МОУ «Малореченская школа»
г. Алушты
Урок –проект
«Семья слов»
3 класс
Учитель начальных классов
первой категории
Герасимова В.В.
2020-2021 уч.год.
Предмет | Русский язык |
Класс | 3 класс |
УМК | Образовательная система «Школа России», «Русский язык», автор Канакина В.П. |
Тема урока | Проект «Семья слов» |
Форма проведения | Урок-проект |
Тип урока | урок закрепления и отработки навыков решения учебных задач. |
Современные образовательные технологии : | технологии проблемного обучения, личностно-ориентированные, информационно-коммуникативные технологии. |
Методы обучения: | методы проектно-исследовательской деятельности, наглядно- иллюстративный метод, частично-поисковый метод , методы стимулирования к обучению, методы контроля и самоконтроля, |
Формы организации познавательной деятельности: | фронтальная, индивидуальная, парная. |
Оборудование | Учебник. «Русский язык. 3 класс». В.П.Канакина, В.Г.Горецкий Компьютер, проектор, презентация Толковый словарь, орфографический и словообразовательный словарь. |
Цели: | -формирование способности учащихся к творческому способу действия: создание готового продукта проектной деятельности , группы родственных слов. -обобщение и систематизация знаний о родственных словах, и отработка умения применять полученные знания на практике -формировать способность к творческому мышлению, сравнению, анализу; совершенствовать исследовательские навыки -уважение к русскому языку, к товарищам по классу. |
Межпредметные связи | Изобразительное искусство, окружающий мир |
Планируемые результаты |
Предметные | Метапредметные | Личностные |
Формулировать определения однокоренных слов и корня слова. Различать однокоренные слова, и способы их образования.; Группировать однокоренные слова (с общим корнем), выделять в них корень, Различать однокоренные слова и формы одного и того же слова. Формулировать определение окончания, основы, корня, приставки, суффикса, выделять все части слова , доказывать их значимость в слове, проводить разбор слов по составу. Уметь работать над проектом. Анализировать модели разбора слова по составу, подбирать слова по этим моделям, формировать орфографическую зоркость; работать с толковым и орфографическим словарями | 1.Регулятивные -осознавать, формулировать и удерживать учебную задачу в процессе коллективной работы; -осуществлять взаимоконтроль и самоконтроль в индивидуальной работе, работе в парах ; -уметь договариваться в паре в ходе работы над заданием; -учиться корректировать, вносить изменения, дополнения по результатам оценки своей деятельности; -коллективно, под руководством учителя планировать свои действия в процессе работы на отдельных этапах урока; -ориентироваться в учебнике дополнительной литературе. -учиться оценивать свои достижения в работе над проектом; 2.Познавательные -пользоваться приемами анализа и синтеза при работе над словами; -сравнивать и сопоставлять между собой родственные слова; -строить рассуждение по теме урока под руководством учителя (2-4 предложения); -овладевать способами классификации (группировки) в работе над родственными словами. -выбор способов и форм для выполнения проектных и творческих работ с помощью взрослых. 3.Коммуникативные -умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; - владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка. | -нравственно-этическая ориентация: формировать ценностное отношение к русскому языку, учить уважительно относиться к результату труда одноклассников. -личностное самоопределение - осознание себя носителем русского языка, -формирование позитивной самооценки, самоуважения Установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом. Развитие познавательных интересов, учебных мотивов. Формирование мотивов достижения и социального признания. Формирование границ собственного знания и «незнания» |
Ход урока
1.Организационный момент.(слайд 1)
Прозвенел звонок для нас.
Все зашли спокойно в класс.
Встали все у парт красиво,
Поздоровались учтиво.
Тихо сели, спинки прямо.
Вижу, класс наш хоть куда.
Мы начнём урок, друзья.
Девиз урока. "Удивительное рядом, умей видеть и наблюдать”
2.Предпроектный этап (вхождение в проектную деятельность).
2.1.Самоопределение к деятельности.
- На экране ребус 7Я. Разгадайте ребус. (слайд2)
- Кто объяснит значение этого слова? Где мы можем узнать значение этого слова?(Посмотреть в толковом словаре, в Интернете)
Семья - группа людей, из близких родственников - родителей, детей, братьев, сестёр, дедушек, бабушек, дядей, тёть, живущих вместе
Все внутри семьи заботятся друг о друге, друг друга очень любят
- Где еще встречается понятие семья? (слайд3-7)(у животных)
- Почему мы стали говорить о семье на уроке русского языка?
2.2Определение темы проекта (слайд8)
- Сегодня у каждого из вас есть возможность выступить и в качестве автора и разработчика проекта «Семья слов-
2.3. Целеполагание(слайд 9)
-Что вы должны знать и уметь, чтобы хорошо выполнить проект?
Какие цели поставим перед собой на урок?
Вспомним…(состав слова)
Научимся подбирать…(однокоренные слова), составлять «семью слов»
Будем учиться…(работать в малой группе)
Оформлять проект
Оценивать свою работу и работу товарища
-Давайте вместе составим план работы над проектом «Семья слов». (слайд10)
1. Подготовка к проекту.
2. Создание проекта.
3. Защита проекта.
4. Оценка проекта.
2.4 Подготовка к проекту. (слайд 11)
Посмотрите на стр 101 учебника и скажите, а можно ли назвать эти слова семьёй? Почему?
- А сможем ли мы подобрать семью к слову?
Можно ли используя один корень и разные суффиксы с приставками, образовать новые слова.
А что для этого надо знать и уметь?
(Состав слов и уметь разбирать слова по составу).
-Какие слова называются однокоренными? А родственными?
Докажите, что слова в учебнике на стр. 101 родственные и однокоренные.
(Это родственные слова. Они имеют один корень – лес и похожи по лексическому значению.
Найдите корень слова, из которого выросло целое дерево слов. Объясните лексическое значение трудных слов.(Информация в словаре)
2.5. Словарная работа Найти значение слов в толковом словаре. Прочитать.
Лесник-Лесной сторож. (слайд 12-13)
2. разг. Работник лесного хозяйства
Лесовод- 1. Специалист в области лесоводства.
2. Тот, кто занимается лесоводством
Лесостепь - Область, переходная между степью и лесом.
Перелесок- Небольшой лес, отделенный полянами от других лесных участков, или редкий лес, соединяющий лесные массивы. Березовые перелески.
2.6. Соотнесение слов к схемам.
- Поработаем парами. (У каждой пары карточка со словами). Надо соотнести схемы со словами.
- Что надо знать, чтобы выполнить это задание?
Надо знать обозначения корня ,приставки ,суффикса ,основы и окончания. ( Физпауза Показать руками части слова) (слайд 14)
Уметь делить слово по составу.
- Что мы должны помнить, чтобы выполнить это задание?
Помни, при разборе слова ( Ученик читает стихотворение)
Окончание и основу
Первым делом находи.
После корня будет суффикс,
А приставка впереди
Что такое основа? Окончание?
Как находим окончание?
-Вспомним, что такое корень?
-Как находим корень?
Что такое суффикс?
Как находим суффикс?
Что такое приставка?
Как находим приставку?
-Поработайте в парах, соотнесите слова и схемы.
Проверка у доски, по «цепочке».
( моделирование у доски)
Лесной, лесок, лесище, лесистый,
Перелесок.
Лес
Для четвертой схемы слова нет
Лесостепь, лесовод
Проверка( на экране сравнить.) (Слайд15-18)
ФИЗПАУЗА Релаксация с музыкой Дыхательные упражнения
. 3. Работа над проектом.( В малых группах) (слайд 19)
Работаем дружно, быстро, считаемся с мнением товарища!
-Используя словари ( у каждого на парте) подобрать « семью слов».
Записать слова на «родовое дерево», разобрать их по составу.
Придумать предложения со словами.
Оформить проект.
4. Представление и защита проекта
-Кто справился с проектом? (Желающие защищают проект. Дают оценку своему проекту и проектам своих одноклассников)
-Кто уже готов защитить проект?
-А как еще можно доработать проект?
(Украсить. Подобрать пословицы, придумать небольшой рассказ.)
5.Оцените работу товарищей на уроке .
Анализ результатов работы над проектом .
6.Итог урока. Рефлексия
-Подведем итоги урока:
Что мы делали на уроке?
( -Готовились к проекту.
- Делали проект.
-Защищали проект.
-Оценивали проект.)
7.Домашнее задание:
- Разбор слов по составу . У каждого карточка.(слова из учебника стр. 101)
- Придумать несколько слов для взаимообмена для разбора по составу (чтобы были все части слова.)
-По желанию составить презентацию «Семья слов»