком. -Звери выкармливают детенышей молоком Ответы детей -Домашние и дикие Ответы деттей |
7.Самостоятельная работа с самопроверкой по образцу или эталону | Сейчас мы сыграем в игру «Домашние-дикие». Я буду перечислять животных, а вы, когда будете слышать домашних животных, то должны будете хлопнуть в ладоши. (Медведь, собака, тигр, лиса, кошка, слон, волк, кролик, лев, корова, поросенок, лось) | Играют в игру |
8. Включение в систему знаний и повторений | - Молодцы, ребята, вы отлично поработали сегодня на уроке. Давайте проверим, как хорошо вы усвоили материал сегодняшнего урока, для этого сыграем в игру «Верно-не верно». Я вам буду задавать вопросы, а вы отвечать «верно» или «не верно». 1. Верно ли что тело птиц покрыто шерстью? 2. Верно ли что белка, медведь и заяц - звери. 3. Верно ли что голубь и воробей птицы? 4. Верно ли что тело слона не покрыто шерстью? 5. Верно ли что шерсть отличительный признак зверя. 6. Верно ли что птицы выкармливают детенышей молоком? | -Не верно -Верно -Верно -Не верно -верно -Не верно |
9.Рефлексия учебной деятельности | - Ребята, думаю, вы много интересного узнали на уроке, все были внимательны, старательны. - И подошло время подводить итоги урока - Что нового вы узнали на уроке? - Что для вас показалось трудным? - Что для вас было самым интересным? - У вас на столах лежат листы, поставьте «галочку» на той ступеньке, на которой вы оцениваете свою работу сегодня на уроке (Лесенка успеха) – На этом наш с вами урок подошел к концу, спасибо вам большое за внимание! Вы были молодцы! | Ответы детей -До свидания! |