СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок по теме Оксиды

Категория: Химия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок по теме: Оксиды. Проводится при изучении темы :Важнейшие классы неорганических соединений

Просмотр содержимого документа
«Урок по теме Оксиды»

Урок по теме «Оксиды» (8 класс)

Цель урока: способствовать формированию у учащихся знаний об оксидов, их составе, строении, значении; воспитывать бережное отношение к воде; развивать познавательный интерес, коммуникативные качества, уверенность в своих силах, настойчивость, умения действовать самостоятельно.


Задачи урока.

Направленные на достижение предметных результатов обучения

  • сформулировать понятие оксидов, как сложных бинарных соединений; их признаки, классификацию,

  • познакомиться с формулами важнейших оксидов,

  • отрабатывать умения записывать и читать формулы оксидов, тренироваться в составлении молекулярных формул оксидов,

  • уметь выделять оксиды среди других классов веществ и выделять оксиды металлов по их признакам

Направленные на достижение метапредметных результатов обучения:

  • Развивать учение анализировать, наблюдать, систематизировать, делать выводы

  • Создать условия для развития умения самостоятельно получать знания, используя различные источники информации

Направленные на достижение личностных результатов обучения:

  • Развитие мотивов учебной деятельности и формирования личностного смысла учения

  • Создание условий для формирования умственного и практического труда, работы в группах, интереса к знаниям, умений проводить самооценку


Оборудование:

  • компьютер,

  • мультимедио,

  • экран,

  • презентация «Оксиды. Состав и классификация», карточки.

  • ПСХЭ Д.И. Менделеева, карточки, учебник.

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Формируемые УУД

1

Организа­ционный момент

Приветствие:

Здравствуйте, ребята! Я рада вас всех видеть. Надеюсь, что на уроке мы с вами будем работать эффективно и плодо­творно

Дети приветствуют учителя.

Записывают в тетради число, классная работа


Личностные, коммуникативные

2

Проверка домашнего задания

Фронтальный опрос:

- Что такое степень окисле­ния?

- Какие вещества называют бинарными?

Учащиеся отвечают на вопросы

Личностные

Познавательные

Регулятивные, коммуникативные

3

Актуализация знаний

Наверное, сложно переоце­нить значение веществ, о ко­торых мы будем сегодня гово­рить. Там, где нет их, нет жизни. Эти вещества образуют минералы, руды, глины, жид­кие минералы. А что это за вещества, вы ответите посмотрев видеофрагменты (учитель показывает видео о воде, об углекислом газе, процессе ржавления железа), акцентируя внимание на составе этих веществ и их названии.


Учитель конкретизирует тему.

- Итак, тема урока «Оксиды. Состав и классификация»

Открывает презентацию «Оксиды. Состав и классификация»







Ребята определяют, что сегодня они будут изучать оксиды.




Учащиеся записывают тему урока в тетрадях


Личностные

Познавательные

Регулятивные

4







5







































































6

























7






8











Постановка учебной задачи



Учитель:

- О чём мы сегодня узнаем?

Наш верный помощник — учебник, ПСХЭ Д.И. Менделеева, вы сами и немного помогу вам я.

Учащиеся определяют цели урока: дать определение, что такое оксиды, узнать их состав, значение в природе и жизни человека, научиться составлять и записывать формулы оксидов, читать формулы оксидов.


регулятивные целеполагания, коммуникативные

Открытие нового знания


Учитель предлагает посмотреть на слайд и найти сходства в предложенных веществах.

H2O AL2O3 СаО SiO2 Fe2O3 CO SO2

Что же общего вы заметили в этих веществах


Учитель предлагает учащимся сформулировать определение оксидов.



Молодцы! Давая определе­ние, мы с вами, что уточнили – состав. А сейчас давайте дадим название нашим окси­дам (ранее о них мы посмотрели видеофрагменты)

H2O

CO2

Fe2O3


- Так из чего же складывается название оксида?


Название оксида = оксид + название элемента в родительном падеже

(запись на доске)

Попробуйте правильно на­звать оксиды, формулы кото­рых приведены в карточках на ваших столах (с первой парты по цепочке)


Учитель говорит об еще одной особенности оксидов, которая связана с валентностью, зада­вая при этом вопросы классу. В качестве примера приводит оксиды CO и CO2





А теперь – физкультминутка. Она связана с темой нашего урока. Встаньте, пожалуйста. На слайдах вы увидите формулу вещества. Если это оксид - вам нужно сделать шаг вперед и вытянуть руки вперед, затем опустить. Если это не формула оксида – сделать шаг назад и поднять руки вверх.

Присаживайтесь. Продолжаем наш урок.

Еще одна задача, которая стоит перед нами – научиться составлять формулы оксидов. Давайте с вами составим формулу оксида азота (V). Записываем рядом символы химических элементов: азота и кислорода. Проставляем степени окисления: +5 и -2. Находим наименьшее общее кратное чисел 5 и 2. Это 10. Наименьшее общее кратное 10 делим на значение степени окисления элементов. Индекс азота 2, кислорода 5. Получаем формулу N2O5.

Учитель предлагает нескольким ученикам составить на доске формулы оксидов: оксида меди (II), оксида фосфора (V), оксида свинца (II)

Сейчас, я предлагаю вам обратиться к учебнику на стр. 89 и поработать со схемой 11.

На какие группы оксиды делятся?

Приведите примеры.

Ребята, это не что иное как классификация.

Учащиеся определяют, что:

- это сложные вещества

- состоят их двух элементов

- один из элементов – кислород

Оксиды – это сложные веще­ства, которые состоят из двух элементов, один из которых кислород.


Дети называют и затем записывают в тетрадь:





H2O – оксид водорода

CO2 – оксид углерода (ІV)

Fe2O3 – оксид железа (III)


Название оксида:

оксид элемента, который стоит перед кислородом




Na2O – оксид натрия

MgO – оксид магния

Al2O3 – оксид алюминия

CaO – оксид кальция и т.д.



Дети отвечают на по­ставленные перед ними вопросы и при помощи учителя пытаются сформулировать данную особенность.


Учащиеся выполняют физкультминутку

Н2SO4, FeО, NН3, P2О3, NaOН, Li2О, Н2, NO2, О2, PbO, НNО3














Учащиеся записывают в тетрадь









Все учащиеся записывают эти формулы в тетрадь.

На основные, амфотерные и кислотные

Приводят примеры.

познавательные, регулятивные



































личностные, регулятивные, познавательные, коммуникативные



























Регулятивные, познавательные

Первичное закрепление

Учитель делит учащихся на группы и предлагает поиграть в игру «Третий лишний»

1 группа: К2O HCl MgО

АI2О3 SO3 СaH2

2 группа: HNO3 SO2, Fe2О3

FeО N2О5, CaCO3

А сейчас давайте назовем оксиды.

(СЛАЙД)

Например, вещество CaO я назову – оксид кальция, а Na2O – оксид натрия. А как вы назовете вещество MgO? Al2O3? CO2? CO?


Учитель предлагает детям вы­полнить задания (записать все возможные формулы оксидов из веществ приведенных на слайде); выписать из получен­ных оксидов в один столбик основные, в другой столбик – кислотные оксиды.





Представитель группы озвучивает ответы.












Учащиеся записывают в тетрадь, представитель группы озвучивает ответы




Учащиеся выполняют задание, записывают в тетрадь. Представитель первой группы озвучивает основные оксиды, второй – кислотные оксиды


(коммуникативные, регулятивные коррекции)

Самоанализ и самоконтроль


В конце урока я предлагаю вам проверить себя: насколько хорошо вы овладели новыми знаниями. Я раздаю вам листочки с заданиями. На их выполнение вам отводится три минуты.

Учащиеся выполняют индивидуальные задания


регулятивные контроля (самоконтроля), коммуникативные

Рефлексия деятельности

А сейчас я вам предлагаю ответить на вопросы:

Что вы узнали об оксидах?

Чему научились?

Какие характеристики класса оксидов вам уже известны?

Что вы еще не знаете, но хо­тели бы узнать?


Молодцы, вы сегодня хорошо работали. Мы вместе узнали что-то новое и все же каждый для себя совершил какое-то открытие. Поделитесь этим открытием, закончите пред­ложение, которое у вас написано на листочках, лежащих на столе: Сегодня на уроке мне удалось…


Мы научились с вами отличать оксиды от других веществ, называть их, составлять их формулы. Хотели бы узнать о значении оксидов.










Учащиеся дописывают фразу

Коммуникативные

личностные, познавательные,

9

Домашнее задание

Учитель комментирует зада­ние на дом - §18, упр.1,5.

УЧИТЕЛЬ: Вы хотели бы узнать больше о значении оксидов. Предлагаю в качестве домашнего задания прочитать параграф 18, выполнить упражнение 1 после параграфа и подготовить сообщения на тему: «Оксиды в жизни человека».

Дети записывают до­машнее задание в днев­ники

познавательные, регулятивные, коммуникативные

10

Итог урока.

Выявление пробелов и ком­ментирование оценок за урок. Выставление оценок в дневники.

Ребята, вы сегодня молодцы! Благодарю вас за урок. До свидания!


регулятивные саморегуляции, коммуникативные