СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок развития речи в 5-ом классе. Подготовка к сочинению - этюду «Здравствуй, зимушка - зима».

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Авторский мультимедийный урок содержит все этапы поурочного плана по подготовке учащихся к написанию сочинения, разнообразный яркий материал пробудждает у детей желание к творчеству, к созданию собственного текста художественного стиля речи.

Просмотр содержимого документа
«Урок развития речи в 5-ом классе. Подготовка к сочинению - этюду «Здравствуй, зимушка - зима».»

Краснодарский край, Новокубанский район, с. Новосельское,МОУСОШ№12 Урок развития речи в 5-ом классе. Подготовка к сочинению - этюду «Здравствуй, зимушка - зима». Ширина Галина Александровна,  учитель русского языка и литературы,  МОУСОШ№12

Краснодарский край, Новокубанский район,

с. Новосельское,МОУСОШ№12

Урок развития речи в 5-ом классе.

Подготовка к сочинению - этюду «Здравствуй, зимушка - зима».

Ширина Галина Александровна,

учитель русского языка и литературы,

МОУСОШ№12

Цель урока: 1.Сформировать и закрепить понятия о художественном стиле речи и основных изобразительно-выразительных средствах 2.Развивать наблюдательность и воображение, навыки написания сочинения – этюда. 3. Пробудить желание к творчеству, к созданию собственного текста художественного стиля речи.

Цель урока:

1.Сформировать и закрепить понятия о художественном стиле речи и основных изобразительно-выразительных средствах

2.Развивать наблюдательность и воображение, навыки написания сочинения – этюда.

3. Пробудить желание к творчеству, к созданию собственного текста художественного стиля речи.

Содержание : 1. В дохновенное слово о зиме (поэтическая презентация) 2. Наши впечатления. 3. Наш словарь. 4. Лексическая разминка. 5. План сочинения. 6. Создание сочинения-этюда.

Содержание :

1. В дохновенное слово о зиме (поэтическая презентация)

2. Наши впечатления.

3. Наш словарь.

4. Лексическая разминка.

5. План сочинения.

6. Создание сочинения-этюда.

Здравствуй, русская молодка! Раскрасавица – душа! Белоснежная лебёдка, Здравствуй , матушка – зима!  П. Вяземский

Здравствуй, русская молодка!

Раскрасавица – душа!

Белоснежная лебёдка,

Здравствуй , матушка – зима!

П. Вяземский

Вдохновенное слово о зиме (поэтическая презентация)

Вдохновенное слово о зиме

(поэтическая презентация)

Пришла зима-красавица.

Пришла зима-красавица.

Нарядная, как девица.

Нарядная, как девица.

Серёжки – льдинки светятся,

Серёжки – льдинки светятся,

Метель фатою стелется.

Метель фатою стелется.

Зима красою славится:

Зима красою славится:

Она щедра,

Она щедра,

И празднично богата:

И празднично богата:

Дала озябшим деревцам По шапочке из ваты.

Дала озябшим деревцам

По шапочке из ваты.

И нас, И нас, детишек маленьких, зима не позабыла:

И нас,

И нас, детишек маленьких,

зима не позабыла:

Надеть велела варежки, На санки посадила.

Надеть велела варежки,

На санки посадила.

Наши впечатления… 1.Что вы увидели? 1.Что вы увидели? 1.Что вы увидели? 1.Что вы увидели? 1.Что вы увидели? 2. Вам эти картины понравились? Чем? 3. Что за вид текста сопровождал презентацию? 4. Что скажите об авторе этих стихов? 5. Какие образные слова и выражения вам запомнились?

Наши впечатления…

1.Что вы увидели?

  • 1.Что вы увидели?
  • 1.Что вы увидели?
  • 1.Что вы увидели?
  • 1.Что вы увидели?

2. Вам эти картины понравились? Чем?

3. Что за вид текста сопровождал презентацию?

4. Что скажите об авторе этих стихов?

5. Какие образные слова и выражения вам запомнились?

Словарь изобразительно-выразительных средств.  Тропы(от греч. «тропос», что значит образное выражение, оборот)- слова и выражения, употреблённые в переносном значении и создающие образ предмета или явления.  К тропам относятся: Эпитет ( от греч. «эпитетон» – приложение) – красочное образное определение, помогающее автору сделать предмет непохожим на другие, выделить его. Пример: «кружевные снега», «зима-красавица»

Словарь изобразительно-выразительных средств.

Тропы(от греч. «тропос», что значит образное выражение, оборот)- слова и выражения, употреблённые в переносном значении и создающие образ предмета или явления.

К тропам относятся:

Эпитет ( от греч. «эпитетон» – приложение) – красочное образное определение, помогающее автору сделать предмет непохожим на другие, выделить его. Пример: «кружевные снега», «зима-красавица»

Сравнение - сопоставление одного предмета с другим с целью создания художественного описания. Пример: «Нарядная, как девица…», «Метель фатою стелется…» Метафора(от греч. «метафора» – перенос) – перенос названия с одного предмета на другой на основании их сходства по форме, цвету или характеру действия. Пример: «Серёжки-льдинки», «озябшим деревцам» Олицетворение – наделение неодушевлённых предметов признаками и свойствами человека. Пример:  « Зима дала.., не позабыла.., надеть велела.., на санки посадила. »

Сравнение - сопоставление одного предмета с другим с целью создания художественного описания. Пример: «Нарядная, как девица…», «Метель фатою стелется…»

Метафора(от греч. «метафора» – перенос) – перенос названия с одного предмета на другой на основании их сходства по форме, цвету или характеру действия. Пример: «Серёжки-льдинки», «озябшим деревцам»

Олицетворение – наделение неодушевлённых предметов признаками и свойствами человека. Пример: « Зима дала.., не позабыла.., надеть велела.., на санки посадила. »

К изобразительно-выразительным средствам относится о ценочная лексика  – эмоционально окрашенные слова, выражающие чувства, дающие оценку изображаемому.  К оценочной лексике относятся: 1). Слова, определяющие предмет с положительной или отрицательной стороны (грубый, ласковый, чудесный). 2). Слова с «говорящими суффиксами»,делающими слова добрыми или злыми, милыми или страшными ( чудище, детишки маленькие, тихонько, заинька).

К изобразительно-выразительным средствам относится о ценочная лексика – эмоционально окрашенные слова, выражающие чувства, дающие оценку изображаемому.

К оценочной лексике относятся:

1). Слова, определяющие предмет с положительной или отрицательной стороны (грубый, ласковый, чудесный).

2). Слова с «говорящими суффиксами»,делающими слова добрыми или злыми, милыми или страшными ( чудище, детишки маленькие, тихонько, заинька).

Чтобы ваше сочинение о зиме получилось красивым и ярким, используйте данные изобразительно-выразительные средства: 1Эпитеты. 2. Сравнения. 3. Олицетворения. 4. Оценочная лексика.

Чтобы ваше сочинение о зиме получилось красивым и ярким, используйте данные изобразительно-выразительные средства:

1Эпитеты.

2. Сравнения.

3. Олицетворения.

4. Оценочная лексика.

Лексическая разминка. От данных слов образуйте прилагательные: Алмаз – Жемчуг – Серебро – Кристалл – Кружево – Шёлк – Парча – Бархат – Величие – Торжество - Составьте с данными словами словосочетания по теме: зима. Алмазный Жемчужный Серебряный Кристальный Кружевной Шёлковый Парчовый Бархатный Величественный Торжественный Алмазные бусинки Жемчужные ожерелья Посыпать серебром Кристально чистый Развесить кружева Праздничным шёлком Парчовые платья Стелить бархатом Величественная картина Торжественная тишина Используйте эти слова и словосочетания в сочинении- для создания образа Зимы.

Лексическая разминка.

От данных слов образуйте прилагательные:

Алмаз –

Жемчуг –

Серебро –

Кристалл –

Кружево –

Шёлк –

Парча –

Бархат –

Величие –

Торжество -

Составьте с данными словами словосочетания по теме: зима.

Алмазный

Жемчужный

Серебряный

Кристальный

Кружевной

Шёлковый

Парчовый

Бархатный

Величественный

Торжественный

Алмазные бусинки

Жемчужные ожерелья

Посыпать серебром

Кристально чистый

Развесить кружева

Праздничным шёлком

Парчовые платья

Стелить бархатом

Величественная картина

Торжественная тишина

Используйте эти слова и словосочетания в сочинении- для создания образа Зимы.

Сочинение – этюд. Здравствуй, зимушка – зима. Этюд – жанр небольшого по объёму сочинения, словесная образная зарисовка какого-нибудь предмета или явления. План сочинения – этюда. Вдохновенное слово о зиме (яркое вступление – восхищение). Образное описание отдельных деталей зимнего пейзажа. Вдохновенное слово о зиме (яркое вступление – восхищение). Образное описание отдельных деталей зимнего пейзажа. Вдохновенное слово о зиме (яркое вступление – восхищение). Образное описание отдельных деталей зимнего пейзажа. 3. Зимние радости и забавы. 3. Зимние радости и забавы. 3. Зимние радости и забавы.  4. Зима – замечательное время года (вывод).  Пишите сочинение, следуя плану!

Сочинение – этюд.

Здравствуй, зимушка – зима.

Этюд – жанр небольшого по объёму сочинения, словесная образная зарисовка какого-нибудь предмета или явления.

План сочинения – этюда.

  • Вдохновенное слово о зиме (яркое вступление – восхищение). Образное описание отдельных деталей зимнего пейзажа.
  • Вдохновенное слово о зиме (яркое вступление – восхищение). Образное описание отдельных деталей зимнего пейзажа.
  • Вдохновенное слово о зиме (яркое вступление – восхищение).
  • Образное описание отдельных деталей зимнего пейзажа.

3. Зимние радости и забавы.

  • 3. Зимние радости и забавы.
  • 3. Зимние радости и забавы.

4. Зима – замечательное время года (вывод).

Пишите сочинение, следуя плану!

1.Вдохновенное слово о зиме . (яркое вступление – восхищение). Лексические средства: волшебница,  красавица,  хозяюшка,  лебёдушка,       матушка).

1.Вдохновенное слово о зиме .

(яркое вступление – восхищение).

Лексические средства:

волшебница,

красавица,

хозяюшка,

лебёдушка, матушка).

2.Образное описание отдельных деталей зимнего пейзажа. 2.Образное описание отдельных деталей зимнего пейзажа. 2.Образное описание отдельных деталей зимнего пейзажа. Создайте тропы, используя данные словосочетания: Жемчужные ожерелья Посыпать серебром Кристально чистый Развесить кружева Праздничным шёлком Парчовые платья Стелить бархатом Величественная картина Торжественная тишина

2.Образное описание отдельных деталей зимнего пейзажа.

  • 2.Образное описание отдельных деталей зимнего пейзажа.
  • 2.Образное описание отдельных деталей зимнего пейзажа.

Создайте тропы, используя данные словосочетания:

Жемчужные ожерелья

Посыпать серебром

Кристально чистый

Развесить кружева

Праздничным шёлком

Парчовые платья

Стелить бархатом

Величественная картина

Торжественная тишина

3. Зимние радости и забавы. 3. Зимние радости и забавы. 3. Зимние радости и забавы. Лексические средства:  Яркий румянец,  звонкий смех,  весёлые игры,  снежная крепость,  крепкие снежки,  быстрые санки…

3. Зимние радости и забавы.

  • 3. Зимние радости и забавы.
  • 3. Зимние радости и забавы.

Лексические средства:

Яркий румянец,

звонкий смех,

весёлые игры,

снежная крепость,

крепкие снежки,

быстрые санки…

4. Зима – замечательное время года (вывод). Используйте слова:  бодрость,  здоровье,  веселье,  задор,  свежесть,  удовольствие,  счастье.

4. Зима – замечательное время года (вывод).

Используйте слова:

бодрость,

здоровье,

веселье,

задор,

свежесть,

удовольствие,

счастье.

Желаем успеха!

Желаем успеха!

Молодцы!  У вас всё получится!

Молодцы!

У вас всё получится!