СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок Победы, посвященный героическим страницам истории Отечества и ее героям: Александру Невскому, Дмитрию Донскому, полководцам времен Великой Отечественной войны

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Урок Победы, посвященный героическим страницам истории Отечества и ее героям: Александру Невскому, Дмитрию Донскому, полководцам времен Великой Отечественной войны»

Урок Победы

Класс: 8 класс.

Цель формирование патриотизма, воспитание Российской идентичности школьников; воспитание чувства гордости за свою Родину, за наш народ и героические страницы истории России.

Девиз урока

Мир под чистым небом, ярким солнцем и созвездием добра!”


Задачи:

  • Способствовать пониманию школьниками роли и значения Победы для судеб всего человечества;

  • способствовать осмыслению школьниками таких духовно-нравственных категорий, как историческая память, уважение к павшим за Родину, героизм, самопожертвование, долг, честь, достоинство, свобода, национальное самосознание;

  • формирование духовно-нравственных ценностей, как чувство уважения к подвигу, нравственный долг, ощущение общности исторической судьбы народов России.


Ожидаемые результаты:

*Личностные: формирование патриотизма как духовно-нравственной категории, как основы национального самосознания россиян;

воспитание российской гражданственности;

воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной.

*Метопредметные: умение находить, сравнивать и критически оценивать информацию из различных источников;

умение готовить свое выступление и выступать перед аудиторией;

*Предметные: знание основных вех истории России;

умение приводить примеры подвигов времен боевых действий в истории России;

проявление творческих задатков, способностей и навыков социального проектирования.

Оборудовние: презентация, выставка книг о войне.


Ход урока

  1. Орг. момент (звучит музыка)

Слова класс.рук.:

Промчалось лето красное,

Весёлое и вольное.

Настало время классное,

Дворовое и школьное.


Немножечко дождливое,

Холодное и стужное,

Но всё-таки счастливое

И очень-очень дружное.

Быстро лето пролетело,

Наступил учебный год,

Но и осень нам немало

Дней хороших принесёт.


Здравствуй, осень золотая!

Школа, солнцем залитая!

Наш просторный, светлый класс,

Ты опять встречаешь нас.


  1. Мотивационный блок.

Я искала определение мира, задумалась, а что такое мир? Как вы думаете ребята? (ответы уч-ся).

Слово мир имеет несколько значений.

Мир - Вселенная, планета, земной шар, а также население, люди земного шара.

Мир – это дружеские связи, согласия между кем-либо, отсутствие войны, тишина, покой, соглашение о прекращении войны.

Первый Международный день мира был проведен в сентябре 1982 года. А с 2002 года Международный день мира отмечается 21 сентября как день всеобщего огня и отказа от насилия. День мира призывает людей не только задуматься о мире, но и сделать что-нибудь ради него.

Ребята, а что является символом мира?


Символ возник после второй мировой войны. Эмблему голубь мира нарисовал Пабло Пикассо. На эмблеме изображен белый голубь, несущий в клюве оливковую ветвь. В древности голубь был символом мира и плодородия. Так согласно библейской легенде появление голубя с оливковой ветвью над ноевым ковчегом свидетельствовала о том, что вода сошла с поверхности земли. Это был знак наступления мира и обновления жизни.

- А какое слово противоположно по смыслу слову мир? (война)

Как вы понимаете, что такое война?

Война́ — конфликт между политическими образованиями (государствами, племенами), происходящий в форме военных действий..

Как вы думаете, ребята, что порождает войну? А что мир?

Это, конечно же, зло и добро….

  1. Основная часть. (выступление уч-ся по группам)



1 блок «Полководцы России»

Уч-ся 1 Блистательные победы русского оружия в боях и сражениях породили целую плеяду выдающихся полководцев, флотоводцев и военачальников. Их имена, полководческий и флотоводческий талант известны не только в России, но и за ее пределами. Они останутся в памяти народной на долгие времена.

Уч-ся 2. Испокон веку русский солдат стоял на страже мира и покоя своего народа, охраняя границы родной земли. Кому не известны сегодня великие события русской военной истории — Ледовое побоище, Куликовская битва, Полтава, Бородино!.. 

Звучит композиция «Три поля»

Уч-ся 1. Полководцы творили не только военную историю человеческой цивилизации, но и определяли ее лицо в годы войн. Их деяния на поле брани, в сражениях на суше и на море, в военных походах стали неотъемлемой частью исторической памяти человечества. Образ великого полководца многолик – это и прославленный защитник Отечества, и завоеватель, проливший море человеческой крови, и тиран для собственного народа и для народа покоренной страны, и надежный правитель государства, и человек, который приводил страну к победе в вооруженном противостоянии с врагом

Александр Ярославич Невский, св. благоверный великий

Русский полководец, Великий князь Владимирский, в  20 лет он разгромил шведских завоевателей на реке Неве (Невская битва, 1240 г.), а в 22 – немецких «рыцарей Ливонского ордена (Ледовое побоище, 1242 г.) Канонизирован Русской Православной Церковью.

1240 немцы изменой взяли Псков, но св. Александр освободил город внезапным походом, даже без особого труда. Немецкие наместники были закованы в цепи и отправлены в Новгород. Весть об освобождении Пскова поразила ливонских немцев, понимавших, что борьба приближается к решительному моменту. В поход выступили главные силы Ордена. Их-то и разбил Александр в знаменитой битве, состоявшейся 5 апреля 1242 на льду Чудского озера и получившей название Ледового побоища. В ходе Ледового побоища впервые в истории во главе пешего войска добился победы над конным войском рыцарей.
В императорской и советской России в честь св.. кн. Александра Невского были учреждены военные ордена.

Дмитрий Донской.

Еще один великий выдающийся русский полководец, Великий князь московский и владимирский, возглавил и разгромил войска Золотой Орды (1380 г.)

Под руководством Дмитрия Донского была одержана величайшая победа на Куликовом поле над  полчищами хана Мамая, которая явилась  важным этапом освобождения Руси и других народов Восточной Европы от монголо-татарского ига

Пётр I

Одним из величайших людей Руси мы считаем Петра 1.Русский царь, выдающийся полководец. Является основателем российской регулярной армии и военного флота.  Он проявил высокие организаторские способности и талант полководца в ходе Азовских походов (1695 – 1696 гг.), в Северной войне (1700 – 1721 гг.).во время Персидского похода (1722 – 1723 гг.)

Под непосредственным руководством Петра в знаменитой Полтавской битве (1709 г.) были разгромлены и пленены войска шведского короля Карла XII.

В 1709 году под Полтавой произошла решающая битва. Петр сам повел свои войска и участвовал в сражении наравне со всеми, как и шведский король Карл12. Раненый в ногу король сидел в качалке, которую возили по всему полю битвы. Царя Петра пули обходили стороной: одна попала ему в шляпу, другая прострелила седло, а третья задела золотой крест, висевший у него на груди. Он скакал на коне по полю сражения, подбадривал и воодушевлял солдат. Тогда он и произнес свои знаменитые слова: “Вы сражаетесь не за Петра, а за государство, Петру врученное. А о Петре ведайте, что ему жизнь не дорога, только бы жила Россия, слава, честь и благосостояние ее!” Петр 1 со своей армией победил в Полтавской битве. Историки сообщают, что в тот же день царь устроил большой пир на поле боя, пригласил на него пленных шведских генералов и, вернув им шпаги, сказал: ”… пью за здоровье вас, моих учителей в военном искусстве”. Полтавская битва имела огромное значение для утверждения России как сильной державы. Страна навсегда закрепила за собой выход к Балтийскому морю. До сих пор презиравшие Россию европейские державы отныне должны были считаться с ней и относиться как к равной.

СУВОРОВ Александр Васильевич

(1730-1800) выдающийся полководец, генералиссимус , граф Рымникский, князь Италийский

Национальный герой России, великий русский полководец, не потерпевший ни одного поражения в своей военной карьере (более 60 сражений), один из основоположников русского военного искусства. Более того, почти во всех этих случаях он убедительно побеждал при численном превосходстве неприятеля ,он взял штурмом неприступную крепость Измаил, разгромил турок и т. д. Итальянский поход 1799 г. и победы над французами, бессмертный переход через Альпы был венцом его полководческого искусства. Полководческое искусство Суворова основывалось на стратегии активных и решительных наступательных действий. Он стремился приучить солдат к смелым и инициативным действиям, пробудить в них чувство национального самосознания и любви к Родине.Вот в этом и заключена гениальная система управления Александра Суворова: «Оценили ситуацию, продумали сценарии по которым будем работать, составили четкий план на каждый вероятный сценарий, смело взялись за дело и решительно довели его до конца. А потом сели и обдумали свои ошибки и удачные шаги».

Эстафету славных подвигов Александра Васильевича Суворова приняли молодые. Суворовские военные училища в Советском Союзе были созданы в год коренного перелома в ВОВ, когда в августе 1943 года в небе над Москвой прогремел первый победный салют в честь разгрома фашистских войск на курской дуге.

Кутузов Михаил Илларионович (Голенищев-Кутузов) (1745-1813)

Прославленный русский полководец, генерал-фельдмаршал, светлейший князь. Герой Отечественной войны 1812 года, полный кавалер ордена Святого Георгия. Воевал против турок, татар, поляков, французов в различных должностях, в том числе Главнокомандующим армиями и войсками. Образовал не существовавшую в русской армии легкую конницу и пехоту.

Фёдор Фёдорович Ушаков  (1745-1817)

Выдающийся русский флотоводец, адмирал. Русской православной церковью причислен к лику святых как праведный воин Феодор Ушаков. Он заложил основы новой морской тактики, основал Черноморский военный флот, талантливо руководил им, одержав ряд замечательных побед на Черном и Средиземном морях..
Адмирал Ушаков провел 40 морских сражений. И все они завершились блестящими победами. В народе его называли «Флотским Суворовым».

Павел Степанович Нахимов (1802-1855)

Знаменитый русский адмирал. Во время Крымской войны 1853—56, командуя эскадрой Черноморского флота, Нахимов в штормовую погоду обнаружил и заблокировал главные силы турецкого флота в Синопе, и, умело проведя всю операцию, 18 разгромил их в Синопском сражении 1853 года.

В период Севастопольской обороны 1854—55 гг. проявил стратегический подход к обороне города. В Севастополе Нахимов хотя и числился командиром флота и порта, но с февраля 1855 года, после затопления флота, защищал, по назначению главнокомандующего, южную часть города, с удивительной энергией руководя обороной и пользовался величайшим нравственным влиянием на были созданы солдат и матросов, звавших его «отцом-благодетелем».

Были созданы Нахимовское военные училища в Советском Союзе, которые пользуются большой популярностью у молодых людей и современное время.

2 блок «Герои ВОВ» Музыка тихо – « Вальс Победы»

Годы Великой Отечественной войны никогда не изгладятся из нашей памяти. Советский народ защитил мир от фашистских полчищ. Ценой величайших лишений и жертв, ценой самоотверженного подвига на фронте и в тылу была завоевана Победа.

Стих рассказывают уч-ся класса

Была война в сороковых,

Там на смерть дрались за свободу,

За то, чтоб не было невзгоды,

За то, чтоб не было войны.


На минах танки подрывались,

Солдаты на смерть там сражались.

И в восемнадцать лет свои,

За нас отдали жизнь они.


То, что случилось, не забудем,

И до конца мы помнить будем

Про подвиг тот в сороковых,

Про тех, кого уж нет в живых.

Георгий Константинович Жуков (1896-1974)

Самым прославленным советским полководцем общепризнанно является Маршал Советского Союза. Разработка планов всех крупнейших операций объединенных фронтов, больших группировок советских войск и их реализация проходили под его руководством. Эти операции всегда заканчивались победно. Они имели решающее значение для исхода войны.

Жуков - четырежды Герой Советского Союза, кавалер двух орденов «Победа», множества других советских и иностранных орденов и медалей. В ходе Великой Отечественной войны последовательно занимал должности начальника Генерального штаба, командующего фронтом, члена Ставки Верховного Главнокомандования, заместителя Верховного Главнокомандующего. В послевоенное время занимал пост Главкома сухопутных войск, командовал Одесским, затем Уральским военными округами. После смерти И. В. Сталина стал первым заместителем министра обороны СССР, а с 1955 года по 1957 — министром обороны СССР.

Константин Константинович Рокоссовский (1896-1968)

Выдающийся советский военачальник, командующий Белорусским фронтом, Маршал Советского Союза (1944), маршал Польши (05.11.1949). Командовал парадом Победы. Один из величайших полководцев Второй мировой войны. Дважды Герой Советского Союза.

Иван Степанович Конев (1897-1973)

Советский полководец, командующий 1-м Украинским фронтом, Маршал Советского Союза (1944), дважды Герой Советского Союза (1944, 1945).

Звучит песня и презентация «Алеша».

Уч-ся рассказывают о героях совершивших подвиг в годы ВОВ (на основе краеведения)

(Дети войны)

  • Леонид Голиков,14 лет-герой советского союза. Когда его родное село захватил враг, мальчик ушел к партизанам. Не раз он ходил в разведку, приносил важные сведения в партизанский отряд. И летели под откос вражеские поезда, машины, рушились мосты, горели вражеские склады…

  • Зинаида Портнова-15 лет, герой советского союза …Стоял декабрь 1943 года. Зина возвращалась с задания. В деревне Мостище ее выдал предатель. Фашисты схватили юную партизанку, пытали. Ответом врагу было молчание Зины, ее презрение и ненависть, решимость бороться до конца.

  • Лара Михеенко- 12 лет, расстреляна фашистами

  • Марат Казей-15 лет, герой советского союза.Вместе с сестрой, комсомолкой Адой, пионер Марат Казей ушел к партизанам в Станьковский лес. Он стал разведчиком в штабе партизанской бригады. Марат погиб в бою. В городе Минске поставлен памятник юному герою.

  • Нина Сагайдак- 14 лет, выполняя задания, попала в руки врагов.Расстреляна фашистами.

  • Володя Дубин- 15 лет. Выполняя задание в тылу врага, подорвался на мине.

  • Василий Коробко- 16 лет, погиб от очереди фашистского пулемета.

Блок 3 «Герои современных войн»

«Родина наша – колыбель героев, огненный горн, где плавятся простые души, становясь крепкими как алмаз и сталь»- это слова Алексея Толстого. Да, это действительно так

К сожалению, Великая Отечественная война не стала последней. Афганистан, Чечня, Сирия - эти слова чёрными буквами вписаны в нашу историю, окропились горькими материнскими слезами.

Одна из самых кровавых войн XX века – Афганская война. Наших воинов, участвовавших в той войне, мы называем воинами – интернационалистами.

 Почти не знакомое прежде слово «Афганистан» стало вдруг символом горя и смерти для тысяч людей во всём бывшем Советском Союзе. Эту войну долгое время называли «необъявленной» войной, а иногда и просто учениями. Решение о её начале принималось за «закрытыми» дверями высшими руководителями страны. Войну прятали от тех, кому предстояло на ней умирать…

 Афганская война 1979 – 1989 годов продолжалась 2.238 дней. Военную службу через Афганистан прошли 620 тыс. человек. Общие потери вооруженных сил страны составили – 14. 453 человек.

Видеоклип «Афганистан болит в моей душе»

Рассказ уч-ся о Б.Калькове (краеведческий материал)

 11 декабря… Именно в этот день в 1994 году российские войска вступили на территорию Чечни… Началась первая чеченская война…

 Чечня… Нескончаемая боль России. «Восстановление конституционности и правопорядка на территории Чеченской республики», ликвидация незаконных вооруженных банд формирований», «Антитеррористическая операция…». Как бы не назывались в официальных документах и реляциях события, происходящие на этой многострадальной северокавказской земле, есть одно-единственное точное, короткое и суровое, как выстрел, название им – война!

 И вот уже почти два десятилетия на стыке двух веков – XX и XXI – обагрена эта земля кровью. Отсюда сотнями, тысячами принимали в разных городах и весях России зловещий и печальный «груз 200» – цинковые гробы с останками погибших в том огне наших молодых соотечественников, в большинстве своем совсем юнцов. Тех, что «ушли, не долюбив, не докурив последней папиросы…», армейских офицеров и солдат, бойцов внутренних войск, омоновцев, спецназовцев… Они шли в ожесточенные схватки с отрядами и бандами мятежного чеченского воинства без страха, с честью выполняли свой долг. И боевые награды заслуженно посмертно венчают их подвиг в этой навязанной им войне…

 С первых дней боевых действий на территории Чечни российские солдаты проявляли мужество и отвагу. Во время боёв они действовали уверенно и решительно, всегда готовы были прийти на помощь. В трудные минуты оказывались там, где тяжелее всего. И немалая заслуга в том, что на земле Чечни восстановлен мир, принадлежит нашим российским ребятам.

 Никто сегодня не назовёт точно число жертв необъявленной войны. Сколько погибло мирного населения в Чечне. Сколько солдат.

Чечня. Две военные кампании, две кровопролитные войны за период с 1994 по 2000 годы.

 Погибли 160 тысяч и пять тысяч людей пропали без вести!

Ученик 1:

Славных лиц в России много:

Тех, кто край родной любя,

Укреплял Державу строго,

Не жалел в трудах себя.

Тот эскадру вёл отважно,

Тот солдат, тот славный князь.

Дел узор вплетали важный

В историческую вязь.

Ученик 2:

В сердце каждого потомка

Оставляли яркий след

Честной службой, битвой громкой,

Славой доблестных побед.

И открытием научным,

И правлением с умом,

И стихом красивым, звучным,



Итог урока

Слова классного руководителя

Да, Русь всегда доверчива. Все так.

Но сколько раз в истории случалось,

Как ни ломал, как ни тиранил враг

Она всегда, рассеивая прах,

Как птица Феникс, снова возрождалась!

А если так, то, значит и теперь

Все непременно доброе случится,

И от обид, от горя и потерь

Россия на куски не разлетится!

Спасибо за урок.