СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок развития речи на основе ознакомления с предметами и явлениями окружающего мира.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема: Домашние птицы: курица.

Цели: познакомить обучающихся с домашней птицей курицей, её месте обитания, пользе приносимой людям.

Просмотр содержимого документа
«Урок развития речи на основе ознакомления с предметами и явлениями окружающего мира.»


Урок развития речи на основе ознакомления с предметами и явлениями окружающего мира.

Тема: Домашние птицы: курица.

Цели: познакомить обучающихся с домашней птицей курицей, её месте обитания, пользе приносимой людям.

Задачи:

  • Обучающие: развитие связной монологической речи, коммуникативной направленности речи, обогащение словаря, путём расширения понятий по теме «Курица»; обогащение словаря путём словообразования: притяжательных прилагательных, глагольного словаря; формирование грамматического строя речи путём словоизменения, согласования прилагательных с существительными по числу и роду, согласования числительных с существительными, порядковых числительных; формирование умения употреблять простые и сложные предлоги, учиться задавать вопросы.

  • Коррекционные: развитие предметно-действенного мышления, мышления на основе упражнений в установлении причинно-следственных связей; распределения, переключения и концентрации внимания; произвольной памяти; сенсорных навыков; мелкой моторики;

  • Воспитательные: воспитание самостоятельности в работе, умения слушать и выполнять инструкции самоконтроля, взаимопомощи, устойчивой работоспособности; формирование интереса к уроку развития речи, к чтению, любви к устному народному творчеству; воспитание аккуратности; воспитание любви к братьям нашим меньшим; воспитание эмоциональной адекватности поведения.

  • Оздоровительные: выполнение санитарно-гигиенических требований.

Оборудование: экран, проектор, ноутбук, иллюстрации деревенского двора, карточки трёх видов, картинка курицы, «осколочная» картинка курицы, цветной карандаш.

ХОД УРОКА

1. Организационный момент.

Прозвенел и смолк звонок…

Мы начать урок готовы,

Будем слушать, рассуждать

И друг другу помогать.


2. Повторение.

1) Скажите, ребята, о ком мы говорили на прошлом уроке?

( об овце)

- Кто это овца?

(животное)

- К какому разряду относится это животное?

(Это домашнее животное)

- Почему, вы считаете, что овца – это домашнее животное?

(Оно живёт рядом с человеком и человек ухаживает за ней).

- Какую пользу получает человек от овцы?

(Овца даёт человеку шерсть, мясо, мех, молоко)

- Молодцы! Вы хорошо помните прошлый урок!



Зарядка для глаз:

-Сегодня мы будем много смотреть иллюстраций, наблюдать, искать и нам нужно подготовить свои глаза – сделать зарядку:

Упражнения для снятия утомления глаз, расслабления зрительной системы.

      Упражнение выполняйте через каждые 20 минут зрительной работы.

Исходное положение каждого упражнения – стоя или сидя.

Посмотрите в верхний левый угол, в правый нижний угол, в правый верхний угол, в нижний левый угол

Сделайте 5 колебательных движений глазами по горизонтали справа – налево, затем слева – направо.

Сделайте 5 колебательных движений глазами по вертикали: вверх – вниз и вниз – вверх.

Сделайте 5 круговых вращательных движений глазами слева – направо.  

То же самое, но справа – налево.

Молодцы!


3. Изучение нового материала.

1) Введение в тему:

- чтобы узнать о ком мы сегодня будем говорить, какая тема нашего урока, нужно отгадать загадки:

Кудахчет, квохчет,
Детей созывает,
Всех под крыло собирает.
(Курица) (
Слайд 1)


- Отгадайте такую загадку:


Весь я золотистый, мягкий и пушистый. 
Я у курицы - ребёнок, а зовут меня ... (цыплёнок). (слайд 2)


- про кого эта загадка?


Гребешок аленький, кафтанчик рябенький, 
Двойная бородка, важная походка,
Раньше всех встаёт, голосисто поёт. (Петух.) (слайд 3)

2) Сообщение темы урока.

- Кто догадался, какая тема нашего урока?

- (Курица и её семейство)

- Верно, сегодня мы поговорим о курице и её семье.



3) Актуализация знаний.

А) Доказательство

- Итак, к какой группе относится курица?(слайд 4)

(курица)


(животные, птицы, рыбы и т.д.)

- Почему ты решил, что это птица? По каким признакам мы узнаём, что это птица?

(У птицы есть крылья, клюв, тело покрыто перьями.)

- Вы верно ответили. Молодцы!

-А кто знает, кто ухаживает за курицей? Правильно человек.

- Раз она живёт рядом с человеком, он за ней ухаживает, то она… (домашняя)

-А как называется жилище курицы? (курятник) .(слайд 5)

(на доску вывешивается слово «курятник» карточка 1). Прочитайте это слово. Посмотрите, внутри курятника жерди. Курочки там отдыхают.

Итог:

- И так, что мы выяснили? (Что курица – домашняя птица. Живёт она в курятнике.)

Молодцы! Правильно ответили!

Б) Собери курицу.

(Раздаю конверты).

- Откройте конверты, (Карточка 2) достаньте то, что там лежит. Составьте картинку из этих частей. ( Дети составляют.)

- кто у вас получился? (Курица)

-Из каких частей состоит курица? Назовите их.

-Обведите голову курицы. Обведите хвост курицы. Обведите ноги курицы.

- Молодцы! Все быстро собрали своих курочек. Внимательно посмотрите на них. А теперь все части сложите в конверт.

- Дети клюв это нос и рот курицы. Запомнили?

- Молодцы! Части тела курицы вы показали, а теперь опишите её. Кто может описать курицу по такому плану?

Г) Игра «Кому это принадлежит?»


- А сейчас поиграем. (слайд 7)

- Скажите, чья это голова?





- Чьи ноги? (слайд 8) (куриные)


-Чей хвост? (слайд 9) (петушиный)


- Чьё яйцо?(слайд 10)

- Молодцы! Вы прекрасно справились с заданием.

-Части тела вы показали, назвали, кому они принадлежат. А теперь опишите её.

В) Опиши курицу.

(Слайд 6) вот по такому плану


голова

шея

тело

хвост


ноги


гребешок

клюв

серёжки

короткая

перья


небольшой


когти

- В помощь вам эти слова. (Учитель показывает на таблицу)

- Они помогут вам в описании курицы.

- Кто ещё может рассказать о строении курицы также красиво? («Что ещё надо рассказать?» или «Что пропустил в своём рассказе?»).



Д) На внимание.

- Ребята, я знаю, что все вы очень внимательные и поэтому быстро разгадаете кто здесь изображён и назовёте их. (карточки 3) Обведите красным карандашом курицу.







- Сколько всего птиц изображено?

- Умнички!




Е) Игра «Кто как голос подаёт». (слайд 11)


-Посмотрите сколько у меня домашних птиц. А кто скажет, кто как голос подаёт?




- Давайте проверим, (слайд 12)

- Что делает курочка? (Курочка кудахчет. И т.п.)



- А что еще может делать курица? (глагольный словарь)

(Курица может клевать, ходить, кудахтать, взлетать на насест, следить за цыплятами, гулять…)


4. Физминутка.



Я прошу подняться вас – это раз.

Наклонилась голова – это два .

Вправо – влево посмотри – это три .

Руки вверх, вперед, «поплыли » -это четыре.

На носочки всем привстать.- это пять

И на корточки присесть – это шесть.

Попрыгать дружно всем – это семь.

А теперь - шаги на месте

и садимся мы все вместе

( движения по тексту).



5. Продолжение изучения нового материала.


1.Рассказ учителя.

- Послушайте внимательно, что я расскажу о курице.

- Курица – это домашняя птица, которую разводит человек.

- Куры бывают разного цвета (в зависимости от породы) и размера, (слайд 13)

но у них у всех общее строение. (слайды прячутся) (На доске объёмная курица.)

Смотрите: (показ) у курицы небольшая голова. На голове у курицы есть маленький гребень и серёжки со стороны щёк. Клюв очень сильный и всегда работает. Шея небольшая, вытянутая, чтобы было легче вертеть головой и следить за детками. Тело покрыто перьями. Цвет перьев может быть разного цвета. Куриц вот с таким цветом называют пеструшками (карточка2). Крылья небольшие. Нужны, чтобы взлететь на жердочку. Перья на хвосте короткие и жёсткие. На куриных ногах перьев нет. Есть острые коготки на пальцах. Живут куры в курятнике или птичнике (карточка3). Вы видели сколько кур продаётся в наших магазинах? Их выращивают на птичниках или птицефабриках. (слайд 14)

(вывешивается картинка птичницы)

- Как называется профессия тех, кто выращивает птиц на фабриках и птичниках.

Летом питаются семенами, зёрнами, (овёс, ячмень , гречиха и просо – самые любимые, сочными частями растений). Обязательно должна быть поилка с чистой водой. Зимой куры находятся в закрытом помещении, но чтобы у них не заболели суставы, они должны гулять на улице в любое время года, кроме морозных дней. Курицы несут яйца и высиживают их. Таких кур называют наседками. (слайд 15)


Цыплёнок появляется из яйца хорошо опушённым, он хорошо видит, хорошо ходит и клюёт корм. (слайд 16)

Был белый дом,
Чудесный дом,
Но что-то застучало в нём,
И он разбился, а оттуда
Живое выбежало чудо.



(Цыплёнок)

-Что же это за «белый дом»? (яйцо)

- Повзрослевших цыплят выпускают с мамой-курицей во двор. лайд 17)

Человек получает много пользы от курицы. Это вкусное и полезное мясо.

Это перья. Их собирают, высушивают, чистят и делают подушки и одеяла. Костные остатки перерабатывают на корм животным. Яйца очень вкусные и полезные для человека. Без них не приготовишь ни тортов, ни пирожных.


- Интересный рассказ?

- Появляется (слайд 18)

2. Закончи предложения.

-На птиц посмотри внимательно, закончи предложения старательно:

(вызываю Сашу, выбери себе ученика, которому будешь задавать вопрос) Читай!

По двору ходили (кто?) -…петух, курица, цыплёнок.

Хозяева кормили (кого?) - …

Воду наливали (кому?)- …

Птичник убирали для (кого?)- …

Ухаживали (за кем?)- …

Заботились всё время (о ком?)-…

3. Игра "Прятки"

- Посмотрите на наш птичий двор

- Хорошо жить домашним птицам рядом с человеком. А есть ли у домашних птиц враги? (Коты, вороны, соколы, коршуны.)

Дома курица сидит
И цыплятам говорит
– Ко-ко-ко!
Ко-ко-ко!
Не ходите далеко.
Раз, два, три, четыре, пять.
Кошка может вас поймать (Выставляется или показывается картинка кота)

(все цыплята спрятаны на картинке.)

- Куда ты спрятался этот цыплёнок? (Цыплёнок спрятался под лавку. Откуда ты достаёшь цыплёнка?)

- Откуда ты достаёшь цыплёнка?

( Я достаю цыплёнка из-под лавки.)

- Всех цыплят сберегли, никого кот не утащил. Молодцы! Хорошо поработали.

- Цыплят можете взять к себе домой.

4. Дополнение словами

-Значит вы легко дополните мои предложения нужными словами. (карточки 4).

Курица – это…

Куры живут …..

Курица бывает …. цвета

На голове у курицы….

Тело покрыто …..

Детки курицы ….

Курица питается ….

За курицей ухаживает …


Молодцы!


5. Составь по плану рассказ-описание курицы: ( слайд 19)

- Ребята, как много вы узнали про курицу.

- И теперь я от вас хочу услышать рассказ о курице и её семействе.

- В помощь вам предлагаю вот такой картинный план: в своём рассказе вы должны сказать… (читаю вслух)




Какая по цвету?

Какая по величине?

Назови части тела

Чем покрыто?

Какая на ощупь?

Чем питается?

Какая польза?




6 . Итог.

-О какой птице говорили на уроке?

-Как называют её деток?

-Какую пользу получают люди от курицы ?

- Курица давно живёт рядом с человеком, за её пользу он стал складывать про неё сказки, ставить спектакли по этим сказкам.

- А какие сказки вы знаете с участием петушка и курочки? (Показ книжек.)

8. Рефлексия.

- Ребята, есть такой светлый праздник, когда все люди красят яйца. Кто назовёт мне этот праздник?

- Ну конечно это светлая Пасха

- Посмотрите какие красивые яйца получаются. . (Слайд 20)

- Посмотрите, какие интересные книжки есть у меня. (Показ). Вы их можете взять в библиотеке и прочитать. Договорились?

- Ребята, вам понравился сегодняшний урок? Поаплодируйте себе за отличную работу.

( Выставляю оценки.)

9. Домашнее задание.

- Я вам, ребята, хочу раздать картинку с курочкой и цыплятами, а вы в группе продлённого дня или дома раскрасьте её, завтра мне покажите.







Литература:

1. Картинный материал - интернет ресурсы.

2. Учебник Е. Д. Худенко, И. А. Терехова «Знакомство с окружающим миром».: учебник для 3 класса специальных (коррекционных) школ VIII вида. – М.: Аркти, 2004.

3. Е. Д. Худенко, Д. И. Барышникова « Планирование уроков развития речи на основе знакомства с окружающим миром» -Москва, 2004.

4. Компакт- диск. Поурочное планирование 2-3 классы образовательных учреждений VIII вида. Издательство «Учитель» 2013.

ПРИЛОЖЕНИЕ


гребешок

серёжки

перья

небольшой

клюв

когти













Дополнительно.



1.

Курятник



2.

Пеструшка



3.

Птичник













4.



Курица – это… .

Они живут … .

Куры бывают … цвета.

На голове у курицы… .

Тело покрыто ...

Детки курицы …


Курица питается … .

За курицей ухаживает … .













- На какой праздник люди красят яйца?