СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок -проект по русскому языку в 3 классе " Семья слов"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок -проект закрепления и отработки навыков решения учебных задач.

Просмотр содержимого документа
«Урок -проект по русскому языку в 3 классе " Семья слов"»

МОУ «Малореченская школа»

г. Алушты










Урок –проект

«Семья слов»

3 класс



Учитель начальных классов

первой категории

Герасимова В.В.











2020-2021 уч.год.



Предмет

Русский язык

Класс

3 класс

УМК

Образовательная система «Школа России», «Русский язык», автор Канакина В.П.

Тема урока

Проект «Семья слов»

Форма проведения

Урок-проект

Тип урока

урок закрепления и отработки навыков решения учебных задач.

Современные образовательные технологии :

технологии проблемного обучения, личностно-ориентированные, информационно-коммуникативные технологии.

Методы обучения:

методы проектно-исследовательской деятельности, наглядно- иллюстративный метод, частично-поисковый метод , методы стимулирования к обучению, методы контроля и самоконтроля,

Формы организации познавательной деятельности:

фронтальная, индивидуальная, парная.

Оборудование

  • Учебник. «Русский язык. 3 класс». В.П.Канакина, В.Г.Горецкий

  • Компьютер, проектор, презентация

  • Толковый словарь, орфографический и словообразовательный словарь.


Цели:

-формирование способности учащихся к творческому способу действия: создание готового продукта проектной деятельности , группы родственных слов.

-обобщение и систематизация знаний о родственных словах, и отработка умения применять полученные знания на практике

-формировать способность к творческому мышлению, сравнению, анализу; совершенствовать исследовательские навыки

-уважение к русскому языку, к товарищам по классу.

Межпредметные связи

Изобразительное искусство, окружающий мир


Планируемые результаты

Предметные

Метапредметные

Личностные

Формулировать определения однокоренных слов и корня слова.

 Различать однокоренные слова, и способы их образования.;

 Группировать однокоренные слова (с общим корнем),

 выделять в них корень,

Различать однокоренные слова и формы одного и того же слова.

Формулировать определение окончания, основы, корня, приставки, суффикса, 

выделять все части слова , 

доказывать их значимость в слове,

проводить разбор слов по составу.

Уметь работать над проектом.

Анализировать модели разбора слова по составу,

 под­бирать слова по этим моделям,

формировать орфографическую зоркость;

работать с толковым и орфографическим словарями


1.Регулятивные

-осознавать, формулировать и удерживать учебную задачу в процессе коллективной работы;

-осуществлять взаимоконтроль и самоконтроль в индивидуальной работе, работе в парах ;

-уметь договариваться в паре в ходе работы над заданием;

-учиться корректировать, вносить изменения, дополнения по результатам оценки своей деятельности;

-коллективно, под руководством учителя планировать свои действия в процессе работы на отдельных этапах урока;

-ориентироваться в учебнике

дополнительной литературе.

-учиться оценивать свои достижения в работе над проектом;

2.Познавательные

-пользоваться приемами анализа и синтеза при работе над словами;

-сравнивать и сопоставлять между собой родственные слова;

-строить рассуждение по теме урока под руководством учителя (2-4 предложения);

-овладевать способами классификации (группировки) в работе над родственными словами.

-выбор способов и форм для выполнения проектных и творческих работ с помощью взрослых.

3.Коммуникативные

-умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;

- владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.

-нравственно-этическая ориентация: формировать ценностное отношение к русскому языку,

учить уважительно относиться к результату труда одноклассников.

-личностное самоопределение

- осознание себя носителем русского языка,

-формирование позитивной самооценки, самоуважения

Установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом.

Развитие познавательных интересов, учебных мотивов.

Формирование мотивов достижения и социального признания.

Формирование границ собственного знания и «незнания»




Ход урока


1.Организационный момент.(слайд 1)

Прозвенел звонок для нас.

Все зашли спокойно в класс.

Встали все у парт красиво,

Поздоровались учтиво.

Тихо сели, спинки прямо.

Вижу, класс наш хоть куда.

Мы начнём урок, друзья.

Девиз урока. "Удивительное рядом, умей видеть и наблюдать”

2.Предпроектный этап (вхождение в проектную деятельность).

2.1.Самоопределение к деятельности.

- На экране ребус 7Я. Разгадайте ребус. (слайд2)

- Кто объяснит значение этого слова? Где мы можем узнать значение этого слова?(Посмотреть в толковом словаре, в Интернете)

Семья - группа людей, из близких родственников - родителей, детей, братьев, сестёр, дедушек, бабушек, дядей, тёть, живущих вместе

Все внутри семьи заботятся друг о друге, друг друга очень любят 

- Где еще встречается понятие семья? (слайд3-7)(у животных)

- Почему мы стали говорить о семье на уроке русского языка?

2.2Определение темы проекта (слайд8)

- Сегодня у каждого из вас есть возможность выступить и в качестве автора и разработчика проекта «Семья слов-

2.3. Целеполагание(слайд 9)

-Что вы должны знать и уметь, чтобы хорошо выполнить проект?

Какие цели поставим перед собой на урок?

  • Вспомним…(состав слова)

  • Научимся подбирать…(однокоренные слова), составлять «семью слов»

  • Будем учиться…(работать в малой группе)

  • Оформлять проект

  • Оценивать свою работу и работу товарища

-Давайте вместе составим план работы над проектом «Семья слов». (слайд10)

1. Подготовка к проекту.

2. Создание проекта.

3. Защита проекта.

4. Оценка проекта.


2.4 Подготовка к проекту. (слайд 11)

Посмотрите на стр 101 учебника и скажите, а можно ли назвать эти слова семьёй? Почему?

- А сможем ли мы подобрать семью к слову?

 Можно ли используя один корень и разные суффиксы с приставками, образовать новые слова.

А что для этого надо знать и уметь?

(Состав слов и уметь разбирать слова по составу).

-Какие слова называются однокоренными? А родственными?

Докажите, что слова в учебнике на стр. 101 родственные и однокоренные.

(Это родственные слова. Они имеют один корень – лес и похожи по лексическому значению.

Найдите корень слова, из которого выросло целое дерево слов. Объясните лексическое значение трудных слов.(Информация в словаре)

2.5. Словарная работа Найти значение слов в толковом словаре. Прочитать.

Лесник-Лесной сторож.  (слайд 12-13)
2. разг. Работник лесного хозяйства

Лесовод- 1. Специалист в области лесоводства. 
2. Тот, кто занимается лесоводством

Лесостепь - Область,  переходная между степью и лесом. 

ПерелесокНебольшой лес, отделенный полянами от других лесных участков, или редкий лес, соединяющий лесные массивы. Березовые перелески.

2.6. Соотнесение слов к схемам.

- Поработаем парами. (У каждой пары карточка со словами). Надо соотнести схемы со словами.

- Что надо знать, чтобы выполнить это задание?

Надо знать обозначения корня ,приставки ,суффикса ,основы и окончания. ( Физпауза Показать руками части слова) (слайд 14)

Уметь делить слово по составу.

- Что мы должны помнить, чтобы выполнить это задание?

Помни, при разборе слова ( Ученик читает стихотворение)

Окончание  и основу

Первым делом находи.

После корня будет суффикс,

А приставка впереди

Что такое основа? Окончание?

Как находим окончание?

-Вспомним, что такое корень?

-Как находим корень?

Что такое суффикс?

Как находим суффикс?

Что такое приставка?

Как находим приставку?

-Поработайте в парах, соотнесите слова и схемы.

Проверка у доски, по «цепочке».

( моделирование у доски)

Лесной, лесок, лесище, лесистый, 

Перелесок.

Лес

Для четвертой схемы слова нет

Лесостепь, лесовод

Проверка( на экране сравнить.) (Слайд15-18)

ФИЗПАУЗА Релаксация с музыкой Дыхательные упражнения

. 3. Работа над проектом.( В малых группах) (слайд 19)

Работаем дружно, быстро, считаемся с мнением товарища!

-Используя словари ( у каждого на парте) подобрать « семью слов».

Записать слова на «родовое дерево», разобрать их по составу.

Придумать предложения со словами.

Оформить проект.

4. Представление и защита проекта

-Кто справился с проектом? (Желающие защищают проект. Дают оценку своему проекту и проектам своих одноклассников)

-Кто уже готов защитить проект?

-А как еще можно доработать проект?

(Украсить. Подобрать пословицы, придумать небольшой рассказ.)

5.Оцените работу товарищей на уроке .

Анализ результатов работы над проектом .

6.Итог урока. Рефлексия

-Подведем итоги урока:

Что мы делали на уроке?


( -Готовились к проекту.

- Делали проект.

-Защищали проект.

-Оценивали проект.)


  • Было интересно… (слайд 20)

  • Теперь я могу…

  • Мне понравилось

7.Домашнее задание:

- Разбор слов по составу . У каждого карточка.(слова из учебника стр. 101)

- Придумать несколько слов для взаимообмена для разбора по составу (чтобы были все части слова.)

-По желанию составить презентацию «Семья слов»