СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок по роману М.Булгакова "Мастер и Маргарита" по теме "История создания романа. Сюжетные линии и композиция произведения"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Этот конспект урока предназначен преимущественно для дистанционного обучения. В нем сочетаются разные виды самостоятельной работы учащихся. Это и работа с учебником, и письменная работа, и поиск информации при помощи интернет ресурсов, и заполнение таблицы. Учащиеся самостоятельно анализируют прочитанное и делают выводы.

Просмотр содержимого документа
«Урок по роману М.Булгакова "Мастер и Маргарита" по теме "История создания романа. Сюжетные линии и композиция произведения"»

Добрый день!

Тема урока:  (запишите в тетрадь)

«Рукописи не горят»: история создания романа «Мастер и Маргарита». Сюжетные линии и композиция произведения

  1. Прочитайте статью учебника о романе «Мастер и Маргарита» стр.390-392.

  2. Выпишите основные сведения об истории создания романа.

  3. Найдите дополнительные сведения, используя интернет ресурсы.

  4. Выпишите особенности композиции романа.

  5. В романе выделяют  три основные сюжетные линии: 

- философская,

-  любовная,

-  мистическая и сатирическая. 

Эти линии тесно связаны между собой образом Воланда.

  1. Заполните таблицу :

            Герои сюжетных линий в романе «Мастер и Маргарита»

философская линия

любовная линия

мистическая и сатирическая линия

 

 

 

 

Заполняя таблицу,  вспомните, как эти герои взаимосвязаны

 

  1. В романе также заметно сходство героев, так называемое их внутреннее соответствие.

Прочитайте в учебнике статью на стр.392 и выпишите параллельных героев.

  1. Особенным является и жанр произведения. Прочитайте в учебнике статью на стр.393-394 о жанровом своеобразии романа. В чём оно проявляется?

  2. Произведение М.Булгакова изобилует образами-символами. Чтобы лучше понять роман, прочитайте про них дополнительную статью (см. ниже)

 

Д/З  прочитать в учебнике стр.390-394, ПРОЧИТАТЬ РОМАН!!!

 

 

ОБРАЗЫ-СИМВОЛЫ

В РОМАНЕ М.А. БУЛГАКОВА

«МАСТЕР И МАРГАРИТА»

В романе М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита» большое количество образов-символов. Именно символы, которых огромное количество вплетено в сюжет романа, превращают его в загадочное и мистическое произведение. Символы в романе «Мастер и Маргарита» очень разнообразны. Это и символика растений (розы, плющ, виноград), птиц (ласточка, воробей, попугай, сова и ворон), животных (кот, собака, кони), глобальные природные символы, такие как Солнце, Луна, гроза. Также символ зеркала и символы одежды героев (плащ, пальто, шапочка, перчатка, хитон, фрак); предметы - предвестники гибели (вино, масло, нож, чаша); атрибуты творчества (лампа, свеча), символика чисел (12,13,3,7,5)

Природная символика

Солнце – привычный смысл жизни, радости, подлинного света – сопровождает Иешуа на крестном пути как излучение жаркой и опаляющей реальности. В романе Мастера оно преобладает, отмечено 26 раз.

Луна – это фантастический мир теней, загадок, призрачности, царства Воланда и его гостей; кроме того, это холодящий свет успокоения и сна. В романе Мастера луна появляется 68 раз.

Гроза – это символ страшного суда, ожидание наказания, возмездия, ощущение катастрофы. “Странную тучу принесло со стороны моря к концу дня, четырнадцатого дня весеннего месяца нисана”.

Числовая символика

Иван разыскивает сатану в доме с “нехорошим числом 13”, Мастер является читателю в 13 главе.

Счастливым числом 12 отмечен МАССОЛИТ – 12 членов правления ожидают Берлиоза, 12 следователей ведут дело сатаны, Пилат клянется пиром 12 Богов.

“Совершенное число 3 употребляется в связи с мастером, ему трижды дают волшебное питье, три агента одного из московских учреждений ведут наблюдение за “нехорошей квартирой”.

“Счастливое число” 7 задано в семисвечии, находящемся в спальне Воланда.

Чаще всего Булгаков упоминает число 5. Прежде всего, это Воланд со своим окружением и Пилат с приближенными – по пять персонажей в московской и ершалаимской частях. Кроме того, мы встречаем в булгаковском романе: 1) пять доказательств бытия Божия ; 2) роман мастера отпечатан в пяти экземплярах; 3) мастер знает пять языков; 4) квартира, в которой живут Берлиоз и Степа, находится на пятом этаже; 5) Пилат – пятый прокуратор Иудеи;

В тексте есть немало примеров чисел, сумма цифр которых равняется 5: - квартира № 50: 5 + 0 = 5; - дом № 302 -бис: 3 + 0 + 2 = 5; - Ивану 23 года: 2 + 3 = 5;

Цветовая символика

Желтый цвет - тревога, ложь. Отсюда словосочетания «желтый дом» - психушка, «желтый билет» для проституток, «желтая пресса» и цветы в руках Маргариты.

Золотой цвет в основном трактуется как символ вечной жизни, силы и всего высшего или могущественного. В этом цвете Булгаков описывает окружающий мир Пилата.

Зелёный цвет олицетворяет, с одной стороны, жизнь, надежду, молодость, с другой колдовство, злые силы. Зеленый цвет ассоциируется с близостью смерти героев.

Черный - противоположность белому. Там, где белый - начало, чистый лист; черный – конец.

Рыжий - это огненный цвет, а значит, связанный с миром дьявола. Рыжий цвет в основном обращает внимание читателя на дьявольское начало того или иного персонажа.

Синий цвет – это опасность, тревога и в то же время некоторая магичность, таинственность. Именно синим был переплёт «какой-то книжечки» в его руках, именно этим цветом «сверкнул бриллиантовый треугольник» на крышке портсигара Воланда. К тому же, синий цвет- символ глубины, всепоглощающей водяной воронки, в роли которой в романе выступает зло, подчиняющее себе всё больше и больше людей.

Символ черного пуделя

 Воланд носил трость с черным набалдашником в виде головы пуделя. Далее в романе этот символ встретится нам еще много раз, например на Великом балу у Сатаны. Черный пудель – символ демонических, потустронних сил, предвестник смерти, являетя важным для описания образа Воланда и намекает на его функции в произведении. В средние века считалось, что дьявол появляется в образе черной собаки (появление Воланда на Патриарших с тростью и набалдашником в виде головы пуделя). На шабаши ведьмы добирались на черных собаках, которые считались их спутниками (знаки черного пуделя Маргариты на Балу у Сатаны).

Глобус Воланда и скарабей – атрибуты его власти.

Глобус - служит доказательством мощи и всемогущества Воланда. Скарабей - этот талисман на груди Воланда свидетельствует о его бессмертности, неразрывной связи со Вселенной и существующим миром.

Таким образом, можно определить две главные функции символов романа: во-первых, они помогают раскрыть главную тему – борьбу добра и зла. во-вторых, чувствуется глубокий подтекст, своеобразный авторский комментарий между строк и ни с чем несравнимый стиль М. Булгакова.