Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Дорогобужская средняя общеобразовательная школа №2
имени кавалера ордена Мужества В.А.Шашина»
Урок - «Погружение» в художественный мир Ф.И. Тютчева Космос Тютчева.
«День» и «Ночь» в поэзии Тютчева.
Автор: учитель русского языка и литературы
МБОУ Дорогобужская СОШ №2
Прийма Е.А.
«Погружение» в художественный мир Ф.И. Тютчева (2 урока)
Космос Тютчева.
«День» и «Ночь» в поэзии Тютчева.
Уникальность Тютчева в русской поэзии связана прежде всего со своеобразным мировосприятием поэта: его Вселенная, его мироздание насыщены контрастами, трагическими противоречиями, переживаниями мирового разлада.
Пушкинское «порой опять гармонией упьюсь» отсутствует у Тютчева.
Его мир, его человек - дисгармоничны, расколоты, двойственны.
- Когда пробьет последний час природы,
Состав частей разрушится земных:
Все зримое опять покроют воды,
И Божий лик изобразится в них!
Странная, неземная, пугающая картина.
Апокалипсис по Тютчеву. Кажется, что для поэта человек и природа абсолютно враждебны. Между ними бездна. Человек, по Тютчеву, не заслуживает дарованной ему Природы. Очевидно, до какого-то момента они пребывали в нерасторжимом единстве, но потом что-то произошло - и человек отошел, отъединился, отторгнулся от нее.
- И гибелью разрыв грозит ...
Ибо по Божественному промыслу «все созданное имеет свой смысл». Но взыграла «самость» в человеке, обуяла его гордыня и захотел он над
выше
туда за край...
и сам стал приближать тот самый "последний час", когда все вернется на круги своя.
Ибо Не то, что мните вы, природа: Не слепок, не бездушный лик — В ней есть душа, в ней есть свобода, В ней есть любовь, в ней есть язык...
А что же человек в поэзии Тютчева?
Молчи, скрывайся и таи
И чувства и мечты свои ... Лишь жить в себе самом умей — Есть целый мир в душе твоей Таинственно-волшебных дум; Их оглушит наружный шум ...
Они не видят и не слышат, Живут в сем мире, как впотьмах, Для них и солнце, знать, не дышат, И жизни нет в морских волнах.
И чувства нет в твоих очах, И правды нет в твоих речах, И нет души в тебе.
И кульминация:
Не плоть, а дух растлился в наши дни, И человек отчаянно тоскует...
Он к свету рвется из ночной тени
И, свет обретши, ропщет и бунтует.
Безверием палим и иссушен,
Невыносимое он днесь выносит ...
И сознает свою погибель он,
И жаждет веры ... но о ней не просит ...
- Не правда ли, современно? Что же вы почувствовали? Каким вам видится образ человека у Тютчева?
Да, это тот самый человек, который отступился от Природы, от Божьего мира. Ушел в себя — и ничего не обрел. Одно + безверие его гложет.
Он будто в потемках. Заблудился и не может никак найти дорогу к свету, к Истине. А просить не может и не хочет — «гордость сатанинская» мешает.
Это же Раскольников. Тем овладела идея; а этот «иссушил» себя; растлил свой дух безверием. Оба - оторвались от жизни, от той же природы, в том числе от человеческой своей природы.
Да, этот человек не только в разладе с миром, природой, но и с самим собой. Он не «односоставен».
Князь Мышкин ("Идиот") говорит о людях прежних веков, что они были «односоставными», в отличие от «многосоставных» людей нового времени.
Раскол человека, его двойничество, «многосоставность» — одна из центральных тем русской литературы 19 века, особенно прозы. В поэзии ее воплотили наиболее полно Лермонтов и Тютчев.
Поэт, по Тютчеву, подобен природе - «всесилен», как стихия: и сравнивается с инструментом, улавливающим и воспроизводящим гармонию, полифонию мирового бытия в его борьбе, конфликтах и согласии.
Отсюда и тютчевское изображение мира через бесконечные противопоставления, двойственность; через трагическое переживание мирового «разлада».
Б. Бухштаб. Поэзия Тютчева «поэзия контрастов и антитез».
К. Пигарев отмечал, что для Тютчева характерны контрастность образов, противоречивость переживаний лирического героя - раздвоение, «тревожное, мятущееся мироощущение».
Образный мир поэта «День» и «ночь»
Итак, давайте попробуем поиграть в ассоциации
День Ночь
свет луна
ясно тьма
солнце мрак
шум тишина
лето звезды
цветы страх
сон
один
А теперь —худ. определения, (эпитеты):
ясный, тихая,
светлый, молчаливая,
солнечный, таинственная,
суетливый, загадочная,
короткий, страшная,
прозрачный лунная
Оказывается, день для человека ясен, прозрачен, открыт; ночь же - темна, таинственна, закрыта.
Днем человек выходит в мир, растворяется в нем; ночь возвращает его в себя, в свой дом.
День — это шум, суета, хлопоты, дела, заботы, «житейские треволненья», «мышья беготня» -
(Пушкин). Он слишком «земной», привязан «земному».
Ночь — тишина, уединение, сосредоточенность, возможность погрузиться в себя, не отвлекает,
будоражит, вдохновляет, здесь он больше!— исчезло как бы все постороннее, мелочное раскрывает новые возможности его духа ^ на вечном, на высоком, на небесном.
Днем — земля; Ночь — небо;
День — «Да здравствует разум».
Ночь - Мир есть тайна. Человек есть тайна.
"Ночной" человек" — загадочный, мистический человек. Обнаруживает то, что скрыто днем. Диапазон безумств ночного человека необычайно широк; от гениальных открытий до самых кошмарных преступлений.
Ученые - физиологи доказали, что ночью все органа чувств обостряются, «утончаются».
Каждый шорох, стук, звук воспринимается по-другому: задетая вами ветка днем — ничего, а ночью, кого и, вы один - испуг, вздрагивание, страх. А шаги за вами...
А сны, видения, наваждения, призраки, кошмары, привидения, фантасмагории — ночь.
Ночь — это тайна, это ощущение Вечности, Космоса, Мироздания.
«Страшные» истории возможны только ночью — вспомните рассказы и поведение деревенских мальчишек из «Бежина луга». А ночной разговор в Отрадном Наташи Ростовой и Сони. А ночной полет Маргариты у Булгакова.
Ночь — время чудес, необыкновенного. А теперь перенесем это на мир природы. Помните: Выхожу один я на дорогу; Сквозь туман кремнистый путь блестит; Ночь тиха. Пустыня внемлет богу, И звезда с звездою говорит. В небесах торжественно и чудно! Спит земля в сиянье голубом...
Вот она—Вечность. Бесконечность мироздания. Космос. Во всем — умиротворенность и покой, безмятежность и торжественная тишина.
Все замирает. Кажется, само время остановилось. И кажется тогда, что вот так было всегда — и ничего не изменилось. Вот так же человек поднимал глаза и глядел ь ночную бездну и сто лет, и тысячу и более назад.
И так же трепетал его дух в сладостном изнеможении от прикосновения к великой тайне Бытия.
У Чехова есть совсем маленький рассказ "Студент", герой которого ночью у костра рассказывает двум женщинам евангельскую историю о той страшной ночи, когда был схвачен стражей первосвященника Иисус. Петр, любимый ученик его, трижды отрекся от него, как и предсказал Учитель.
В Евангелии сказано: «И исшед вон, плакася горько». Воображаю: тихий-тихий, темный-темный сад, и / тишине едва слышатся глухие рыдания...
Студент вздохнул и задумался. «Продолжав улыбаться, Василиса вдруг всхлипнула, слезы, крупные, изобильные, потекли у нее по щекам...» И чуть позже / «Теперь студент думал о Василисе: если она заплакала, то. значит, все, происходившее в ту страшную ночь с Петром, имеет к ней какое-то отношение...»
Он оглянулся. Одинокий огонь спокойно мигал в темноте... Студент опять подумал, что если Василиса заплакала, а ее дочь смутилась, то, очевидно, то, о чем о// только что рассказывал, что происходило девятнадцать веков назад, имеет отношение к настоящему — к обеим женщинам и, вероятно, к этой пустынной деревне, к нему самому, ко всем людям».
«И радость вдруг заволновалась в его душе, и он даже остановился на минуту, чтобы перевести дух. Прошлое, думал он, связано с настоящим непрерывною цепью событий, вытекавших одно из другого. И ему казалось, что он только что видел оба конца этой цепи: дотронулся до одного конца, как дрогнул другой".
Вот оно, живое, непосредственное прикосновение к Вечности, к тайне Бытия, к Божественному. И совсем не случайно оно происходит ночью у костра, когда «ночь тиха. Пустыня внемлет богу...»
- Я думаю, что после такого предварительного разговора нам легче будет понять (постигнуть) наиболее распространенные образы в поэзии Тютчева — образы «дня» и «ночи».
Есть некий час в ночи всемирного молчания,
И в оный час явлений и чудес
Живая колесница мирозданья
Открыто катится в святилище небес.
( «Видение»)
В такой час слепой разум человека прозревает Истину, человек видит мир по-настоящему понимает и тайны собственной души.
- Стихотворение «День и ночь»
На мир таинственный духов, Над этой бездной безымянной, Покров наброшен златотканый Высокой волею богов.
День — сей блистательный покров —
День, земнородных оживленье, Души болящей исцеленье,
Друг человеков и богов!
Но меркнет день — настала ночь; Пришла - и с мира рокового
Ткань благодатную покрова, Сорвав, отбрасывает прочь...
И бездна нам обнажена
С своими страхами и мглами,
И нет преград меле ей и нами —
Вот отчего нам ночь страшна!
Это стихотворение состоит из двух частей.
1ч. - образ «дня»
II ч. - образ "ночи"
Каждый из них наполнен своим смысловым содержанием ряд развернутых метафор.
День — блистательный покров
светлый, ясный, чистый,
Белый, сверкающий.
- земнородных оживленье
живая жизнь воскресение к жизни всего рождающегося от Земли (растения, животные, люди)
- души болящей исцеленье
\
день излечивает душевные тревоги, смятения, сомнения, день - это жизнь «в миру» - а «в миру»- легче переносить тяготы.
Друг человеков и богов
Друг богов!!!
По Тютчеву, только днем человек может почувствовать, ощутить присутствие Бога на земле (у Лермонтова — наоборот).
День даруется Богом человеку — развернутая метафора «покров златотканый», который «наброшен «высокой волею богов» «над этой бездной безымянной».
Не случайно — «покров» Из «Толкового словаря» В. Даля:
Покров — защита, заступленье, заступничество, застой, покровительство.
Господь покров мой.
Покров и покровенье — праздник пресвятой Богородицы. Церковь во имя Покрова Богородицы. Значит:
Днем Бог защищает, заступляется за человека День - это воскресение жизни, когда все живет„
радуется.
Звуковая инструментовка этой части необычайно мелодична, легка — скользящая, летящая строка — отсутствие взрывных звуков — [л] [ в]
Удивительная плавность, гармония, благозвучие -день - друг человеков и богов.
- Мы помним, что Тютчев — поэт контрастов, противопоставлений, конфликтов, антитез.
Гармония "дня"
взрывается, разрушается
одним махом, ударом
I е
союз «но» (противительный)
День противопоставляется ночи
Ночь
Плавного перехода нет.
Ночь – одушевляется.
она - агрессивна, властна, независима и свободна. Врывается — «пришла»
ткань благодатную покрова сорвав, отбрасывает прочь* Чувствуете, звук "р" - здесь торжествует. Это взрыв, рокот, разрыв. Ночь неподвластна богам, которые свет. И опять бездна
ночь - "бездна", страхи и мгла
ночь человеку страшна
(день-друг) ночь — враг человеку. Почему?
- он лишен защиты, покровительства» «Покров благодатный», который защищал его, сорван, отброшен
«И нет преград меж ей («бездной») и нами Человек бессилен
перед ней
он — вне Бога без Бога
,
Первоначало
Хаос
«бездна безымянная»
небытие
Покров
Бог
День
Жизнь
Человек
Бытие
Бездна
Ночь
Мрак
Хаос
Мир таинственных духов
Нет Бога
Человек — один
Следовательно, изначально предопределено человеку раздвоение, раскол, двойничество — «день» и «ночь», с Богом и без Бога, свет и мгла, мрак, добро и зло. Ибо та/С устроено течение Бытия, таково Мироздание, такое Космос.
А теперь мысль Д. Мережковского о поэзии Тютчева: «Двумя силами движется мир человеческий,так же 9 как стихийный: силой притяжения и отталкивания атомов-личностей. Из этих двух только одну — силу отталкивания — утверждает Тютчев. Но если бы исполнилось то, чего он хочет, то мир человеческий, так же^ как стихийный, распался бы в хаос».
(Д. С. Мережковский «Две тайны русской поэзии»)
О Тютчеве не раз говорили как о поэте, воспевшем хаос, разрушение, силы зла. Говорили, что он — «поэт ночи».
Действительно ли это так?
(читаются отрывки из стихотворений Тютчева, (домашнее задание) в которых говорится о ночи).
Стихотворение «Видение (1829)
«Есть некий час, в ночи, всемирного молчанья ...»
Стихотворение «Бессонница» (1829)
«Нам мнится: мир осиротелый
Неотразимый Рок настиг —
И мы, в борьбе с природой целой
Покинуты на нас самих.»
- « Как океан объемлет шар земной,
Земная жизнь кругом объята снами...
Настанет ночь, - и звучными волнами
Стихия бьет о берег свой.
Небесный свод, горящий славой звездной,
Таинственно глядит из глубины, -
И мы плывем, пылающею бездной
Со всех сторон окружены.»
Стихотворение «Mal aria» (1830)
«Люблю сей Божий гнев! Люблю сие незримо Во всем разлитое таинственное Зло...»
Их стихотворения «Осенний вечер» (1830)
«Таинственно, как в первый день созданья,
В бездонном небе звездным сонм горит...
Мир бестелесный, слышный, но незримый,
Теперь роится в хаосе ночном...»
Стихотворение « О чем ты воешь, ветр ночной?»
«О, страшных песен сих не пой
Про древний хаос, про родимый!
Как жадно мир души ночной
Внимает повести любимой.
Из смертной рвется он груди,
Он с беспредельным жаждет слиться!...
О, бурь заснувших не буди
Под ними хаос шевелится!...»
Стихотворение «Тени сизые смесились...» и другие.
Как видим, Тютчева, действительно, влечет к себе ночь с ее грозовой тьмой и тревожными шорохами. Образ ночи сквозной в его лирике.
Тютчевская «ночь» - это «незримый гул стихий», это «шевелящийся хаос», это «обнаженная бездна», это «беспредельное», это «мертвый час»* лишь "жизн^ природы там слышна", ночь "таинственна, как в первый день созданья».
«О, как пронзительны и дики,
Как ненавистны для меня
Сей шум, движенье, говор, крики
Младого пламенного дня!..
О, как лучи его багровы,
Как жгут они мои глаза!..
О ночь, ночь, где твои покровы,
Твой тихий сумрак и роса!..
Странно, не правда ли? Необычно. Видеть красоту в том, что обычно чуждо и враждебно человеку. А «ночь» Тютчева именно такова — неуправляема, непредсказуема, стихийна. Она вселяет страх, тревогу, она пугает, она грозит гибелью. В ней нет места человеку. Человек невластен над ней. Такая ночь сбивает с толку, с пути, она таит в себе зло. И это зло разлито в ней (вспомните ночь без Бога).
Может быть, поэтому в ночном человеке «безумие, смех ужасный» всю душу потрясает.
Мир «души ночной» весь — «Элизиум теней»; «хаосом звуков» оглушенный; он — игрушка беспредельного, которое своевольно играет им:
«Сумрак тихий, сумрак сонный,
Лейся в глубь моей души,
Тихий, томный, благовонный,
Все залей и утиши.
Чувства - мглой самозабвенья
Переполни через край!..
Дай вкусить уничтоженья,
С миром дремлющим смешай!
Кажется, теперь мы можем подобрать «ключ» художественному миру Тютчева.
Поэт находил гармонию в дисгармонии, предопределенной изначально.
Его поэзия — своеобразный сплав контрастов, противоречий, антитез (день и ночь), сквозь которые проступает неодолимое желание поэта обрести в их роковой борьбе некую гармонию, согласие, единство.
Иначе - смерть, небытие.