СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок по развитию речи. Сочинение-описание по картине Ф.П. Решетникова "Опять двойка"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок по развитию речи в 5 классе. Сочинение-описание по картине Ф.П. Решетникова "Опять двойка"

Просмотр содержимого документа
«Урок по развитию речи. Сочинение-описание по картине Ф.П. Решетникова "Опять двойка"»

Урок по развитию речи (5 кл.). Сочинение-описание по картине Ф.П. Решетникова "Опять двойка"


Цели:

1) учить писать сочинение по картине;

2)активизировать лексику по данной теме;

3) закрепить знания об эпитетах, орфографии;

4)показать учащимися художественные достоинства картины;

5)расширить кругозор учащихся – познакомить с жизнью и творчество Ф.П. Решетникова;

6)подготовить учащихся к написанию сочинения.


Оборудование: репродукция картины Ф.П. Решетникова “Опять двойка”.

Ход урока

I. Сообщение темы, цели и задач урока.

II. Слово учителя о художнике.

Известный художник Федор Павлович с юных лет увлекался рисованием. Еще студентом

Московского художественного института он плавал на легендарном корабле “Челюскин” и сделал там множество зарисовок. Вместе с другими героями – челюскинцами был спасен с дрейфующей льдины отважными летчиками. Возвратись на большую землю, написал несколько картин, посвященных Арктике.

В годы Великой отечественной войны был на войне, защищал Севастополь, освобождал от фашистов Крым.

Любимыми героями его картин стали дети: “Прибыл на каникулы”, “За мир”, “Переэкзаменовка”, “Опять двойка”.

Мысль написать картину “Опять двойку” родилась у Ф.П. Решетникова в школе, наблюдая на уроке за учеником, который не мог решить задачу у доски.

Художник живо представил себе, как дома встретят мальчика, если он получит двойку.

Двойка – не случайность, она – результат неорганизованности, неумения правильно распределять свое время, неответственного отношения к своему учебному труду. Прокатался на коньках, забыл про уроки – и вот теперь приходится держать ответ за свою беспечность, краснеть перед родными, выслушивать упреки. Особенно стыдно перед матерью. Наверное, он не раз давал обещание хорошо учиться.

Да, невесело приходить домой с двойками!


III. Беседа по картине. Рассматривают репродукцию.


Репродукция – это картина, воспроизводимая средствами фотографии или полиграфии.

– Узнал героя?

– Как художнику удалось показать, что ученик – главный герой картины? (Изображен крупно на переднем плане, близко к центру; на серо-голубом фоне стены; на него падает свет из окна; все присутствующие смотрят на него).

– Давайте подробнее рассмотрим все детали картины и запишем ключевые слова и выражения, которые можно было использовать при ее описании.

– Где происходит событие, изображенное на картине (В квартире).

– Это наши дни? Какие детали помогают это определить? (Школьная форма, пионерский галстук, портфель, одежда, велосипед, детали интерьера комнаты).

– Какой момент изобразил художник? (Мальчик пришел из школы. Он еще не успел переодеться).

– Определите возраст школьника.

– Что можно сказать о позе мальчика, о выражении его лица? (Он опустил голову, словно застыл, потому что чувствует за собой вину).

– Что во внешнем облике говорит, что он получил двойку? (Не выучил урока, получил двойку. Растрепанная голова опущена вниз, глаза смотрят вниз. Взгляд его отведен в сторону от всех домашних, т.к. ему стыдно. Трудно смотреть в глаза матери, совестно перед отличницей сестрой, досадно, что младший братишка смеется над ним).


Запишем ключевые слова и выражения:

словно застыл

опустил голову

чувствует вину

стыдно, совестно, досадно


– А почему же он получил двойку? (Раскрасневшееся лицо; торчащие из портфеля коньки. Говорят, что, видимо, он долго катался на коньках).


Запишем:

лицо раскраснелось

коньки торчат

бывалый портфель


– О чем говорит его бывалый портфель? (Посмотришь на портфель и сразу понимаешь, почему мальчик приносит двойки. Замок сломан, и поэтому портфель перевязан веревкой. В нем лежат коньки).


Запишем:

замок сломан

перевязан веревкой

портфель

коньки


– Что же стало причиной двойки? (Мальчик заигрался; вместо выполнения домашнего задания то и дело пропадает на катке).


Запишем:

выполнение домашнего задания

пропадает на катке


– Какие тона использовал художник при написании фигуры мальчика? (Темные).

– Рассмотрим лица мамы, сестры и младшего брата. Они сочувствуют мальчику, одобряют или осуждают? (Мама – с укором, осуждением. Сестра возмущена, сердита. Младший брат смеется над ним).

– Почему? (Они – положительные герои).

– Как же художник показал огорчение матери?


Запишем:

огорчена

смотрит с укором, осуждением

стиснув до боли руки


– Что выражает взгляд и поза сестры?


Запишем:

осуждение

неодобрение

смотрит сердито


– Кто и почему встречает мальчика с радостью? (Собака. Он ласкается к мальчику, ведь он не понимает, что такое двойка).

– А почему мальчик не обращает на Дружка внимание? (Очень расстроен. Понимает свою вину).


Запишем:

расстроен

понимает свою вину


– Есть ли у мальчика возможность хорошо учиться? Откуда мы это видим? (Описание обстановки комнаты).

Замысел описания: все в комнате говорит о заботе матери, у мальчика есть все условия для хорошей учебы.

– Каково ваше отношение к герою? (Он понял свою вину. Раскаивается).

– Интересен ли вам герой картины? (Да).

– Чем? (Осознал содеянное).


IV. Составление плана описания картины.


План.


I. Cлово о художнике.

II. Описание картины.

III. О каком событии рассказывает картина? (Записать сюжет).

IV. Композиция картины.

- Главный герой.

- Мама, сестра, младший брат, Дружок.

- Их облик, позы.

V. Описание обстановки (О чем она говорит?).

VI. Колорит картины. Какие цвета преобладают на картине и почему?. (Цвета неяркие, скромные, т.к. автор рассказывает о будничном событии. Использует тона голубовато-серые, коричневый, болотный).

VII. Мое впечатление от картины

VIII. Устная работа по плану.

IX. Написание сочинения.