СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок по теме "Роль прилагательных в художественном тексте"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Урок по теме "Роль прилагательных в художественном тексте"»

Тема: Роль прилагательных в художественном тексте.

Учитель 1 категории Миллер С.В.



Цели: 1) обобщить знания по теме: «Имя прилагательное»;

2) выяснить роль имени прилагательного в художественной речи (полная точная характеристика предмета; выделение его из ряда подобных; дополнительная художественная характеристика предмета).


Тип урока: обобщающее повторение по теме.


Оборудование: 1. Тексты Г. Скребицкого, Ф.Абрамова, И. Тургенева, Н.Гоголя,

А. Белого.

2. « Словарь синонимов русского языка».



ХОД УРОКА


Эпиграф

Строчка за строчкой,

Фраза за фразой-

Ты только вдумайся,

Только всмотрись-

Откроется самая главная мысль.


  1. СОЗДАНИЕ ПРОБЛЕМНОЙ СИТУАЦИИ

  • Отгадайте, о ком идет речь в тексте Г. Скребицкого.

Как он был хорош, весь освещённый весенним солнцем, на белом фоне березняка! И какой своеобразный облик у лесного гиганта! Длинная горбоносая морда, огромные вывороченные корни- рога. Сам такой тяжёлый, грузный, а ноги высокие, стройные, точно у скакового коня. И какая окраска шерсти- весь тёмно- бурый, а на ногах словно белые туго натянутые чулки. (о лосе)

  • Какие слова помогли вам узнать лося, хотя название животного ни разу не упоминалось? (длинная горбатая морда; тяжёлый, грузный и т. д).

  • К какой части речи относятся слова, описывающие животное? Дайте определение этой части речи. (дать определение имени прилагательного.).


  1. Постановка целей урока.

  2. Работа с художественными текстами.


  • Какая доля имён прилагательных приходится на количество всех слов в тексте?

(28 слов 16 прилагательных)

  • О чём это говорит? (Преобладающая часть речи - имя прилагательное, которое делает отрывок образным, живописным).

  • Найдите в тексте прилагательные, обозначающие признаки предмета по:

а) цвету: тёмно- бурые, белые; ЗАПИСАТЬ

б) форме: горбоносая, стройные, вывороченные; СЛ. СОЧ.

в) размеру: длинная, огромная;

г) весу: тяжёлый, грузный;

д) росту: высокие;

е) функции: скакового;

ж) авторская оценка: своеобразный, (был) хорош.

  • Почему прилагательное ТЁМНО- БУРЫЕ пишем через дефис? (ПРАВИЛО)


Вывод: прилагательные обозначают различные признаки предмета, это помогает охарактеризовать его с разных сторон.


  • Теперь обратимся к творчеству замечательного писателя Ф. Абрамова. Перед вами отрывок из записной книжки, включённый в цикл «Наедине с природой».

Обратите внимание на разнообразие прилагательных в тексте. Что они создают?

Тёплый, солнечный день. Бабье лето, которое, как чудо, спустилось на землю в эту необыкновенную осень.

Удивительно целебная тишина..

Сижу над маленьким прудком в парке. Замшелое дно засыпано дубовыми листьями. И они блестят в воде, как медные блесны. А поверху бежит стайка рыбёшек. Наверно, рыбёшки воображают себя невероятными смельчаками. Поплывут, остановятся, осмотрятся- далеко заплыли от дома. Жутко! Но в сердце неистребимое влечение к далям, к неведомому. И опять вперёд.



(Обилие прилагательных создаёт образную, живописную картину тёплого, солнечного дня.

Позволяет читателю увидеть картину природы в разнообразии осенних красок)

  • Определите стиль текста. (Художественный);

  • Тип текста (Описание);

  • Докажите, что это текст.( Сочетание предложений , связанных по смыслу и грамматически).

  • Тема текста.

  • Основная мысль текста.

  • Что значит Целебная тишина? (Тишина исцеляющая душу)

  • Что значит Бабье лето? (Ранняя осень с ясными, тёплыми днями)

  • Какими прилагательными мы можем охарактеризовать лето:

    1. по температуре;

    2. по времени наступления;

    3. по урожайности.



1. горячее, холодное, жаркое;

2. длинное, запоздалое, короткое;

3. богатое, обильное, зелёное.


СОСТАВИТЬ И ЗАПИСАТЬ ПРЕДЛОЖЕНИЕ.


  • Найдите в тексте относительные прилагательные (Дубовыми листьями, медные блесны)

  • Могут ли относительные прилагательные переходить в разряд качественных? (МОГУТ - дубовый пряник, волосы медного цвета)

  • Образуйте от прилагательного ТЁПЛЫЙ степени сравнения.

ТЕПЛЕЕ – БОЛЕЕ ТЁПЛЫЙ, ТЕПЛЕЙШИЙ - САМЫЙ ТЁПЛЫЙ



ВЫВОД: мы видим, что имена прилагательные необходимы при написании пейзажных картин. Именно эта часть речи позволяет живописать природу и её явления.


4.РАБОТА В ГРУППАХ.


  • Перед вами отрывки из рассказа И. Тургенева «Бежин луг».

1. сколько имён прилагательных употреблено в отрывках;

2.определите разряд прилагательных;

3.определите, какие из них отражают внешний вид, какие - внутреннее состояние, черты характера.

1ГРУППА


Первому, старшему изо всех, Феде вы бы дали лет четырнадцать. Это был стройный мальчик, с красивыми и тонкими, немного мелкими чертами лица, кудрявыми белокурыми волосами, светлыми глазами и постоянной полурассеянной улыбкой. На нём была пёстрая ситцевая рубаха, с жёлтой каёмкой; небольшой новый армячок, надетый внакидку, чуть держался на его узеньких плечиках; на голубеньком поясе висел гребешок.

2ГРУППА


У второго мальчика, Павлуши, волосы были всклоченные, чёрные, глаза серые, скулы широкие, лицо бледное, рябое, рот большой, но правильный, вся голова огромная, как говорится, с пивной котёл, тело приземистое, неуклюжее. Малый был неказистый,- что говорить!- и всё- таки он мне понравился: глядел он очень умно и прямо, да и в голове у него звучала сила.


1 ГРУППА


Из 32 слов- 17 прилагательных; все прилагательные качественные, кроме одного (ситцевая).


Рисуют внешний вид: стройный (мальчик); с красивыми, тонкими, мелкими (чертами); кудрявыми белокурыми ( волосами); светлыми (глазами); пёстрая ситцевая (рубаха); с жёлтой (каёмкой); небольшой новый ( армячок);на узеньких (плечиках); на голубеньком поясе.


Отражают внутреннее состояние, черты характера: постоянный , полувеселый, полурассеянной( улыбкой).


2 ГРУППА


Из 26 слов- 13 прилагательных; все прилагательные качественные.

Рисуют внешний вид: (глаза) чёрные; (скулы) широкие; (лицо) бледное, рябое; (рот) большой, правильный; ( голова) огромная, с пивной (котёл); (тело) приземистое, неуклюжее; (малый) неказистый.


Отражает внутреннее состояние не прилагательные, а наречия: (глядел) умно и прямо.



  • Одинаков ли порядок слов, расположение прилагательных и существительных в отрывках?



Порядок слов неодинаков. Иначе текст был бы однообразным и монотонным, потерялась бы живость изображения. Кроме того порядок слов связан и с характерами мальчиков.Федя из богатой крестьянской семьи. Описывая Федю, Тургенев выбирает прямой (нормативный) порядок слов. Отрывок прочитывается легко. Павлуша из бедной семьи. Неказистый (одно сравнение головы с пивным котлом чего стоит!) Использован обратный порядок слов. Такой порядок слов несёт дополнительную текстовую нагрузку:не такой , как все, особенный.Чтение такого текста затреднено, словно спотыкаешься на существительных.




ВЫВОДЫ: Среди слов этих отрывков почти половина- имена прилагательные. Ни одно прилагательное не повторяется. Для нового портрета художник находит и новые слова. Все прилагательные качественные и по значению разные. Прилагательные широко используются при создании портретных характеристик героев их чувств, настроений, душевного состояния.

5.

  • Теперь нам понятно, как бывает важно найти красивое точное образное прилагательное; какое это трудоёмкое, но вместе с тем и интересное дело. Попробуйте поработать над художественным текстом. Восстановите отрывок из стихотворения А. Белова «Зима».

ЗИМА

Снега синей, снега туманней;

Вновь освежённей дышим мы.

Люблю деревню, вечер ранний

И грусть серебряной зимы.


Лицо изрежет ветер резкий,

Прохлещет хладом вглубь аллей;

Ломает хрупкие подвески

Ледяных звонких хрусталей.

  • Какие прилагательные у автора вам показались более интересными?

  • Почему он употребляет именно их?

  • Почему в словах туманней, ранний пишем две НН,

а в словах серебряной, ледяных одна Н?

  • Какое слово- исключение из правил вы увидели?

ВЫВОД: Употребление имён прилагательных придаёт речи не только точность и меткость, но и особую выразительность. Не случайно, например, в художественном описании природы, внешности человека почти каждое четвёртое слово- прилагательное. Они помогают полнее раскрыть отличительные свойства предмета, охарактеризовать предмет с разных сторон, придать описанию образность, яркость, передать оценку, отношение писателя. ВЕРНУТЬСЯ К ЭПИГРАФУ.


ДОМ. ЗАД. Написать сочинение- миниатюру (описание природы или внешности человека.)



ЗИМА

Снега синей, снега туманней;

Вновь освежённей дышим мы.

Люблю деревню, вечер………….

И грусть …………………зимы.


Лицо изрежет ветер………………,

Прохлещет хладом вглубь аллей;

Ломает хрупкие подвески

Ледяных …………… хрусталей


…………………………………………

ЗИМА

Снега синей, снега туманней;

Вновь освежённей дышим мы.

Люблю деревню, вечер………….

И грусть …………………зимы.


Лицо изрежет ветер………………,

Прохлещет хладом вглубь аллей;

Ломает хрупкие подвески

Ледяных …………… хрусталей


…………………………………………

ЗИМА

Снега синей, снега туманней;

Вновь освежённей дышим мы.

Люблю деревню, вечер………….

И грусть …………………зимы.


Лицо изрежет ветер………………,

Прохлещет хладом вглубь аллей;

Ломает хрупкие подвески

Ледяных …………… хрусталей


…………………………………………

ЗИМА

Снега синей, снега туманней;

Вновь освежённей дышим мы.

Люблю деревню, вечер………….

И грусть …………………зимы.


Лицо изрежет ветер………………,

Прохлещет хладом вглубь аллей;

Ломает хрупкие подвески

Ледяных …………… хрусталей


…………………………………………


1ГРУППА

Первому, старшему изо всех, Феде вы бы дали лет четырнадцать. Это был стройный мальчик, с красивыми и тонкими, немного мелкими чертами лица, кудрявыми белокурыми волосами, светлыми глазами и постоянной полурассеянной улыбкой. На нём была пёстрая ситцевая рубаха, с жёлтой каёмкой; небольшой новый армячок, надетый внакидку, чуть держался на его узеньких плечиках; на голубеньком поясе висел гребешок

……………………………………………………………………

2ГРУППА


У второго мальчика, Павлуши, волосы были всклоченные, чёрные, глаза серые, скулы широкие, лицо бледное, рябое, рот большой, но правильный, вся голова огромная, как говорится, с пивной котёл, тело приземистое, неуклюжее. Малый был неказистый,- что говорить!- и всё- таки он мне понравился: глядел он очень умно и прямо, да и в голове у него звучала сила.