СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок по теме: "Витамины" биология 8 класс 2 часть

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Урок по теме: "Витамины" биология 8 класс 2 часть»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Основная общеобразовательная школа

имени Героя Советского Союза Б.И. Веремея рабочего посёлка Мишеронский»

Шатурского муниципального района Московской области







«ВИТАМИНЫ»


Урок биологии в 8 классе






Урок разработан

учителем биологии,

Пискуновой А.Ю.











2017-2018 учебный год


Цель урока:

Сформировать общее представление о витаминах.

Задачи урока:

Образовательные: сформировать знания о биологической роли витаминов в

обмене веществ и их практическом значении для здоровья

человека.

Развивающие: способствовать развитию навыков исследовательской

деятельности, умения делать выводы, выделять главное,

применять свои знания на практике.

Воспитательные: формировать социальные компетенции учащихся как

творческой личности с положительными нравственными

качествами; прививать культуру здорового образа жизни.

Тип урока: урок изучения нового материала с использованием проблемной

ситуации.


Планируемые результаты учебного занятия: Предметные: знать –что такое витамины, где они находятся, какое значение имеют витамины для организма человека ;

уметь – объяснить понятия авитаминоза, гипервитаминоза, гиповитаминоз.

Метапредметные: регулятивные: умение ставить цели урока, планировать ход своей деятельности по достижении результата, самоконтроль, самооценка. коммуникативные: умение непосредственного общения в группе, умение задавать вопросы. познавательные: умение извлекать информацию и работать по алгоритму, проводить сравнение. Личностные: сформированность мотивации к обучению и целенаправленной деятельности, готовность к саморазвитию. Используемая технология: ИКТ, проблемное обучение, смысловое чтение, технология обучения в сотрудничестве. Информационно-технологические ресурсы: учебник, рабочая тетрадь, компьютер, проектор, презентация к уроку.

Форма работы индивидуальная, в парах, групповая.


Оборудование: компьютер и мультимедийный проектор; презентация

«Витамины»; лабораторное оборудование: пробирки,

пипетки, раствор йода, крахмальный клейстер, сок свежего

лимона, горячая вода; раздаточный материал: инструктивные

карточки для проведения практической работы.


Методы и методические приемы: создание проблемной ситуации, беседа, выступления учащихся с сообщениями, объяснение материала с использованием презентации, практическая работа, самостоятельная работа.


Подготовка к уроку: за неделю до проведения урока некоторым учащимся класса (по желанию) дается задание: подготовить сообщения по заданным темам. Задача учителя состоит в координации работы: необходимо дать план сообщения, порекомендовать источники информации.



ХОД УРОКА


  1. Организационный момент.

  2. Актуализация знаний. Проверка пройденного материала.


Учитель. Здравствуйте, ребята. Как хорошо, что мы приветствуем друг друга каждый день такими словами, то есть желаем здоровья. Здоровье – это самое ценное, что есть у человека. На всю жизнь человеку дается только один организм. Следовательно, мы должны бережно к нему относиться, постоянно о нем заботиться, чтобы долгие годы оставаться здоровыми!


- Что помогает нам сохранить здоровье?

- Остановимся на питании. Каково значение пищи для нашего организма?

- Какие питательные вещества содержатся в пище?


Учитель проводит частично-поисковую беседу, используя плакаты «Овощи» и «Фрукты».

Учитель: Ребята, посмотрите на эти плакаты и скажите, что объединяет овощи и фрукты?

Предполагаемые ответы: - Они вкусные.

- Они красивые.

- Они полезные.

Учитель: А почему овощи и фрукты полезны для человека?

Предполагаемый ответ: Фрукты и овощи содержат много витаминов. Учитель: А что такое витамины?

Вот как сказал бы о витаминах ребенок детсадовского возраста.

Стихи С. Лосевой.

Что такое витамины?. Для чего проникли в лук,

В молоко и мандарины, в черный хлеб, в морковь, урюк?

Рассмотрю-ка их в окрошке через дедовы очки.

Кто они? Соринки? Мошки? Человечки? Паучки?

Может в перце и петрушке, незаметные на взгляд,

Очень маленькие пушки по бактериям палят?

Если так, то витамины мне нужны наверняка.

Съем на полдник апельсины, на ночь выпью молока.

- А как вы понимаете, что такое витамины?

Предполагаемый ответ: Витамины – это какие-то полезные для здоровья человека вещества.

Учитель: Вы уже ученики 8 класса и о витаминах знаете, побольше, чем малыш из детского сада, а расширить свои знания о них вам поможет урок, который состоится сейчас. Какие же задачи необходимо для этого решить?

Совместно с учащимися формулируются задачи урока:

-Понять, что такое витамины?

-Узнать, где находятся витамины?

-Понять, какое значение имеют витамины для организма человека и почему?

-Узнать, как сохранить витамины?

Ребята, если витамины – полезные для здоровья человека вещества, то наверно мы должны быть с ними хорошо знакомы. Давайте посмотрим, что вы уже знаете о витаминах. Какие ассоциации возникают у вас со словом витамины?

Учитель записывает на доске ассоциации детей и делает вывод о том, что они кое-что уже знают о витаминах.

Мы часто слышим разную информацию о витаминах:

  • Витамины есть только в овощах и фруктах.

  • Чем больше съешь витаминов, тем будешь крепче и здоровее.

  • В период инфекционных заболеваний нужно есть больше витамина С.

  • Витамины нужно принимать только зимой и весной.

  • Недостаток витаминов может привести к серьезным заболеваниям.



Постановка проблемного вопроса:

- Правда ли это? Где предрассудки, а где факты? Я думаю, что в конце урока вы сможете ответить на этот вопрос.

Поэтому цель нашего урока узнать, какую роль витамины выполняют в организме человека, в каких продуктах содержатся, какие заболевания развиваются при недостатке или отсутствии витаминов. Вооруженные новыми знаниями, вы сможете по – иному взглянуть на свой образ жизни, в частности на то, как вы питаетесь.


(Учитель предлагает учащимся образовать группы и записать тему урока на плакате)



  1. Изучение нового материала.


  1. Учитель: Ребята, круг наших интересов мы обозначили. Давайте договоримся о порядке работы. Как вы считаете, любую проблему легче решать в одиночку или сообща? (Дети приходят к выводу, что работать на уроке мы будем группами) Итак, работать мы будем по группам, как вы сидите. Каждая группа - проектное бюро будет готовить к защите проекта определенный блок вопросов, одну из страничек нашей «Азбуки витаминов». У нас сформировано 5 проектных бюро: «Историческое», Оздоровительное бюро «Кладовая природы», «Кулинарное», «Медицинское», «Исследовательское». У вас на столах лежат конверты, где вы найдёте свои проектные задания и выдержки из статей, дополнительную литературу, чертежные листы, клей, маркеры. Всё это - материалы, которые вам помогут подготовиться к защите проекта. Обратите внимание на то, что в конвертах имеются некоторые заготовки для схем, но они не полные, поэтому используйте маркеры при доработке схем там, где это необходимо. В конвертах кроме всего прочего есть оценочные листы, где каждый из вас в конце урока поставит себе оценку и получит оценку группы. С учетом этих оценок я выставлю вам свою отметку за работу на уроке. Ознакомьтесь с проектными заданиями. Посмотрите всё ли понятно. Свою работу, я вам советую, начать с распределения заданий в группе. На мозговой штурм постарайтесь затратить не более 3 минут. Затем, начинайте создавать схемы, таблицы, которые пригодятся вам при защите проекта. Итак, если вопросов нет, то начнем работу. На подготовку к защите вам даётся 5-7 минут. Время пошло! (Учитель не громко включает спокойную классическую музыку)

Работа в группах по проектным заданиям

Учитель при необходимости оказывает консультативную поддержку. (Проектные задания смотри в приложение)

Защита проектов с поэтапной рефлексией

Защита проекта проходит в виде презентации опыта, схем, таблиц, продуктов с выставки. На доске к концу защиты вывешены все наработки по проекту. Каждая группа в конце своей защиты анализирует свою работу, отвечает на вопросы:

  1. Какой опыт приобрели в ходе работы над проектом?

  2. С какими трудностями столкнулись?

  3. Что особенно понравилось?

  4. Что хотели бы изменить при будущей работе над проектом?

  1. Учитель: Отважные путешественники и мореплаватели прошлых столетий часто подвергались мучительной болезни, если они долго находились без свежих продуктов, овощей. Десны распухали и кровоточили, лицо отекало, чувствовалась общая слабость, ощущались невыносимые боли в мышцах, суставах, под кожей лопались сосуды, тело покрывалось кровоподтеками.

От этого заболевания погибало моряков больше, чем от морских сражений и кораблекрушений. Особенно страдали моряки в северных экспедициях.

Моряки заметили, что заболевание можно предотвратить, если есть квашеную капусту, лук, черную смородину, пить лимонный сок, настои из плодов шиповника и молодых побегов сосны.

Долгое время оставалось неизвестным какие вещества содержались в этих продуктах.

Давайте попробуем открыть первую страничку нашей «Азбуки витаминов» - «Историческое бюро».


Сообщение учащихся 1 группы. Из истории открытия витаминов. (приложение 1)


  1. Учитель: А теперь немного поработаем с учебником. Вам надо найти определение, что такое «Витамины», на какие группы они подразделяются.


Учащиеся:

-Витамины – это органические вещества, необходимые для образования ферментов и других биологически активных веществ. Они способствуют протеканию биохимических процессов в организме, т.е. обмену веществ.

В отличие от ферментов, витамины не могут синтезироваться в организме человека, они поступают в организм с пищей. Лишь некоторые витамины вырабатываются бактериями, живущими в нашем кишечнике.

Витамины обозначают буквами латинского алфавита (А, В, С, D) и цифрами, определяющими порядок их открытия (В1, В6, В12). Сейчас их известно около 80 видов.

Все витамины делятся на две большие группы – водорастворимые (В, С) и жирорастворимые(А, D, Е, К).


водорастворимые

жирорастворимые

С

А

В2

Д

В12

Е

В1

К 

  1. Учитель: Давайте заглянем на страничку нашей азбуки «Медицинская».

Учащиеся защищают своей проект в виде сценки у врача.


А) Учитель зачитывает врачу высказывание из газеты: «Экспедиция В. Беринга закончилась трагически. Моряки и сам Беринг заболели, болезнь выражалась в том, что кровоточили десна, шатались и выпадали зубы, образовывались синяки на теле, что говорило о кровотечении из сосудов. Многие умерли. Что это была за болезнь? Как можно было спасти моряков?»

Врач из группы: (Гиповитаминоз витамина С вызвало цингу. Были необходимы свежие овощи, кровь животных).

Б) Мужчина пришел к врачу с жалобой на быструю утомляемость, постоянную раздражительность, да к тому же ночные судороги ног. Как вы думаете, что предположил врач? ( Гиповитаминоз витамина В).

В) Ваша знакомая жалуется на то, что кожа стала сухой, трескается, темнеет, ногти крошатся, а волосы стали ломкие и секутся. Что бы вы ответили своей знакомой? ( Гиповитаминоз витамина А, необходимо есть овощи и фрукты, содержащие этот витамин).

Г) Ваш знакомый жалуется, что постоянно болит голова, язвочки на слизистой рта, немеют руки и ноги. Что бы вы предположили? (Гипервитаминоз витамина А, необходимо обратиться к врачу).

Учитель: Всем членам группам. На одном из уроков ученик мне сказал, что съел сразу всю упаковку витаминов, и ничего с ним не было. Что бы вы ответили на моем месте? (Внешние симптомы могут сразу и не проявиться, но может быть нарушение работы внутренних органов, особенно почек и печени).

Вывод: При длительном недополучении  организмом какого либо витамина возникает заболевание – авитаминоз. Если организм все — таки получает витамин, но недостаточно, то возникающее заболевание называется –гиповитаминоз. Бывают и случаи гипервитаминоза – заболевания, связанного с переизбытком какого – либо витамина.

Авитаминоз – отсутствие витаминов.

Гипервитаминоз – избыток витаминов.

Гиповитаминоз – недостаток витаминов


  1. Учитель: Пятая страничка называется «Кладовая природы».

Учебная задача: Изучить биологическую роль некоторых витаминов в обмене веществ и их практическое значение для здоровья человека.


Что именно мы будем изучать?

  1. Влияние некоторых витаминов на здоровье человека.

По ходу выступлений заполните таблицу в тетради. (Заполнение таблицы).

Работа в группах.

1.В каких продуктах содержатся витамины.

2.Значение витаминов для организма.

3.Болезни, возникающие при недостатке витаминов.

Характеристика витаминов.

 

Витамин

Роль в организме

В каких продуктах содержится

Проявление авитаминоза

А




В




С




D





 

Сообщение учащегося о витамине С. Приложение 2

Сообщение учащегося о витамине D. Приложение 3

Сообщение учащегося о витамине А. Приложение 4

Сообщение учащегося о витаминах группы В. Приложение 5


Вывод: все витамины необходимы для здоровья, потребление витаминов должно соответствовать потребности человека. Их превышение вредно, как и их недостаток.


Физминутка.

Поход в магазин. Реклама о витаминах (угостить всех витаминами)

Поход в магазин. Набрать как можно больше овощей, фруктов и пищевых продуктов, содержащих витамин вашей команды. (Учащиеся на столах в классе ищут овощи, фрукты, пищевые продукты, картинки с изображением объектов, в которых может содержаться витамин, за который отвечает команда (время1 минута)

Витамин А - морковь, перец

В - овсяная крупа, молоко, грецкие орехи, яблоки

Д - рыбий жир, яйцо, молоко

С - плоды шиповника, апельсин

Реклама о витаминах (угостить всех витаминами)

  1. Учитель: «Исследовательская» страничка нашей Азбуки поведует о определении витамина С в продуктах питания.

А теперь проведем небольшое исследование: определим наличие витамина С в лимоне, яблочном соке, квашенной капусте.

Витамин С очень нестоек, разрушается на воздухе, при соприкосновении с металлическими предметами, при нагревании. Исследование основано на свойстве витамина С обесцвечивать йод. Работу выполняем по инструктивной карточке.


ИНСТРУКТИВНАЯ КАРТОЧКА.

Определение витамина С”


1. Спиртовой раствор йода разведите с водой до цвета крепкого чая.

2. Добавьте в раствор крахмальный клейстер до получения синей окраски.

3. Возьмите свежий лимон и выдавите 1 мл сока, к нему по каплям добавьте клейстер. Наблюдайте за окраской. Если раствор йода (синий цвет) обесцветился – то аскорбиновой кислоты (витамина С) много, если нет – то мало.

4. Проделайте подобный опыт с рассолом квашеной капусты, яблочным соком.

5. Нагрейте яблочный сок над спиртовкой, соблюдая правила техники безопасности. Проделайте предыдущий опыт с остывшим соком.

6. Сделайте вывод.


После выполнения работы, учащиеся делают выводы:

  • витамин С содержится в свежем лимоне, в квашеной капусте, яблочном соке;

  • витамина С нет в продуктах подвергнутых термической обработке.

  1. Учитель: Следующая страничка нашей Азбуки «Кулинарная». Сохранение витаминов в продуктах питания.

Задание:Самостоятельно прочитайте текст параграфа 37 стр. 240 и ответьте на вопрос.

- Как сохранить витамины при приготовлении пищи?

(Учащиеся составляют памятки «Как сохранить витамины в овощах и фруктах»)


Памятка.

«Как сохранить витамины в овощах и фруктах».


В процессе приготовления пищи овощи и фрукты теряют

витамины. Если вы хотите, чтобы ваши любимые блюда

были не только вкусными, но и полезными, соблюдайте

несложные правила приготовления овощей и фруктов.

= Нарезанные овощи и фрукты нужно хранить недолго в

закрытой посуде и смешивать только перед едой.

= Фрукты чистить нужно только перед едой. Нарежьте их

маленькими дольками, чтобы витамины лучше усвоились.

= Овощи и фрукты при варке кладите в кипящую воду и варите

их при закрытой крышке, Потеря витаминов будет меньше.

= Готовые вареные овощи сразу же выньте из отвара, иначе

они станут водянистыми и безвкусными из-за того, что в отвар

перейдут витамины и минеральные соли.



Вывод: таким образом, неправильное хранение и кулинарная обработка продуктов, а также продолжительное хранение приготовленных блюд приводят к потере витаминов, нередко очень значительной.


Учащиеся: - А знаете ли вы, что витамины, попавшие в наш организм, не всегда им усваиваются?

Что мешает усвоению витаминов:

алкоголь – разрушает витамины А, группы В, снижает содержание кальция, цинка, калия, магния;

никотин - разрушает витамины А, С, Е, снижает содержание селена;

кофеин – разрушает витамины В, РР, снижает содержание железа, калия, цинка;

аспирин – уменьшает содержание витаминов группы В, С, А, а также кальция, калия;

антибиотики – разрушают витамины группы В, снижают содержание железа, кальция, магния;

снотворные средства – затрудняют усвоение витаминов А, D, Е, В12, сильно снижают уровень кальция.

  1. Закрепление изученного материала.

  1. Решение проблемной ситуации.

Учитель: Давайте вернемся к началу урока. Исходя из полученных знаний, определите, какие высказывания относятся к достоверным фактам, а какие нет.

(Объяснения учащихся).


Высказывание

Факт

Витамины есть только в овощах и фруктах.

Витамины содержатся как в растительной, так и в животной пище.

Чем больше съешь витаминов, тем будешь крепче и здоровее.

Передозировка витаминов также опасна, как и недостаток.

В период инфекционных заболеваний нужно есть больше витамина С.

Да. Он повышает сопротивляемость организма к инфекционным заболеваниям.

Витамины нужно принимать только зимой и весной.

Витамины необходимы постоянно. Прием витаминных препаратов нужно вести только по рекомендации врача.

Недостаток витаминов может привести к серьезным заболеваниям.

Да.


  1. Загадки командам.

О каком витамине идет речь?.

Этот витамин едим со щами и с плодами, овощами,

Он в капусте и шпинате, он в шиповнике, томате.

Поищите на земле: он в салате, щавеле.

Лук, чеснок, редиска, брюква. И укроп, петрушка, клюква.

И лимон, и апельсин. В них во всех его едим. (Витамин С).


Рыбий жир всегда полезный, хоть противный, надо пить.

Витамин там есть: поможет от рахита защитить. (Витамин D).


Свекла, яблоко, картофель, репа, тыква, помидор.

Витамин они имеют и отдать его сумеют.

Он в наружной части злаков, хоть он там неодинаков.

Очень важно, спозаранку съесть за завтраком овсянку. (Витамин В).


Где нам витамин найти, чтобы видеть и расти?

В моркови, печени, желтке он есть.

Вобщем, все не перечесть. (Витамин А).


  1. Рефлексия и подведение итогов урока

Учитель:

рганизую этап самооценки и выясняю мнение учащихся об уроке).

- Понравился ли тебе урок?

- Что тебе показалось самым удачным, интересным, а что можно было бы сделать иначе?

- Считаешь ли ты, что в свете новых знаний нужно пересмотреть свой рацион?

- Оцени, пожалуйста, свой вклад в работу класса.


Ребята, вы молодцы, хорошо справились с заданием. Видно, что вы усвоили материал о витаминах. Наверное, у вас появились и новые ассоциации со словом «витамины». Попробуйте дополнить тот список, который был у нас вначале урока. (Дети называют свои новые ассоциации) Посмотрите, насколько расширился круг ваших познаний о витаминах.

Мне кажется, вы сегодня заслуживаете высоких оценок. Заполните, пожалуйста, оценочные листы и передайте мне их через 30 секунд. (Учитель выставляет оценки с учетом самооценки и оценки группы).

И в заключении хочется попросить поднять руку тех, кто считает, что приобрел сегодня опыт и знания, которые пригодятся ему в жизни. (Дети поднимают руки) Я рада, что сегодня вы сделали еще один шаг по пути своего развития. Думаю, что все вы убедились в том, что витамины - действительно чудесные вещества, которые оказывают большое влияние на здоровье человека. А здоровье – это самая большая ценность, которая имеется у человека и одна из составляющих счастья. Еще известный немецкий философ Шопенгауэр говорил, что «Здоровый нищий счастливее больного короля». И если вы хотите, чтобы у вас были хорошая реакция, отличное самочувствие и крепкое здоровье на долгие годы, дружите с витаминами, ешьте больше овощей, фруктов и ягод.

Будьте здоровы и счастливы! Спасибо вам за работу на уроке. С учетом того, что сейчас у нас в разгаре весна, а в это время года у большинства людей наблюдается авитаминоз, у меня для всех присутствующих маленькое витаминное угощение. (Учитель угощает всех яблоками)



  1. Домашнее задание:

изучить параграф 37 «Витамины», используя дополнительную литературу, подготовить сообщения о витаминах В6, В12, РР, F, Н. Можно составить витаминное меню для школьной столовой.








Приложение 1.

Из истории открытия витаминов


В 1881 году русский врач Николай Иванович Лунин произвел опыты над двумя группами мышей. Одних он кормил натуральным молоком, а других – искусственной смесью, куда входили белки, жиры, углеводы, соли и вода в тех же пропорциях, что и в молоке. Животные второй группы вскоре погибли. Опыты Лунина были повторены в России, Швейцарии, Англии, Америке. Результаты неизменно были те же, правильность и точность опыта подтвердились.

Но как объяснить результаты такого опыта? Почему погибли мыши, вскормленные искусственной пищей?

Н.И. Лунин решил, что в пище есть еще какое – то незаменимое вещество, необходимое для поддержания жизни. Эти вещества назвали витаминами от латинского вита – жизнь и амин – содержащий азот. Правда, потом оказалось, что не все витамины содержат азот, но старое название этих веществ осталось.

Голландский врач Эйкман, работавший в тюрьме на острове Ява, подтвердил, что Лунин прав. Куры, питавшиеся на тюремном дворе пищевыми отбросами, в которых был , в основном, только шлифованный рис, болели параличом. Признаки их болезни напоминали болезнь бери-бери, которой болели жители островов.

В 1911 году польский химик Казимир Функе выделил из рисовых отрубей вещество, которое излечивало паралич голубей. Функ назвал его «витамин». (Вита-жизнь, амин- азот).



















Приложение 2.

Витамин С


Витамин С – Аскорбиновая кислота. Содержится цитрусовых, шиповнике, черной смородине. В капусте содержание витамина С не меньше, чем в лимонах, а в цветной капусте даже в 2 раза больше. При квашении содержание витамина С в капусте повышается. Витамин С содержится во всех кислых овощах и фруктах.

Потребность в витамине С высока особенно зимой. В это время молодая хвоя сосны – лучшее средство. Стакан хвойного напитка содержит в 60 раз больше витамина, чем стакан лимонного сока.


Цинга – болезнь, вызванная недостатком витамина С. Выпадают зубы, лопаются кровеносные сосуды, часто наступает смерть. Известна с давних пор, была распространена среди моряков, находящихся в дальнем плавании. Так, например, в Экспедиции Васко Да Гама из 160 человек погибло 100. В экспедиции Жана Картье, открывшего реку Святого Лаврентия и зазимовавшего там, погибло 25 человек, пока индейцы не посоветовали ему заваривать иглы туи восточной.

В 1747 г. врач британского флота Д.Линд предложил давать матросам цитрусовые. Д. Кук всегда запасал свежие овощи, а в одно плавание взял с собой запас квашеной капусты. Его матросы никогда не болели цингой.

Витамин С повышает сопротивляемость организма к инфекционным заболеваниям, укрепляет кости и зубы. Потребность в витамине С возрастает зимой и весной.

Избыток витамина С ведет к повреждению поджелудочной железы и почек, вызывает аллергию.





















Приложение 3.

Витамин D.


 Витамин D участвует в процессах обмена кальция и фосфора, способствует их отложению в костях. Большое количество витамина находится в животной пище: печени рыб, рыбьем жире, желтке яиц, молоке. Он может синтезироваться в коже под воздействием ультрафиолетовых лучей.

Особенно важное значение витамин D имеет для детей. В раннем детском возрасте при необеспеченности организма ребенка этим витамином развивается рахит. Симптомы этого заболевания – беспокойство, вялость, тревожный сон, вздрагивание при малейшем шуме, а затем неправильное формирование скелета. У таких детей искривляются ноги, голова и живот увеличены, изменяется грудная клетка.

Важнейшей мерой профилактики является длительное пребывание детей на свежем воздухе. Под воздействием солнца в коже появляется вещество, способное превращаться в витамин D.

У взрослых недостаток витамина D приводит к разрежению костей. Следствием этого являются переломы конечностей, кариес зубов.

При избытке витамина D вымывается кальций из костей, повышается содержание кальция в крови, нарушается деятельность центральной нервной системы и почек.


























Приложение 4.

Витамин А


Витамин А содержится в животной пище, особенно много его в рыбьем жире, говяжьей печени, сливочном масле, сметане, молоке. В растениях (абрикос, морковь, томат, хурма) есть вещество – каротин, который в нашем организме превращается в витамин А. Каротин лучше растворяется в жирах, поэтому морковку лучше тереть и есть со сметаной или маслом.

Витамин А входит в состав белка родопсина, участвующего в работе глаз. Благодаря ему мы имеем цветное зрение. Недостаток витамина А в пище вызывает нарушение сумеречного и ночного зрения. Длительный недостаток может вызывать отставание детей в росте.

Витамин А оказывает сильное воздействие на процессы ороговения кожи,

на состояние волос и ногтей. При его недостатке кожа становится сухой, трескается темнеет, изменяется состав сальных желез.

При избытке витамина А происходят изменения кожного покрова, слизистых оболочек и костей, возникают головные боли, малокровие.



Приложение 5.

Витамин В


Различают несколько видов данной группы: В1, В2, В6, В12. Содержатся витамины группы В в печени, мясе, молоке, хлебобулочных изделиях, овощах, яйцах, проросшей пшенице.

В 1890 году голландский врач Эйкман прибыл на остров Ява, где наблюдал страшную болезнь. У больных немели руки и ноги, наступал паралич конечностей. При этом тяжелом заболевании парализуется деятельность конечностей, расстраивается походка. У больных, будто цепями скованы ноги. С этим связано и название болезни – бери-бери (оковы).

Выяснить причину болезни помогло случайное наблюдение Эйкмана за курами во дворе тюремной больницы, где он работал врачом. Он заметил, что у сидящих в клетках кур, которых кормили очищенным рисом, проявились признаки болезни бери-бери. Многие из них в конце концов гибли. Куры же, которые свободно разгуливали по двору, были здоровы, поскольку они находили себе самую разнообразную пищу. Что находилось в рисовых отрубях, Эйкман так и не узнал, однако врачи стали лечить больных людей рисовыми отрубями.

В настоящее время установлено, что причиной данного заболевания является недостаток витамина В1. Витамин В1 (тиамин) влияет на процессы обмена углеводов. Он необходим для нормальной жизнедеятельности тех органов, где наиболее интенсивен этот обмен.

Отсутствие витамина В2 ведет к заболеваниям глаз, языка, полости рта.

Витамин В12 необходим для продуцирования красных кровяных телец. Отсутствие витамина В6 вызывает дерматиты – заболевания кожи.

Избыток витаминов группы В приводит к аллергии.


Приложение 6

Проектные задания

Историческое бюро. Вопросы для изучения

  1. История открытия витаминов.

  2. Кто ввёл термин «витамины»?

  3. Как обозначают витамины?

  4. Каково значение витаминов в организме человека?

  5. На какие две большие группы делятся витамины?

К защите проекта подготовьте сообщения по данным вопросам, доработайте предложенные схемы. При подготовке к защите проекта используйте предложенные вам схему и статьи, а также учебник, параграф 37.

Оздоровительное бюро «Кладовая природы»

Задания

1.Подготовьте информацию о суточной потребности важнейших витаминов (А, В, С, D). Результаты исследования оформите в таблицу.

2.Изучите значение в организме человека витаминов: А, В, С, D? Подготовьте сообщение.

3.Выясните, какие продукты содержат наибольшее количество витаминов: А, В, С, D? При подготовке к защите используйте предложенные вам статьи. При рассказе используйте для демонстрации продукты с выставки.

Кулинарное бюро

Задания

1.Приготовьте к защите проекта рекомендации по приготовлению пищи, обеспечивающие сохранение витаминов. Попытайтесь сопроводить своё сообщение схемами или опорным логическим конспектом.

2.Предложите витаминизированные блюда для школьной столовой. Оформите меню.

При подготовке к защите используйте пособие «Биология человека в таблицах и схемах» (страница 154) и предложенные вам статьи.

Медицинское бюро

Задания

1.Выясните, что такое авитаминоз, гиповитаминоз, гипервитаминоз.

2.Назовите болезни, связанные с недостатком или отсутствием витаминов в организме.

3.Отразите результаты своих исследований в виде схемы.

Подготовьте к защите проекта сообщение по данным вопросам. При подготовке к защите используйте выданные вам материалы, статьи параграфа 37 и Детскую энциклопедию (страницы 39 –42).

Оценочный лист

Список группы

Самооценка

Оценка группы

Оценка учителя






Материалы для подготовки к защите

Историческое бюро

Историческая справка

В 1880 году русский врач Николай Иванович Лунин проводил опыты над двумя группами мышей. Одних из них он кормил молоком, а других искусственной смесью, куда входили белки, жиры, углеводы, соли и вода в тех же количествах, что и в молоке.

Животные второй группы погибли на 11 сутки. На основании многократно повторенного опыта Лунин решил, что в пище есть еще какое-то вещество необходимое для поддержания жизни.Но об этом открытии Лунина почти ничего не было известно до тех пор, пока в 1912 году польский ученый Казимир Функ не получил из рисовых отрубей кристаллики активного вещества, которые вылечивали от судорог и паралича. Так был получен первый витамин - В. Функ назвал это вещество «витамином». (От слов: «Vita» –жизнь, «Aminа» – содержащий азот) Название это закрепилось за витаминами, хотя как выяснилось позже, не все они содержат азот.

Итак, витамины – биологически активные вещества, синтезирующиеся в организме или поступающие с пищей, необходимые в малых количествах для нормального обмена веществ и жизнедеятельности организма.

Оздоровительное бюро «Кладовая природы»

Витамины

Название

витамина

Функции

Источники витамина

А


Необходим для роста эпителиальных тканей, для образования зрительного пигмента родопсина.


Печень, сливочное масло, сыр. Каротин - желтый пигмент, содержащийся в моркови, красном перце, абрикосах, тыкве.

В1

Участвует в работе окислительных ферментов

Хлеб, зеленый горошек, гречневая и овсяная крупа.

В2

Входит в состав ферментов, влияющих на состояние эпителия. Участвует в кроветворении.

Молочные продукты, яйца, печень, гречка.

В12

Участвует в образовании ферментов, ответственных за созревание клеток крови в костном мозге.

Печень, яичные желтки, кисломолочные продукты.

С

Участвует в составе ферментов в синтезе белков соединительной ткани и антител

Плоды шиповника, черной смородины, лимон, капуста.

D

Участвует в кальциевом и фосфорном обмене

Рыбий жир. А так же образуется в коже под влиянием ультрафиолета.


Кулинарное бюро

Правила сохранения витамин в продуктах питания

  1. Срезай тонкий слой кожицы при чистке.

  2. Чисти овощи и фрукты перед употреблением или варкой.

  3. Используй нож из нержавеющей стали.

  4. Вари в алюминиевой или эмалированной посуде, плотно закрыв крышку.

  5. Опускай овощи в кипящую воду.



Медицинское бюро

Витамины – вещества, необходимые для регуляции обмена веществ и нормального течения процессов жизнедеятельности.

При недостатке того или иного витамина активность соответствующего фермента снижается. Соответственно реакции, которые он катализирует, замедляются или прекращаются. Вследствие этого обмен веществ нарушается, развивается болезнь. Действие витаминов специфично и нельзя, вместо недостающего витамина употребить другой.

Недостаток витаминов в организме ведёт к особому нарушению обмена веществ - гиповитаминозу. Причиной этого может быть как недостаток витаминов в пище, так и плохое усвоение их органами пищеварения. Избыток витамина в организме ведет к гипервитаминозам. При отсутствии витаминов в организме развивается авитаминоз.

Рахит

В 1665 г. английский врач Ф. Глиссон описал болезнь, наблюдающуюся у детей в графстве Дорсет и Сомерсет. Он назвал её рахитом.

При рахите происходит искривление костей ног и грудной клетки, дети отстают в развитии и часто болеют инфекционными болезнями. Теперь мы знаем, что рахит развивается при недостатке в организме витамина D.

«Бери-бери»

В1890 году голландский врач Эйкман прибыл на остров Ява, где наблюдал страшную болезнь. У больных немели руки и ноги, наступал паралич конечностей. При этом тяжёлом заболевании нарушалась деятельность сердца, поражались нервы конечностей, особенно ног, расстраивалась походка. У больных, будто цепями были скованы ноги. С этим было связано и название болезни – бери-бери, что означало «оковы».

Выяснить причину болезни помогли случайные наблюдения доктора Эйкмана за курами во дворе тюремной больницы, где он работал врачом. Эйкман заметил, что у сидячих в клетках кур, которых кормили очищенным рисом, проявлялись признаки бери-бери. Многие из них погибали. Куры же спокойно разгуливавшие по двору, были здоровы, поскольку находили себе разнообразную пищу. Что находилось в рисовых отрубях, Эйкман так и не узнал. Однако врачи стали лечить больных людей рисовыми отрубями.

Лишь в 1912году польский биохимик К.Функ получил из рисовых отрубей желтые кристаллики, одной тысячной грамма которых было достаточно, чтобы вылечить от бери-бери. Так был открыт витамин В1.

Цинга

Отважные путешественники и мореплаватели прошлых столетий часто подвергались мучительной болезни, если они долго находились без свежих фруктов и овощей. В этих случаях развивалась цинга или скорбут. Дёсны разбухали и кровоточили, лицо отекало, чувствовалась общая слабость, ощущались невыносимые боли в мышцах, суставах, под кожей лопались сосуды, тело покрывалось кровоподтёками. Больше моряков погибало от цинги, чем от морских сражений и кораблекрушений.

«Куриная слепота»

Дошедшие до нас источники медицины говорят о том, что у некоторых людей ещё в те времена наблюдалась странная болезнь: днём, при ярком свете они видели хорошо, а с наступлением сумерек почти совсем теряли зрение. Эту болезнь назвали ночной или куриной слепотой. Ещё за 1500 лет до н. э. древние китайские врачи рекомендовали употреблять в пищу печень, но только в 1930 году было установлено, что в печени и в жирах содержится специальное вещество, названное витамином А.