| Как вы понимаете значение слов «польза», «копать»?
Польза – хорошие, положительные последствия, выгода.
Копать – 1) разрыхлять, отваливать, отделяя и приподнимая 2) отваливая землю, делать углубления 3) отваливая землю, доставать, извлекать.
Теперь примените свои знания для пояснения смысла темы нашего урока (открывается написанное на доске название «Полезные ископаемые»). Для человека в мире существует множество полезных предметов. Например, дерево Можем ли его назвать полезным ископаемым? Почему? Что вы предлагаете отнести к полезным ископаемым? Всегда ли их надо « выкапывать» из недр земли? Назовите полезные ископаемые, которые лежат прямо у нас под ногами (глина, песок) Сформулируйте понятие «полезные ископаемые» Полезные ископаемые – это все природные богатства, которые люди добывают из глубины земли или с её поверхности и используют в хозяйстве. |
3. | Скажите, что означает выражение "разработка недр"? Д. Добыча полезных ископаемых. У. Ребята, как добывают полезные ископаемые? Учитель показывает иллюстрации с изображением разных способов добычи полезных ископаемых. У. Какой способ, по-вашему, самый опасный для жизни человека? Д. Когда человек спускается в шахту. У. Как вы думаете, почему? Д. В шахте может произойти обвал. У. Совершенно верно. В шахте (учитель показывает иллюстрацию) глубоко под землей добывают полезные ископаемые – уголь, руду и другие. Работа шахтеров очень тяжелая и опасная. Им приходится спускаться вниз на несколько десятков метров. Шахтер знает, что его работа связана с большим риском. Мы должны преклоняться перед трудом этих людей. |
| Гранит - Что можно сказать про этот камень? Гранит – твердый, непрозрачный, очень плотный, основное свойство – прочность. Слово “гранит” происходит от слова “гранум” – в переводе “зерно”. Т. е. гранит состоит из отдельных зерен – кристаллов кварца, слюды и полевого шпата, которые являются составными частями гранита. Цвет гранита зависит от полевого шпата. Эти составные части плотно прилегают друг к другу. Формируется гранит в горных регионах, в глубинах земли. - Однороден ли он по составу? Состав гранита - Где вы встречали гранит? Гранит используется в строительстве: здания, опоры мостов, ступеньки лестниц, мостят дороги; хорошо полируется, им украшают здания, набережные, станции метро; делают памятники. - Гранитный массив - Применение гранита. Работа с учебником. - Откройте учебники на с. 66. - Рассмотрите образцы слюды, кварца, полевого шпата. |
| Задание группам: Рассказать о граните, песке, глине, известняке. Представители групп выходят берут загадку, отгадывают ее и готовят сообщение. 1. Он очень прочен и упруг, Строителям – надежный друг: Дома, ступени, постаменты Красивы станут и заметны. (Гранит) 2. Этот мастер белый-белый В школе не лежит без дела: Пробегает по доске, Оставляет белый след. (Мел) Покрывают им дороги, Улицы в селении, А еще он есть в цементе, Сам он – удобрение. (Известняк) Работа в группах. Дома, ребята, вы готовили сообщения о полезных ископаемых, которые сейчас мы и послушаем. Гранит. Если мы рассмотрим кусочек гранита, то убедимся, что он состоит из множества зерен. Отделить их друг от друга нельзя. Это говорит о большой прочности гранита. Прочность - главное свойство гранита. Он хорошо полируется и после этого становится красивым. Поэтому гранит применяют для строительства набережных рек, станций метро, памятников, для облицовки зданий. Известняк. Люди, которые добывают известняк в карьере, работают как бы на дне моря. Конечно, моря нет, но оно было в далеком прошлом, много миллионов лет назад. Морские организмы погибали и оседали на дно. Из их скелетов, раковин и образовались постепенно толщи известняка. Известняк используют при строительстве зданий и дорог. Из него получают известь, которую применяют для приготовления строительных растворов (ими скрепляют кирпичи, штукатурят стены). Особая разновидность известняка - мел. Он менее прочен, чем обычный известняк. Мелом мы пишем на доске, из него делают побелку, зубной порошок. |