Открытый урок
по русскому языку
в 3 классе
Тема: Изменение глаголов по временам.
Открытый урок русского языка
Тема. Изменение глаголов по временам.
Цель: формировать у учащихся умения различать времена глаголов, изменять глаголы по временам; развивать познавательную активность и самостоятельность учеников; воспитывать культуру устной и письменной речи.
Оборудование: таблица «Глагол», индивидуальные карточки.
Ход урока
Организационный момент
- Ребята, мне приятно видеть вас. У нас гости на уроке, они хотят с вами познакомиться. Не забывайте, гость не долго гостит, да многое замечает. Чтобы урок прошёл успешно, нужно быть внимательным, уметь мыслить, говорить, слушать.
Девиз нашего урока:
«Учись, смекай, активным будь!
И к знаниям откроешь путь!» Слайд 2
Актуализация опорных знаний
- Хочу начать наш урок с небольшого стихотворения, которое напомнит, с какой частью речи мы работаем на уроках русского языка. Слайд 3
Учитель читает стихотворение. Дети хором называют эту часть речи (Глагол).
-Как определить время глагола?
-Какие времена глагола вам известны? Например.
Мотивация учебной деятельности (установка на внимание)
Однажды на уроке после объяснения новой темы «Время глагола» учитель вызвал ученика и спросил:
- Если я говорю я умываюсь, ты умываешься, он умывается, мы умываемся, вы умываетесь, они умываются, то какое это время?
Мальчик долго думал, а потом ответил:
- Утро!
- А вы согласны с мальчиком?
Сообщение темы и задач урока
Сегодня мы продолжим работать над темой «Изменение глаголов по временам» и будем учиться распознавать формы времен глаголов и образовывать их.
Повторение, закрепление и осмысление знаний
Минутка каллиграфии.
- Сейчас, пожалуйста, откройте тетради, запишите число, классная работа. Чтоб пальчики проснулись проведем минутку каллиграфии.
-Внимательно посмотрите на данную запись: Слайд 4
большой - маленький
сухой - ? (мокрый)
твердый - ? (мягкий)
-Какое задание спрятано.
(Д. – К словам левого столбика надо подобрать слова, противоположные по смыслу, начинающиеся на букву м. Значит, мы будем писать букву м.)
Исследовательская работа
– Сейчас вы проведете исследовательскую работу. Перед вами стихи о черепашке (Задание 1). Вы должны найти и подчеркнуть все глаголы, и постараться рассказать о них по данному плану. Слайд 5. Напоминаю правило: «Работаем внимательно, тихо, самостоятельно».
– Итак, как изменяются глаголы? Сделайте вывод. Слайд 6
Работа с учебником. С.103, упр.564
Игра «Третий лишний». Слайд 7
Физминутка Слайд 8
По дорожке, по дорожке
Скачем мы на правой ножке,
И по этой же дорожке
Скачем мы на левой ножке,
По тропинке побежим,
До лужайки добежим.
На лужайке, на лужайке
Мы попрыгаем, как зайки.
Стоп, устали, отдохнем
И опять пешком пойдем.
Обобщение и систематизация знаний
1. Работа с учебником. С.106, упр.571.(устно)
2. Работа с индивидуальными карточками. Самопроверка.
- Переходим к следующему заданию. У вас на парте лежит Задание 2. Слайд 9
- Вам нужно вставить подходящие по смыслу глаголы так, чтобы получились предложения о том, что происходит в природе в настоящее время.
Задание 3. Слайд 10
– Допишите предложения о том, что происходило в природе до этого.
Задание 4. Слайд 11
- Составьте предложения о том, что произойдет в природе в будущем.
Ученики составляют и проверяют.
3. «Лингвистическая эстафета»
- А сейчас хочу предложить вам поиграть в игру «Лингвистическая эстафета»
Итог урока
Наш урок подходит к концу.
– Давайте подводить итоги.
Глагол – самая живая часть речи. По частоте употребления он занимает второе место после имени существительного. Глагол обозначает (дальше продолжает ученик) действие предмета. Изменяется по…
– На парте у каждого из вас лежат треугольничка. Одна сторона – желтая, другая – голубой, грустный. Если у вас сейчас хорошее настроение, вам было интересно, возьмите желтый будильник, если нет – голубой.
– Наш урок окончен. Всем большое спасибо. Слайд 12