Урок подготовки к экзамену
Предмет. Русский язык.
Класс. 9.
Учитель русского языка и литературы Портовской ОШ Щербань Н.М.
Цель: повторить орфографические и пунктуационные правила; развивать внимательность и аккуратность, умение находить орфограммы и пунктограммы, применять правила, изученные в 5 – 9 классах
1.Чтение диктанта, анализ его предложений, работа с таблицами и составление схем.
Почки раскрываются, шоколадные с зелеными хвостиками, и на каждом зеленом клювике висит большая прозрачная светлая капля. (Сложносочиненное предложение с соединительным союзом и, в первой части которого обособленное определение).Возьмешь одну почку, разотрешь между пальцами, и потом долго все пахнет тебе ароматной смолой березы, тополя или особенным запахом черемухи. (Сложносочиненное предложение с соединительным союзом и, в первой и во второй части которого однородные сказуемые и дополнения).
Вечер теплый, и такая тишина, что ждешь чего-то напряженно: должно же что-нибудь случиться в такой тишине. (Сложное предложение с разными видами связи: сочинительной, подчинительной и бессоюзной). И вот, кажется, начинают шептаться между собой деревья: береза белая с другой березой белой издали перекликаются, осинка молодая стала на поляне, как зеленая свеча, черемуха подает ветку с раскрытыми почками.(Бессоюзное сложное предложение, в первой части которого вводное слово, в третьей –сравнительный оборот, всего здесь четыре части)
Мы звуками перекликаемся, а у них аромат: сейчас каждая порода окружена своим ароматом. (Сложное предложение с сочинительной, бессоюзной связью). Когда начало темнеть, стали в темноте исчезать почки, но капли на них светились, одни только капли да небо.(Сложное предложение с подчинительной , сочинительной и бессоюзной связью).Капли брали у неба свой свет и светили нам в темном лесу.(Простое предложение с однородными сказуемыми)
2. Домашнее задание: повторить параграфы13,16,22,41,43 -45,вводные слова, однородные члены предложения, обособленные члены предложения, сравнительный оборот по схемам, составленным в школе.
Часть вторая, урок №2 (продолжение)
Повторение орфограмм при помощи таблиц, карточек,
Словарная работа, объяснительный диктант (проверка безударных гласных)
Зеленые -зелень, висит – повис, большая – больше, смолой – смолы, тополя – тополь, запахом –пахнет, шептаться – шепот, деревья –дерево, перекликаются –кличет, молодая – молод, темнеть – темный, светились - свет , в лесу – лес.
Ошибки с безударной гласной совершаются чаще других.
Повторение следующих орфограмм:
- буквосочетания чн, нч, рщ, чт, чк, нщ;
- правописание не с разными частями речи;
- правописание трех видов приставок (повторение лексического значения слова, глухих и звонких согласных);
- буквосочетания –ере-, - оло-;
- слова с предлогами;
-корни с чередованием,
-ча, ща, чу, щу;
-исключения из всех изученных правил.
4. Домашнее задание: повторение всех перечисленных орфограмм.
5. Образцы карточек:
Карточка №1
Неопределенные местоимения с приставкой кое- и суффиксами –то, _-либо, --нибудь пишутся с дефисом. Если кое- отделяется от местоимения предлогом, то пишется отдельно.
Кто-нибудь, кое-кто, кое у кого
Карточка №2
Предлоги с другими словами всегда пишутся отдельно.
В лесу (лес), обо мне (я)
Карточка №3
После шипящих ж, ч, щ, ш не пишутся я, ю, ы, а пишутся и, у, а.
Жизнь, чудо, ширь, площадь.
Карточка №4
Написание сложных слов с пол-, полу-
Через дефис
Пол-лимона.
Пол-озера.
Пол-Киева.
Слитно
Полдома.
Полметра
(не перед Л, не перед гласным, не перед большой буквой)
Карточка №5
Буквы И, Ы после Ц
И
В корнях слов: цирк, циркуль, цистерна
В словах на –ция: акация, секция, лекция
Ы
В словах-исключениях: цыган, на цыпочках, цыпленок, цыц, цыкнуть
В окончаниях и суффиксах прилагательных и существительных: ученицы, улицы, круглолицый; сестрицын, проводницын, Сестрицын (фамилия)
6. Написание диктанта начинается после повторения порядка работы (чтение текста всего диктанта, чтение всего предложения для прослушивания, чтение предложения по частям для записывания учащимися, чтение предложения для проверки, чтение всего диктанта для проверки, самостоятельная проверка работы и ее сдача )
7. Диктант проверяют соседи по парте, а затем учитель.
8. Подведение итогов, выводы о том, что кому надо повторить.
Урок русского языка в 8 классе
(индивидуальное обучение)
Тема: Простое осложненное предложение. Обращение. Вводные слова (словосочетания, предложения). Развитие речи. Интервью.
Цель: на уроке индивидуального обучения (0,5 час) следует повторить сведения о предложении с обращением (распространенным и нераспространенным), вводными словами (словосочетаниями, предложениями), о знаках препинания при обращениях, вводных словах, использование вводных слов и обращений в тексте интервью, углубить эти сведения и закрепить их практически.
Ожидаемые результаты: учащиеся распознают в предложениях обращения, вводные слова (словосочетания и предложения), составляют предложения с изученным материалом.
Оборудование: учебник, схемы, таблицы
Тип урока: комбинированный
Ход урока
І.Организационный этап
ІІ. Актуализация опорных знаний и практическая работа
1. Интервью – опрос человека по личной или профессиональной тематике. Произошло слово от английского – беседа.
- На сегодня какое вы получили домашнее задание?
- Повторить сведения об обращении, вводных словах (словосочетаниях и предложениях).
- Что вы запомнили? (Ответ)
- Есть ли в этом тексте обращения и вводные слова? (Текст берется любой. Ученик находит изучаемое)
- Что такое обращение? Расскажите о месте обращения в предложении.
- Какое из обращений распространенное, а какое – нет?
- Как оно выделяется?
- Является ли обращение членом предложения?
- Что такое вводные слова, словосочетания и предложения? Расскажите о месте их в предложении и о знаках препинания при них.
- В каком из предложений вы находите вводные слова, в каких -словосочетания, а в каких – предложения?
Наше интервью помогло проверить качество выполнения домашнего задания учащимся и степень усвоения им материала.
2. Работа с таблицами и схемами. Материал записывается в тетрадь.
Составленные предложения тоже записываем.
3.Тренировочные упражнения их имеющегося учебника.
ІІІ.Закрепление изученного.
ІV. Домашнее задание: изучить тему №45-51, тест со стр. 186, упр.183, словарная работа.
V. Подведение итогов урока, выставление оценок.
Карточка №1
Спишите, расставляя знаки препинания. Укажите вид обращения. Подчеркните грамматические основы.
Умчались вы дни радости моей. Спой Светик не стыдись! Ребята Завтра пойдете на экскурсию
Карточка №2
Составьте предложения по схемам.
Карточка №3
Найдите вводные слова и замените их синонимичными.
Кажется, эту книгу я уже читал. К нашей радости, солнце выглянуло из-за туч. К стыду моему, я не успел выполнить его просьбу.
Карточка №4
Исправьте речевой недочет.
Мама мне сказала, чтобы я, значит, сначала сделал уроки, а потом садился за компьютер.
Карточка №5
Составьте схемы предложений.
Знания, получаемые при индивидуальном обучении, более прочные, так как ученик многое изучает самостоятельно. Но важно желание учиться.
Урок зарубіжної літератури
7 клас
Тема уроку: Рюноске Акутагава (1892 – 1927). «Павутинка». Майстер японської новели. Утілення ідеї про моральну справедливість у новелі. Філософський зміст твору. Підтекст. Художні образи новели (Будда, Кандата)
Мета: познайомити учнів з найголовнішими подіями життя і творчості Рюноске Акутагава; показати глибоку зацікавленість автора в духовних пощуках; формувати вміння цілісно сприймати маленький твір, порівнювати зображуване з реальними подіями; удосконалювати навички текстологічного аналізу твору, вчитися розуміти і пізнавати культуру іншого народу, збагачуючи свій світогляд, самовдосконалюватись.
Обладнання: портрет письменника, фотографіі та ілюстрації, матеріал до вікторини, презентації
Хід уроку
І. Мотивація пізнавальної діяльності
Літературний багаж. Презентаціі учнів
Пригадайте твори японської літератури, вивчені в попередніх класах.
В чому полягає їхня своєрідність?
Що ви знаєте про культуру Японії?
Презентація №1
Мацуо Басьо – відомий японський поет, творчість якого ми вивчали у 6 класі. Він народився в провінційному місті Уено в родині самурая. Називався Кіндзаку, Дзінісітіро, Мацуо Басьо – це псевдонім («басьо» означає «банан»). Поет був держслужбовцем, учителем віршування, мандрівником. Увійшов в історію світової літератури як майстер хоку (хайку)
Презентація №2
Цікава історія хайку. Це традиційний для японської поезії неримований трирядовий вірш, що містить 17 складів. У хайку кількома штрихами створено містку замальовку повсякденного життя. Така замальовка найчастіше має інакомовний зміст.
Обов’язковою складовою хайку є образи природи, «сабі»- настрій плідної самотності, який пробуджує відчуття краси і повноти життя.
На всохлу гілку
сів ночувати крук.
Глибока осінь.
Презентація №3
Учень розповідає про цікаву екскурсію до Краєзнавчого музею, в якому ми відвідали виставку японського мистецтва, де була представлена мініатюра (нецке, ікебани, орігамі, бонсай,картини). Показ ілюстрацій.
ІІ. Актуалізація опорних знань
Слово учителя: на вивчення творчості Рюноске Акутагава відведено 2 години. Сьогодні ми пригадаємо вивчений у 6 класі матеріал про японську поезію і поета Мацуо Басьо, про особливості японської поезії та культури. Ознайомимося з життям та творчістю майстра «оповідання завбільшки з долоню». На наступному уроці ми будемо аналізувати новелу «Павутинка».
ІІІ. Формування нових знань, умінь та навичок.
Почнемо вивчення матеріалу про Рюноске Акутагава. Самостійне читання стор.248 – 250.
Вікторина «Рюноске Акутагава»
Твір «завбільшки з долоню» (Оповідання)
Невеликий за обсягом прозовий твір, у якому йдеться про незвичайну пригоду,зі стрімким і несподіваним фіналом. (Новела)
Місто народження Рюноске … (Токіо)
За національним літочисленням він народився… (У годину Дракона дня Дракона місяця Дракона
«Рю»- перший ієрогліф Рюноске означає… (Дракон)
Трагічна подія у житті хлопчика…(Смерть матері)
Прийомний батько…(Дядько)
Навчався у….(Коледжі, на англійському відділенні Токійського університету)
Назва журналу, який видавали студенту, перекладається…(«Сінсітьо» - «Нова течія»)
В ньому Акутагава надрукував свої…(Перші новели)
Рюноске говорив:»Душа людини в давнину і сучасної людини має багато спільного. От у чому річ». Про свою пристрасть до… (Минулого)
Давня японська релігія…(Буддізм)
Питання оцінюються 0,5 б.
Словникова робота
Учні записують слова, а потім пояснюють їх значення (усно)
Сакура (символ Японії – вишня), кімоно, цунамі, тя-но ю (чвйна церемонія), ікебана, нецке, орігамі, бонсай, сумо, кобукі, сад каміння ( сад при монастирі, у якому замість дерев- 15 каменів, 14 яз яких видно з будь-якої точки, а 1 завжди прихований), буддизм (релігія).
Читання твору
Бліц – турнір (усно)
Учні ставлять питання, інші відповідають на них. Це буде матеріал до виконання домашнього завдання.
ІV. Підсумки уроку.
V. Домашнє завдання: стор. 248 – 249(повторити), прочитати новелу «Павутинка», скласти тест або план.
Погоджено Затверджено
педагогічною радою в. о. директора школи
Портовської ЗОШ 1-3 ст. Рожко О.В.
Протокол №4 25 березня 2016 р.
Від 25 березня 2016 р.
Диктант
В Украине рушники известны очень давно, еще со времен Киевской Руси. Искусство вышивки создавалось руками, разумом, сердцем миллионов украинок. Оно отражало быт и обычаи народа, несло в себе его радости и горе.
Столетиями украшали рушники светлицу в украинской хате. Вышивали их к каждому большому празднику. Были рушники рождественские, пасхальные, к празднику Ивана Купала.
Но рушник издревле служил украинцам не только лишь украшением светлицы. Он сопровождал человека всю жизнь – от момента рождения до последней его дороги, имел в народных обрядах определенное назначение. В вышитый рушник заворачивали новорожденного, накрывали хлеб на столе, а перед этим – квашню, в которой поднималось тесто. Это был знак особого уважения к хлебу.
Во все времена подавать гостям хлеб-соль на рушнике в Украине считался признаком радушия и гостеприимства.
Когда сын отправлялся в дальнюю дорогу, мать дарила ему рушник как защиту от всяческих невзгод.
Ткут и вышивают рушники до сих пор – для создания уюта в доме, на счастье родным и близким и просто так, для души.
(158 слов)