СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок - «Погружение» в художественный мир Ф.И. Тютчева Космос Тютчева. «День» и «Ночь» в поэзии Тютчева.

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Погружение в мир поэзии Тютчева Ф.И.

Поэт      находил      гармонию       в      дисгармонии, предопределенной изначально.

Его   поэзия   —   своеобразный   сплав   контрастов, противоречий, антитез (день и ночь), сквозь которые проступает неодолимое желание поэта обрести в их роковой борьбе некую гармонию, согласие, единство.

Просмотр содержимого документа
«Урок - «Погружение» в художественный мир Ф.И. Тютчева Космос Тютчева. «День» и «Ночь» в поэзии Тютчева.»


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Дорогобужская средняя общеобразовательная школа №2

имени кавалера ордена Мужества В.А.Шашина»






Урок - «Погружение» в художественный мир Ф.И. Тютчева Космос Тютчева.

«День» и «Ночь» в поэзии Тютчева.










Автор: учитель русского языка и литературы

МБОУ Дорогобужская СОШ №2

Прийма Е.А.







«Погружение» в художественный мир Ф.И. Тютчева (2 урока)

Космос Тютчева.

«День» и «Ночь» в поэзии Тютчева.



Уникальность Тютчева в русской поэзии связана прежде всего со своеобразным мировосприятием поэта: его Вселенная, его мироздание насыщены контрастами, трагическими противоречиями, переживаниями мирового разлада.

Пушкинское «порой опять гармонией упьюсь» отсутствует у Тютчева.

Его мир, его человек - дисгармоничны, расколоты, двойственны.

- Когда пробьет последний час природы,
Состав частей разрушится земных:
Все зримое опять покроют воды,

И Божий лик изобразится в них!

Странная, неземная, пугающая картина.

Апокалипсис по Тютчеву. Кажется, что для поэта человек и природа абсолютно враждебны. Между ними бездна. Человек, по Тютчеву, не заслуживает дарованной ему Природы. Очевидно, до какого-то момента они пребывали в нерасторжимом единстве, но потом что-то произошло - и человек отошел, отъединился, отторгнулся от нее.

- И гибелью разрыв грозит ...

Ибо по Божественному промыслу «все созданное имеет свой смысл». Но взыграла «самость» в человеке, обуяла его гордыня и захотел он над

выше

туда за край...

и сам стал приближать тот самый "последний час", когда все вернется на круги своя.

Ибо Не то, что мните вы, природа: Не слепок, не бездушный лик — В ней есть душа, в ней есть свобода, В ней есть любовь, в ней есть язык...

А что же человек в поэзии Тютчева?

Молчи, скрывайся и таи

И чувства и мечты свои ... Лишь жить в себе самом умей — Есть целый мир в душе твоей Таинственно-волшебных дум; Их оглушит наружный шум ...


Они не видят и не слышат, Живут в сем мире, как впотьмах, Для них и солнце, знать, не дышат, И жизни нет в морских волнах.

И чувства нет в твоих очах, И правды нет в твоих речах, И нет души в тебе.

И кульминация:

Не плоть, а дух растлился в наши дни, И человек отчаянно тоскует...


Он к свету рвется из ночной тени

И, свет обретши, ропщет и бунтует.

Безверием палим и иссушен,

Невыносимое он днесь выносит ...

И сознает свою погибель он,

И жаждет веры ... но о ней не просит ...

- Не правда ли, современно? Что же вы почувствовали? Каким вам видится образ человека у Тютчева?

  • Да, это тот самый человек, который отступился от Природы, от Божьего мира. Ушел в себя — и ничего не обрел. Одно + безверие его гложет.

  • Он будто в потемках. Заблудился и не может никак найти дорогу к свету, к Истине. А просить не может и не хочет — «гордость сатанинская» мешает.

  • Это же Раскольников. Тем овладела идея; а этот «иссушил» себя; растлил свой дух безверием. Оба - оторвались от жизни, от той же природы, в том числе от человеческой своей природы.

Да, этот человек не только в разладе с миром, природой, но и с самим собой. Он не «односоставен».

Князь Мышкин ("Идиот") говорит о людях прежних веков, что они были «односоставными», в отличие от «многосоставных» людей нового времени.

Раскол человека, его двойничество, «многосоставность» — одна из центральных тем русской литературы 19 века, особенно прозы. В поэзии ее воплотили наиболее полно Лермонтов и Тютчев.

Поэт, по Тютчеву, подобен природе - «всесилен», как стихия: и сравнивается с инструментом, улавливающим и воспроизводящим гармонию, полифонию мирового бытия в его борьбе, конфликтах и согласии.

Отсюда и тютчевское изображение мира через бесконечные противопоставления, двойственность; через трагическое переживание мирового «разлада».

Б. Бухштаб. Поэзия Тютчева «поэзия контрастов и антитез».

К. Пигарев отмечал, что для Тютчева характерны контрастность образов, противоречивость переживаний лирического героя - раздвоение, «тревожное, мятущееся мироощущение».







Образный мир поэта «День» и «ночь»

Итак, давайте попробуем поиграть в ассоциации
День Ночь

свет луна

ясно тьма

солнце мрак

шум тишина

лето звезды

цветы страх

сон

один

А теперь —худ. определения, (эпитеты):

ясный, тихая,

светлый, молчаливая,


солнечный, таинственная,

суетливый, загадочная,

короткий, страшная,

прозрачный лунная

Оказывается, день для человека ясен, прозрачен, открыт; ночь же - темна, таинственна, закрыта.

Днем человек выходит в мир, растворяется в нем; ночь возвращает его в себя, в свой дом.

День — это шум, суета, хлопоты, дела, заботы, «житейские треволненья», «мышья беготня» -

(Пушкин). Он слишком «земной», привязан «земному».

Ночь — тишина, уединение, сосредоточенность, возможность погрузиться в себя, не отвлекает,

будоражит, вдохновляет, здесь он больше!— исчезло как бы все постороннее, мелочное раскрывает новые возможности его духа ^ на вечном, на высоком, на небесном.

Днем — земля; Ночь — небо;

День — «Да здравствует разум».

Ночь - Мир есть тайна. Человек есть тайна.

"Ночной" человек" загадочный, мистический человек. Обнаруживает то, что скрыто днем. Диапазон безумств ночного человека необычайно широк; от гениальных открытий до самых кошмарных преступлений.

Ученые - физиологи доказали, что ночью все органа чувств обостряются, «утончаются».

Каждый шорох, стук, звук воспринимается по-другому: задетая вами ветка днем — ничего, а ночью, кого и, вы один - испуг, вздрагивание, страх. А шаги за вами...

А сны, видения, наваждения, призраки, кошмары, привидения, фантасмагории — ночь.

Ночь — это тайна, это ощущение Вечности, Космоса, Мироздания.

«Страшные» истории возможны только ночью — вспомните рассказы и поведение деревенских мальчишек из «Бежина луга». А ночной разговор в Отрадном Наташи Ростовой и Сони. А ночной полет Маргариты у Булгакова.

Ночь — время чудес, необыкновенного. А теперь перенесем это на мир природы. Помните: Выхожу один я на дорогу; Сквозь туман кремнистый путь блестит; Ночь тиха. Пустыня внемлет богу, И звезда с звездою говорит. В небесах торжественно и чудно! Спит земля в сиянье голубом...

Вот она—Вечность. Бесконечность мироздания. Космос. Во всем — умиротворенность и покой, безмятежность и торжественная тишина.

Все замирает. Кажется, само время остановилось. И кажется тогда, что вот так было всегда — и ничего не изменилось. Вот так же человек поднимал глаза и глядел ь ночную бездну и сто лет, и тысячу и более назад.

И так же трепетал его дух в сладостном изнеможении от прикосновения к великой тайне Бытия.

У Чехова есть совсем маленький рассказ "Студент", герой которого ночью у костра рассказывает двум женщинам евангельскую историю о той страшной ночи, когда был схвачен стражей первосвященника Иисус. Петр, любимый ученик его, трижды отрекся от него, как и предсказал Учитель.

В Евангелии сказано: «И исшед вон, плакася горько». Воображаю: тихий-тихий, темный-темный сад, и / тишине едва слышатся глухие рыдания...

Студент вздохнул и задумался. «Продолжав улыбаться, Василиса вдруг всхлипнула, слезы, крупные, изобильные, потекли у нее по щекам...» И чуть позже / «Теперь студент думал о Василисе: если она заплакала, то. значит, все, происходившее в ту страшную ночь с Петром, имеет к ней какое-то отношение...»

Он оглянулся. Одинокий огонь спокойно мигал в темноте... Студент опять подумал, что если Василиса заплакала, а ее дочь смутилась, то, очевидно, то, о чем о// только что рассказывал, что происходило девятнадцать веков назад, имеет отношение к настоящему — к обеим женщинам и, вероятно, к этой пустынной деревне, к нему самому, ко всем людям».

«И радость вдруг заволновалась в его душе, и он даже остановился на минуту, чтобы перевести дух. Прошлое, думал он, связано с настоящим непрерывною цепью событий, вытекавших одно из другого. И ему казалось, что он только что видел оба конца этой цепи: дотронулся до одного конца, как дрогнул другой".

Вот оно, живое, непосредственное прикосновение к Вечности, к тайне Бытия, к Божественному. И совсем не случайно оно происходит ночью у костра, когда «ночь тиха. Пустыня внемлет богу...»

- Я думаю, что после такого предварительного разговора нам легче будет понять (постигнуть) наиболее распространенные образы в поэзии Тютчева — образы «дня» и «ночи».

Есть некий час в ночи всемирного молчания,

И в оный час явлений и чудес

Живая колесница мирозданья

Открыто катится в святилище небес.

( «Видение»)

В такой час слепой разум человека прозревает Истину, человек видит мир по-настоящему понимает и тайны собственной души.

- Стихотворение «День и ночь»

На мир таинственный духов, Над этой бездной безымянной, Покров наброшен златотканый Высокой волею богов.

День — сей блистательный покров —

День, земнородных оживленье, Души болящей исцеленье,

Друг человеков и богов!

Но меркнет день — настала ночь; Пришла - и с мира рокового

Ткань благодатную покрова, Сорвав, отбрасывает прочь...

И бездна нам обнажена

С своими страхами и мглами,

И нет преград меле ей и нами —

Вот отчего нам ночь страшна!

Это стихотворение состоит из двух частей.

1ч. - образ «дня»

II ч. - образ "ночи"

Каждый из них наполнен своим смысловым содержанием ряд развернутых метафор.

День — блистательный покров

светлый, ясный, чистый,

Белый, сверкающий.

- земнородных оживленье

живая жизнь воскресение к жизни всего рождающегося от Земли (растения, животные, люди)

- души болящей исцеленье

\

день излечивает душевные тревоги, смятения, сомнения, день - это жизнь «в миру» - а «в миру»- легче переносить тяготы.


Друг человеков и богов

Друг богов!!!

По Тютчеву, только днем человек может почувствовать, ощутить присутствие Бога на земле (у Лермонтова — наоборот).

День даруется Богом человеку — развернутая метафора «покров златотканый», который «наброшен «высокой волею богов» «над этой бездной безымянной».

Не случайно — «покров» Из «Толкового словаря» В. Даля:

Покров — защита, заступленье, заступничество, застой, покровительство.

Господь покров мой.

Покров и покровенье — праздник пресвятой Богородицы. Церковь во имя Покрова Богородицы. Значит:

Днем Бог защищает, заступляется за человека День - это воскресение жизни, когда все живет„

радуется.

Звуковая инструментовка этой части необычайно мелодична, легка — скользящая, летящая строка — отсутствие взрывных звуков — [л] [ в]

Удивительная плавность, гармония, благозвучие -день - друг человеков и богов.

- Мы помним, что Тютчев — поэт контрастов, противопоставлений, конфликтов, антитез.

Гармония "дня"

взрывается, разрушается

одним махом, ударом

I е

союз «но» (противительный)

День противопоставляется ночи

Ночь

Плавного перехода нет.

Ночь – одушевляется.

она - агрессивна, властна, независима и свободна. Врывается — «пришла»

ткань благодатную покрова сорвав, отбрасывает прочь* Чувствуете, звук "р" - здесь торжествует. Это взрыв, рокот, разрыв. Ночь неподвластна богам, которые свет. И опять бездна

ночь - "бездна", страхи и мгла

ночь человеку страшна

(день-друг) ночь — враг человеку. Почему?

- он лишен защиты, покровительства» «Покров благодатный», который защищал его, сорван, отброшен

«И нет преград меж ей («бездной») и нами Человек бессилен

перед ней

он — вне Бога без Бога

,

Первоначало

Хаос

«бездна безымянная»

небытие

Покров

Бог

День

Жизнь

Человек

Бытие

Бездна

Ночь

Мрак

Хаос

Мир таинственных духов

Нет Бога

Человек — один

Следовательно, изначально предопределено человеку раздвоение, раскол, двойничество — «день» и «ночь», с Богом и без Бога, свет и мгла, мрак, добро и зло. Ибо та/С устроено течение Бытия, таково Мироздание, такое Космос.

А теперь мысль Д. Мережковского о поэзии Тютчева: «Двумя силами движется мир человеческий,так же 9 как стихийный: силой притяжения и отталкивания атомов-личностей. Из этих двух только одну — силу отталкивания — утверждает Тютчев. Но если бы исполнилось то, чего он хочет, то мир человеческий, так же^ как стихийный, распался бы в хаос».

(Д. С. Мережковский «Две тайны русской поэзии»)

О Тютчеве не раз говорили как о поэте, воспевшем хаос, разрушение, силы зла. Говорили, что он — «поэт ночи».

Действительно ли это так?

(читаются отрывки из стихотворений Тютчева, (домашнее задание) в которых говорится о ночи).

Стихотворение «Видение (1829)

«Есть некий час, в ночи, всемирного молчанья ...»

Стихотворение «Бессонница» (1829)
«Нам мнится: мир осиротелый
Неотразимый Рок настиг —

И мы, в борьбе с природой целой

Покинуты на нас самих.»

- « Как океан объемлет шар земной,
Земная жизнь кругом объята снами...
Настанет ночь, - и звучными волнами

Стихия бьет о берег свой.

Небесный свод, горящий славой звездной,

Таинственно глядит из глубины, -

И мы плывем, пылающею бездной

Со всех сторон окружены.»

Стихотворение «Mal aria» (1830)

«Люблю сей Божий гнев! Люблю сие незримо Во всем разлитое таинственное Зло...»

Их стихотворения «Осенний вечер» (1830)
«Таинственно, как в первый день созданья,
В бездонном небе звездным сонм горит...
Мир бестелесный, слышный, но незримый,
Теперь роится в хаосе ночном...»

Стихотворение « О чем ты воешь, ветр ночной?»
«О, страшных песен сих не пой

Про древний хаос, про родимый!

Как жадно мир души ночной

Внимает повести любимой.

Из смертной рвется он груди,

Он с беспредельным жаждет слиться!...

О, бурь заснувших не буди

Под ними хаос шевелится!...»

Стихотворение «Тени сизые смесились...» и другие.

Как видим, Тютчева, действительно, влечет к себе ночь с ее грозовой тьмой и тревожными шорохами. Образ ночи сквозной в его лирике.

Тютчевская «ночь» - это «незримый гул стихий», это «шевелящийся хаос», это «обнаженная бездна», это «беспредельное», это «мертвый час»* лишь "жизн^ природы там слышна", ночь "таинственна, как в первый день созданья».

«О, как пронзительны и дики,

Как ненавистны для меня

Сей шум, движенье, говор, крики

Младого пламенного дня!..

О, как лучи его багровы,

Как жгут они мои глаза!..

О ночь, ночь, где твои покровы,

Твой тихий сумрак и роса!..

Странно, не правда ли? Необычно. Видеть красоту в том, что обычно чуждо и враждебно человеку. А «ночь» Тютчева именно такова — неуправляема, непредсказуема, стихийна. Она вселяет страх, тревогу, она пугает, она грозит гибелью. В ней нет места человеку. Человек невластен над ней. Такая ночь сбивает с толку, с пути, она таит в себе зло. И это зло разлито в ней (вспомните ночь без Бога).

Может быть, поэтому в ночном человеке «безумие, смех ужасный» всю душу потрясает.

Мир «души ночной» весь «Элизиум теней»; «хаосом звуков» оглушенный; он — игрушка беспредельного, которое своевольно играет им:

«Сумрак тихий, сумрак сонный,

Лейся в глубь моей души,

Тихий, томный, благовонный,

Все залей и утиши.

Чувства - мглой самозабвенья

Переполни через край!..

Дай вкусить уничтоженья,

С миром дремлющим смешай!

Кажется, теперь мы можем подобрать «ключ» художественному миру Тютчева.

Поэт находил гармонию в дисгармонии, предопределенной изначально.

Его поэзия — своеобразный сплав контрастов, противоречий, антитез (день и ночь), сквозь которые проступает неодолимое желание поэта обрести в их роковой борьбе некую гармонию, согласие, единство.

Иначе - смерть, небытие.