«Профориентация и самоопределение. Спектр профессий»
Цели: 1.Формирование представления о проведении анализа профессий на основе их классификации;
2.Развивать у воспитанников способность к анализу, синтезу, классификации и обобщению;
3.Формировать у воспитанников устойчивый интерес к получению знаний, необходимых для успешного профессионального самоопределения.
Заявленные и обсуждаемые вопросы:
1.Повторение классификации профессий.
2.Формировать умение определять тип профессии.
Оборудование: фломастеры, таблица классификации профессий по предмету труда, 5 карточек с определенным типом профессий, классифицирующихся по предмету труда.
Ход занятия:
1.Задание «Классификация профессий».
Ведущий предлагает вспомнить, что означает каждый тип профессии:
Человек – человек. Предмет труда – люди.
Человек – техника. Предмет труда – машины, аппараты, приборы.
Человек – знаковая система. Предмет труда – знаки, цифры, формулы, слова.
Человек – художественный образ. Предмет труда – художественные образы и их элементы.
Человек – природа. Предмет труда – земля, вода, погода, растения, животные.
Для каждого типа ребята приводят примеры профессий.
2.Практическое задание «Определи тип профессии».
Участники делятся по 2 человека и им выдаются карточки с определенным типом профессий. Каждое звено должно выбрать названную ведущим профессию своего типа и вписать в карточку ее название. Спорные моменты выносятся на обсуждение.
3.Подведение итога: освоено умение анализировать профессиональную деятельность.
Занятие № 2 «Я и мир профессий»
Цели: 1. Оказание информационной поддержки в развитии профориентационной компетентности;
2. Формирование потребности в выборе будущей профессии.
Заявленные и обсуждаемые вопросы:
1. Расширение знаний о мире профессий;
2. Знакомство с престижными и редкими профессиями;
3.Знакомство с житейским выбором профессий;
4.Развитие навыков группового взаимодействия (умение выслушивать, высказываться самому).
Оборудование: 4 карточки разных цветов( синий, зеленый, желтый,
красный), карточки с описанием профессий.
Ход занятия:
«Найди свой цвет». Присутствующие делят на 2 группы, выбирая себе фигуру определенного цвета: синего, зеленого, желтого, красного. Ведущий дает характеристику группам:
синий цвет – люди чувствительные, впечатлительные, спокойные, уравновешенные, отличаются утонченностью, эстетически развиты.
зеленый цвет – испытывают потребность в похвале, хотят быть лучше всех, имеют высокий уровень притязательности, озабочены собственным статусом в коллективе.
желтый цвет – мечтательны, с богатым воображением, не готовы активно действовать, живут больше в будущем, чем в настоящем.
Красный цвет – активные, энергичные, деятельные, напористые, шумные.
«Назови профессию». Ведущий предлагает назвать профессии на заданные буквы, например, на «К», «Е», «Ф», «У», «Б» и т.д., и соотнести их с цветом.
«Редкие профессии». Ведущий называет и записывает названия редких профессий: дегустатор, кинолог, лесник (егерь), художник, священник, стеклодув, трубочист, детектив, рассказывает о профессиях и спрашивает: «Почему они называются редкими?» Ребята отвечают. (Людей этих профессий не так уж много.)
«Престижные профессии». Ведущий называет и записывает названия профессий: менеджер, врач, экономист, юрист, стилист, модельер, дизайнер, банкир, рассказывает о профессиях и спрашивает: «Почему они называются престижными?» Ребята отвечают. (На них большой спрос, они модные.)
Игра «Кто нужен нашему городу?» Ведущий предлагает ребятам выбрать себе профессию и назвать. Кто-нибудь из них записывает профессии на доске в столбик. Ведущий спрашивает: «А мог бы наш город жить нормально с таким набором профессий?» (Нет.) «Какие профессии нужны городу?»
«Житейский выбор». Ведущий ребятам называет правила выбора профессии:
ПРОФЕССИЯ должна нравиться.
ПРОФЕССИЯ должна соответствовать возможностям и способностям человека.
ПРОФЕССИЯ должна быть востребованной на рынке труда.