СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок "Российская Академия наук и деятельность великого Ломоносова"

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная разработка знакомит учащихся с биографией, жизнью и деятельностью М.В.Ломоносова, его научными открытиями

Просмотр содержимого документа
«Урок "Российская Академия наук и деятельность великого Ломоносова"»

Тема: Российская Академия наук и деятельность великого Ломоносова»

Цель: формировать представление обучающихся о Российской Академии наук и

деятельности М.В. Ломоносова и И.И. Шувалова.

Задачи
Образовательные: раскрыть значение Российской Академии наук и деятельности М. В. Ломоносова в развитии научных открытий и изобретений.
Коррекционно – развивающие: продолжить развивать кругозор учащихся, учить анализировать исторические факты.
Воспитательные: воспитывать у учащихся любовь к знаниям, и интерес к истории России.
Тип урока: сообщение новых знаний.
Ход урока
I Оргмомент.
Готовность рабочего места.
Создание ситуации успеха.
– Дорогие ребята! У вас хорошее настроение? Тогда давайте улыбнемся друг другу и нашим гостям. Надеюсь, что сегодняшний урок принесёт нам радость общения друг с другом. Ну, а мы с вами вновь отправляемся в историческое путешествие по «Реке времени». Пусть этот урок позволит нам открыть много нового и интересного. Оценивать сегодня на уроке вы будите себя сами, свой ответ будите отмечать на листе самооценивания, а в конце урока подведете итог знаниям.

Повторение изученного ранее материала

– А чтобы узнавать новое, нужно не забывать старое, т.е. хорошо знать всё, что было в истории нашей Родины.

На доске карточки с именами исторических деятелей, ваша задача вспомнить как называли в народе этих людей, то есть какое было у них прозвище?

  • Ярослав Мудрый

  • Дмитрий Донской

  • Александр Невский

  • Владимир Красное Солнышко

  • Иван Грозный

  • Петр Великий

– Прошли столетия, а эти имена помнит история? Почему? Мы с вами пришли к выводу, что в благодарность за достижения, сделанные для государства, люди в далекие времена награждали своих государей громкими именами.

– Каждый из этих людей внес свой вклад в развитие Российского государства.


-Особенно мне хочется обратить ваше внимание на личность Петра I Великого.

-Почему Петра I прозвали Великим?

3. Введение в тему урока

1) Рассказ учителя

Петр Первый дал сильный толчок развитию русского народа.

Преобразования при Петре привели к большим изменениям: в стране появилось значительно больше предприятий и мастерских, развивалась торговля, появился морской флот, возникли школы. Стране требовалось много грамотных, образованных людей- специалистов своего дела.

По указу Петра в 1725 было открыто первое научное учреждение в России- Академия наук.

Слайд (Академия наук) Калашникову рисунок

Здесь была открыта первая российская обсерватория, где ученые изучали звезды и наблюдали за движением планет. В Академии наук имелись физическая и химическая лаборатории, была открыта библиотека и типография. Главным делом для Академии наук стало продолжение исследований территорий Сибири и Дальнего Востока. Были открыты богатейшие залежи железной руды на Урале, нефти у берегов Каспийского моря.

Потребность в образовании стала ощущаться все сильнее и сильнее. Образованные люди стали выходить не только из высших слоев общества, но и из низших. Великое дело Петра – развитие российской науки – продолжил первый российский ученый. Его имя вы узнаете, выполнив следующее задание

4 . Подготовка к усвоению нового материала

Назовите это слово. По какому принципу оно зашифровано?

ЛМНСВ

(Портрет М. В. Ломоносова) Кто же это такой?

-как вы думаете, какова тема нашего урока? (Михаил Васильевич Ломоносов)

– Верно ребята. Сегодня на уроке вам предстоит узнать о человеке, который внес огромный вклад в развитие российской науки. Это МИХАИЛ ВАСИЛЬЕВИЧ ЛОМОНОСОВ.

Сообщение темы урока «Российская академия наук и деятельность великого Ломоносова


Какова цель нашего урока мы определим с помощью ключевых слов-глаголов: познакомиться, узнать, перечислить (выставить на доску). Познакомиться с биографией Михаила Васильевича Ломоносова. Узнать о жизни и деятельности М.В. Ломоносова. Перечислить сделанные открытия в различных науках

Демонстрация портрета Ломоносова

5. Первичное усвоение новых знаний

Самостоятельная Работа с учебником

- прочитайте на стр 148 о детских годах Ломоносова и затем ответите на вопросы

Беседа по прочитанному тексту:
1. Где родился М.В. Ломоносов? (На поморской земле, в семье простого рыбака).
2. Чем приходилось заниматься Михаилу в детские годы? (Помогал отцу ловить рыбу в холодном Северном море).
Детские годы М.В.Ломоносова

Запись в тетрадь –М.В.Ломоносов родился в семье простого рыбака в поселке Холмогоры, недалеко от Архангельска 19 ноября 1711 года.


Детство Михайло Ломоносова, рано лишившегося матери, было нелегким: уже с 10 лет отец брал его с собой на тяжёлый и опасный морской промысел. Под руководством отца юный Ломоносов научился ориентироваться по ночному небу, пользоваться компасом и определять направления ветра. Он хорошо запомнил особенности побережья и морских течений, приливов и отливов. Такая жизнь закалила характер молодого человека.

Грамоте он учился у односельчанина Ивана Шубного. Основы знаний приобрел по первым в то время книгам – «Грамматике» Мелентия Смотрицкого и «Арифметике» Леонтия Магницкого, которые называл «вратами своей учёности».

Отец сначала поощрял «книжное прилежание» ,а потом после смерти матери, стал считать , что учеба отнимает время от работы»

И тогда в декабрьскую ночь 1730 года, никого не предупредив, вышел Михайло из дому и побежал догонять обоз с мороженой рыбой, который ещё утром отправился в Москву. С собой у Михаила было три рубля денег, взятые взаймы у соседа Фомы Шубного, да две книги – «Грамматика» и «Арифметика». На тот момент ему исполнилось 19 лет.

Юноша , скрыв свое происхождение поступил Слаяно-греко-латинскую академию. Там он учился пять лет, был старше всех, дети его дразнили. Но желание учиться было превыше всего

Работа с текстом учебника

- стр 149 найдите куда его отправили учиться дальше за отличную учебу.


- В 1745 году Ломоносов вернулся в Петербург и стал трудиться в Академии наук.

Рассказ о учителя об учебе в Москве и в Германии.

Путешествуя по Германии, он продолжал самостоятельно заниматься химией, физикой, математикой. Не забывал посещать научные учреждения и химические лаборатории известных ученых.

Немецкие профессора были восхищены разносторонним талантом, не виданными знаниями и необыкновенным трудолюбием Ломоносова

Ломоносов –великий ученый.

- В 1745 году Ломоносов вернулся в Петербург и стал трудиться в Академии наук.

Рассказ об открытиях М.В .Ломоносова ( по тексту учебника , показ слайдов)

- Найдите в тексте учебника какими науками занимался М.В. Ломоносов?

1) Организовал первую в России химическую лабораторию: создал различные краски и лаки, наладил производство цветных стекол, при помощи которых составлялась мозаика. Открыл способ изготовления фарфора и в России стали изготавливать сервизы и вазы.

2) Ломоносов пытался проникнуть в тайны природы, стал изучать природу тепла и холода, тайны электричества и причины возникновения молнии и дождя, что такое кометы и планеты, отчего происходит северное сияние и многое другое.

3)Написал множество стихов, первую русскую грамматику и учебник русской истории.

Запись в тетрадь

  1. открыл первую в России химическую лабораторию

  2. изучал природу тепла и холода, тайны электричества, изучал планеты

  3. занимался изучением русской истории, писал поэмы и стихи.

- Подумайте, чтобы достигнуть таких высот в учении и научных открытиях, какими чертами характера должен был обладать М.В. Ломоносов.

Дисциплинированность, организованность, усидчивость, любознательность, целеустремленность.

Кроме перечисленных качеств характера Ломоносов всегда держался независимо, имел чувство собственного достоинства, сердечно и заботливо относился к людям независимо от их национальности и происхождения.

Вывод по теме

Ломоносов был исключительно разносторонним человеком. Трудно назвать области науки, техники, искусства, где не упоминалась бы его имя. Он прославился как химик, физик, геолог, поэт, художник, астроном, географ и историк. Такими разными науками занимался первый российский ученый Михаил Васильевич Ломоносов. Вклад его в развитие российской науке огромный и неоценимый.
Благодаря созданию Российской Академии наук в XVIII веке было сделано много выдающихся научных открытий.

Закрепление пройденного материала

-Какую тему изучали на уроке?

Работа в паре. Восстановить деформированный план рассказа о М. В. Ломоносове.

  1. Возвращение в Россию.

  2. Учеба за границей.

  3. Детские и юношеские годы.

  4. Учеба в Славяно-греко-латинской академии.

  5. Работа в Петербургской академии наук.

  6. Учеба в Петербургской академии.

Один обучающийся зачитывает правильные пункты плана.

  1. Детские и юношеские годы.

  2. Учеба в Славяно-греко-латинской академии.

  3. Учеба в Петербургской академии.

  4. Учёба за границей.

  5. Возвращение в Россию.

  6. Работа в Петербургской академии наук.

Самопроверка. Оценивают свои работы.

Итак мы сегодня на уроке познакомились с биографией Михаила Васильевича Ломоносова. Узнали о жизни и деятельности М.В. Ломоносова. Перечислили сделанные открытия в различных наука.

Рефлексия

– Ломоносов был разносторонним человеком и сделал открытия в разных областях науки, стал великим учёным. А в каком направлении пошли бы вы?

Кем бы вы хотели стать. Чтобы достичь своей цели, надо сейчас хорошо учиться.


VI. Итог урока.
Комментарии и объявление оценок за работу на уроке.(самооценивание)

– Спасибо за сотрудничество! Вы хорошо потрудились. И всегда помните, чтобы быть настоящим патриотом своей страны, надо каждому хорошо знать прошлое, чтобы понимать настоящее и предвидеть будущее.


Домашнее задание. Стр. 148 – 150, вопросы 1-3













Восстановите план рассказа о М.В. Ломоносове

Возвращение в Россию.

Учеба за границей.

Детские и юношеские годы.

Учеба в Славяно-греко-латинской академии.

Работа в Петербургской академии наук.

Учеба в Петербургской академии.



Восстановите план рассказа о М.В. Ломоносове

Возвращение в Россию.

Учеба за границей.

Детские и юношеские годы.

Учеба в Славяно-греко-латинской академии.

Работа в Петербургской академии наук.

Учеба в Петербургской академии.



Восстановите план рассказа о М.В. Ломоносове

Возвращение в Россию.

Учеба за границей.

Детские и юношеские годы.

Учеба в Славяно-греко-латинской академии.

Работа в Петербургской академии наук.

Учеба в Петербургской академии.



Восстановите план рассказа о М.В. Ломоносове

Возвращение в Россию.

Учеба за границей.

Детские и юношеские годы.

Учеба в Славяно-греко-латинской академии.

Работа в Петербургской академии наук.

Учеба в Петербургской академии.





План рассказа о М.В.Ломоносове

  1. Детские и юношеские годы.

  2. Учеба в Славяно-греко-латинской академии.

  3. Учеба в Петербургской академии.

  4. Учёба за границей.

  5. Возвращение в Россию.

  6. Работа в Петербургской академии наук.





М.В.Ломоносов родился в семье простого рыбака в поселке Холмогоры, недалеко от Архангельска 19 ноября 1711 года.




  1. открыл первую в России химическую лабораторию

  2. изучал природу тепла и холода, тайны электричества, изучал планеты

  3. занимался изучением русской истории, писал поэмы и стихи.




Вспомните как называли в народе этих людей, то есть какое было

у них прозвище.


Ярослав Невский

Дмитрий Грозный

Александр Великий

Владимир Мудрый

Иван Красное Солнышко

Петр Донской







Вспомните как называли в народе этих людей, то есть какое было

у них прозвище.


Ярослав Невский

Дмитрий Грозный

Александр Великий

Владимир Мудрый

Иван Красное Солнышко

Петр Донской



Вспомните как называли в народе этих людей, то есть какое было

у них прозвище.


Ярослав Невский

Дмитрий Грозный

Александр Великий

Владимир Мудрый

Иван Красное Солнышко

Петр Донской





Вспомните как называли в народе этих людей, то есть какое было

у них прозвище.


Ярослав Невский

Дмитрий Грозный

Александр Великий

Владимир Мудрый

Иван Красное Солнышко

Петр Донской









Котикову



Вспомните как называли в народе этих людей, то есть какое было

у них прозвище.


Ярослав Мудрый

Дмитрий Донской

Александр Невский

Владимир Красное Солнышко

Иван Грозный

Петр Великий