Урок по русскому языку
в 4 классе на тему:
«Склонение имен прилагательных
женского рода»
Учебник: Русский язык 4 класс. Учебник для общеобразоват. организаций. В 2 ч./ В.П.Канакина, В.Г.Горецкий. – 7-е изд. – М.: Просвещение, 2017. – 159 с., [2] л. ил.: - (Школа России), -ISBN 978-5-09-050566-6.
Тема урока: «Склонение имен прилагательных женского рода»
Цель урока: создать условие для сформирования у учащихся понятия об особенностях склонения прилагательных женского рода.
Задачи:
Образовательные: познакомить учащихся с особенностями склонения прилагательных женского рода.
Развивающие:
- развивать навык правописания окончаний имён прилагательных мужского и среднего рода;
- развивать творческие способности;
- развивать умение высказываться по предложенной теме, корригировать нарушение речевой деятельности;
- развить и закрепить умение учащихся использовать знания в нестандартных ситуациях;
- развивать умение быстро ориентироваться в потоке информации: находить нужное, осмысливать и применять полученную информацию;
- развивать самостоятельную деятельность;
Воспитательные:
- формировать устойчивое произвольное внимание;
- воспитывать культуру речи и умение задавать вопросы, строить понятные высказывания;
- формирование умения работать в группах;
- воспитывать уважительное отношение к мнению своих товарищей, уметь чётко и логично излагать свою точку зрения и аргументировать её;
Планируемые результаты:
Предметные УУД:
- сформированы понятия об особенностях склонения прилагательных женского рода;
- осмыслена взаимосвязь материала по теме с другими науками.
Личностные УУД:
- сформировано умение использовать знания в нестандартных ситуациях;
- сформирована мотивация к обучению и целенаправленной деятельности;
- учащиеся умеют вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения.
Метапредметные
Регулятивные УУД:
- сформулировано умение осмысливать учебную задачу, составлять план и последовательность действий;
- учащиеся умеют быстро ориентироваться в потоке информации, находить нужное, осмысливать и применять полученную информацию.
Коммуникативные УУД:
- сформировано умение работать в группах;
- учащиеся уважительно относятся к мнению своих товарищей, умеют чётко и логично излагать свою точку зрения и аргументировать её;
- сформировано умение задавать вопросы, строить понятные высказывания.
Познавательные УУД:
- учащиеся могут строить объяснение и логическую цепь рассуждений в устной форме по предложенному плану;
- сформулировано умение ставить проблему, структурировать тексты, давать определение понятиям
Оборудование урока: мультимедийная доска, презентация, карточки для произведения склонения прилагательных, сигнальные карточки: «веер с падежами», «ёлочки».
Тип урока: изучение нового материала
Ход урока.
I. Организационный момент (1 мин)
II. Сообщение темы урока (5 мин)
– Ребята, какой праздник самый любимый у большинства детей? (Новый год).
– Правильно. Мне он тоже очень нравится. Посмотришь на ёлочку, и сразу настроение улучшается. Красавица! Правда?
– Только праздник уже закончился, и нужно сложить все игрушки в коробку. Давайте это сделаем вместе и заодно ещё поговорим о ёлочке.
– Скажите, слова какой части речи помогут мне более точно описать её? (Прилагательные).
– Что ж, я буду рассказывать, а вы, как только услышите прилагательное, описывающее ёлочку, просигнальте мне. (Для этого дети используют изображение ёлочки, лежащее у них на столах. Рисунок 1.)
– Готовы?
– Папа принёс домой зелёную пушистую ёлочку. Какие же вы здесь заметили прилагательные? (Зелёную, пушистую).
– Мы повесили на неё игрушки, и она стала красивой, нарядной. А здесь? (Красивой, нарядной.)
– Гостья радовала нас своей свежей зеленью. И сама она казалась весёлой. (Свежей, весёлой).
– Но праздник закончился. Все игрушки с ёлки спрятали в коробку, и ёлка стала ... Какой?
– Какой же стала ёлочка? Как вы думаете? (Грустной). А почему? (Ответы детей).
– А разве справедливо, что в угоду каждой семье ежегодно должно гибнуть целое деревце? (Нет).
– А какой же выход вы видите? (Ответы детей).
– Хорошо, что вы это понимаете сейчас. Но не забудьте этого и впоследствии. Давайте прочитаем на обратной стороне «ёлочки» то, о чём она просит.
Свою ошибку осознай!
И никогда не повторяй!
Пойми, что многих ты сильней.
Так не губи их, пожалей!
– Ребята, прочитайте на экране прилагательные, которые вы нашли. К каким существительным они относятся? (Ёлочка, зелень).
– Какого они рода? (Женского).
– В одном ли падеже они стоят? (Нет). Почему? (Разные вопросы и окончания).
– Сегодня мы будем наблюдать за окончаниями прилагательных женского рода, чтобы знать, как их правильно писать.
– Давайте запишем сегодняшнее число и тему урока «Склонение прилагательных женского рода».
III. Словарная работа (5 мин)
– Запишите словарные слова:
Аллея, лестница, дорога, декабрь, комната, хорошо, до свидания, сегодня, чёрный, крестьяне.
– Поменяйтесь тетрадями и проверьте, всё ли верно написали. Поднимите руку, у кого нет ошибок. Молодцы! Остальным надо повторить написание этих слов.
– А теперь обратите внимание на три первых написанных слова. Они на экране. Найдите среди них то слово, в котором
во-первых, букв столько же сколько и звуков,
во-вторых, гласных звуков больше, чем согласных.
– Что это за слово? (Аллея).
– Как вы понимаете это слово? (Аллея – дорога в парке с рядами деревьев.)
– А ели растут вдоль этой дороги? (Да).
– Но ели растут не только в парке, но и где? (В лесу).
IV. Изучение новой темы (10 мин)
–Правильно. Посмотрите на экран. Какая красота! А из леса к нам спешит гостья. Узнаёте? Кто это? (Снегурочка)
– Она пришла помочь нам. Дунула Снегурочка на стекло и появились там слова. Какой частью речи они являются? (Прилагательные и существительное).
– А какого рода прилагательные? (Женского).
– Просклоняем прилагательные женского рода и посмотрим, как изменяются окончания.
Задайте вопрос от существительного к прилагательному и поставьте прилагательное в нужном падеже.
(Коллективно выполняется работа по карточке. Рисунок 3.)
– А сейчас, внимание!
Посмотрите в каких падежах прилагательные женского рода отвечают на одинаковые вопросы и имеют одинаковое окончание? (В Р.п., Д.п., Т.п., П.п.).
– Какое это окончание? (-ой, -ей). А в именительном и винительном падеже? (-ая, -яя)
Таким образом, прилагательные в Р., Д., Т., П. падежах отвечают на один вопрос и имеют одинаковое окончание. Какое? (По ответам детей составляется таблица. Рисунок 4.)
– Ребята, а хорошо ли то, что окончания повторяются? (Да. Легко запомнить).
– А есть ли что-то здесь плохое? (Да. По окончанию сложно определить падеж).
V. Работа с учебником (5 мин)
– Давайте проверим это с помощью упражнения, предложенного Снегурочкой. Найдите упражнение со снежинкой на странице 19.
– Прочитайте 1-ое предложение. Есть ли прилагательные женского рода? (Да).
– Прочитайте. (Детской железной).
– Определите падеж, покажите с помощью веера. (П.п.)
– А как вы определили? (По существительному?)
– Назовите окончание? (-ой).
– Прочитайте второе предложение. Есть прилагательное женского рода? Прочитайте. (Северной).
– Определите падеж. (П.п.). Назовите окончание? (-ой).
– Читаем следующее предложение. Ищем прилагательное женского рода. (Здесь нет).
– Продолжаем. (Здесь есть прилагательное женского рода. Железной.)
– Какой падеж? (Д.п.)
– Окончание? (-ой).
– И последнее предложение. Есть здесь? (Нет).
– Так в каких же падежах одинаковое окончание у прилагательных женского рода? (Р.п., Д.п., Т.п., П.п.)
– Какое? (-ой, -ей)
Смотрю, немного вы устали.
Давайте все мы дружно встанем.
Будем вместе мы читать.
И движения повторять.
VI. Физкультминутка (2 мин)
VII. Закрепление (10 мин)
– Садитесь. Пока мы с вами отдыхал, снег засыпал всё кругом. Как же Снегурочка домой вернётся? Давайте расчистим снег с дороги. А для этого восстановим морфологический разбор слова. А возьмём это слово в первом предложении того упражнения, которое мы рассматривали.
(Выполняют самостоятельно. Затем следует коллективное обсуждение).
– Смотрим на первую строчку. Что скрыто под сугробом? (Сущ.)
– Обратите внимание на третью строчку. Что здесь снег спрятал? (Ж.р., 1 скл.).
– Посмотрите на четвёртую строчку. (П.п.).
– И под последним сугробом… (обст.).
– Вот она – дорога. Мы расчистили снег. Но, смотрите, леса-то нет. А уже темнеет. Снегурочке домой пора. Давайте нарисуем этот лес. Ведь слово обладает волшебной силой. Составим текст и запишем его тетради. Будьте внимательны. Не отставайте.
– Прочитайте три следующих предложения.
Наступила холодная снежная зима. Январский лес спит под тёплой пушистой шубой. Река укрылась под ледяным панцырем.
– Найдите то, с которого начнётся наш текст. Оно соответствует данной схеме.
– Какое это предложение? (Второе). Запишите его, вставляя пропущенные окончания.
Следующее предложение «рассыпалось из-за ветра». Соберите его.
Земля, ковром, покрыта, Вся, (белый).
– Какое получилось предложение. (Вся земля покрыта белым ковром.)
– Прочитайте следующие два предложения.
Величаво и горделиво стоят деревья в белом лесу. Зима накинула на них белое покрывало.
– Всё ли вам здесь нравится? (Нет. Прилагательные белое, белом повторяются.)
– Давайте заменим другими словами. (Ответы детей).
– Красивый у нас с вами появляется лес. Давайте и текст закончим красиво. Прочитайте следующее предложение.
Как кружева, … их ветки на фоне голубого неба.
(Вырисовываются, выглядят, смотрятся, торчат)
– Какое слово из нижнего ряда вы вставите? (Высказывания детей). Запишите. А какое слово не подходит. (Торчат).
– Прочитайте, что у вас получилось. Найдите в тексте прилагательные мужского и среднего родов. Какие окончания вы вставили? (Ответы детей).
– Найдите в тексте прилагательные женского рода. Какое же окончание вы вставили? (-ой). Почему? (В Т.п.).
– А теперь самостоятельно закончите текст, добавив 4-5 предложений. Обязательно вставьте прилагательные, в том числе женского рода. (Самостоятельная работа).
– Давайте зачитаем, что у вас получилось. (Дети зачитывают свои работы).
– Какие прилагательные мужского и среднего родов вы использовали? Назовите окончания и объясните, почему вы вставили именно их. (Ответы детей).
– Использовали ли вы существительные женского рода? В каком падеже и с каким окончанием? (Ответы детей).
VIII. Подведение итогов (3 мин)
– В каких падежах безударные окончания прилагательных женского рода имеют одинаковые окончания? (Ответы детей)
– Вот и оленёнок прибежал за Снегурочкой. Давайте скажем ей: «До свидания!»
IX. Домашнее задание (2 мин)
– Вот и закончилась наша сказка, а чудеса всё равно продолжаются. Снегурочка ушла, но оставила вам подарки. Эти снежинки будут вам запомнить окончания прилагательных женского рода. Урок окончен. Удачи!
X. Рефлексия (2 мин)
После изучения данной темы:
Я знаю | |
Я умею | |
Я могу | |
Я хочу | |