Тема: Российская Академия наук и деятельность великого Ломоносова»
Цель: формировать представление обучающихся о Российской Академии наук и
деятельности М.В. Ломоносова и И.И. Шувалова.
Задачи
Образовательные: раскрыть значение Российской Академии наук и деятельности М. В. Ломоносова в развитии научных открытий и изобретений.
Коррекционно – развивающие: продолжить развивать кругозор учащихся, учить анализировать исторические факты.
Воспитательные: воспитывать у учащихся любовь к знаниям, и интерес к истории России.
Тип урока: сообщение новых знаний.
Ход урока
I Оргмомент.
Готовность рабочего места.
Создание ситуации успеха.
– Дорогие ребята! У вас хорошее настроение? Тогда давайте улыбнемся друг другу и нашим гостям. Надеюсь, что сегодняшний урок принесёт нам радость общения друг с другом. Ну, а мы с вами вновь отправляемся в историческое путешествие по «Реке времени». Пусть этот урок позволит нам открыть много нового и интересного. Оценивать сегодня на уроке вы будите себя сами, свой ответ будите отмечать на листе самооценивания, а в конце урока подведете итог знаниям.
Повторение изученного ранее материала
– А чтобы узнавать новое, нужно не забывать старое, т.е. хорошо знать всё, что было в истории нашей Родины.
На доске карточки с именами исторических деятелей, ваша задача вспомнить как называли в народе этих людей, то есть какое было у них прозвище?
– Прошли столетия, а эти имена помнит история? Почему? Мы с вами пришли к выводу, что в благодарность за достижения, сделанные для государства, люди в далекие времена награждали своих государей громкими именами.
– Каждый из этих людей внес свой вклад в развитие Российского государства.
-Особенно мне хочется обратить ваше внимание на личность Петра I Великого.
-Почему Петра I прозвали Великим?
3. Введение в тему урока
1) Рассказ учителя
Петр Первый дал сильный толчок развитию русского народа.
Преобразования при Петре привели к большим изменениям: в стране появилось значительно больше предприятий и мастерских, развивалась торговля, появился морской флот, возникли школы. Стране требовалось много грамотных, образованных людей- специалистов своего дела.
По указу Петра в 1725 было открыто первое научное учреждение в России- Академия наук.
Слайд (Академия наук) Калашникову рисунок
Здесь была открыта первая российская обсерватория, где ученые изучали звезды и наблюдали за движением планет. В Академии наук имелись физическая и химическая лаборатории, была открыта библиотека и типография. Главным делом для Академии наук стало продолжение исследований территорий Сибири и Дальнего Востока. Были открыты богатейшие залежи железной руды на Урале, нефти у берегов Каспийского моря.
Потребность в образовании стала ощущаться все сильнее и сильнее. Образованные люди стали выходить не только из высших слоев общества, но и из низших. Великое дело Петра – развитие российской науки – продолжил первый российский ученый. Его имя вы узнаете, выполнив следующее задание
4 . Подготовка к усвоению нового материала
Назовите это слово. По какому принципу оно зашифровано?
ЛМНСВ
(Портрет М. В. Ломоносова) Кто же это такой?
-как вы думаете, какова тема нашего урока? (Михаил Васильевич Ломоносов)
– Верно ребята. Сегодня на уроке вам предстоит узнать о человеке, который внес огромный вклад в развитие российской науки. Это МИХАИЛ ВАСИЛЬЕВИЧ ЛОМОНОСОВ.
Сообщение темы урока «Российская академия наук и деятельность великого Ломоносова
Какова цель нашего урока мы определим с помощью ключевых слов-глаголов: познакомиться, узнать, перечислить (выставить на доску). Познакомиться с биографией Михаила Васильевича Ломоносова. Узнать о жизни и деятельности М.В. Ломоносова. Перечислить сделанные открытия в различных науках
Демонстрация портрета Ломоносова
5. Первичное усвоение новых знаний
Самостоятельная Работа с учебником
- прочитайте на стр 148 о детских годах Ломоносова и затем ответите на вопросы
Беседа по прочитанному тексту:
1. Где родился М.В. Ломоносов? (На поморской земле, в семье простого рыбака).
2. Чем приходилось заниматься Михаилу в детские годы? (Помогал отцу ловить рыбу в холодном Северном море).
Детские годы М.В.Ломоносова
Запись в тетрадь –М.В.Ломоносов родился в семье простого рыбака в поселке Холмогоры, недалеко от Архангельска 19 ноября 1711 года.
Детство Михайло Ломоносова, рано лишившегося матери, было нелегким: уже с 10 лет отец брал его с собой на тяжёлый и опасный морской промысел. Под руководством отца юный Ломоносов научился ориентироваться по ночному небу, пользоваться компасом и определять направления ветра. Он хорошо запомнил особенности побережья и морских течений, приливов и отливов. Такая жизнь закалила характер молодого человека.
Грамоте он учился у односельчанина Ивана Шубного. Основы знаний приобрел по первым в то время книгам – «Грамматике» Мелентия Смотрицкого и «Арифметике» Леонтия Магницкого, которые называл «вратами своей учёности».
Отец сначала поощрял «книжное прилежание» ,а потом после смерти матери, стал считать , что учеба отнимает время от работы»
И тогда в декабрьскую ночь 1730 года, никого не предупредив, вышел Михайло из дому и побежал догонять обоз с мороженой рыбой, который ещё утром отправился в Москву. С собой у Михаила было три рубля денег, взятые взаймы у соседа Фомы Шубного, да две книги – «Грамматика» и «Арифметика». На тот момент ему исполнилось 19 лет.
Юноша , скрыв свое происхождение поступил Слаяно-греко-латинскую академию. Там он учился пять лет, был старше всех, дети его дразнили. Но желание учиться было превыше всего
Работа с текстом учебника
- стр 149 найдите куда его отправили учиться дальше за отличную учебу.
- В 1745 году Ломоносов вернулся в Петербург и стал трудиться в Академии наук.
Рассказ о учителя об учебе в Москве и в Германии.
Путешествуя по Германии, он продолжал самостоятельно заниматься химией, физикой, математикой. Не забывал посещать научные учреждения и химические лаборатории известных ученых.
Немецкие профессора были восхищены разносторонним талантом, не виданными знаниями и необыкновенным трудолюбием Ломоносова
Ломоносов –великий ученый.
- В 1745 году Ломоносов вернулся в Петербург и стал трудиться в Академии наук.
Рассказ об открытиях М.В .Ломоносова ( по тексту учебника , показ слайдов)
- Найдите в тексте учебника какими науками занимался М.В. Ломоносов?
1) Организовал первую в России химическую лабораторию: создал различные краски и лаки, наладил производство цветных стекол, при помощи которых составлялась мозаика. Открыл способ изготовления фарфора и в России стали изготавливать сервизы и вазы.
2) Ломоносов пытался проникнуть в тайны природы, стал изучать природу тепла и холода, тайны электричества и причины возникновения молнии и дождя, что такое кометы и планеты, отчего происходит северное сияние и многое другое.
3)Написал множество стихов, первую русскую грамматику и учебник русской истории.
Запись в тетрадь
открыл первую в России химическую лабораторию
изучал природу тепла и холода, тайны электричества, изучал планеты
занимался изучением русской истории, писал поэмы и стихи.
- Подумайте, чтобы достигнуть таких высот в учении и научных открытиях, какими чертами характера должен был обладать М.В. Ломоносов.
Дисциплинированность, организованность, усидчивость, любознательность, целеустремленность.
Кроме перечисленных качеств характера Ломоносов всегда держался независимо, имел чувство собственного достоинства, сердечно и заботливо относился к людям независимо от их национальности и происхождения.
Вывод по теме
Ломоносов был исключительно разносторонним человеком. Трудно назвать области науки, техники, искусства, где не упоминалась бы его имя. Он прославился как химик, физик, геолог, поэт, художник, астроном, географ и историк. Такими разными науками занимался первый российский ученый Михаил Васильевич Ломоносов. Вклад его в развитие российской науке огромный и неоценимый.
Благодаря созданию Российской Академии наук в XVIII веке было сделано много выдающихся научных открытий.
Закрепление пройденного материала
-Какую тему изучали на уроке?
Работа в паре. Восстановить деформированный план рассказа о М. В. Ломоносове.
Возвращение в Россию.
Учеба за границей.
Детские и юношеские годы.
Учеба в Славяно-греко-латинской академии.
Работа в Петербургской академии наук.
Учеба в Петербургской академии.
Один обучающийся зачитывает правильные пункты плана.
Детские и юношеские годы.
Учеба в Славяно-греко-латинской академии.
Учеба в Петербургской академии.
Учёба за границей.
Возвращение в Россию.
Работа в Петербургской академии наук.
Самопроверка. Оценивают свои работы.
Итак мы сегодня на уроке познакомились с биографией Михаила Васильевича Ломоносова. Узнали о жизни и деятельности М.В. Ломоносова. Перечислили сделанные открытия в различных наука.
Рефлексия
– Ломоносов был разносторонним человеком и сделал открытия в разных областях науки, стал великим учёным. А в каком направлении пошли бы вы?
Кем бы вы хотели стать. Чтобы достичь своей цели, надо сейчас хорошо учиться.
VI. Итог урока.
Комментарии и объявление оценок за работу на уроке.(самооценивание)
– Спасибо за сотрудничество! Вы хорошо потрудились. И всегда помните, чтобы быть настоящим патриотом своей страны, надо каждому хорошо знать прошлое, чтобы понимать настоящее и предвидеть будущее.
Домашнее задание. Стр. 148 – 150, вопросы 1-3
Восстановите план рассказа о М.В. Ломоносове
Возвращение в Россию.
Учеба за границей.
Детские и юношеские годы.
Учеба в Славяно-греко-латинской академии.
Работа в Петербургской академии наук.
Учеба в Петербургской академии.
Восстановите план рассказа о М.В. Ломоносове
Возвращение в Россию.
Учеба за границей.
Детские и юношеские годы.
Учеба в Славяно-греко-латинской академии.
Работа в Петербургской академии наук.
Учеба в Петербургской академии.
Восстановите план рассказа о М.В. Ломоносове
Возвращение в Россию.
Учеба за границей.
Детские и юношеские годы.
Учеба в Славяно-греко-латинской академии.
Работа в Петербургской академии наук.
Учеба в Петербургской академии.
Восстановите план рассказа о М.В. Ломоносове
Возвращение в Россию.
Учеба за границей.
Детские и юношеские годы.
Учеба в Славяно-греко-латинской академии.
Работа в Петербургской академии наук.
Учеба в Петербургской академии.
План рассказа о М.В.Ломоносове
Детские и юношеские годы.
Учеба в Славяно-греко-латинской академии.
Учеба в Петербургской академии.
Учёба за границей.
Возвращение в Россию.
Работа в Петербургской академии наук.
М.В.Ломоносов родился в семье простого рыбака в поселке Холмогоры, недалеко от Архангельска 19 ноября 1711 года.
открыл первую в России химическую лабораторию
изучал природу тепла и холода, тайны электричества, изучал планеты
занимался изучением русской истории, писал поэмы и стихи.
Вспомните как называли в народе этих людей, то есть какое было
у них прозвище.
Ярослав Невский
Дмитрий Грозный
Александр Великий
Владимир Мудрый
Иван Красное Солнышко
Петр Донской
Вспомните как называли в народе этих людей, то есть какое было
у них прозвище.
Ярослав Невский
Дмитрий Грозный
Александр Великий
Владимир Мудрый
Иван Красное Солнышко
Петр Донской
Вспомните как называли в народе этих людей, то есть какое было
у них прозвище.
Ярослав Невский
Дмитрий Грозный
Александр Великий
Владимир Мудрый
Иван Красное Солнышко
Петр Донской
Вспомните как называли в народе этих людей, то есть какое было
у них прозвище.
Ярослав Невский
Дмитрий Грозный
Александр Великий
Владимир Мудрый
Иван Красное Солнышко
Петр Донской
Котикову
Вспомните как называли в народе этих людей, то есть какое было
у них прозвище.
Ярослав Мудрый
Дмитрий Донской
Александр Невский
Владимир Красное Солнышко
Иван Грозный
Петр Великий