СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок по теме «Проблема личности и государства в поэме «Медный всадник»

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Проблема личности и государства в поэме «Медный всадник».

Просмотр содержимого документа
«Урок по теме «Проблема личности и государства в поэме «Медный всадник»»

Проблема личности и государства в поэме «Медный всадник».

Технологическая карта урока



Тема урока

ПРОБЛЕМА ГОСУДАРСТВА И ЛИЧНОСТИ В ПОЭМЕ А.С.ПУШКИНА "МЕДНЫЙ ВСАДНИК"

Тип урока (изучение нового материала, закрепление, обобщение и систематизация и т.д.)

Урок- повторение

Цели урока в соответствии с планируемыми результатами (личностные, метапредметные, предметные)

расширение понятийной базы за счёт включение в неё новых элементов,

выявление историко-литературного и жанрового своеобразия «Медного всадника»; помочь осмыслить главный конфликт поэмы; развивать умение анализировать произведение; воспитывать в читателе чувство прекрасного, умение чувствовать и понимать прочитанное.


Межпредметные связи

История, литературоведение, политология

Виды используемых ИКТ, интернет-ресурсы (указать источники)

Запись, фиксация информации об окружающем мире, сбор, обработка информации:

www.filologia.su

www.gumer.info

www.philology.ru

www.lectorium.ru

Материалы и оборудование

Рабочие тетради, учебники, раздаточный материал

Список используемой литературы

1. Линия УМК «Литература. 5–11 классы» Т. Ф. Курдюмовой и др.

2. Курдюмова Т.Ф. и др. / Под ред. Курдюмовой Т. Ф. Литература.10 класс. М:Дрофа, 2014г

3. www.filologia.su

4. www.gumer.info

5. www.philology.ru

6. www.lectorium.ru

Формирование УУД:

Личностные действия: (самоопределение, смыслообразование, нравственно-этическая ориентация)

Регулятивные действия: (целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка, саморегуляция)

Познавательные действия: (общеучебные, логические, постановка и решение проблемы)

Коммуникативные действия: (планирование учебного сотрудничества, постановка вопросов, разрешение конфликтов, управление поведением партнера, умение с достаточной точностью и полнотой выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации)
























Структура и ход урока



1.Орг.момент
















Задавание на дом






Подготовка к восприятию


Тест на знание текста







Первичное впечатление





Сообщение ученика









Анализ текста





























































































































































































Подведение итогов

Здравствуйте, ребята. Сегодня на уроке мы продолжим изучение творчества Пушкина А.С., также мы продолжим заполнять с вами картотеку со знаменательными датами в его жизни и творчестве. У всех есть карточки? Прошу их положить перед собой, чтобы иметь возможность быстро записать необходимую дату. Тема нашего урока сегодня ПРОБЛЕМА ГОСУДАРСТВА И ЛИЧНОСТИ В ПОЭМЕ А.С.ПУШКИНА "МЕДНЫЙ ВСАДНИК"(1833г).

Пожалуйста, запишите её в своих тетрадях по литературе.

Запишите сразу в тетрадях д/з:

Перечитать изученные стих-я Пушкина; выучить отрывок из Медного всадника наизусть («Люблю тебя, Петра творенье…Нева к морям его несёт и, чуя вешни дни, ликует».

Поэма «Медный всадник» А.С.Пушкина одно из загадочных и таинственных произведений Пушкина. Для начала проведём небольшой тест по содержанию. По его результатам я узнаю, как внимательно вы прочитали произведение. Можно пользоваться текстами «Медного всадника».

Тест. Приложение 1.

Собрать работы.






Вы прочитали дома произведение, какое ваше первое впечатление, что вызвало сложности, может, возникли непонятные слова.

Итак, чтобы лучше понять поэму, мы обратимся к истории написания. Сообщение нам подготовила Лера Сатина. Прошу слушать Леру, её рассказ поможет вам лучше понять и осмыслить произведение.







Все записали год создания поэмы?

Мы познакомились с творческой историей поэмы, ее судьбой, прочитали внимательно дома, и теперь вы легко сможете ответить на вопросы.

Остановимся на сюжете. О чём идёт речь в произведении? (Стройте ответ по сюжету, кто является героем, какова его судьба, что с ним происходит)

Какими языковыми средствами пользуется автор, чтобы охарактеризовать героя.

Какой конфликт вы увидели в произведении?

Какие проблемы затронул Пушкин в «Медном всаднике»?

Каков жанр произведения?

Давайте обратимся к тексту.

Зачем дано вступление? О чём говорится в нём?




В чём заключается контраст? Что представлял из себя пейзаж, предшествующий основанию Петербурга?

Зачитайте описание из произведения.





О чем думал Петр I, стоя на берегу пустынных волн?



Пушкин слагает гимн Петру и его «творенью»:

«Люблю тебя, Петра творенье…

Пышный, горделивый, неколебимый, как Россия..»

Обратимся к 1 части поэмы.

Поэт переходит к печальному рассказу, ужасной поре. Что это за событие?




Зачитайте описание стихии.







Появляется герой – Евгений.

Каково его социальное положение? О чем он думает? Мечтает? Почему именно такого человека (один из многочисленных чиновников без призванья) взял Пушкин?



В конце первой части – первая встреча с Медным всадником. В чём контраст между великим царём и бедным Евгением.






Перечитаем вторую часть поэмы.

Что же стало с Евгением? Что ощущает он?

Как сложилась его судьба после наводнения?

К тексту поэмы.





Так проходит год…

… он очутился под столбами.

Евгений вздрогнул…

Память о пережитом приводит его на Сенатскую площадь..

Итак, переходим к кульминации поэмы.

Прав ли Евгений, обвиняя в своем несчастье Медного всадника?


Меняется отношение автора к Евгению?

Но бунт Евгения, мятеж оказался недолгим, истукан оживает перед его взором, в его больным воображении. Это уже конфликт не героев, а идеи, конфликтуют государство и личность. Бессмысленная и безрезультативная погоня имеет глубокий философский подтекст: человек и власть всегда связаны между собой. И судьба одного человека зависит от государства, государственной личности.

А вы как считаете? 


Обратимся к заключительным строчкам поэмы.

К какому пейзажу возвращает нас автор и почему?








Найдите слова и словосочетания, которые перекликаются с начальными строками поэмы, выделите их.







Автор заканчивает тем же, с чего и начал. Какова композиция произведения?


Как я уже сказала, поэма неоднозначна и до сих пор вызывает споры у литераторов, у неё есть множество интерпретаций. Причем, точки зрения литературоведов, писателей, философов часто противоположны -на восприятие писателей, философов оказывало влияние и время, эпоха, в которую они жили. С некоторыми из них нас познакомят ваши товарищи, мы послушаем внимательно. Делайте пометки в тетрадях: «деятель и его интерпретация поэмы».


Итак, спасибо выступающим. Вернемся к проблемному вопросу. По каким вопросам «Медного всадника» велась полемика? Ваша точка зрения.




































Как вы считаете, разрешен ли конфликт человека и власти в поэме автором? Что же делать?

Современна ли повесть «Медный всадник» сегодня? Почему так думаете?













































































Поэма создана болдинской осенью 1833 года, напечатана полностью после смерти Пушкина, потому что «Медный всадник» был настолько дорог Пушкину, что, когда рукопись, отданная цензору Николая I, вернулась с исправлениями, поэт решил не изменять ни одного слова, отрезав путь к публикации.







Между Евгением и Петром 1




Поэма


Чтобы показать контраст того, что было до преобразований Петра и после, что сделал он для страны, для своего народа, построил прекрасный и величественный город.




(Картина дикого пустынного места, широкой реки, на которой виден лишь одинокий челн).


О своей стране. Величие Петра в

патриотизме, понимании

исторической необходимости, Петром

руководит идея блага отечества.







Наводнение 1824 года. Перед нами другой Петербург – омраченный, снята позолота, ноябрь, осень, Нева металась, как больной..., крепость, осажденная Невой.


«Ужасный день! Нева…

Как зверь остервеняясь, на город кинулась.

И всплыл Петрополь, как тритон,

По пояс в воде погружен.

Все гибнет: кров и пища!

Неразбериха, горе.»


Евгений мечтает о простом счастье «маленького» человека. Но ничего постыдного в его желаниях нет, хотя нет и бурного жизненного порыва. Евгений не за себя страшится, волнуется о своей невесте.


Разъяренная стихия, беды людские не касаются его! Он в неколебимой вышине, обращен спиною к Евгению.

Державный город – над ним парит

«Кумир на бронзовом коне»

Евгений – антипод кумира. У него есть то, чего лишен бронзовый Петр: сердце и душа!


Наводнение закончилось. Его девушка умерла, мечты разрушились. Беспокойство, тревога, душевный надлом…


«И так он свой несчастный век

Влачил, ни зверь, ни человек…»

Страшная боль за Евгения: от событий становится жутко: героя бьют, живет подаянием, ночует, где придется, бедность, нищета…












это уже соперник грозного царя.



















Поэма заканчивается описанием все той же природы с ветхим домишкой и рыбаком. Евгений – дитя этого великолепного города – находит свой конец на берегу пустынного острова. Город, детище Петра, отверг бедняка, и его приняла та стихия, которая, бросив вызов городу, явилась непосредственной причиной гибели человека.

Кольцевая.














(Сообщения учащихся)

Приложение2.

(ученики выходят к доске)


Полемика, споры, разногласия велись о сути конфликта «Медного всадника». Все интерпретаторы отмечают, что центром, «узловым» моментом является конфликт «маленького» человека Евгения и Петра, представленного в облике Медного всадника. Это столкновение определяет судьбу каждого из них. Но одни отдают свои симпатии Евгению, и другие оправдывают Петра, признавая право государства жертвовать человеком во имя великих целей. (Я на стороне «маленького человека». Зачем великие цели, ради чего, если гибнет человек?).

- Исследователи под столкновением Евгения и Медного всадника видят столкновение власти и народа, другие говорят о бунте стихии (природы) и бунте человека (Евгений поднимает руку на медного всадника). Одни прославляют Петра, другие – возвышают «бедного» Евгения за то, что он решился протестовать против произвола.

- Практически все интерпретаторы пытаются определить, на чьей стороне Пушкин: на стороне Петра – «апофеоза Петра» или на стороне Евгения «не вечен кумир с медною главой». Наверное, это самый сложный вопрос. (Мне кажется, Пушкин «милость к падшим призывал», «в жестокий век восславил свободу», то есть он понимает, что бунт подавлен, но человек обязан защищать себя и свое достоинство. Пушкин на стороне Евгения).




Повесть «Медный всадник» интересна и сегодня, она действительно заставляет задуматься над сложнейшими вопросами. Произведение современно и сегодня, потому что затрагивает «вечные» проблемы бытия нравственного, этического, философского характера.






Тема: Поэма А. С. Пушкина «Медный всадник»: конфликт между государством и личностью.


Тип урока: урок-беседа

Метод объяснения: комбинированный.



Цели:

Обучающие:

1.Знания:

-Систематизировать ранее полученные знания о поэме «Медный всадник»

-Выявить ранее полученные знания учащихся о теоретико-литературных понятиях: конфликт, поэма.

-Продолжить анализировать произведение с целью выявления ключевых образов и главного конфликта поэмы.

2. Умения:

- развивать умение находить в тексте ответы на поставленные вопросы

- развивать умение формулировать мысль, выбирать главное

- развивать умение анализировать произведение

3. Навыки:

-продолжить развивать навык выразительного чтения

4. Развитие речи:

-максимально использовать возможности урока литературы для развития основных речеведческих навыков: чтения (выразительно громко и про себя), говорения (монолог, диалог), слушания (друг друга и учителя), письма (на уроке записано…. слов).

-развивать логическое мышление учащихся

-развивать творческие способности учащихся

5. Стилистический аспект:

-использование художественного стиля

-использование учебно-научного подстиля научного стиля (учебник)

Развивающие:

-развивать логическое мышление

-развивать образное мышление учащихся

-развивать навык работы в парах, в группах

Воспитательные:

-прививать любовь литературе

-учить понимать глубину и красоту поэтического слога.


План урока:

I. Организационный момент

II. Проверка домашнего задания

III. Анализ произведения:

IV. Подведение итогов урока

V. Задание на дом









Ход урока:

Этапы

Учитель

Учащиеся

  1. Орг. Момент




II.Проверка домашнего задания.
































































































































































































































III.Анализ произведения.












































































IV.Подведение итогов урока.






V.Задание на дом.







Здравствуйте дети. Садитесь. В тетрадях записываем число, классная работа и тему нашего урока: Поэма А. С. Пушкина «Медный всадник»: конфликт между государством и личностью.

На прошлом уроке мы с вами начали работу над этим произведением и разобрали вступление. Сегодня мы продолжаем .

Я попрошу вас разделиться на четыре группы. Каждая из групп будет охарактеризовывать определенный образ.

Первой группе достанется образ Петра. На прошлом уроке мы говорили, что каждому из образов присуща «двуликость». Как проявились “два лика” Петра в поэме? Выберите из текста поэмы подходящие цитаты.
































Вторая группа характеризует образ Невы. Вспомните как мы характеризовали Неву во вступлении и посмотрите как она характеризуется в двух частях. Найдите образы, характеризующие изображение разбушевавшейся Невы. Можно ли в этом случае сказать, что здесь «две Невы»?













































Третья группа характеризует образ Евгения. Какую информацию мы узнаём о Евгении в первой части? Какую характеристику даёт ему автор? Что меняется в облике Евгения в разгар наводнения? Опишите его психологическое состояние. Можно ли сказать, что образ Евгения контрастен?






























































Четвертой группе достается образ Петербурга. Покажите на примере текста, что образ этот контрастен.













































Спасибо. Исходя из прослушанных докладов давайте ответим на вопрос Какой символический смысл в том, что первая часть заканчивается описанием Медного Всадника?


Чьими глазами мы видим памятник Петру?






Правильно. Мы с вами знаем, что встреча с памятником у Евгения происходит дважды. Когда происходит вторая встреча?

Да. И как было уже сказано, в Евгении назревает бунт, он решает высказать свое недовольство памятнику, олицетворяющему власть. Можно ли сказать, что зесь есть конфликт? И когда он зародился?



































Спасибо. Но неотделимы от этих образов и Петербург. Проследите, как лики Евгения и Петра зеркально отразились в картинах города: Петербурга, Петрограда, Петрополя?








Спасибо. Сегодня на уроке мы с вами разобрали двойственность ключевых образов поэмы и посмотрели как Пушкин выразил основной конфликт, который актуален и по сей день.


На дом вам прочитать весь материал по «Медному всаднику».


Запись в рабочю тетрадь числа и темы урока.



















1 группа: как было уже сказано во вступлении Петр предстает целеустремленным, твердым в своих взглядах реформатором. Петром руководит идея блага Отечества. Это можно подтвердить словами:

Стоял он, дум великих полн,

И вдаль глядел.

И думал он:

Отсель грозить мы будем шведу,

Здесь будет город заложен

На зло надменному соседу.

Природой здесь нам суждено

В Европу прорубить окно,1

Ногою твердой стать при море.

Сюда по новым им волнам

Все флаги в гости будут к нам,

И запируем на просторе.

В первой части настроение автора меняется и Петр описывается уже как отвернувшийся от народа.

И, обращен к нему спиною,

В неколебимой вышине,

Над возмущенною Невою

Стоит с простертою рукою

Кумир на бронзовом коне.

Во второй части поэт так же характеризует Петра как «Кумир с простертою рукою

Сидел на бронзовом коне.», так же называет его «горделивым истуканом», «грозным царем», «Медным Всадником».


Вторая группа: Во вступлении Пушкин описывает Неву как «Река неслася», «неведомые воды», «Невы державное теченье»,

«побежденная стихия». Река изначально показана как опасная стихия, поведение её неведомо человеку. Петр сумел приручить стихию, но уже в первой части она показывается как «Плеская шумною волной

В края своей ограды стройной,

Нева металась, как больной

В своей постеле беспокойной.»,

«Нева всю ночь

Рвалася к морю против бури,

Не одолев их буйной дури...

И спорить стало ей невмочь...

Поутру над ее брегами

Теснился кучами народ,

Любуясь брызгами, горами

И пеной разъяренных вод.

Но силой ветров от залива

Перегражденная Нева

Обратно шла, гневна, бурлива,

И затопляла острова,

Погода пуще свирепела,

Нева вздувалась и ревела,

Котлом клокоча и клубясь,

И вдруг, как зверь остервенясь,

На город кинулась. Пред нею

Всё побежало, всё вокруг

Вдруг опустело — воды вдруг

Втекли в подземные подвалы»,

Поэт показывает Неву как словно человека, который долго был под гнетом, но насытился и решил бунтовать. «Нева обратно повлеклась,

Своим любуясь возмущеньем

И покидая с небреженьем

Свою добычу».

Образы, которые характеризуют Неву: Осада! приступ! злые волны,

Как воры, лезут в окна, божий гнев, злодей, разбойники.

Через такие сравнения поэт показывает читателю насколько сильным было несчастье, принесенное стихией. Самый зримый образ разрушения: «Чёлны с разбега стёкла бьют кормой» и «гроба с размытого кладбища плывут по улицам».


Третья группа: в первой части поэт знакомит нас с одним из главных героев. Это бедный человек , который «Живет в Коломне; где-то служит,

Дичится знатных и не тужит

Ни о почиющей родне,

Ни о забытой старине». Евгений по сути своей мечтатель, но мечтает он об обыденных вещах: «Что мог бы бог ему прибавить

Ума и денег», «И размечтался, как поэт:

«Жениться? Мне? зачем же нет?

Оно и тяжело, конечно;

Но что ж, я молод и здоров,

Трудиться день и ночь готов;

Уж кое-как себе устрою

Приют смиренный и простой

И в нем Парашу успокою.

Пройдет, быть может, год-другой

Местечко получу, Параше

Препоручу семейство наше

И воспитание ребят...

И станем жить, и так до гроба

Рука с рукой дойдем мы оба,

И внуки нас похоронят...».

Во время наводнения облик Евгения меняется, теперь это уже не мечтательный юноша, а «На звере мраморном верхом,

Без шляпы, руки сжав крестом,

Сидел недвижный, страшно бледный

Евгений». Но даже в таком состоянии он думал не о себе, а о том, сумела ли спастись Параша.

Наводнение послужило причиной недовольства юноши Петром «Кто неподвижно возвышался

Во мраке медною главой,

Того, чьей волей роковой

Под морем город основался...

Ужасен он в окрестной мгле!

Какая дума на челе!

Какая сила в нем сокрыта!

А в сем коне какой огонь!

Куда ты скачешь, гордый конь,

И где опустишь ты копыта?

О мощный властелин судьбы!

Не так ли ты над самой бездной

На высоте, уздой железной

Россию поднял на дыбы?», помутнение его рассудка, в следствии чего Евгений открыто высказывает памятнику «Кругом подножия кумира

Безумец бедный обошел

И взоры дикие навел

На лик державца полумира.

Стеснилась грудь его. Чело

К решетке хладной прилегло,

Глаза подернулись туманом,

По сердцу пламень пробежал,

Вскипела кровь. Он мрачен стал

Пред горделивым истуканом

И, зубы стиснув, пальцы сжав,

Как обуянный силой черной,

«Добро, строитель чудотворный!

Шепнул он, злобно задрожав, —

Ужо тебе!..». Евгений совершил маленький бунт.

В вступлении Петербург описывается как пышный, дердавный, превосходящий по красоте город, затмивший Москву.

«юный град,

Полнощных стран краса и диво,

Из тьмы лесов, из топи блат

Вознесся пышно, горделиво;

Где прежде финский рыболов,

Печальный пасынок природы,

Один у низких берегов

Бросал в неведомые воды

Свой ветхой невод, ныне там

По оживленным берегам

Громады стройные теснятся

Дворцов и башен; корабли

Толпой со всех концов земли

К богатым пристаням стремятся;

В гранит оделася Нева;

Мосты повисли над водами;

Темно-зелеными садами

Ее покрылись острова,

И перед младшею столицей

Померкла старая Москва,

Как перед новою царицей

Порфироносная вдова».

Но уже в первой части образ Петербурга меняется, с него словно спадает позолота, исчезают золотые небеса. Город во власти «осеннего хлада», воющего ветра, сердитого дождя. Он превращается в крепость, осажденную Невой.

«Над омраченным Петроградом

Дышал ноябрь осенним хладом»,

«К решеткам хлынули каналы,

И всплыл Петрополь как тритон,

По пояс в воду погружен»,

«Всё перед ним завалено;

Что сброшено, что снесено;

Скривились домики, другие

Совсем обрушились, иные

Волнами сдвинуты; кругом,

Как будто в поле боевом,

Тела валяются».



Пушкин показал нам правителя, который бессилен , он не может помочь людям спастись от наводнения, он стоит к ним спиной и как бы наоборот указывает Неве направление.



Памяиник Петру мы видим глазами Евгения, как жителя Петербурга, как человека, видящего, что власть ничего не может сделать. Именно такой образ власти Евгений навсегда сохранит в своем сознании.

Прошел почти год. Наводнение произошло в ноябре, а второй раз к памятнику Евгений возвращается в конце лета.









Конфликт в произведении зарождается ещё во вступлении и выражается как конфликт между человеком и стихией. Именно этот конфликт Пушкин переносит и преобразовывает в конфликт между государством и личностью.

Во вступлении петр являл собой государственную власть, а стихия побежденная была народом, который безвольно выполнял повеления. Медный всадник отождествляет собой власть, а Евгений-личность, которая только после пережитого несчастья решился на открытый проест. Столкнув в поэме бронзового Петра и бедного петербургского чиновника Евгения, Пушкин подчеркнул, что государственная власть и человек разделены бездной.

В сцене погони мы видим, как за человеком скачет механическое существо, карающее даже за робкую угрозу и напоминание о возмездии.

Бессмысленная и безрезультативная погоня имеет глубокий философский подтекст: противоречия между человеком и властью не могут разрешиться или исчезнуть: человек и власть всегда связаны между собой.


Город, как и его герои, раздваивается. В наводнении тонет Петербург, о котором мечтал Пётр, — окно в Европу, порт, выход на простор. И всплывает Петрополь — губитель, убийца, уничтоживший Парашу, поглотивший пожитки бедноты, отнявший разум у Евгения. Побеждает город, не предвиденный Петром, это обратная сторона его мечты. Это город, где царит не Пётр, а М