Тема: Роль прилагательных в художественном тексте.
Учитель 1 категории Миллер С.В.
Цели: 1) обобщить знания по теме: «Имя прилагательное»;
2) выяснить роль имени прилагательного в художественной речи (полная точная характеристика предмета; выделение его из ряда подобных; дополнительная художественная характеристика предмета).
Тип урока: обобщающее повторение по теме.
Оборудование: 1. Тексты Г. Скребицкого, Ф.Абрамова, И. Тургенева, Н.Гоголя,
А. Белого.
2. « Словарь синонимов русского языка».
ХОД УРОКА
Эпиграф
Строчка за строчкой,
Фраза за фразой-
Ты только вдумайся,
Только всмотрись-
Откроется самая главная мысль.
СОЗДАНИЕ ПРОБЛЕМНОЙ СИТУАЦИИ
Отгадайте, о ком идет речь в тексте Г. Скребицкого.
Как он был хорош, весь освещённый весенним солнцем, на белом фоне березняка! И какой своеобразный облик у лесного гиганта! Длинная горбоносая морда, огромные вывороченные корни- рога. Сам такой тяжёлый, грузный, а ноги высокие, стройные, точно у скакового коня. И какая окраска шерсти- весь тёмно- бурый, а на ногах словно белые туго натянутые чулки. (о лосе)
Какие слова помогли вам узнать лося, хотя название животного ни разу не упоминалось? (длинная горбатая морда; тяжёлый, грузный и т. д).
К какой части речи относятся слова, описывающие животное? Дайте определение этой части речи. (дать определение имени прилагательного.).
Постановка целей урока.
Работа с художественными текстами.
(28 слов 16 прилагательных)
О чём это говорит? (Преобладающая часть речи - имя прилагательное, которое делает отрывок образным, живописным).
Найдите в тексте прилагательные, обозначающие признаки предмета по:
а) цвету: тёмно- бурые, белые; ЗАПИСАТЬ
б) форме: горбоносая, стройные, вывороченные; СЛ. СОЧ.
в) размеру: длинная, огромная;
г) весу: тяжёлый, грузный;
д) росту: высокие;
е) функции: скакового;
ж) авторская оценка: своеобразный, (был) хорош.
Вывод: прилагательные обозначают различные признаки предмета, это помогает охарактеризовать его с разных сторон.
Теперь обратимся к творчеству замечательного писателя Ф. Абрамова. Перед вами отрывок из записной книжки, включённый в цикл «Наедине с природой».
Обратите внимание на разнообразие прилагательных в тексте. Что они создают?
Тёплый, солнечный день. Бабье лето, которое, как чудо, спустилось на землю в эту необыкновенную осень.
Удивительно целебная тишина..
Сижу над маленьким прудком в парке. Замшелое дно засыпано дубовыми листьями. И они блестят в воде, как медные блесны. А поверху бежит стайка рыбёшек. Наверно, рыбёшки воображают себя невероятными смельчаками. Поплывут, остановятся, осмотрятся- далеко заплыли от дома. Жутко! Но в сердце неистребимое влечение к далям, к неведомому. И опять вперёд.
(Обилие прилагательных создаёт образную, живописную картину тёплого, солнечного дня.
Позволяет читателю увидеть картину природы в разнообразии осенних красок)
Определите стиль текста. (Художественный);
Тип текста (Описание);
Докажите, что это текст.( Сочетание предложений , связанных по смыслу и грамматически).
Тема текста.
Основная мысль текста.
Что значит Целебная тишина? (Тишина исцеляющая душу)
Что значит Бабье лето? (Ранняя осень с ясными, тёплыми днями)
Какими прилагательными мы можем охарактеризовать лето:
по температуре;
по времени наступления;
по урожайности.
1. горячее, холодное, жаркое;
2. длинное, запоздалое, короткое;
3. богатое, обильное, зелёное.
СОСТАВИТЬ И ЗАПИСАТЬ ПРЕДЛОЖЕНИЕ.
Найдите в тексте относительные прилагательные (Дубовыми листьями, медные блесны)
Могут ли относительные прилагательные переходить в разряд качественных? (МОГУТ - дубовый пряник, волосы медного цвета)
Образуйте от прилагательного ТЁПЛЫЙ степени сравнения.
ТЕПЛЕЕ – БОЛЕЕ ТЁПЛЫЙ, ТЕПЛЕЙШИЙ - САМЫЙ ТЁПЛЫЙ
ВЫВОД: мы видим, что имена прилагательные необходимы при написании пейзажных картин. Именно эта часть речи позволяет живописать природу и её явления.
4.РАБОТА В ГРУППАХ.
1. сколько имён прилагательных употреблено в отрывках;
2.определите разряд прилагательных;
3.определите, какие из них отражают внешний вид, какие - внутреннее состояние, черты характера.
1ГРУППА
Первому, старшему изо всех, Феде вы бы дали лет четырнадцать. Это был стройный мальчик, с красивыми и тонкими, немного мелкими чертами лица, кудрявыми белокурыми волосами, светлыми глазами и постоянной полурассеянной улыбкой. На нём была пёстрая ситцевая рубаха, с жёлтой каёмкой; небольшой новый армячок, надетый внакидку, чуть держался на его узеньких плечиках; на голубеньком поясе висел гребешок.
2ГРУППА
У второго мальчика, Павлуши, волосы были всклоченные, чёрные, глаза серые, скулы широкие, лицо бледное, рябое, рот большой, но правильный, вся голова огромная, как говорится, с пивной котёл, тело приземистое, неуклюжее. Малый был неказистый,- что говорить!- и всё- таки он мне понравился: глядел он очень умно и прямо, да и в голове у него звучала сила.
1 ГРУППА
Из 32 слов- 17 прилагательных; все прилагательные качественные, кроме одного (ситцевая).
Рисуют внешний вид: стройный (мальчик); с красивыми, тонкими, мелкими (чертами); кудрявыми белокурыми ( волосами); светлыми (глазами); пёстрая ситцевая (рубаха); с жёлтой (каёмкой); небольшой новый ( армячок);на узеньких (плечиках); на голубеньком поясе.
Отражают внутреннее состояние, черты характера: постоянный , полувеселый, полурассеянной( улыбкой).
2 ГРУППА
Из 26 слов- 13 прилагательных; все прилагательные качественные.
Рисуют внешний вид: (глаза) чёрные; (скулы) широкие; (лицо) бледное, рябое; (рот) большой, правильный; ( голова) огромная, с пивной (котёл); (тело) приземистое, неуклюжее; (малый) неказистый.
Отражает внутреннее состояние не прилагательные, а наречия: (глядел) умно и прямо.
Одинаков ли порядок слов, расположение прилагательных и существительных в отрывках?
Порядок слов неодинаков. Иначе текст был бы однообразным и монотонным, потерялась бы живость изображения. Кроме того порядок слов связан и с характерами мальчиков.Федя из богатой крестьянской семьи. Описывая Федю, Тургенев выбирает прямой (нормативный) порядок слов. Отрывок прочитывается легко. Павлуша из бедной семьи. Неказистый (одно сравнение головы с пивным котлом чего стоит!) Использован обратный порядок слов. Такой порядок слов несёт дополнительную текстовую нагрузку:не такой , как все, особенный.Чтение такого текста затреднено, словно спотыкаешься на существительных.
ВЫВОДЫ: Среди слов этих отрывков почти половина- имена прилагательные. Ни одно прилагательное не повторяется. Для нового портрета художник находит и новые слова. Все прилагательные качественные и по значению разные. Прилагательные широко используются при создании портретных характеристик героев их чувств, настроений, душевного состояния.
5.
Теперь нам понятно, как бывает важно найти красивое точное образное прилагательное; какое это трудоёмкое, но вместе с тем и интересное дело. Попробуйте поработать над художественным текстом. Восстановите отрывок из стихотворения А. Белова «Зима».
ЗИМА
Снега синей, снега туманней;
Вновь освежённей дышим мы.
Люблю деревню, вечер ранний
И грусть серебряной зимы.
Лицо изрежет ветер резкий,
Прохлещет хладом вглубь аллей;
Ломает хрупкие подвески
Ледяных звонких хрусталей.
Какие прилагательные у автора вам показались более интересными?
Почему он употребляет именно их?
Почему в словах туманней, ранний пишем две НН,
а в словах серебряной, ледяных одна Н?
ВЫВОД: Употребление имён прилагательных придаёт речи не только точность и меткость, но и особую выразительность. Не случайно, например, в художественном описании природы, внешности человека почти каждое четвёртое слово- прилагательное. Они помогают полнее раскрыть отличительные свойства предмета, охарактеризовать предмет с разных сторон, придать описанию образность, яркость, передать оценку, отношение писателя. ВЕРНУТЬСЯ К ЭПИГРАФУ.
ДОМ. ЗАД. Написать сочинение- миниатюру (описание природы или внешности человека.)
ЗИМА
Снега синей, снега туманней;
Вновь освежённей дышим мы.
Люблю деревню, вечер………….
И грусть …………………зимы.
Лицо изрежет ветер………………,
Прохлещет хладом вглубь аллей;
Ломает хрупкие подвески
Ледяных …………… хрусталей
…………………………………………
ЗИМА
Снега синей, снега туманней;
Вновь освежённей дышим мы.
Люблю деревню, вечер………….
И грусть …………………зимы.
Лицо изрежет ветер………………,
Прохлещет хладом вглубь аллей;
Ломает хрупкие подвески
Ледяных …………… хрусталей
…………………………………………
ЗИМА
Снега синей, снега туманней;
Вновь освежённей дышим мы.
Люблю деревню, вечер………….
И грусть …………………зимы.
Лицо изрежет ветер………………,
Прохлещет хладом вглубь аллей;
Ломает хрупкие подвески
Ледяных …………… хрусталей
…………………………………………
ЗИМА
Снега синей, снега туманней;
Вновь освежённей дышим мы.
Люблю деревню, вечер………….
И грусть …………………зимы.
Лицо изрежет ветер………………,
Прохлещет хладом вглубь аллей;
Ломает хрупкие подвески
Ледяных …………… хрусталей
…………………………………………
1ГРУППА
Первому, старшему изо всех, Феде вы бы дали лет четырнадцать. Это был стройный мальчик, с красивыми и тонкими, немного мелкими чертами лица, кудрявыми белокурыми волосами, светлыми глазами и постоянной полурассеянной улыбкой. На нём была пёстрая ситцевая рубаха, с жёлтой каёмкой; небольшой новый армячок, надетый внакидку, чуть держался на его узеньких плечиках; на голубеньком поясе висел гребешок
……………………………………………………………………
2ГРУППА
У второго мальчика, Павлуши, волосы были всклоченные, чёрные, глаза серые, скулы широкие, лицо бледное, рябое, рот большой, но правильный, вся голова огромная, как говорится, с пивной котёл, тело приземистое, неуклюжее. Малый был неказистый,- что говорить!- и всё- таки он мне понравился: глядел он очень умно и прямо, да и в голове у него звучала сила.