2 класс
(урок по окружающему миру в рамках метапредметной деятельности )
учитель начальных классов
МАОУ « СОШ № 47»
высшая категория
Рахматуллина А. А.
Тема: «В гости к зиме»
Тип урока: Урок изучение нового материала.
Цель урока: - Дать характеристику зиме , как времени года.
- Воспитывать бережное отношение к природе.
Направленность урока на результаты.
Предметные: Дать представление о зиме, как о времени года; учащиеся получат возможность использовать приобретенные знания и умения при приведении примеров в практической деятельности при выполнении изделия
« Снежинка»
Метапредметные (универсальные учебные действия).
Познавательные: умение работать с носителями информации, пополнение словарного запаса учащихся, развивать умение мыслить, рассуждать, делать выводы. Осознавать необходимость чуткого бережного отношения к окружающему миру, ко всему живому, проявлять любовь, заботу, к родному краю;
Регулятивные: постановка учебной задачи на основе того, что уже известно и усвоено учащимися.
Логические: умение выбрать в носителе информации главное, анализ объектов с целью выявления существенных признаков.
Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества со сверстниками, умение слушать и общаться в процессе совместной работы, управление поведением партнёра.
Личностные: оценка своей деятельности и деятельности группы, личностные качества (дружелюбие, вежливость, способность радоваться успехам друга).Уметь формировать собственную « Я – позиция»
Оборудование:
Мультимедийное сопровождение, трубочка, тарелочка для рассматривания и исследования стаканчики со снегом, цветные кубарики. рабочие листы , листочки для записей, модель практического моделирования « снежинка», кубарики для моделирования, ножницы.
Ход урока.
МОБИЛИЗИРУЮЩИЙ ЭТАП- включение учащихся в активную интеллектуальную деятельность
Слайд №1
У.- Сейчас вы услышите мелодию и обязательно ее узнаете.( Звучит минусовка «В лесу родилась елочка»
У- О каком празднике повествуется в этой песне?
Д.- Новый год
Слайд №2
У.- Что вы знаете об этом празднике?
Д. -Загораются огоньки ёлок, приходят к детям с подарками Дед Мороз и Снегурочка, зимние каникулы с приятными сюрпризами , разнообразные развлечения и яркие впечатления. С 1 января 1700 года в России Новый год стали отмечать по указу Петра Великого.
У- Вы перечислили столько ярких событий связанных с этим волшебным праздником. Осталось назвать волшебницу столь ярких важных событий в жизни каждого из нас?
Слайд:3
Д- Зима
У- Как вы уже догадались сегодня мы будем говорить о Зиме.
У-А что вы знаете о зиме?
Учащиеся дают информацию связанную с личным жизненным опытом: вспомнить, узнать . уметь.
( время года, декабрь ,январь февраль тишина, Природа спит мороз, низкая температура, снег , в декабре все длиннее становятся ночи, а дни - короче. А столбик на термометре неуклонно стремится преодолеть нулевую отметку, в январе ярче солнце, небо чистое, снег слепит глаза, метели,ледостав, снегопады, вьюги, морозные узоры, сугробы, гололед.
Слайд: 4
У Зима наступает из-за наклона оси вращения планеты . Зима всегда идет с северо-востока. Календарная зима наступает в Северном полушарии 1 декабря и заканчивается последним днем февраля..
Слайд:5
По астрономическому календарю она наступает в декабрьское солнцестояние, наблюдается самый короткий день или самая короткая ночь то есть с 22 на 23, а заканчивается в марте, тоже в день солнцестояния с 21 на 22. А по наблюдениям за сезонными изменениями, она начинается с 27 ноября и длится до 17 марта..
По народному календарю зима начинается с первых заморозков. Об окончании сезона свидетельствует капель. Мороз как природное явление можно подразделить на категории: слабый (до -3 оС);
умеренный (до -12 оС);
значительный (до -22 оС);
лютый (до -43 оС);
крайний (до -54 оС);
аномальный (ниже -55 оС)
Выпадение осадков в морозную погоду происходит в виде кристаллизованных капель воды. Во время прохождения через холодные слои атмосферы частички влаги замерзают, сцепляются и падают на землю. Это явление и называется снегом.
ЦЕЛЕПОЛАГАНИЕ на данном этапе учащиеся включаются в познавательную деятельность.Приобретают навыки сотрудничества.
Слайд: 6
У - Зима, как явление природы, ярко выделяется своей чистотой и прозрачностью, новизной и яркостью, завораживающим величием белизны снежных просторов нашей необъятной Родины
Универсальные способы действий. Учащиеся приобретают навыки извлекать ,доносить информацию, перерабатывать ее, навыки сотрудничества, , делать умозаключения, придумывать новое, вести диалог, прогнозировать, работать в малых группах, самоопределяться в системе ценностей
У Сейчас вы увидите одну девочку и обязательно ее узнаете.
Слайд: 6 (а)
Д- Снегурочка.
У- Что вы знаете о снегурочке?
Д- сказочная красавица спутница, внучка, помощница Деда Мороза
Слайд: (б)
Снегурочка – это исконно русское достояние, своего рода ангел,
. В Ярославской губернии, которая граничит с Костромской областью, есть деревня Берендеевка Легенда гласит, что место рождения Снегурочки – Берендеево царство в Костромской области. По преданию, именно там живет Снегурочка.
Существует несколько версий происхождения Снегурочки. Одна из них Считается, что Снегурочка – это воплощение скованных льдом речных вод, таящих в себе наступление теплых весенних дней.
Слайд : 7
Впервые сказку о Снегурке и ее родителях-стариках в 1869-м записал в своих трудах «Поэтические воззрения славян на природу» выдающийся русский собиратель фольклора Александр Афанасьев.
1873 году драматург Александр Островский, впечатленный рассказами Афанасьева, создал пьесу «Снегурочка». В этом произведении автор представил Снегурку 15-летней дочерью Деда Мороза и Весны-Красны, отпустивших ее к людям в слободку Берендеевку .
Как и в сказании Афанасьева, в пьесе Островского Снегурочка растаяла, от яркого солнечного луча, который навел на нее мстительный и злобный бог плодородия Ярило.
У- Работая в парах ваша задача от зимнего слова Снегурочка образовать зимние слова. ( 2 мин)
Снег,снеговик,снегурочка,снеговой,снежок,снежинка ,снегогрузчик,снеговичок, снегоуборочный, снеговая, снеговую, снегозадержание,Снежана, снегоход.Снегурка, снегопад.
У- Как называются такие слова? Почему? Что такое корень слова?
У- С помощью чего образовались эти слова ?
Д- Корня слова -снег;
У- Можем мы сразу ответить на вопрос . что такое снег?
Д -Нет
У- Что для этого нужно знать?
Д- Его свойства?
У- И нам понадобится?
Д- Снег.
Смысловое поле . Создание условий для наиболее полного раскрытия и развития интеллектуального и творческого потенциала учащихся Техника "знающего незнания". Осваивая ее, школьники учатся выделять зону незнаемого в том, что они уже знают.
II. Организация исследования в малых группах с целью поиска фактов для ответа на вопросы
Ребята, вы сформулировали тему урока, определились с целью. Перед вами лежат инструкции, выполняя которые вы сможете придти к результату!
СЛАЙД ответы записать на рабочий лист.. время 5 мин..
Каждая группа работает с источником исследования снег , который связан с тематикой урока. На листы выписывают все варианты ответов на поставленный вопрос. Что такое Снег(время ограничено5мин)
Слайд : 8
Что такое снег? - явление природы, замерзшая вода, твердые осадки в виде кристаллов.
Какой снег на ощупь? холодный, мокрый
Из чего состоит снег?- из отдельных снежинок
Какой снег по цвету? белый, светло серый
В тепле превращается ?
О каком свойстве снега можно сказать если вы положите под снег цветной треугольник?
Делая проколы трубочкой в снегу это говорит о том, что снег —рыхлый.
ВЗАИМОПРОВЕРКА, ВЗАИМОКОНТРОЛЬ
Учащиеся дают информацию связанную с личным жизненным опытом: вспомнить, узнать . уметь.
I I I. Обмен информацией: ( рабочие листы вывешиваются на доску)
У- Снег - признак настоящей зимы. Поистине снег - один из удивительных феноменов природы. Его изменчивость почти таинственна.
Какую роль играет снег в жизни человека?
Значимую. Под снежным покровом не страшен мороз озимым хлебам в поле и многолетним травам на лугу. А весенний снег, растаяв, увлажнит почву, и растения будут хорошо расти. Уродится много хлеба, и вырастет на покосах высокая сочная трава. Чтобы снега на полях задерживались больше, люди ещё с осени расставляют по лугам и полям рядами щиты, которые хорошо задерживают снег. Хранит тепло. Иглу – так называется хижина, построенная из снега, в которой живут эскимосы
Формирование целостной картины мира. Осознание личной связи с окружающим миром, понимания своего значения, места и роли в нём
IV. Подведение итогов. Рефлексия
У.- В мире много чудес, и одно из них это царство снежинок.. Слайд :9
Снежинка -снежный или ледяной кристалл, чаще всего в форме шестилучевой по концам звёздочек или шестиугольных пластинок.
Слайд : 10
Каждая снежинка уникальна! А по своему количеству снежинок больше, чем атомов во всей видимой вселенной. Как ни странно, снежинки состоят на 95% из воздуха. Этим можно объяснить хрупкость снежинки и невысокую скорость падения.
У - А вы знали, что снежинки умеют «петь»? При попадании в воду или водоемы они издают высокочастотный звук. Человек не способен его услышать, а вот рыбы, по словам специалистов, его не любят! Слайд : 10-а
Самая большая снежинка достигла размера в 38 см и толщины в 20 см. Снежинка-рекордсменка была найдена 28 января 1887 года во время снегопада в США. Слайд :10-б
Слайд : 10 в
В 1951 году была создана международная комиссия — она занялась изучением снега и льда. Которая ввела классификацию форм кристаллов снежинок.Все они делятся на 7 видов: классические иглы, звезды, столбцы обычные, столбцы с наконечниками, среди них есть даже пространственные дендриты, пластинки, и конечно же, среди прочих правильных геометрических форм есть снежинки неправильной формы. Вы никогда не найдете две похожие друг на друга снежинки.
Астроном Иоанн Кеплер объяснял форму снежинок как Божью волю. Слайд : 11-11
А японский ученый Накая Укитиро считал, что снежинки — это неизвестные иероглифы, написанные на небесах .Кстати, именно он создал первую классификацию этих таинственных иероглифов. В честь Накая даже открыли японский музей снежинок.
Развитие критического (творческого мышления) через конструирование объекта задачи. Формирование способности понимания через моделирование объекта задачи - снежинка.
Слайд : 12
Мудрость русского народа невозможно переоценить: у него ничего не бывает случайно, повсюду присутствует символика, всему придается значение. Ещё в Древней Руси во времена язычества снежинка считалась символом вечности Природы. О ней слагали песни, загадки, пословицы, поговорки . Особое отношение к снежинке сохранилось и в наше время. Народ увековечил память о снежинке через сказки, стихи, картины, арт-обьекты, песни. Культ снежинки проявляется в геральдике. Зима есть не только время года , но и город.
Слайды: 13
Зарождаясь в небе, снежинка падает на Землю, чтобы растаять и снова возродиться, но уже в иной форме зимы , Мы создадим вой символ снежной красавицы Снежинки изделие украшение для елки. Необходимый инструментарий перед вами.
Следуя модулю с пошаговой инструкцией выполняется продукт труда украшение
« Снежинка»
Представление результатов своих работ используя разные формы: визуальные , речевые .
-Как мы можем оценить свою работу?
- Подарим аплодисменты.
Слайд 14
У- Спасибо за урок !