МЯГКИЙ ЗНАК ПОСЛЕ ШИПЯЩИХ НА КОНЦЕ НАРЕЧИЙ. 7 класс
Цели
Обучающие: познакомить обучающихся с условиями выбора написания мягкого знака после шипящих на конце наречий
Развивающие: развивать орфографическую зоркость; систематизировать знания школьников по изучаемой теме; расширить и углубить предметную компетенцию обучающихся
Воспитательные: способствовать воспитанию личности, способной убедительно и грамотно выражать свои мысли
Ожидаемые результаты: обучающие знают условия выбора употребления мягкого знака после шипящих на конце наречий
Оборудование: учебник, тексты, компьютер, проектор, раздаточный материал
Тип урока: комбинированный
Ход урока
I.Организационный этап
II.Актуализация опорных знаний
Орфографический практикум стр. 134 учебника
-Спишите, расскажите о раздельном, слитном и дефисном написании наречий, способе их образования
Проверка домашнего задания (фронтально)
III. Мотивация учебной деятельности обучающихся.
Объявление темы и цели урока
На доске записана загадка
На лугу живет скрипач (? ),
Носит фрак и ходит вскач (? ).
(Один ученик читает вслух)
-Отгадайте загадку. (Кузнечик)
-Какие слова в загадке рифмуются? (Скрипач и вскачь)
-Чем они похожи (что у них общего)? (На конце – шипящий «ч»).
-Давайте вспомним, какие согласные являются шипящими. (Ж, Ш, Щ, Ч).
- В каком еще слове загадки есть орфограмма, связанная с шипящим? (Живет: жи-ши пиши с буквой И)
- А что обозначают (?) в словах «скрипач(?)» и «вскач (?)»?
-Можете ли вы точно определить, нужен или не нужен Ь в слове «скрипач?»
(Подсказка: Что это за часть речи? От чего зависит правописание Ь после шипящих на конце существительных? Какого склонения существительное «скрипач»? Сделайте вывод.
-А как писать слово «вскач?» (Подсказка: Что это за часть речи? Докажите. (На какой вопрос отвечает? Изменяется или не изменяется?)
- Это наречие. Нужен или не нужен Ь в слове «вскач?»
-Сформулируйте вопрос сегодняшнего урока (чего мы не знаем, чтобы точно сказать, как писать слово «вскач?») и выразите его в теме урока. (Уточнить: на конце наречий после шипящих)
-Запишите тему урока в тетрадь. (Тема записывается на доске)
-Отталкиваясь от темы урока, сформулируйте его цели.
IY.Восприятие учебного материала
Работа с учебником
Стр. 134 Упр. 250
-Изучите схему. Расскажите об употреблении Ь после шипящих в словах различных частей речи.
Стр. 134 Упр. 251
-Спишите, раскрывая скобки. Объясните правописание Ь после шипящих. (Упражнение выполняется у доски и в тетрадях).
Объяснительный диктант.
Лужи сплошь засыпаны листьями. Грянул выстрел, и медведь рухнул навзничь. Солдат упал, приподнялся и побежал прочь. (Л. Толстой) Вымерзли реки с озерам, высокие горы сплошь синим льдом обросли. (М. Семенова) И вижу, как на зорьке красной прочь отлетают чьи-то сны. (В. Ленцов) Для дорогого гостя и ворота настежь. (Пословица)Окна настежь, уснуть мне невмочь, а в саду над ручьем во всю ночь соловей разливается-свищет. (А. Фет) Входная дверь была по-летнему распахнута настежь. (Л. Замятин)
Работа в парах (Слайд 1)
- Вспомните виды орфограмм, связанных с правописанием Ь после шипящих на конце слова, и сгруппируйте по ним слова.
Вскач(?), помощ(?), стереч(?), горяч(?), сплош(?), спрач(?),много туч(?), съежиш(?)ся, дремуч(?), пустош(?), съеш(?)те, настеж(?), разденет(?)ся,шалаш(?),плющ(?),запряч(?),невтерпеж(?),полноч(?),отреж(?)те,чертеж(?),улыбнеш(?),навзнич(?),береч(?),мимо рощ(?),свеж(?),кирпич(?),(из) груш(?),ландыш(?),пахуч(?),замаж(?)те,монтаж(?),меч(?),стрич(?),много луж(?),из удилищ(?),с плеч(?),наотмаш(?),бреш(?),(не)собеш(?)ся.
Рубрика «Играя—обучаемся!» (Слайд 2)
-Заполните кроссворд, вписав в него наречия, «спрятавшиеся» в каждой строке.
Проучишь, хранилищ, наотмашь, невмочь.
Замуж, тягач, задач, могуч.
Прочь, страж, тягуч, льешь.
Наследуешь, перережьте, заискивающ, невтерпеж.
Училищ, вскачь, толочь, помощь.
Молодежь, забудешь, отрежьте, навзничь.
Настежь, передач, блестящ, бородач.

Ключ: наотмашь, замуж, прочь, невтерпеж, вскачь, навзничь, настежь.
Y.Работа над культурой и развитием речи
Работа с текстом. (Слайд 3)
-Спишите, ставя пропущенные буквы и запятые, раскрывая скобки. Наречия подчеркните как члены предложения. Какова основная мысль текста?
(Не )так уж много людей бывало на Байкал…,однако для русского человека это одно из самых дорогих мест.
Байкал вполне заслуживает любовь обращенную (к)нему. Вид, который открывает…ся перед путешестве(нн,н)иком вышедшим на берег Байкала, ост…ет…ся (в)памят… на всю жизнь.
«Море» -- так зовут это огромное озеро все мес…ные жители Оно лежит в гористых берегах. Высокие хребты покрытые тайгой и (на)верху посыпа…ые снегом отражают…ся в син…й воде если она не взбудоражена ветром. Холодная вода похожа на жидкое стекло: сквозь нее весной видно (в)глубь на сорок метров.
Впадина Байкала содерж…т в себе самое большое на нашей планете… скопление пресной воды. По площад… Байкал в тринадцать раз меньше Балтийского моря, но по объему воды пр…восходит его.
Озеро выт…нуто с севера на юг пр…мерно на такое же ра(сс,с )тояние которое разделяет Петербург и Москву .Па(сс,с)ажирскому пароходу трубует…ся шесть суток чтобы совершить кольцевой рейс вдоль байкальских берегов.(По Н.Михайлову)
YI Домашнее задание
1.Выучить теоретический материал
2.Составить сложный план сообщения на тему «Наречие», привести свои примеры, подготовить текст для произнесения доклада в классе.
YII.Рефлексия .Интерактивный прием «Микрофон»
-Чем обогатил вас сегодняшний урок?
-Назовите исключения из правил «Правописание мягкого знака в наречиях с основой на шипящий»
-
-