СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок по сибиреведению "Мир сибирской деревни"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок для коррекционной школы. Для обучающихся 8 класса

Просмотр содержимого документа
«Урок по сибиреведению "Мир сибирской деревни"»

Урок "Мир сибирской деревни" 9-й класс Тип урока: изучение нового материала

Цель: познакомиться с характерными чертами жизни сибирской деревни.

ХОД УРОКА

Орг момент.

Актуализация знаний:

Учитель: 

Не мерена вдоль и непройдена вширь,
Покрыта тайгой непроезжей,
У нас под ногой разостлалась Сибирь
Косматою шкурой медвежьей,

Пушнина в сибирских лесах хороша
И красная рыба в струях Иртыша!
Мы можем землей этой тучной владеть,
Ее, разделивши по-братски…


Именно такой увидели Сибирь первые землепроходцы, шедшие вместе или вслед Ермаку Тимофеевичу в конце 16 века. А затем потянулись русские люди в этот богатый, но суровый край, чтобы начать жить заново, обустроить и наладить свой быт.

В Сибирь пришли-приехали целые крестьянские семьи из разных губерний что на юго-востоке России конца XVIII-начала XIX вв.

отрывок из стихотворения поэтессы Вагаль Т.Г.:

Как-будто не было на свете
Давно забытых тех времен,
Под пылью прошлого столетья
Следов кочующих племен, 
Когда мордовские посланцы
С благословления царя
Искали после долгих странствий
Земли, пригодной для жилья.
В низовье бурной горной речки
Расположились на ночлег.

Костров мерцающие свечки, 
Умолк постылый скрип телег.
Диск солнца, медленно всходящий,
Согрел лучами ходоков.
Туман осел росой блестящей.
Ковры разбросаны цветов.
Завороженные застыли
В немом восторге мужики…
Сибирь с необозримой ширью
Ждала хозяйственной руки.


Учитель: Все они везли с собой в Сибирь не только мечту о новой, лучшей жизни. Как сказано в стихотворении «Рождение села» поэтессы Татьяны Грациановны Вагаль, но традиции и обычаи своего народа. Рассмотрим их.



Цель нашего урока: 

познакомиться с характерными чертами жизни сибирской деревни.

Учитель: Жизнь сибирского крестьянства, впрочем, как и российского, состояла из нескольких пластов. Сегодня мы рассмотрим лишь некоторые из них.

Учитель: О чем должен позаботиться в первую очередь человек, придя на новое место? 

(О жилье и средствах к существованию)
– Каким образом крестьяне получали средства к существованию?

Что требовалось крестьянам для занятия сельскохозяйственным трудом? (Так как речь идет о крестьянстве, уточним, что средства к существованию оно получало в результате занятия сельским хозяйством. А это значит, что кроме жилого дома нужен хозяйственный двор с постройками.)

Существовало несколько способов расположения усадеб внутри селения.

Усадьба - комплекс жилых и хозяйственных построек и при­легающий к нему земельный участок, расположенные в селе­нии и принадлежащие отдельному домохозяйству

В старых селениях, например пре­обладала застройка, повторявшая контуры реки. Усадьбы распо­лагались вдоль реки в один иди два-три порядка, причем фасады всех домов смотрели в одну сторону. Встречались поселения кучевого плана со свободно разбросанными усадьбами. Застройка, при которой дома по обе стороны улицы смотрели фасадами друг на друга, была характерна для трактовых селений и степных рай­онов.

Размеры усадеб вы­глядели внушительно. В Томской губернии, на­пример, средняя площадь усадьбы старожила со­ставляла 834 кв. сажени, то есть более 37 аров, или «соток», говоря по-ны­нешнему.

Крестьянская огороженная усадьба имела прямоугольную форму и чаще всего состояла из двух дворов - чистого (ограда) и хозяйственного (пригон), - а также огорода.

Назовем и запишем главные хо­зяйственные постройки, стоявшие на усадьбе. Кро­ме основного жилища, у не­которых сельчан здесь име­лась еще небольшая изба (избушка, малушка). Исто­рия новой усадьбы неред­ко и начиналась с постройки такой избы, пока хозяину не под силу было срубить хороший дом.

На усадь­бах возводили амбары (житницы), в зажиточных домохозяйствах их могло быть до пяти-семи. Вместе с погребами амбары слу­жили для хранения продовольственных запасов.

Чтобы размес­тить хозяйственный инвентарь, в усадьбах имелись навесы и сараи (завозни).

Скот содержали в крытых хлевах, конюшнях или загонах, обнесенных забором.

На дальнем краю усадьбы многие крестьяне сооружали еще колодец и баню (мыльню), а также постройки производственного назначения - овин для сушки хлеба в снопах, гумно (ладонь) для хранения хлеба в кладях и его обмолота.

Частным либо об­щественным или кооперативным владением во многих селениях являлись кузницы и мельницы, стоявшие поодаль от усадеб.

В здешних местах строительный лес всегда имелся в достатке. На постройку жилья шли в основном сосны, но нижний ряд бревен и фундаментные стойки сибиряки старались делать из лиственницы. Для сруба годился лишь «кондовый» лес - ров­ные, смолистые деревья, росшие в глубине бора. Его нужно было ) вовремя заготовить - поздней осенью или зимой, в полнолуние либо «на старый месяц».

Строительство обычно начинали ранней весной, едва сойдет снег. Чтобы успеть до больших сельскохозяйственных работ, хо­зяин приглашал родственников и соседей «на помочь». За рабо­ту на помочах не платили, но обедом и ужином угощали от души. Кстати, помочи собирали и для проведения срочных сельскохо­зяйственных работ.

В селении и крестьянской усадьбе.

Первые поселения русских в Сибири располагались по берегам рек, по трактам.

Позднее они появляются и вдалеке от привычных гужевых и водных путей. В документах XVIII­ – XIX вв. встречаются обозначения разных типов населенных пун­ктов. Село и сходные с ним слобода, станица.

Село, слобода, станица - крупные населенные пункты, центр церковных приходов, сельских и волостных (станичных) правлений, место проведения ярма­рок.

Деревня была меньше, не располагала своей церковью, не яв­лялась административным центром.

Выселок - маленькая деревня, недавно образо­ванная старожилами, вые­хавшими из более крупно­го поселения.

Поселок - населенный пункт, образованный в плановом поряд­ке администрацией. Его жи­телями были казаки или крестьяне-переселенцы.

Се­зонным поселением слу­жила заимка. Заимки располагались вблизи сель­скохозяйственных угодий, здесь жили члены одного домохозяйства во время полевых работ. Многие за­имки со временем превра­щались в выселки и дерев­ни, а деревни - в села.

Обычно поселение ок­ружала nоскотина. Так называли легкую ограду из трех-четырех горизонтальных рядов жердей, укрепленных на столбах с помощью гибких прутьев. По­скотиной называлось и пространство внутри этой загородки ра­диусом в несколько километров. Здесь свободно, без пастуха, ходил домашний скот. Поскотину и селение пересекали проез­жие дороги.

В центральной части села размещались торговая площадь, церковь с погостом (оградой и кладбищем), общественно-адми­нистративные здания. Многие села и деревни разделялись на участки в зависимости от местоположения усадеб.

Учитель: А в Сибири говаривали: «Общество не осиновый кол, его скоро не сломишь». Обществу в Сибири придавали еще более важное значение, ведь в условиях сурового сибирского климата одному человеку не выжить. Ему нужна помощь деревни, села, в общем, мира. Поэтому здесь складывается особая система взаимоотношений, когда весь мир принимает участие в судьбе каждого человека. Взаимопомощь, взаимовыручка – одна из важнейших сторон сибирского характера.

Предлагаю разгадать кроссворд.

Кроссворд «Мир сибирской деревни»



1. Обширная территория за Уралом

2, 3 Крупные населенные пункты, центр церковных приходов, сельских и волостных (станичных) правлений, место проведения ярмарок.

4. Меньше села, не располагала своей церковью, не являлась административным центром.

5. Комплекс жилых и хозяйственных построек и прилегающий к нему земельный участок

6. Населенный пункт, образованный в плановом порядке администрацией

7. Маленькая деревня, недавно образованная старожилами, выехавшими из более крупного поселения.




3













с


4




6







л


д




п





2


о


е




о




1

с

и

б

и

р

ь

5


с





е


о


е


у


е





л


д

7

в

ы

с

е

л

о

к



о


а


н


а


о









я


д


к











ь













б













а
























3














 


4




6








 


 




 






2


 


 




 





1

 

 

 

 

 

 

5


 






 


 


 


 


 






 


 

7

 

 

 

 

 

 

 




 


 


 


 


 










 


 


 












 














 














 




































Учитель:  Закончить урок хочется словами сибирского поэа И.Ф. Федорова-Омулевского, жившего в первой половине XIX века:

Смелость, сметливость, повадка
Рыскать по стране,
Чистоплотность, ум, приглядка
К новой стороне;
Горделивость мысли, здравость,
Юмор, жажда прав,
Добродушная лукавость,
Развеселый нрав;
Политичность дипломата
В речи при чужом.
Откровенность, вольность брата
С истым земляком;

Страсть отпетая к природе –
От степей и гор,
Дух, стремящийся к свободе,
Любящий простор;
Поиск дела, жажда света,
Юной жизни кровь, 
Без предела и завета
К родине любовь;
Страсть отстаивать родное,
Знать, за что? Да как?
Стойкость, сердце золотое – 
Вот наш сибиряк!