3 | Актуализация знаний | Наверное, сложно переоценить значение веществ, о которых мы будем сегодня говорить. Там, где нет их, нет жизни. Эти вещества образуют минералы, руды, глины, жидкие минералы. А что это за вещества, вы ответите посмотрев видеофрагменты (учитель показывает видео о воде, об углекислом газе, процессе ржавления железа), акцентируя внимание на составе этих веществ и их названии. Учитель конкретизирует тему. - Итак, тема урока «Оксиды. Состав и классификация» Открывает презентацию «Оксиды. Состав и классификация» |
Ребята определяют, что сегодня они будут изучать оксиды.
Учащиеся записывают тему урока в тетрадях | Личностные Познавательные Регулятивные |
4 5 6 7 8 | Постановка учебной задачи | Учитель: - О чём мы сегодня узнаем? Наш верный помощник — учебник, ПСХЭ Д.И. Менделеева, вы сами и немного помогу вам я. | Учащиеся определяют цели урока: дать определение, что такое оксиды, узнать их состав, значение в природе и жизни человека, научиться составлять и записывать формулы оксидов, читать формулы оксидов. | регулятивные целеполагания, коммуникативные |
Открытие нового знания | Учитель предлагает посмотреть на слайд и найти сходства в предложенных веществах. H2O AL2O3 СаО SiO2 Fe2O3 CO SO2 Что же общего вы заметили в этих веществах Учитель предлагает учащимся сформулировать определение оксидов. Молодцы! Давая определение, мы с вами, что уточнили – состав. А сейчас давайте дадим название нашим оксидам (ранее о них мы посмотрели видеофрагменты) H2O CO2 Fe2O3 - Так из чего же складывается название оксида? Название оксида = оксид + название элемента в родительном падеже (запись на доске) Попробуйте правильно назвать оксиды, формулы которых приведены в карточках на ваших столах (с первой парты по цепочке) Учитель говорит об еще одной особенности оксидов, которая связана с валентностью, задавая при этом вопросы классу. В качестве примера приводит оксиды CO и CO2
А теперь – физкультминутка. Она связана с темой нашего урока. Встаньте, пожалуйста. На слайдах вы увидите формулу вещества. Если это оксид - вам нужно сделать шаг вперед и вытянуть руки вперед, затем опустить. Если это не формула оксида – сделать шаг назад и поднять руки вверх. Присаживайтесь. Продолжаем наш урок. Еще одна задача, которая стоит перед нами – научиться составлять формулы оксидов. Давайте с вами составим формулу оксида азота (V). Записываем рядом символы химических элементов: азота и кислорода. Проставляем степени окисления: +5 и -2. Находим наименьшее общее кратное чисел 5 и 2. Это 10. Наименьшее общее кратное 10 делим на значение степени окисления элементов. Индекс азота 2, кислорода 5. Получаем формулу N2O5. Учитель предлагает нескольким ученикам составить на доске формулы оксидов: оксида меди (II), оксида фосфора (V), оксида свинца (II) Сейчас, я предлагаю вам обратиться к учебнику на стр. 89 и поработать со схемой 11. На какие группы оксиды делятся? Приведите примеры. Ребята, это не что иное как классификация. | Учащиеся определяют, что: - это сложные вещества - состоят их двух элементов - один из элементов – кислород Оксиды – это сложные вещества, которые состоят из двух элементов, один из которых кислород. Дети называют и затем записывают в тетрадь: H2O – оксид водорода CO2 – оксид углерода (ІV) Fe2O3 – оксид железа (III) Название оксида: оксид элемента, который стоит перед кислородом
Na2O – оксид натрия MgO – оксид магния Al2O3 – оксид алюминия CaO – оксид кальция и т.д. Дети отвечают на поставленные перед ними вопросы и при помощи учителя пытаются сформулировать данную особенность. Учащиеся выполняют физкультминутку Н2SO4, FeО, NН3, P2О3, NaOН, Li2О, Н2, NO2, О2, PbO, НNО3 Учащиеся записывают в тетрадь Все учащиеся записывают эти формулы в тетрадь. На основные, амфотерные и кислотные Приводят примеры. | познавательные, регулятивные личностные, регулятивные, познавательные, коммуникативные Регулятивные, познавательные |
Первичное закрепление | Учитель делит учащихся на группы и предлагает поиграть в игру «Третий лишний» 1 группа: К2O HCl MgО АI2О3 SO3 СaH2 2 группа: HNO3 SO2, Fe2О3 FeО N2О5, CaCO3 А сейчас давайте назовем оксиды. (СЛАЙД) Например, вещество CaO я назову – оксид кальция, а Na2O – оксид натрия. А как вы назовете вещество MgO? Al2O3? CO2? CO? Учитель предлагает детям выполнить задания (записать все возможные формулы оксидов из веществ приведенных на слайде); выписать из полученных оксидов в один столбик основные, в другой столбик – кислотные оксиды. | Представитель группы озвучивает ответы. Учащиеся записывают в тетрадь, представитель группы озвучивает ответы Учащиеся выполняют задание, записывают в тетрадь. Представитель первой группы озвучивает основные оксиды, второй – кислотные оксиды (коммуникативные, регулятивные коррекции) | |
Рефлексия деятельности | А сейчас я вам предлагаю ответить на вопросы: Что вы узнали об оксидах? Чему научились? Какие характеристики класса оксидов вам уже известны? Что вы еще не знаете, но хотели бы узнать? Молодцы, вы сегодня хорошо работали. Мы вместе узнали что-то новое и все же каждый для себя совершил какое-то открытие. Поделитесь этим открытием, закончите предложение, которое у вас написано на листочках, лежащих на столе: Сегодня на уроке мне удалось… | Мы научились с вами отличать оксиды от других веществ, называть их, составлять их формулы. Хотели бы узнать о значении оксидов. Учащиеся дописывают фразу | Коммуникативные личностные, познавательные, |
9 | Домашнее задание | Учитель комментирует задание на дом - §18, упр.1,5. УЧИТЕЛЬ: Вы хотели бы узнать больше о значении оксидов. Предлагаю в качестве домашнего задания прочитать параграф 18, выполнить упражнение 1 после параграфа и подготовить сообщения на тему: «Оксиды в жизни человека». | Дети записывают домашнее задание в дневники | познавательные, регулятивные, коммуникативные |