СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок повторения на тему «Жизнь первобытных людей».

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель урока: 

обучающая: обобщение и закрепление знаний, умений и навыков полученных при изучении темы: «Жизнь первобытных людей»

развивающая: развивать навыки самостоятельной работы и в группах, умение определять, сравнивать и объяснять понятия, даты, ставить и решать проблемы, продолжение формирования навыков работы с картой;

воспитывающая: воспитание чувства уважения к историческому наследию человечества

Просмотр содержимого документа
«Урок повторения на тему «Жизнь первобытных людей».»

5 класс Всеобщая история Урок 32

Тема: Урок повторения на тему «Жизнь первобытных людей».

Цель урока:

обучающая: обобщение и закрепление знаний, умений и навыков полученных при изучении темы: «Жизнь первобытных людей»

развивающая: развивать навыки самостоятельной работы и в группах, умение определять, сравнивать и объяснять понятия, даты, ставить и решать проблемы, продолжение формирования навыков работы с картой;

воспитывающая: воспитание чувства уважения к историческому наследию человечества

Тип урока: урок повторения и обобщения изученного материала с использование игровых технологий.

Литература: 1. Учебник. А.А. Вигасин, Г.И. Годер, И.С. Свенцицкая. История Древнего мира. 5 класс. Москва. “Просвещение”. 2012 г.

2. Электронное пособие «Всеобщая история 5-6 класс»

3. Электронное пособие «История 5 класс» «Просвещение»

Ход урока.

1. Организационный момент.

2. Урок-игра.

1 тур. Блиц – викторина.

Правила игры. Класс делится на 2 команды участников игры. Остальные учащиеся помощники учителя. Заранее готовятся жетоны, которые помощники дают командам за правильные ответы. Ответы даются сразу после получения вопроса. Если команда не знает правильный ответ, право переходит ко второй команде.

Вопросы для 1 команды.

1. Какие виды исторических источников вам известны? (Вещественные и письменные).

2. Назовите отрасли наук, которые помогают историкам изучить жизнь и обычаи первобытных людей. (Археология, этнография).

3. Почему первобытные люди жили только в местах с теплым климатом? (Не умели добывать себе еду и противостоять силам природы).

4. Почему ученые-историки называют первобытного человека «человеком умелым»? (В отличие от животных, человек умел делать орудия труда).

5. Как первобытный человек добывал себе еду? (С помощью охоты и собирательства).

6. Что такое собирательство? (Форма хозяйства, при которой человек брал все для своей жизнедеятельности, что давала природа).

7. Почему самый длинный период истории человечества называется «каменным веком»? (Все орудия труда производились преимущественно из камня).

8. Почему, одно из первых орудий труда, называлось «рубилом»? (Заостренным камнем можно было разрубить мясо и кости животных).

9. Что собой представляло самое древнее жилище первобытного человека? (Природные пещеры).

10. Как относились к огню дикие животные и первобытные люди? (Боялись).

11. Из чего изготавливали одежду первобытные люди? (Из шкур убитых животных).

12. Что чаще всего изображали на своих рисунках первобытные люди и почему? (Животных на которых охотились. Охота должна быть удачной).

13. Назовите самые древние орудия труда. (Рубило, скребок, палка-копалка).

14. Чем первобытный человек отличался от обезьяны? (Прямохождение, ходил на нижних конечностях, умел производить и использовать орудия труда).

15. Почему первобытные люди жили стадами? (Легче добывать пищу, защищаться от диких животных).

Вопросы для 2 команды.

1. С помощью каких источников вы можете больше узнать о жизни первобытных людей. (Вещественные источники: орудия труда, вещи, рисунки).

2. На каком материке были найдены наиболее древние стоянки первобытных людей. (Африка).

3. Как переводится термин «питекантроп»? (Человек, который ходит прямо).

4. Назовите материалы из которых первобытные люди изготавливали орудия труда. (Дерево, камень, кости животных).

5. Каким образом охотились первобытные люди? (Загонная охота, охотились всем стадом).

6. Какую работу можно было выполнить с помощью скребка? (Очистить и обработать шкуры убитых животных).

7. Назовите, сколько продолжался период «каменного века». (Приблизительно 1 млн. лет).

8. Какой была продолжительность жизни первобытного человека? (Около 20 лет).

9. Почему исчезли динозавры? (Приближение ледникового периода, динозавры теплолюбивые животные).

10. Каким образом первобытные люди сохраняли мясо убитых животных? (Съедали сколько могли, остальное пропадало).

11. Чем первобытные люди отличались от современных? (Наличие шерсти на теле, ходили без одежды, грубое лицо, приплюснутый нос, прыгающая походка, руки свисали ниже колен, мощный подбородок).

12. Какие полезные навыки усвоил первобытный человек от природы? (Умение предвидеть погоду, знание привычек диких животных, лечебное свойство растений).

13. Какой камень чаще всего использовали первобытные люди для изготовления орудий труда? (Кремень. Он очень крепкий, раскалывался на пластины с острыми краями, распространенный).

14. Почему первобытные люди не погибли во время похолодания на Земле? (Научились использовать огонь, одежду, жилище).

15. Почему у первобытных людей не было постоянных жилищ? (Из-за поиска еды постоянно перемещались).

2 тур. Игра «Что ты знаешь о первобытном человеке и его жизни».

Правила игры. На доске игровое поле с вопросами. Заранее заготавливаются карточки с ответами. Участники команд по очереди берут карточку и прикрепляют ответы к вопросам. За работой следят помощники. За правильный ответ, команда получает жетон в свой актив. Если ответ не правильный, ведущий отправляет карточку в банк ответов и перемешивает карточки.

Игровое поле с вопросами:

Карточки с ответами:

1. Орудия первобытных людей.

Дубина, ручное рубило, каменный топор, гарпун, палка-копалка.

2. Орудия земледелия.

Мотыга, соха, плуг

3. Занятия первобытных людей.

Охота на медведя, охота на мамонта, рыболовство, скотоводство, земледелие, ремесло.

4. Древние виды ремесел.

Столярное дело, обработка камня, ткачество, гончарное дело, сапожное дело, кузнечное дело.

5. Отличие древних людей от современных

Наличие шерсти на теле, ходили без одежды, грубое лицо, приплюснутый нос, прыгающая походка, руки свисали ниже колен, мощный подбородок.


3. Тур. Знание контурной карты.

Правила игры. Командам раздаются карточки с картами (рекомендуется раздавать карты по отдельности – всего их две). Учащиеся выполняют работу на знание материала и умение пользоваться картой.

Задания:

1) Покажите материк, на котором найдены кости и орудия труда древнейших людей.

2) Покажите предполагаемую область прародины человечества.

3) Покажите древнейший район земледелия.


4. Тур. Конкурс капитанов.

Правила игры. В этом туре решаются творческие задачи. Капитаны по очереди берут карточки с заданиями и дают ответ. Если у капитана нет правильного ответа, он может обратиться к команде. В этом случае он получает 0,5 фишки.

Задача 1

Одно из первобытных племен не оставило археологических памятни­ков. Но известно, что в языке племени были слова, обозначавшие «кре­мень», «копье», «корзина», «лодка», «весло», «огонь», «шалаш».

Можно ли на этом основании сделать выводы о быте и умениях племени? Докажите свою мысль.

Ответ: Можно. Сами слова рассказывают о занятиях древних людей.

Задача 2

Известно, что древние люди первоначально пользовались ручным ру­билом без рукоятки, а затем научились прикреплять рубило к деревянной рукоятке. Впоследствии люди изобрели плот.

Как появление топора с ру­кояткой подготовило изобретение плота?

Ответ: Сумев соединить топор с рукояткой, человек попробовал соеди­нить и бревна... Так появился плот.

Задача 3

Какие находки нужно найти археологу, чтобы с уверенностью сказать, что здесь жили древнейшие люди.

Ответ: Следы очага, орудий труда, рисунки на стенах пещеры.

Задача 4

До недавнего времени коренные жители Австралии были отсталыми в хозяйственном и культурном отношении людьми. Они не умели читать, писать, не знали металлов. Вместе с тем австралийцы прекрасно разбира­лись в природе: они различали более двухсот видов пригодных в пищу ди­ких растений, около ста видов съедобных улиток и более двадцати видов съедобных рыб.

Чем объяснить, что большинство современных горожан и даже сельских жителей гораздо хуже австралийцев разбирается в окружа­ющей природе.

Ответ: На протяжении двух млн. лет собирательство и охота были глав­ными занятиями людей.

5. Тур. Конкурс по отгадыванию кросвордов.

Правила игры. Учитель раздает командам кроссворд и просит его разгадать. После заполнения кроссворда учитель совместно с учениками проверяет правильность ответов учащихся. За выполненное правильно задание – 5 фишек.


Задание для 1 команды.








1















2



















3
















4

















5


















6











7


















8



















9



















10












По горизонтали: 1. Жилище древнего человека. 2. Несколько родовых общин, объединенных для совместной жизни людей. 3. Первый металл, из которого люди научились делать орудия труда. 4. Тяжелая «мотыга» управляемая быками. 5. Человек, который занимается изготовлением глиняных сосудов, орудий труда, тканей. 6. Сверхъестественное существо в человеке. 7. Два плоских камня для получения муки. 8. Место в городе, где стояли идолы. 9. Самые могущественные духи природы. 10. Самое первое жилище древнего человека.

Ответы: 1. Землянка. 2. Племя. 3. Медь. 4. Плуг. 5. Ремесленник. 6. Душа. 7. Зернотерка.

8. Святилище. 9. Боги. 10. Пещера.

Слово, полученное по вертикали: 1. Земледелие.


Задание для 2 команды.


1







2





3







4






5







6






7







8






9







10






По горизонтали: 1. Средство передвижения человека по воде с древнейших времен и до наших дней. 2. Группа родичей, сообща трудившихся и имевших общее имущество.

3. Одно из первых занятий древнего человека. 4. Орудие труда из меди 6-5 тыс. лет назад.

5. Орудие для возделывания земли 13-7 тыс. лет назад. 6. Орудие труда земледельца 6-5 тыс. лет назад, появившееся в результате усовершенствования мотыги. 7. Первое домашнее животное. 8. Материал для изготовления посуды на гончарном круге. 9. Орудие труда и оружие человека 200 тыс. лет назад. 10. Объединение родов, живущих в одной местности


Ответы: 1. Лодка. 2. Род. 3. Охота. 4. Рало. 5. Мотыга. 6. Плуг. 7. Собака. 8. Глина. 9. Дубина. 10. Племя.


6. Подведение итогов игры.

6