Тип урока - урок «открытия нового знания».
Место и роль урока в изучаемой теме - первый урок в пятичасовой теме, глава 2 «Пленительные напевы»
Цель: сформировать понятие о драматическом произведении, показать внешнюю устранённость автора в драматическом произведении.
Дидактическая структура урока | УУД |
регулятивные | познавательные | коммуникативные | личностные |
Мотивирование к учебной деятельности. | | | | Действие смыслообразования. |
Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии. | Волевая саморегуляция. Контроль, коррекция. | Умение структурировать знания; контроль и оценка процесса и результатов деятельности | Умение выражать свои мысли. | Самоопределение |
Фиксация затруднений в индивидуальной деятельности | Контроль, прогнозирование, умение принимать учебную задачу, волевая саморегуляция. | Анализ, синтез, выбор оснований для сравнения. | Планирование учебного сотрудничества с учителем и со сверстниками. Управление поведением партнера. | Действие смыслообразования. |
Построение проекта выхода из затруднения. | Умение выбирать способы учебных действий, целеполагание, планирование, прогнозирование. | Умение структурировать знания; постановка и формулирование проблемы; умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание. | Планирование учебного сотрудничества с учителем и со сверстниками. | Развитие творческой активности учащихся. |
«Открытие нового знания» | Оценка, саморегуляция | Поиск и выделение необходимой информации. Применение методов информационного поиска, знаково-символические – моделирование; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий. | Управление поведением партнера. | Смыслообразование, эстетическое оценивание |
Самостоятельная работа с самопроверкой по образцу (эталону). | Контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном; коррекция; оценка – оценивание качества и уровня усвоения. | Смысловое чтение; умение осознанно строить речевое высказывание, моделирование; построение логической цепи рассуждений. | Постановка вопросов, разрешение конфликтов, контроль, коррекция | Инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации |
Включение нового знания в систему знаний и повторение. | | Умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание. | Постановка вопросов, разрешение конфликтов, контроль, коррекция | Инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации |
Рефлексия учебной деятельности на уроке. | | Умение структурировать знания; оценка процесса и результатов деятельности | Контроль, коррекция | Волевая саморегуляция. оценка – выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению; прогнозирование. |
| Название этапа урока | Задача, которая должна быть решена (в рамках достижения планируемых результатов урока) | Формы организации деятельности учащихся | Действия учителя по организации деятельности учащихся | Действия учащихся (предметные, познавательные, регулятивные) | Результат взаимодействия учителя и учащихся по достижению планируемых результатов урока |
1 | Мотивирование к учебной деятельности. | включение в деятельность на личностно-значимом уровне | Стихотворение-речёвка | Стимулирование учащихся к вспоминанию того, что они знают по изучаемой теме - Прочитайте вполголоса. Настроились на работу. И вот первое самостоятельное задание. | После просмотра видеосюжета устно воспроизводят знания | Формирование учебной мотивации. |
2 | Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии. | Повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания», и выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого обучающегося | Возникновение проблемной ситуации. Видеоряд «Пойми меня»- стихотворение, сказка, драма. | -Попробуйте сами понять, о каких литературных жанрах идёт речь? − Что помогло вам правильно определить жанр в отрывке произведения? (Эталон, признаки жанра.) | Ответы детей с пояснениями. Учащиеся класса отмечают знаками согласия и несогласия правильность выполнения задания. Взаимопроверка. Называет жанр и обосновывает свой ответ (сказка, стихотворение, ?) | Развитие умения участвовать в беседе. |
3 | Постановка учебной задачи. Построение проекта выхода из затруднения. | Выявление места и причины затруднения, постановка цели урока, формулировка темы урока. | Деформированный план с лишним пунктом. | Организую выявление учащимися места и причины затруднения. Какое задание вы выполняли? Почему у вас возникло затруднение? Кто знает точное полное название? Почему театр драмы? А вы знаете, что такое драма? Частично вы правы. Но почему затрудняетесь дать точный ответ? В чём необходимо разобраться сегодня? Какую цель поставим перед собой? Назовите тему нашего урока. А почему такая серьёзная тема изучается в начальной школе?- Что необходимо для достижения цели? (даётся деформированный план). Почему не подходит предложение «Без прошлого нет настоящего»? Как его понимаете? - Чтобы понять настоящее необходимо хорошо знать прошлое. Это высказывание станет направлением нашего исследования, эпиграфом. Предлагаю традиционно обратиться к Ленте времени. Учащиеся заранее распределены по группам цветными бантами. Синие ищут ответы на вопросы плана в Древнем мире, красные исследуют Средние века, жёлтые – Новое время, зелёные – XX-XXI в.- Командиры, пройдите в Хранилище знаний и получите артефакты в соответствии с цветом». | Мы должны были определить по известным признакам жанр литературного произведения. Не знаем название и признаков данного литературного произведения Слушают, затем, размышляя, отвечают на вопросы. - Узнать, что такое драма. - План. (учащиеся в коммуникативной форме обдумывают проект будущих учебных действий: ставят цель, согласовывают тему урока, выбирают способ, строят план достижения цели и определяют средства) | Планирование учебного сотрудничества с учителем и со сверстниками. |
4 | «Открытие нового знания» | Построение детьми нового способа действий и формирование способности к его выполнению | Групповая работа | - В группах следуя плану, найдите с помощью учебника и энциклопедий выход из затруднения. Организую групповую работу детей, обращаю внимание на пакет с информационным материалом, листами продвижения и оценочными листами. Каждой группе предлагается выполнить задание, попробовать себя в роли исследователей, выразить новые идеи и информацию собственными словами. − Удалось ли нам преодолеть затруднение? − Сможете ли вы теперь выполнить пробное задание? | Учащиеся работают в группах. Избранные спикеры презентуют результаты исследования у доски в общей таблице. Каждая группа представляет свой рассказ. Картинки с символами наклеиваются на итоговую таблицу. После прослушивания учащиеся отмечают, что им больше всего запомнилось из выступления, что бы они добавили к рассказу. Отмечается, что существует драма как один из основных родов литературы, а также в драме выделяется множество жанров: трагедия, комедия, драма (в узком смысле, как жанр между трагедией и комедией), выясняется, что дрампьесы для детей начали писать только в период XX-XXI в. | Использование знаково-символических средств представления информации. |
| Физминутка | | | | | Реализация здоровьесберегающих технологий |
6 | Самостоятельная работа с самопроверкой по образцу (эталону). | Индивидуальная рефлексия достижения цели, создание ситуации успеха. | Индивидуальная работа. | Организую поиск признаков драматической пьесы по тексту из учебника с.132-133. | Читают отрывок из произведения С. Маршака «Двенадцать месяцев», находят признаки (действие, роль, ремарка), стрелкой показывают, сверяют с эталоном на экране. | Принятие и сохранение учебной задачи, построение речевых высказываний в устной форме |
7 | Включение нового знания в систему знаний и повторение. | Включение «открытия» в систему знаний, повторение и закрепление ранее изученного | Работа в паре. | - Прочитайте тексты и определите жанр. | Читают тексты на цветных карточках, определяют жанр. По сигналу учителя поднимают карточку вверх, называют жанр и обосновывает свой ответ. | Развитие критического мышления. Инициативное сотрудничество в выборе информации. Выделение главного и второстепенного, поиск и нахождение обоснованных выводов и доказательств. |
8 | Рефлексия учебной деятельности на уроке. | Самооценка результатов деятельности, осознание метода построения, границ применения нового знания | «Продолжи фразу: - теперь я знаю…; я научился…; для меня было открытием…» | - Наш урок подходит к концу. Какую цель ставили перед собой? Достигли цели? С помощью чего? Предлагаю оценить собственный вклад в работу группы, заполнить листы самооценки. | Формулируют собственное мнение. Выбирают домашнее задание по желанию. | Способность к самооценке, самостоятельно, адекватно оценивать свою работу на уроке. Развитие умений аргументации и обоснования как личностного качества коммуникативного общения. |
| - Ребята, спасибо за урок. Вы сегодня раскрылись как исследователи. Пусть наши гости узнают о вас чуточку больше. В моём классе разные ребята: - устойчивые, мощные, как зимняя сказка; - яркие, лучезарные как летний день; многогранные, стремительные как осенний ветер; звенящие, искрящиеся как весенняя капель; есть робкие, нежные как первые подснежники. Что же это? Посмотрите внимательно- зарождается новая драматическая история, о которой мы поговорим на следующем уроке. |